Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету информатика 9 класс Заочная форма обучения»
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике 9 класс составлена на основе:
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. 23.06.2005) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312
(ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 26.01.2016 № 38), в редакции от 21.04.2016года;
Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2016-2017 учебный год;
Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы. 2011, БИНОМ
Цели и задачи
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования.
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, которые учащиеся, получающие образование в форме надомного обучения, могут выполнять дома.
Содержание курса
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа . Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Глава 5. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели
Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Глава 6. Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование по информатике
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Цели и задачи | Дата проведения |
1 | Кодирование и обработка графической информации | 1 | знакомство с графическими объектами и основными их видами | |
2 | Кодирование и обработка мультимедийной информации | 1 | знакомство со звуковыми объектами и основными их видами; инструментами создания презентации | |
3 | Кодирование и обработка текстовой информации | 1 | создание и форматирование документов | |
4 | Кодирование и обработка текстовой информации | 1 | знакомство с компьютерными словарями и программами-переводчиками | |
5 | Кодирование числовой информации. Электронные таблицы | 1 | использование электронных таблиц для расчета по формулам | |
6 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | 1 | использование электронных таблиц для построения графиков | |
7 | Зачетная работа | 1 | применение полученных знаний и умений | |
8 | Алгоритм и его формальное исполнение. | 1 | знакомство с типами алгоритмов и их применением | |
9 | Алгоритмические структуры. Типы переменных | 1 | составлять программу для линейного алгоритма в среде программирования. записывать операторы согласно правилам записи | |
10 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 1 | Знакомство с возможностями программирования | |
11 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | Знакомство с основными этапами разработки и исследования моделей. | |
12 | Построение и исследование физических моделей | 1 | Создавать компьютерные модели на языке программирования, разработать проект траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту. | |
13-14 | Приближенное решение уравнений | 2 | Создавать компьютерные модели решения уравнения на языке программирования, разработать проект приближенного (графического) решения уравнения. | |
15-16 | Информатизация общества | 2 | Находить информацию в Интернете по заданной теме | |
17 | Зачетная работа | 1 | | |
Учебно-методический комплект
Для учителя:
Информатика и ИКТ. Учебник. 8 – 9 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010, 2011;
Информатика и ИКТ. Практикум. 8 – 9 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010, 2011;
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008;
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008;
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008;
Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно – информационная концепция). – СПб.: Питер, 2010;
Научно-методический журнал «Информатика и образование»;
Для ученика:
Информатика и ИКТ. Учебник. 8 – 9 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010, 2011;
Информатика и ИКТ. Практикум. 8 – 9 класс / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010, 2011;
Компьютерная поддержка курса
Электронный калькулятор Numlock Windows- CD
Электронный калькулятор Операционная система Windows
Файловый менеджер Total Commander Windows-CD
Архиватор WinRAR Windows-CD
Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus Windows-CD
Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows
Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office
Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office
Текстовый редактор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office
Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office
Текстовый процессор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office
Браузер Internet Explorer Операционная система Windows
Браузер Mozilla Windows- CD