Муниципальное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение
Бурановская средняя общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО» Руководитель МС ________________ Протокол № ___ от «____»____________20__г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ________________ Приказ № ___ от «___»_________20__ г. |
| |
Рабочая программа
по учебному курсу «Для тех, кто любит математику»
1 класс, базовый уровень
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
О. Холодовой «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет), методическое пособие, 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2009 год
Составитель Римян Любовь Александровна
ФИО составителя
учитель математики
должность
___________________________
категория
Бураново 2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | 3 |
3 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов и видов деятельности | 4 |
4 | Тематическое планирование курса внеурочной деятельности | 5 |
5 | Лист изменений рабочей программы | 8 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Для тех, кто любит математику» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения)
Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет), методическое пособие, 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2009 год.
Учебный план МБОУ Бурановская СОШ.
Положение о рабочей программе МБОУ Бурановская СОШ.
Рабочая программа опирается на УМК:
Рабочая тетрадь 1-2 часть О. Холодова «Юным умникам и умницам», М:, Росткнига, 2009г.
Занимательная математика «Смекай, отгадывай, считай» материалы для занятий с учащимися 1-4 классы на уроках и во внеурочное время, логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения, Н.И. Удодова, Волгоград, 2015 год.
Рабочая тетрадь 1-2 часть М.И. Моро, С.И. Волкова «Для тех, кто любит математику», М:, Просвещение, 2016г
Данный курс входит во внеурочную деятельность младших школьников по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Курс внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, воображение, внимание); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Практическая значимость программы заключается в том, что дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические умения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Цель программы: развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи.
Познавательные:
- формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки;
- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;
Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- сформировать пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- развивать творческие способности и креативное мышление, умения использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитательные:
- воспитать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Срок реализации 1 год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы должны стать:
- готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету;
- формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач, могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к математической науке;
- активное участие в общении и взаимодействии со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении как индивидуальных, так и коллективных поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы должны стать следующие:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов и окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов);
- планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи;
- умение оценивать поступки давать им оценку на основе знаний и полученного опыта;
- находить ошибки при выполнении заданий, находить способы их исправления;
- уметь работать индивидуально, в группе, коллективно
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются:
- наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);
- классифицировать предметы по группам;
- самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
- решать простые логические задачи;
- отгадывать загадки и ребусы;
- заполнять числовые треугольники.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов и видов деятельности
Количество часов, предусмотренное на изучение младшими школьниками той или иной темы курса внеурочной деятельности, может быть изменено педагогом, в зависимости от успешности прохождения детьми программы, усвоения им необходимой информации.
1 класс (34 ч)
Сравнение, обобщение, классификация. 8 часов.
Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. Задачи на сравнение «Чем похожи? Чем отличаются?». Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы. Называние предметов одним словом. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение лишних предметов. Нахождение закономерностей. Рисование недостающих фигур, предметов.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. 4 часа.
Наглядные задачи геометрического характера. Оригами. Получение различных предметов путём сгибания листа. Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игры на нахождение закономерностей.
Логические задания. 9 часов.
Логические – поисковые задания. Логические задачи и вопросы. Отгадывание ребусов. Магические квадраты.
Комбинаторика и конструкции. 4 часа.
Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью рисунков.
Творческие задания. 6 часов.
Игры «Фантазёры», «Змейка», «Дорисуй». Задачи – шутки. Решение нестандартных задач с помощью рассуждения.
Диагностика. 3 часа.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | примечание |
| Сравнение, обобщение, классификация | 8 ч | |
1 | Задачи на нахождение одинаковых свойств | 1 | |
2 | Задачи на сравнение «Чем похожи и отличаются?» | 1 | |
3 | Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы | 1 | |
4 | Называние предметов одним словом. | 1 | |
5 | Разбиение предметов на группы по какому-либо Признаку | 1 | |
6 | Нахождение лишних предметов | 1 | |
7 | Нахождение закономерностей | 1 | |
8 | Рисование недостающих фигур, предметов. | 1 | |
2. | Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания | 4 ч | |
9 | Наглядные задачи геометрического характера | 1 | |
10 | Оригами. Получение различных предметов путём сгибания листа | 1 | |
11 | Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур | 1 | |
12 | Игры на нахождение закономерностей. | 1 | |
3. | Логические задания. | 9 ч | |
13 | Логические – поисковые задания | 1 | |
14 | Логические – поисковые задания | 1 | |
15 | Логические задачи и вопросы | 1 | |
16 | Логические задачи и вопросы | 1 | |
17 | Логические задачи и вопросы | 1 | |
18 | Отгадывание ребусов | 1 | |
19 | Отгадывание ребусов | 1 | |
20 | Магические квадраты | 1 | |
21 | Магические квадраты | 1 | |
4. | Комбинаторика и конструкции. | 4 ч | |
22 | Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов | 1 | |
23 | Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов | 1 | |
24 | Решение комбинаторных задач с помощью рисунков. | 1 | |
25 | Решение комбинаторных задач с помощью рисунков. | 1 | |
5. | Творческие задания. | 6 ч | |
26 | Игры «Фантазёры», «Змейка | 1 | |
27 | Игры «Фантазёры», «Змейка | 1 | |
28 | Игра «Дорисуй». Задачи – шутки | 1 | |
29 | Игра «Дорисуй». Задачи – шутки | 1 | |
30 | Решение нестандартных задач с помощью рассуждения. | 1 | |
31 | Решение нестандартных задач с помощью рассуждения. | 1 | |
6. | Диагностика. | 3 ч | |
32 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | |
33 | Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов | 1 | |
34 | Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов. | 1 | |
| итого | 34 | |
Лист изменений рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
16