СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для обучающихся 10 класса с ОВЗ (0,25 часа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по технологии для обучающихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья из расчёта 0,25 часа. Программа может быть использована в индивидуальной работе с учащимися, в том числе с использованием информационных технологий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для обучающихся 10 класса с ОВЗ (0,25 часа)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г..о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №1»

г.о.Королёв мкр. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2015 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

для 10 класса

средней школы

(базовый уровень)

(домашнее обучение)







Составитель – учитель общетехнических дисциплин

Ивлев Александр Владимирович

Высшая квалификационная категория















2015

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по технологии для 10 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы под общей редакцией В.Д. Симоненко для традиционного обучения, основанного на разделении обучения по гендерному признаку и Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко и вариантов для коллективов неделимых классов, где авторы модифицированных вариантов - Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова, требований к обя­зательному минимуму содержания обра­зования в средней школе, Учебным планом МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.

Программа предназначена для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по индивидуальному образовательному маршруту, в том числе с использованием дистанционных технологий (без начальной подготовки по профессиональному самоопределению). Рабочая программа рассчитана на 9,5 часов из расчёта 0,25 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.

Программа разработана по учебникам под редакцией В.Д. Симоненко.

Программа включает базовые знания и умения в образовательной области «Технология». Изучение этой области знаний в качестве самостоятельной имеет принципиальное значение для формирования всесторонне развитой личности, и прежде всего ее нравственной, трудовой и эстетической культуры; для знакомства учащихся не только с предметным миром, но и созидательной деятельностью людей, в условиях исторически развивающегося производства культурных благ.

В процессе реализации программы осуществляется знакомство с основными базовыми навыками, основами экономических знаний, экономикой семейных отношений и с системой профессионального самоопределения, в ходе которого они получают первоначальные представления о культуре труда и трудовые навыки в ряде областей.

На уроках учащиеся знакомятся с различными предметами труда, инструментами и приемами обработки материалов. Здесь закладывается база, основа для дальнейшего углубления и расширения политехнического кругозора . Учащиеся получают первоначальные знания об окружающем их социальном и предметном мире, у них формируется трудолюбие, добросовестность, они получают навыки культуры труда, развивают творческое воображение, активность и самостоятельность. Одной из задач предмета «Технология» является воспитание внимательности, самостоятельности, чувства ответственности. Очень важно научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках. Выполнение учащимися творческих работ и проектов, как индивидуальных так коллективных, позволят проявить, развить и учесть самые разные их способности и склонности, что необходимо для будущей профессиональной ориентации.

Программа обучения направлена на решение следующих задач:

  • Формирование основ профессионального самоопределения;

  • Познание собственных качеств личности, черт характера и темперамента;

  • Основные аспекты выбора будущей профессии;

  • Воспитание трудолюбия и навыков культуры труда;

  • Развитие пространственных представлений, дизайнерских, конструкторских, творческих способностей и технологического мышления учащихся.

В процессе решения этих задач предполагается создание культурно полноценных изделий, полезных в быту, досуге или для праздника. При обработке материалов на разных этапах деятельности привлекается не только ручной, но и автоматизированный труд, происходит знакомство с новейшими достижениями в области обработки материалов и технологии изготовления изделий.

Модифицированная программа включает 4 раздела (основы профессионального самоопределения, технологии в современном мире, методы решения творческих задач, проектная деятельность). Обязательным условием составления проектных документов является акцентирование на приёмах безопасного труда, энергосберегающих технологиях, решении экологических проблем.

В результате работы по данной программе все учащиеся постепенно переходят к творческому поиску, необходимости самовыражения, некоторые более комфортно начинают себя ощущать при выполнении коллективных работ, что необходимо при запуске больших творческих проектов. На уроках технологии обращается особое внимание на формирование универсальных учебных действий, что стало возможным при введении в программу проектной деятельности.

Предлагаемое содержание программ позволяет познакомить учащихся с технологиями обработки материалов, с учётом экономического и экологического аспектов, направленны на освоение нового практического опыта. Программы предполагают широкое использование форм уроков, которые позволяют решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением, используя «ключевые компетенции» в меняющихся социальных экономических и культурных условиях. Получение учащимися профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, помогают активизировать и углубить познавательную деятельность, при этом избежать пагубных перегрузок, сопоставить требования избранного вида труда к здоровью профессионала и собственный медицинский прогноз.

II. Содержание программы.


Основы профессионального самоопределения (3 ч.)

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Я-концепция. Способности человека. Роль темперамента и характера. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.


Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Выполнение этапов проектной работы. Оценка и самооценка проектной работы.


Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.


Технологии в современном мире (2 ч.)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.


Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.

Ознакомление с современными технологиями. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.


Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Окружающая среда в классе, школе, городе. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.


Методы решения творческих задач (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.


Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.


Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.


Творческая проектная деятельность (1,5 ч.)

В течение отведённого времени ученики выполняют творческий проект.

Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.

Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.


III. Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

Основы профессионального самоопределения

3

Технологии в современном мире.

2

Методы решения творческих задач

2

Проектная деятельность

1,5

Календарно-тематическое планирование по технологии для 10 класса (домашники)

 

№ п/п

Тема и тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

Основы профессионального самоопределения. (3 часа)

1


Внутренний мир человека, склонно сти, интересы, тем перамент, харак тер и профессио нальное самоопре деление

Урок изучения нового материала

Самооценка. Я-концепция. Профессиональные интересы и склонности.

Виды способностей общие и специальные. Понятия "та лант", "гениальность" Темпераменты: холерик, сан гвиник, флегматик, меланхо лик. Характер. Отличие тем перамента и характера

Знать о понятиях "Я-реаль ное", "Я-идеальное", как различать интересы и склон ности; разницу между общи ми и специальными способ ностями; характеристики типов темперамен та.

Уметь адекватно оценивать себя. Различать интересы и склонности; определять свои склонности; отличать особенности характера от черт темперамента, уметь пользоваться

Беседа. Решение тестов

Интернет. http://www.bitnet.ru/psycho/psychological-tests.html

Выполнить задания1, 2 стр.213, 218, уч.9кл

решение тестов на самоопре деление темпе рамента и характера

 

 

2


Психические про цессы, важные для профессионального самоопределе ния. Профессия и специальность. Профессиональная проба

Комбинированный

Ощущение и восприятие. Представление. Память. Мышление. Классификация профессий: "человек – знако вая система", "человек-тех ника", "человек-природа", "человек-человек" Работа с опросником профессиональ ной готовности

Знать особенности психи ческих процессов; класси фикацию профессий; пути ознакомления с профессией.

Уметь использовать в повсе дневной жизни и професси ональном самоопределении; характеризовать каж дую систему; правильно оцени вать соответствие вы бора с интересами, склон ностями, способностями и умениями

Практическая работа

Иллюзии в рисунках и схемах Презентации, викторины Таблицы по профориентации

Поиск иллюстративного материала в Интернете Составить кроссворд по редким профессиям Подготовить материалы к работе


 

3


Мой профессио нальный выбор.

Комбинированный

Выполнения примерного творческого проекта. Выявление проблемы, осоз нание проблемной области, выявление конкретной по требности, задачи и её фор мулировка Выявление основ ных параметров профессии, исторический аспект, тради ции. Анализ деятельности.

Выработка идей, вариантов, альтернативы; определение требований к профессио нальной деятельности

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта про фессии, выявление индивиду альных характеристик, опре деление путей получения профессии и выбор места обучения Профессиональная проба, коррекция, прогнози рование дальнейшей карь еры. Исправление ошибок в оформлении проекта. Самооценка

Знать алгоритм поискового этапа проектной деятель ности; основные параметры профессии; свою сферу профессиональной деятель ности, о специальностях, в которых возможно примене ние своих интересов, склон ностей, умений; где возмож на реализация професси ональной пробы; требова ния к оформлению проекта по профессиональной ори ентации.

Уметь применять знания в решении конкретной ситу ации; соотносить индивиду альные характеристики с профессиональной деятель ности; применять диагнос тические методики; вносить корректировку в выбор по итогам профессиональной пробы; работать с чертёж ными принадлежностями, с графическим редактором

работа с ком пьютером

Работа над проектом. Контроль за деятельностью

Интернет, СМИ, учебник "Технология. 9 кл."

Опросники по профессиональной готовности

Заполнение схем и таблиц проекта

Узнать пере чень новых профессий по явившихся в последние го ды, специфика подготовки к ним



Технологии в современном мире. (2 часа)

4


Технологии как часть общечело веческой культуры

Промышленные и природоохранные технологии Комбинированный

Понятия "Технологическая культура", "Технология", "технологические уклады", "наука", "наукоёмкие техно логии", "технологи ческая революция"

Несоответствие ожидаемых результатов после внедрения некоторых технологий. Решение новых задач: замкну тые технологические циклы, повышение качества продук ции.

Понятия "экологический мо ниторинг", "рациональное использование ресурсов", "безотходные технологии"

Знать виды культуры, взаи модействия матери альной культуры и духов ной куль туры; сущность понятия "культура", основные виды технологий, примеры пре образовательной деятель ности человека; о глобаль ных проблемах человече ства, нарушении экологичес кого равновесия; о возмож ностях рационального ис поль зования пахотных зе мель, водных и минераль ных ресурсов.

Уметь определять место технологической культуры в деятельности человека и общества; определять вза имосвязи материальной и духовной культуры; анализировать вли яние техногенных факторов на экосистемы; обосновать целесооб разность рацио нального экологически выдержан ного ведения хозяйства, оберегать окружающую среду

Беседа

Работа с учебником "Технология. 10-11 кл", пособиями. компьютером

Интернет. СМИ

Оформить и читать конс пект Доклад о любом откры тии/ учёном в истории науки или техники Доклад о досто инствах и недо статков извест ных технологи ческих произ водств

Оценка качес тва пресной воды.

Учебник "Т.10-11", стр.47

 

 

5


Перспективные направления раз вития современ ных технологий Комбинированный

Виды технологической обра ботки материалов: удаление части от целого, заполнение формы, переме щение объё мов заготовки, присоедине ние частей, изменение со стояния, присоединение на микроуровне. Современные электротех нологии: электро ионная (аэрозольная), маг нитная очистка, магнито импульсная обработка, метод прямого нагрева, электри ческая сварка, индукцион ный и электрический нагрев, электроискровая обработка

Знать виды исторически сложившихся и электро-технологий.

Уметь объяснять их назначение и применение

Создание презентаци. Контроль за действиями.

Интернет

Рефераты о технологиях Учебник "Т.10-11", §4, стр.57- 65


 

Методы решения творческих задач. (2 часа)

6

Понятие творче ства. Методы обратной мозговой атаки и контроль ных вопросов.

Урок усвоения новых знаний

Классификация творческих процессов. Метод мозговой атаки.

Понятие "обратная мозговая атака" и суть метода

Понятие и суть метода контрольных вопросов

Знать сущность метода. Уметь применять для по иска вариантов деятельно сти, для анализа проблемы и решения творческой зада чи

Работа в группах. Контроль за действиями

Учебник "Т.10-11", Интернет.

Учебник "Т.10-11, Глава 2, §1, стр.87, 100 - 103


 

7

Метод синектики. Морфологическая матрица Функционально-стоимостный анализ (ФСА) Комбинированный

Понятие и суть метода, досто инства и недостатки метода, акцент внимания на необыч ных идеях, понятия "сине ктор", "аналогия" Понятие и суть метода, последова тельность процедуры ФСА

Знать сущность метода, способ выбора вариантов; метод ФСА как метод эко номии и бережливости. Уметь применять для ана лиза проблемы и решения творческой задачи; пользо ваться матрицей.

Работа в группах. Контроль за действиями

Учебник "Т.10-11", Интернет.

Учебник "Т.10-11, Глава 2, §1, стр.105 – 109, 113


 

Проектная деятельность. (1,5 часа)

8-9

Поисковый, техно логический заклю чительный этапы

Практикум

Формулировка проблемы. Определение проблемы. Постановка цели и задач. Изготовление объекта и создание электронной презентации

Знать содержание работы на поисковом этапе; последовательность изго товления объекта и проекта в целом.

Уметь формулировать проб лему, цель и задачи проекта; логически выстраивать работу

Беседа

Интернет. Библиотека проектов

Читать конспект. Составить план работы Изготовить объект

 

 


IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Все без исключения учащиеся обучаются правилам сбережения своего здоровья и жизни при выполнении технологических операций, а также при возникновении экстремальных ситуаций.

При обучении в рамках программы перед учащимися ставятся задачи знать/понимать свойства объекта изучения, уметь применять свои знания и навыки на практике

  • Знать о внутреннем мире человека, формировании «я-концепции»;

  • знать/понимать/уметь выявлять свои склонности и профессиональные интересы;

  • знать разницу между общими и специальными способностями;

  • иметь представления о понятиях «талант» и «гениальность»;

  • уметь отличать черты темперамента;

  • знать/понимать особенности психических процессов;

  • знать/понимать классификацию профессий;

  • знать пути ознакомления с профессией;

  • уметь работать с диагностическими таблицами по профессиональному выбору;

  • знать/понимать важность профессиональной пробы в корректировке выбора профессии;

  • знать понятия «технологическая культура», «технология», «технологические уклады»;

  • знать /понимать термины «наукоёмкие технологии», «технологическая революция»;

  • уметь анализировать влияние техногенных факторов на экосистемы;

  • знать/понимать необходимость применения безотходных технологий;

  • знать/понимать необходимость «рационального» ведения хозяйства;

  • знать перспективы развития современных технологий;

  • знать/понимать/ уметь применять методы решения творческих задач;

  • уметь формулировать проблемы, цели и задачи проектной деятельности;

  • уметь/применять навыки в оформлении проектной работы;

  • знать/понимать/уметь оформлять выводы по проделанной работе;

  • уметь проводить самооценку выполненной работы;

  • знать/применять правила защиты проектов;

  • уметь представлять свою работу.

V. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Ермакова В.И. Основы кулинарии: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений В. И. Ермакова М. Просвещение, 2000, - 206, с.

  2. Казакевич В.М. Технология. Технический труд. 8 - 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн.1/В.М. Казакевич, Г.А. Молева. –.: Баласс, 2012. – 208 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Казакевич В.М. Технология. Технический труд. 8 - 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн.2/В.М. Казакевич, Г.А. Молева. – Баласс, 2012. – 208 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  4. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/В.Д. Симоненко. А.Н. Богатырёв. О.П. Очинин и др.; Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана - Графф, 2002.0 288 с.: ил.

  5. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2002. -288 с.: ил.

  6. Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.Д. Симоненко. О.П. Очинин. Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф. 2009. – 224 с.: ил.

  7. Шепель В.В. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997 — 168 с., илл.

  8. Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых/Л.И. Латохина — М.: АСТ: Астрель, 2009.-158, (2) с.: ил.

  9. Богданов В.В. Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.- М.:Педагогика-Пресс,1992.- 208 с.: ил.

  10. Христель Бушер. Какой цвет вам к лицу/перевод с немецкого Т. Набатниковой — 1991/1992 изд-во «Фалькен», 1997 изд-во «Кристина и КО» - переиздание в новом оформлении.

  11. Эмили Пост. Этикет/Перевод с английского языка Гурвица М.М. - М.: Международная академическая компания «Наука», 1996.- 616 с.: ил.

  12. Л. Лобарёва. Его величество этикет. Этикет как слагаемое имиджа.- М.: 163 с.: ил.









































Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г.

Руководитель ШМО ________/А. В. Ивлев/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2015 г.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!