ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по внеурочной деятельности к курсу «Я – исследователь»
Программа составлена учителем начальных классов Башагиной Татьяной Ивановной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативных документов:
- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (далее – приказ № 1241);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее – СанПиН);
- постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями);
- локальных актов школы.
- на основе авторской программы А.И.Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников».
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной, необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативные и информационные компетенции. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. Программа позволяет включить в исследовательскую деятельность всех учащихся, а не только одаренных детей.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
1. Выделение и постановка проблемы
2. Выработка гипотез
3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)
4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)
5. Представление результатов исследовательской деятельности.
Анализируя эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий. Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:
1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
2. с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
3. с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Объём курса: 4класс- 34ч
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
• приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
• овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
• освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
• создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
• Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что? предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
• Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
• Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
• Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
• Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
• Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Требования к уровню освоения содержания программы
• В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
• Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
• В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
• В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• положительное отношение к исследовательской деятельности;
• широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• интерес к новому содержанию и новым способам познания;
• ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
• морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
• высказываться в устной и письменной формах;
• ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
• владеть основами смыслового чтения текста;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте;
• обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
• наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
• видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
• планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• оперировать такими понятиями, как явление, причина,
• следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.;
• использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• допускать существование различных точек зрения;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения
в совместной деятельности;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
УМК
- «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература» 2007г
- А.И.Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара «Учебная литература» 2007г
- Рабочая тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2008г.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
«Тренинг».
«Исследовательская практика».
«Мониторинг».
Общая характеристика содержания
«Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
«Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
«Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
№ | Тема занятия | К-во ч. | Основные вопросы рассматриваемые на занятии. | Характеристика деятельности | Дата |
По плану | По факту |
Тренинг |
1 | Культура мышления. | 1 | Отделение основной информации от второстепенной. Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем. | Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации. Учить приемам анализа объекта или явления, классификации и обобщения. Закрепить умение давать определение понятий. | | |
2 | Методы исследования. | 1 | Уметь использовать различные методы исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Расширять представления о методах исследования. | | |
3 | Научная теория. | 1 | Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | Планирует свое действие. Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем. Дать представление о научной теории, какими бывают научные теории. | | |
4 | Научное прогнозирование. | 1 | Уметь выдвигать и проверять собственные гипотезы. Выдвижение гипотез осуществление их проверки. | Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. Познакомить с понятиями «научный прогноз», «методы прогнозирования». | | |
5 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. | 1 | Уметь проводить простые эксперименты и наблюдения, фиксировать данные. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. | Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам. Учить проводить простые эксперименты и наблюдения, фиксировать данные. | | |
6 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | 1 | Уметь строить и задавать вопросы. Формулирование полученных результатов. | Излагает полученную информацию по заданным вопросам. Учить строить и задавать вопросы | | |
7 | Ассоциации и аналогии. | 1 | Уметь создавать аналогии. Формулирование полученных результатов. | Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Учить создавать аналогии. | | |
8 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. | 1 | Уметь высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. Отделение основной информации от второстепенной. | Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Учить высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | | |
9 | Умение выявлять проблемы. | 1 | Уметь выявлять проблемы в предложенном тексте. Отделение основной информации от второстепенной. | Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. Учить выявлять проблемы в предложенном тексте. | | |
10 | Как подготовиться к защите. | 1 | Учить составлять план защиты исследовательской работы. Уметь при защите использовать вербальные и невербальные средства. | Использует предложенный алгоритм действий. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | | |
Исследовательская практика |
11 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1 | Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования. Уметь выбирать тему собственного исследования. | Готовит план выступления на основе заданных целей. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников. | | |
12-20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 9 | Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает, и планирует ее поиск. Владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). | | |
21-24 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 4 | Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований. Владеть приемами исследовательской деятельности. Фиксируют итоговый продукт (результат) | Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы. | | |
25-26 | Подготовка собственных работ к защите. | 2 | Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите. Уметь строить защиту собственной работы. | Использует предложенный алгоритм действий. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | | |
Мониторинг |
27-28 | Подготовка собственных работ к защите. | 2 | Оказать помощь по подготовке к выступлению. Уметь строить защиту собственной работы. | Объективное оценивание своих учебных достижений. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий. | | |
29-30 | Собственная защита исследовательских работ. | 2 | Демонстрация результатов исследования | Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | | |
31-34 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.4кл | 4 | Демонстрация результатов исследования. Умение задавать вопросы. | Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы. Уметь анализировать и оценивать результаты работы другого человека | | |