«Математика для увлечённых»
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа «Математика для увлечённых» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика для увлечённых» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Математика для увлечённых» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Математика для увлечённых» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Планируемые результаты освоения курса «Математика для увлечённых»
1 класс
Личностные результаты
Метапредметныерезультаты
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать по предложенному учителем плану;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Предметные результаты
понимать как люди учились считать;
работать с пословицами, в которых встречаются числа;
выполнять интересные приёмы устного счёта;
находить суммы ряда чисел;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
2 класс
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Коммуникативные УУД
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Предметные результаты
понимать нумерацию древних римлян;
знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
выделять простейшие математические софизмы;
пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
понимать некоторые секреты математических фокусов.
использовать интересные приёмы устного счёта;
применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
находить периметр составных фигур.
3 класс
Личностные результаты
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
различать имена и высказывания великих математиков;
работать с числами – великанами;
пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
находить периметр и площадь окружающих предметов;
разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
4 класс
Личностные результаты
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
пользоваться различными источниками информации;
обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
создавать и преобразовывать модели и схемы;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
конструировать предметы из геометрических фигур;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
применять приёмы, упрощающие вычисления;
выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
решать задачи на противоречия;
анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;
работать над проектами;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
II. Основное содержание курса
1 класс
Математика – это интересно
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки
Игры с кубиками
Танграм: древняя китайская головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Конструкторы лего
Весёлая геометрия
Математические игры
«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Математические игры
Числовые головоломки
Математическая карусель
Уголки
Игра в магазин. Монеты
Конструирование фигур из деталей танграма
Игры с кубиками
Математическое путешествие
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
КВН
«Математика – Царица наук»
2 класс
«Удивительная снежинка»
Иrpa«Крестики-нолики»
Математические игры
Прятки с фигурами
Секреты задач
«Спичечный» конструктор
Геометрический калейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия вокруг нас
Путешествие точки
«Шаг в будущее»
Тайны окружности
Математическое путешествие
«Новогодний серпантин»
Математические игры
«Часы нас будят по утрам...»
Геометрический калейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка
Дважды два — четыре
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка
Составь квадрат
. Мир занимательных задач
Математические фокусы
Математическая эстафета
3 класс
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт
4 класс
Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
1. | Математика – это интересно | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы- полненной работы. |
3. | Путешествие точки | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
4. | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- дого два кубика). Взаимный контроль. |
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол- ненной работы. |
6 | Волшебная линейка | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник- новения линейки. |
7 | Праздник числа 10 | 1 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле- ние примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча- стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав- ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
10 | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- дого два кубика). Взаимный контроль. |
11-12 | Конструкторы лего | 2 | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал- горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст- венному замыслу. |
13 | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность. |
14 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». |
15-16 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен- ной работы. |
17 | Задачи-смекалки | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. |
18 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
19 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». |
20 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
21-22 | Математическая карусель | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го- ловоломки, занимательные задачи. |
23 | Уголки | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
24 | Игра в магазин. Монеты | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за- данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен- ной работы. |
26 | Игры с кубиками | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх- них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер- вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
27 | Математическое путешествие | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер- вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи- тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. |
28 | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
29 | Секреты задач | 1 | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
30 | Математическая карусель | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
31 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
32 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». |
33 | КВН «Математика – Царица наук» | 1 | |
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 |
3. | Математические игры | 1 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
4. | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
5. | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
9. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
10. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
15. | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 |
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. |
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. |
21. | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. |
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. |
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | Решение и составление ребусов, |
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
28. | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30. | Составь квадрат . | 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей |
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. |
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
34. | Математическая эстафета
| 1 | Решение олимпиадных задач |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
4. | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. |
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
7 | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон- струирование». |
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
13 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. |
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол- шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
16 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач. |
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав- ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670 |
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (судоку). |
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
22 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
23 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (какуро). |
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» |
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). |
34 | Математический лабиринт | 1 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго- товка к международному конкурсу «Кенгуру». |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2. | Числа-великаны | 1 | Как велик миллион? Что такое гугол? |
3. | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до- казательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4. | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
5 | Римские цифры | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (судоку, какуро). |
7 | Секреты задач | 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
8 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
9 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
10-11 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
12 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
14 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
15-17 | Занимательное моделирование | 3 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь- ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса- эдр (по выбору учащихся). |
18 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач. |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за- дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) |
20 | «Математика — наш друг!» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
22-23 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). |
24 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
25-26 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
27 | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
31 | Математическая копилка | 1 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) |
33 | Математический лабиринт | 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
34 | Математический праздник | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |