СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы А.И.Савенкова  «Программа исследовательского обучения младших школьников».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по внеурочной деятельности к курсу «Я – исследователь»


Программа составлена учителем начальных классов Башагиной Татьяной Ивановной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативных документов:

- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (далее – приказ № 1241);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее – СанПиН);

- постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями);

- локальных актов школы.

- на основе авторской программы А.И.Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников».

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной, необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативные и информационные компетенции. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. Программа позволяет включить в исследовательскую деятельность всех учащихся, а не только одаренных детей.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы

2. Выработка гипотез

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Анализируя эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий. Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:

1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.

2. с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

3. с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Объём курса: 4класс- 34ч

Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

• приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

• овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

• освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

• создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

• Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что? предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

• Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

• Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

• Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

• Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

• Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Требования к уровню освоения содержания программы

• В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.

• Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.

• В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

• В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• положительное отношение к исследовательской деятельности;

• широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• интерес к новому содержанию и новым способам познания;

• ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

• морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать свои действия на уровне ретрооценки;

• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

• высказываться в устной и письменной формах;

• ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

• владеть основами смыслового чтения текста;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте;

• обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

• подводить под понятие;

• устанавливать аналогии;

• оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

• наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

• видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

• планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.


Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• оперировать такими понятиями, как явление, причина,

• следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;

• использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• допускать существование различных точек зрения;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• контролировать действия партнера;

• владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения

в совместной деятельности;

• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

УМК

- «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература» 2007г

- А.И.Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара «Учебная литература» 2007г

- Рабочая тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2008г.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

«Тренинг».

«Исследовательская практика».

«Мониторинг».

Общая характеристика содержания

«Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

«Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

«Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.




Тема занятия

К-во ч.

Основные вопросы рассматриваемые на занятии.

Характеристика деятельности

Дата

По плану

По факту

Тренинг

1

Культура мышления.

1

Отделение основной информации от второстепенной. Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем.

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации. Учить приемам анализа объекта или явления, классификации и обобщения. Закрепить умение давать определение понятий.



2

Методы исследования.

1

Уметь использовать различные методы

исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Расширять представления о методах исследования.




3

Научная теория.

1

Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Планирует свое действие. Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем. Дать представление о научной теории, какими бывают научные теории.



4

Научное прогнозирование.

1

Уметь выдвигать и проверять собственные гипотезы. Выдвижение гипотез осуществление их проверки.

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. Познакомить с понятиями «научный прогноз», «методы прогнозирования».



5

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.

1

Уметь проводить простые эксперименты и наблюдения, фиксировать данные. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам. Учить проводить простые эксперименты и наблюдения, фиксировать данные.



6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

1

Уметь строить и задавать вопросы. Формулирование полученных результатов.

Излагает полученную информацию по заданным вопросам. Учить строить и задавать вопросы



7

Ассоциации и аналогии.

1

Уметь создавать аналогии. Формулирование полученных результатов.

Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Учить создавать аналогии.



8

Как правильно делать выводы из наблюдений

и экспериментов.

1

Уметь высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. Отделение основной информации от второстепенной.

Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Учить высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.



9

  Умение выявлять проблемы.

1

Уметь выявлять проблемы в предложенном тексте. Отделение основной информации от второстепенной.

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. Учить выявлять проблемы в предложенном тексте.



10

Как подготовиться к защите.

1

Учить составлять план защиты исследовательской работы. Уметь при защите использовать вербальные и невербальные средства.

Использует предложенный алгоритм действий. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).



Исследовательская практика

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

1

Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования. Уметь выбирать тему собственного исследования.

Готовит план выступления на основе заданных целей. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников.



12-20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

9

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).


Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает, и планирует ее поиск. Владеть приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).




21-24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

4

Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований. Владеть приемами исследовательской деятельности.

 Фиксируют итоговый продукт (результат)


  Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.




25-26

Подготовка собственных работ к защите.

2

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите.   Уметь строить защиту собственной работы.

Использует предложенный алгоритм действий. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).




Мониторинг

27-28

Подготовка собственных работ к защите.

2

Оказать помощь по подготовке к выступлению. Уметь строить защиту собственной работы.

Объективное оценивание своих учебных достижений. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.



29-30

Собственная защита исследовательских работ.

2

Демонстрация результатов исследования

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).





31-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.4кл

 

4

   Демонстрация результатов исследования. Умение задавать вопросы.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы. Уметь анализировать и оценивать результаты работы другого человека







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!