Аннотация
к рабочей программе по технологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии начального общего образования, авторской программы «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой, федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих целей и задач:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Рабочая программа рассчитана на 34часа, исходя из расчёта 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
-
| Человек в мире техники | 10 ч |
-
| Современное производство | 4 ч |
-
| Материалы для современного производства | 3 ч |
-
| Жилище человека | 6 ч |
-
| Дизайн | 11 ч |
Рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ и тестов (10), проектных (7), практических (4), практикумов на компьютере (7).
1.Планирование результатов учебного предмета «Технология»
Личностными результатами изучения являются:
-Создание условий для формирования следующих умений:
-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
-понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметными результатамиизучения являются:
Регулятивные УУД
-Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
-учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
-учиться предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
-Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
-учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
-находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
-с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
-Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
- знать об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
-о гармонии предметов и окружающей среды;
-о профессиях мастеров родного края;
-характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
- уметь самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
-готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
-выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
-самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — своё или высказанное другими;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2.Содержание учебного предмета
1. Человек в мире техники (10 часов)
2.Современное производство (4 часа)
3. Материалы для современного производства (3 часа)
4.Жилище человека (6ч)
5.Дизайн(11ч)
Дизайн в мире техники, одежды, помещений.
3.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Человек в мире техники (10 часов) |
1 | 04.09 | | Научно-технический прогресс | |
2 | 11.09 | | Мой помощник компьютер | |
3 | 18.09 | | Что умеют компьютеры | |
4 | 25.09 | | Создание документа (практикум). | |
5 | 02.10 | | Форматирование текста (практикум). | |
6 | 09.10 | | Вставка рисунка в документ (практикум). | |
7 | 16.10 | | Создание таблиц (практикум). | |
8 | 23.10 | | Компьютерная презентация (практикум). | |
9 | 06.11 | | Вставка рисунков, фотографий | |
10 | 13.11 | | Урок обобщения в форме теста. | |
Современное производство (4 часа) |
11 | 20.11 | | Штучное и массовое производство | |
12 | 27.11 | | Быстрее, больше. | |
13 | 04.12 | | Как делают автомобили | |
14 | 11.12 | | Контрольные вопросы по пройденным темам. | |
Материалы для современного производства (3 часа) |
15 | 18.11 | | Черное золото. Практическая работа. | |
16 | 25.11 | | Изделие из вторсырья. | |
17 | 15.01 | | Природа в опасности. | |
Жилище человека (6 часов) |
18 | 22.01 | | О чем рассказывает дом | |
19 | 29.01 | | Дом для семьи | |
20 | 05.02 | | В доме. | |
21 | 12.02 | | Как дом стал небоскребом | |
22 | 19.02 | | Какие бывают города | |
23 | 26.02 | | Города будущего | |
Дизайн (11 часов) |
24 | 05.03 | | Что такое дизайн | |
25 | 12.03 | | Дизайн техники. | |
26 | 19.03 | | Дизайн техники. | |
27 | 02.04 | | Дизайн рекламной продукции. | |
28 | 09.04 | | Дизайн интерьера | |
29 | 16.04 | | Дизайн интерьера | |
30 | 23.04 | | Дизайн одежды. | |
31 | 30.04 | | Дизайн одежды. Мини проект | |
32 | 07.05 | | Аксессуары в одежде. | |
33 | 14.05 | | Аксессуары в одежде. | |
34 | 21.05 | | Будущее начинается сегодня. | |
4. Средства контроля
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 | Практикум | 5 |
2 | 18.11 | Практические работы | 1 |
3 | 30.04 | Мини - проект | 1 |
4 | 13.11 | Тесты по темам «Проверь себя» | 1 |
Приложение 1
Технология. Контрольные тесты.
1.Проверь себя. Компьютер.
Выполни задания. Отметь правильный ответ.
1. Что умеет компьютер:
а) быстро находить любую информацию
б) быстро считать и решать задачи
в) распечатывать информацию
г) копировать звук, изображения
д) создавать новые программы
2. Напиши названия устройств, с помощью которых можно:
а) распечатывать тексты и изображения
____________________________________________________________________________________
б) копировать и передавать информацию в компьютер
_________________________________________________________________________________
3. Какие устройства относятся к «семье» компьютеров:
а) мобильный телефон
б) электронные часы
в) плазменный телевизор
г) заводные (механические) часы
д) электрочайник
Результаты обсуди с одноклассниками. Оцени себя, все ли твои ответы верны. Дополнительную информацию можешь найти в книгах, энциклопедиях, Интернете.
2.Проверь себя. Современное производство.
Определи, что характеризует производство (труд мастеров-ремесленников) и что промышленное изготовление изделий. Выбери ответы и впиши в таблицу соответствующие буквы:
а) ручной труд;
б) машинный труд;
в) изготовляет много изделий и быстро;
г) изготовляет мало изделий и медленно;
д) можно быстро вносить изменения в свои изделия;
е) изготовляет одинаковые изделия, вносить изменения в них быстро не может;
ж) изготовляет качественные изделия.
Штучное производство (мастер-ремесленник) | Промышленное производство |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Ответы обсуди с одноклассниками. Оцени себя, все ли твои ответы верны. Дополнительную информацию можешь найти в книгах, энциклопедиях, Интернете.
3.Проверь себя. Черное золото.
Как в древности люди добывали нефть?
Для каких целей ее применяли?
Какие свойства нефти давали возможность использовать е для освещения, отопления, повышения прочности изделий, а также как источник энергии?
4.Проверь себя. Синтетические материалы.
- Из какого природного сырья люди научились делать синтетические материалы нужными свойствами?
- Почему человек стал искать замену природным и искусственным материалам, источником сырья для которых были растения и животные?
- Почему нефть называют универсальным природным источником сырья?
Справка. Универсальный пригодный – пригодный для множества разных целей (от латинского слова универсалис — «всеобщий»).
- Почему нефть называют чёрным золотом! Согласишься ли ты с таким определением? Предложи, если можешь, своё название.
5.Проверь себя. Что такое вторсырье.
Как нужно хранить канцелярский нож?
Как следует передавать нож?
В каком направлении разрезают материал ножом?
Как перемещают нож при строгании?
Что нельзя носить с открытым лезвием?
• Для чего нужна подрезная (подкладная) доска при работе с режущими инструментами?
• Рассмотри рисунки и расскажи о приёмах безопасной работы с материалами и инструментами.
6.Проверь себя. Природа в опасности.
Ответь на вопросы. Подчеркни правильные ответы.
1. Для изготовления каких материалов используется сырьё — нефть и газ?
Бумага, синтетическая ткань, искусственная ткань, пластмасса, пенопласт, картон, полиэтилен, металл, пластик.
Какое свойство пластмасс используется в электроприборах?
______________________________________________________________________
Что ты делаешь для сохранения окружающей среды (природы)?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы обсуди с одноклассниками. Оцени себя, все ли твои ответы верны. Дополнительную информацию можешь найти в книгах, энциклопедиях, Интернете.
энергии на а (условное количество) рублей эти приборы.
Какой прибор наиболее экономный, расходует меньше энергии? А какой прибор расходует её больше всего?
7. Проверь себя. Расходование электроэнергии.
Почему нужно экономить электроэнергию? Как ты это делаешь? Оставляешь ли ты включённым свет, выходя из комнаты? Любишь ли ты смотреть телевизор, слушать радио? Работают ли они, даже когда в комнате никого нет? Оставляешь ли ты без присмотра какие-либо включённые электроприборы? Почему этого нельзя делать?
Перед тем как начать пользоваться каким-то новым бытовым прибором, надо внимательно прочитать инструкцию по его использованию. Особенно внимательно надо изучать раздел, содержащий предупреждение о возможной опасности, которая может воз никнуть при неправильном обращении с прибором.
Рассмотри знаки, которые могут быть использованы в инструкции по применению электроприборов. Прочитай пункты инструкции и определи, каким знакам он соответствуют.
А. Не использовать электроприбор вблизи нагревательных приборов, радиаторов, пепельниц. Б. Не отсоединять устройство от сета держась за кабель. Держаться при отсоединении только за вилку.
В. Перед присоединением устройства сети убедиться, что руки у вас сухие.
Совет. Не забывай эти правила при пользовании всеми электроприборами.
8. Проверь себя. Города будущего.
Запиши свои ответы на вопросы на листе бумаги. Поставь номер вопроса, рядом — ответ.
1.Почему в России из самых древних построек сохранились в основном храмы, церкви, городские крепости (кремль)?
2.Какие общие конструктивные особенности у деревянных деревенских домов городских высотных зданий?
3.Рассмотри эскиз домика. На клетчатом листе бумаги нарисуй эскиз его развёртки, вырежи и склей макет. Насколько твой домик похож на рисунок? Какие конструктивные проблемы у тебя возникли ходе работы?
Свои ответы обсуди с одноклассников. Оцени себя, все ли твои ответы верны. Дополнительную информацию можешь найти в книгах, энциклопедиях, Интернете.
9.Проверь себя. Дизайн.
1. На листе бумаги запиши правильное определение.
Дизайн — это
а) конструкция изделия
б) внешний вид изделия
в) материал изделия
2. Выбери одно из изделий: флакон для детского шампуня, заколка для волос, настенные часы, портфель (ранец). Продумай его внешний вид. Выполни дизайнерский эскиз выбранного изделия.
Результаты обсуди с одноклассниками. Оцени свою работу. Дополнительную информацию можешь найти в книгах, энциклопедиях, Интернете.
10. Подводим итоги за год
Проверь свои знания и умения. Приготовь лист бумаги, ручку, карандаш, линейку, угольник, циркуль.
1. Выбери из первой таблицы только инструменты, а из второй материалы.
Выпиши номера и буквы ответов.
| Бумага | | | Ткань |
| Циркуль | | Циркуль |
| Тесьма | | Тесьма |
| Ножницы | | Глина |
| Угольник | | Линейка |
| Шаблон | | Булавка |
| Ручка | | Пластмасса |
2. Рассмотри рисунки. Построй так же две окружности и многоугольники в них с помощью циркуля. Размер выбери любой.
3.Рассмотри чертёж развёртки коробки. Выпиши размеры её деталей в миллиметрах:
Дно - ___________х_______________;
Левый борт - _______________х_____________;
Верхний борт - ______________х___________;
Клапан - ______________х______________.