СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Математика для увлечённых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная внеурочная рабочая программа предложена для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Математика для увлечённых"»

«Математика для увлечённых»

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа «Математика для увлечённых» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика для увлечённых» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Математика для увлечённых» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Математика для увлечённых» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организа­цию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема­тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» дея­тельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за­нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра­боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма­тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.



Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.


Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.


Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.


  1. Планируемые результаты освоения курса «Математика для увлечённых»

1 класс

Личностные результаты

  • осознание роли математики в жизни людей;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;

  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других;

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Предметные результаты

  • понимать как люди учились считать;

  • работать с пословицами, в которых встречаются числа;

  • выполнять интересные приёмы устного счёта;

  • находить суммы ряда чисел;

  • решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

  • разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

  • находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

2 класс

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • различать способ и результат действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.

  • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Коммуникативные УУД

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметные результаты

  • понимать нумерацию древних римлян;

  • знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

  • выделять простейшие математические софизмы;

  • пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

  • понимать некоторые секреты математических фокусов.

  • использовать интересные приёмы устного счёта;

  • применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

  • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

  • решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

  • находить периметр составных фигур.

3 класс

Личностные результаты

  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

  • стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

  • различать имена и высказывания великих математиков;

  • работать с числами – великанами;

  • пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

  • понимать «секреты» некоторых математических фокусов;

  • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

  • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

  • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

  • находить периметр и площадь окружающих предметов;

  • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

4 класс

Личностные результаты

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;

  • составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;

  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

  • строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;

  • пользоваться различными источниками информации;

  • обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;

  • конструировать предметы из геометрических фигур;

  • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

  • применять приёмы, упрощающие вычисления;

  • выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;

  • решать задачи на противоречия;

  • анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;

  • работать над проектами;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

II. Основное содержание курса

1 класс

Математика – это интересно

Танграм: древняя китайская головоломка

Путешествие точки

Игры с кубиками

Танграм: древняя китайская головоломка

Волшебная линейка

Праздник числа 10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игры с кубиками

Конструкторы лего

Весёлая геометрия

Математические игры

«Спичечный» конструктор

Задачи-смекалки

Прятки с фигурами

Математические игры

Числовые головоломки

Математическая карусель

Уголки

Игра в магазин. Монеты

Конструирование фигур из деталей танграма

Игры с кубиками

Математическое путешествие

Математические игры

Секреты задач

Математическая карусель

Числовые головоломки

Математические игры

КВН

«Математика – Царица наук»

2 класс

«Удивительная снежинка»

Иrpa«Крестики-нолики»

Математические игры

Прятки с фигурами

Секреты задач

«Спичечный» конструктор

Геометрический калейдоскоп

Числовые головоломки

«Шаг в будущее»

Геометрия вокруг нас

Путешествие точки

«Шаг в будущее»

Тайны окружности

Математическое путешествие

«Новогодний серпантин»

Математические игры

«Часы нас будят по утрам...»

Геометрический калейдоскоп

Головоломки

Секреты задач

«Что скрывает сорока?»

Интеллектуальная разминка

Дважды два — четыре

В царстве смекалки

Интеллектуальная разминка

Составь квадрат

. Мир занимательных задач

Математические фокусы

Математическая эстафета

3 класс

Интеллектуальная разминка

«Числовой» конструктор

Геометрия вокруг нас

Волшебные переливания

В царстве смекалки

«Шаг в будущее»

«Спичечный» конструктор

Числовые головоломки

Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Математические игры

Секреты чисел

Математическая копилка

Математическое путешествие

Выбери маршрут

Числовые головоломки

В царстве смекалки

Мир занимательных задач

Геометрический калейдоскоп

Интеллектуальная разминка

Разверни листок

От секунды до столетия

Числовые головоломки

Конкурс смекалки

Это было в старину

Математические фокусы

Энциклопедия математических развлечений

Математический лабиринт

4 класс

Интеллектуальная разминка

Числа-великаны

Мир занимательных задач

Кто что увидит?

Римские цифры

Числовые головоломки

Секреты задач

В царстве смекалки

Математический марафон

«Спичечный» конструктор

Выбери маршрут

Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Занимательное моделирование

Математическая копилка

Какие слова спрятаны в таблице?

«Математика — наш друг!»

Решай, отгадывай, считай

В царстве смекалки

Числовые головоломки

Мир занимательных задач

Математические фокусы

Интеллектуальная разминка

Блиц-турнир по решению задач

Математическая копилка

Геометрические фигуры вокруг нас

Математический лабиринт

Математический праздник

  1. Календарно-тематическое планирование

1 класс



п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1.

Математика – это интересно


1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.


3.

Путешествие точки

1

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»


4.

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.


5.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.


6

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.


7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.


8

Конструирование многоугольников из деталей танграма


1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.


9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.


10

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.


11-12

Конструкторы лего

2

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.


13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.


14

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».


15-16

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.


17

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.


18

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».


19

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».



20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).



21-22

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.


23

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты

1

Сложение и вычитание в пределах 20.


25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.


26

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.


27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – = 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – = 8 и т. д.


28

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.


31

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


32

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».


33

КВН

«Математика – Царица наук»

1


2 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1.

«Удивительная снежинка»


1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»


2.

Иrpa«Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20


3.

Математические игры


1

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»


4.

Прятки с фигурами


1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.


5.

Секреты задач



1

Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.



6-7

«Спичечный» конструктор


2

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.



8.

Геометрический калейдоскоп


1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.


9.

Числовые головоломки


1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).


10.

«Шаг в будущее»


1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».


11.

Геометрия вокруг нас



1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


12.

Путешествие точки


1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.


13.

«Шаг в будущее»


1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.


14.

Тайны окружности


1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).


15.

Математическое путешествие


1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37


16-17

«Новогодний серпантин»


2

Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.



18

Математические игры


1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».


19.

«Часы нас будят по утрам...»


1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.


20.

Геометрический калейдоскоп


1

Задания на разрезание и составление фигур.


21.

Головоломки


1

Расшифровка закодированных слов.

22.

Секреты задач


1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.


23.

«Что скрывает сорока?»


1

Решение и составление ребусов,

24.

Интеллектуальная разминка


1

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.


25.

Дважды два — четыре


1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».


26-27.

Дважды два — четыре


2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


28.

В царстве смекалки


1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29.

Интеллектуальная разминка


1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.


30.

Составь квадрат

.


1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

31-32.

Мир занимательных задач


2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте»..


33.

Математические фокусы


1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).


34.

Математическая эстафета




1

Решение олимпиадных задач

3 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

«Числовой» конструктор

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3.

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4.

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.


5-6

В царстве смекалки

2

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).


7

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».

8-9

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


11-12

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.


13

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.


14

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).


15

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.


16

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.


17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 +
150= 670


18

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).


20 -21

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

22

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.


24

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.


25

Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26-27

От секунды до столетия

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.


28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (какуро).


29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.


30

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»


31

Математические фокусы

1

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).


34

Математический лабиринт

1

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго-
товка к международному конкурсу «Кенгуру».


4 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?


3.

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


4.

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.


6

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).


7

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).


8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10-11

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

12

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.


13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.


14

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.


15-17

Занимательное моделирование

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).


18

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.


19

Какие слова

спрятаны в таблице?


1

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

20

«Математика — наш друг!» 

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.


22-23

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

24

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).


25-26

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.


27

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.


28-29

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.



30

Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.



31

Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.


32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)


33

Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».


34

Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!