СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 6 класса (неделимый)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Технологии  для 6-9 классов составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РК «ССШИ №1», примерной программы основного общего образования по Технологии с учетом авторской  программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А.Кожиной, авторской  программы основного общего образования «Технология. Технический труд» под редакцией В.М.Казакевича

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 6 класса (неделимый)»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»



ПРИНЯТО

на заседании методического объединения эстетики и здоровья

протокол № 1 от 28.08.2015

«28» августа 2015 г.



Председатель МО

___________________ Шарнина С.И.

СОГЛАСОВАНО:





«28» августа 2015г.


Заместитель директора

_____________________ А.В.Долгих

УТВЕРЖДАЮ:





Приказ от«31» августа 2015г. №____


Директор ГБОУ РК ССШИ №1

_____________________ Л.А. Бевз




Рабочая программа по технологии для 6 класса


на 2015-2016 учебный год


Разработана на основе программы основного общего образования по тех­нологии, программ основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», программы основного общего образования «Технология. Технический труд»

автор: «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая .

«Технология. Технический труд «В.М. Казакевич, Г.А. Молева.



Составитель: учитель технологии Москаленко Е.В.

12-01

Пояснительная записка


Нормативные акты и учебно-методические документы

Рабочая программа по Технологии для 6-9 классов составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РК «ССШИ №1», примерной программы основного общего образования по Технологии с учетом авторской программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А.Кожиной, авторской программы основного общего образования «Технология. Технический труд» под редакцией В.М.Казакевича.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2012. – 254, (2) с.: ил.

2.Технология. Технический труд. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.М. Казакевич, Г.А. Молева. – М.: М.: Дрофа, 2013

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов, освоения основной образовательной программы;

Цели изучения предмета «Технология»:

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;

  • формирование представлений о технологической культуре производства ;

  • развитие культуры труда;

  • становление системы технических и технологических знаний и умений;

  • воспитание трудовых, гражданских, патриотических качеств.

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Кроме того, овладение необходимыми для жизни навыками также имеет свои особенности, которые связаны с невозможностью слепых и слабовидящих, действовать по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения. Полноценное получение знаний, навыков и умений позволяет человеку быть независимым в быту, положительно влияет на его дальнейшую социализацию в жизни.

Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Целью всей работы по освоению программы «Технология» учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих адаптированную общеобразовательную программу для детей с нарушением зрения, является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умении, которые позволят ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей развития детей, а так же с учетом повышения уровня сложности в 6 классе.

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 6 классах выделено по 2 часа в неделю (68 часов в год).

Роль предмета «Технология» в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Значение технологического образования в основной школе заключается в расширении кругозора учащихся, в приобретении практических навыков в различных видах деятельности, изучении и овладении видами декоративно-прикладного искусства. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей технологии с физикой и биологией, математикой и изобразительным искусством, обобщенном понимании технологических процессов. Изучение технологии в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое развитие способностей, приобретение практических навыков обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном обществе.

Определение образовательных технологий, используемых учителем в процессе реализации программ

В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере  образования в своей практике я использую следующие современные педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии личностно-ориентированного обучения;

  • технологии компетентностно-ориентированного обучения;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • технологии игрового обучения;

  • технологии критического мышления;

  • технологии учебного взаимодействия;

  • технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности ;

  • технологии проектно-исследовательской деятельности;

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, производственным календарем

  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение технологии в 6 классах – 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом ГБОУ РК «ССШИ №1» на 2015 – 2016 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 68 чаcов (2 часа в неделю, 34 учебных недели). 

Специфика класса

Общие особенности детей, обучающихся в 6 классе ГБОУ РК ССШИ №1:

- наличие различных дефектов зрения разной степени выраженности;

- ослабленное физическое и психическое здоровье – наличие помимо офтальмологических диагнозов соматических и неврологических заболеваний;

- недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики;

- большой разброс значений общего интеллектуального показателя: от нормальных значений до значений, соответствующих умственной отсталости;

- нарушения различной степени выраженности в развитии познавательной и речевой деятельности у значительной части детей;

- недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.

Организация образования слепых и слабовидящих детей в условиях школы-интерната опирается на ряд принципов, определяющих его специфику:

  • принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;

  • принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;

  • принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.

Коррекционная направленность учебного предмета, формы и методы коррекционно-развивающей работы с обучающимися

Вторичные отклонения, вызванные нарушением зрения, отрицательно сказываются на усвоении учащимися предметов, в том числе и технологии. Так, фрагментарность восприятия детей с нарушением зрения приводит к ошибкам воспроизведения. Замедленность восприятия проявляется, например, при предъявлении детям наглядного материала. Трудности выполнения предметно-практических действий сдерживают овладение чертежно-измерительными навыками. Все это приводит к тому, что слепые и слабовидящие учащиеся младших классов испытывают повышенные трудности в усвоении предмета технология по сравнению с их зрячими сверстниками. Это относится к усвоению всех разделов программы, но особенно тех, где изучаются мелкие детали, например, при изучении темы «Ремонт одежды». Использование учителем адекватных методов, средств и форм обучения в сочетании с целенаправленной коррекционно-воспитательной работой позволяет достичь целей и задач преподавания предмета технология детям с нарушением зрения. В свою очередь, овладение программным материалом возможно лишь при условии развития у детей приемов рационального пользования дефектным зрением активного осязания, выработки точности движений, целенаправленного накопления и расширения представлений об окружающем мире и т.п.

Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

  1. коррекция мыслительных действий – абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятий, их классификации и т.д. Выбор корректируемого действия или нескольких действий (мыслительных операций)зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса и специфики учебного материала. При этом для каждой подгруппы, сформированной по принципу подобия дефектов, могут быть поставлены свои специфические коррекционные задачи;

  2. коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания, просодики. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы);

  3. коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий;

  4. коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем;

  5. коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели т.д.

Основными принципами коррекционной работы на уроках технологии являются:

  1. опора на сохранные функции ребенка, развитие скоординированной системы межанализаторных связей с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора;

  2. постоянное осуществление динамического наблюдения за развитием ребенка в течение длительного времени, учет результатов этого наблюдения при планировании коррекционной работы с каждым ребенком;

  3. гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);

  4. тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, благоприятная психологическая атмосфера.

Отмечается тесная связь развития моторики рук с развитием всех сторон речи ребенка. Этому аспекту коррекционной работы уделяется большое внимание на уроках технологии.

Коррекционное развитие мелкой моторики рук на уроках технологии проводится в нескольких направлениях:

- повышение тактильной чувствительности пальцев рук, развитие стереогноза (узнавание предметов на ощупь, не является врожденным свойством, а приобретается в процессе предметно-практической деятельности ребенка);

- тактильно – двигательное запоминание;

- подвижность и скоординированность работы пальцев;

- эластичность связочного аппарата, подвижность суставов;

- развитие силы и объема движения кисти и пальцев;

- привлечение к работе пораженных конечностей;

- выработка индивидуальных компенсаторных присобительных приемов во время работы.

Коррекционной работе на уроках способствует комплекс мероприятий:

- пальчиковая и кистевая гимнастика;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- коррекционные игры;

-использование в работе различных по качеству материалов (пластилин, глина, тесто, бумага разной плотности, бисер, ткани и т.д.).

Выбираются подходящие для детей объекты труда: доступные в исполнении, соответствующие их возможностям, используемые в реальной жизни, внешне привлекательные. Во время работы на уроке соблюдается индивидуальный подход к учащимся, который выражается в разноуровневых заданиях, форме предъявления учебного материала, разной степени оказания помощи.

Таким образом, в ходе обучения на уроках технологии решаются следующие коррекционные задачи:

  • Коррекция внимания;

  • Коррекция и развитие связной речи;

  • Коррекция и развитие памяти;

  • Коррекция и развитие мелкой моторики рук;

  • Коррекция и развитие зрительных восприятий;

  • Коррекция и развитие тактильных ощущений;

  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности;

  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся;

  • Коррекция и развитие усидчивости, выдержки;

  • Обучение правильным и безопасным приёмам работы без контроля со стороны зрения;

  • Овладение навыками и умениями работы в помещении кухни-столовой при кулинарных работах, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству;

  • Формирование технологической культуры, самостоятельности в планировании трудовой деятельности;

  • Коррекция образной памяти на основе узнавания и распознавания предметов;

  • Коррекция воли на основе воспитания у учащихся целеустремленности;

  • Коррекция самооценки.

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов учебной программы, толкование каждой темы и характеристику основных содержательных линий

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 6 классов ГБОУ РК «ССШИ №1». Основные разделы базовой (государственной) программы классов сохранены и включены в разделы рабочей программы. В связи с отсутствием условий для выполнения практических работ направление «Технология. Технический труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается в сжатом виде.

В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» уменьшено количество часов по машиноведению, проектированию и созданию изделий на швейной машине, так как работа на швейной машине для контингента слабовидящих учащихся представляется опасной для здоровья ввиду повышенного травматизма. Швейное изделие изготавливается в масштабе 1:4, весь теоретический материал подаётся полностью, практически изучается пооперационная обработка узлов, применяемых при изготовлении плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. В связи с наличием сложного зрительного диагноза у детей в 6-А классе (Дубинин Александр, Лялин Игорь), эти учащиеся выполняют не целое изделие, а только обработку некоторых его частей. За счёт высвободившихся часов увеличено количество часов изучение темы «Рукоделие. Художественные ремёсла», в которой учащиеся знакомятся и овладевают начальными навыками в различных видах ручного декоративно- прикладного творчества.

При изучении раздела «Кулинария» тема «Блюда из рыбы» изучаются теоретически по требованию СаНПИ и рекомендаций врача педиатра, практическую часть показывает учитель и используются видеофильмы по обработке, разделке рыбы, по приготовлению блюд из рыбы.





п/п

Разделы и темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2


1

Технологии ведения дома

4



Эстетика и экология жилища

2



Уход за одеждой и обувью

2


2

Электротехнические работы

4



Электромонтажные работы

4


3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

32



Элементы материаловедения

4



Технология изготовления изделий из дерева и металла

2



Элементы машиноведения

4



Конструирование и моделирование швейных изделий

4



Технология изготовления швейных изделий

6



Рукоделие. Художественные ремёсла

12


4

Кулинария

14



Физиология питания

2



Технология приготовления пищи

10



Заготовка продуктов

2


5

Творческие проектные работы

10


6

Дизайн пришкольного участка

2



Итого:

68


Основное содержание программы

Вводное занятие (2 ч)

Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изу­чения. Санитарно-гигиенические требования и правила внут­реннего распорядка при работе в школьных мастерских. Орга­низация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и после­довательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средства­ми обучения.

Технология ведения дома (4 ч.)

Эстетика и экология жилища (2 ч.)

Основные теоретические сведения. История архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений их комфортность. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений их комфортность. Современные стили в интерьере. Подбор средств и декоративных украшений.

Практические работы. Эскиз домашнего интерьера.

Уход за одеждой, её ремонт (2ч)

Основные теоретические сведения. Уход за одеждой из шерстяной и шелковой тканей Основные правила влажно-тепловой обработки изделий из шерстяных и шелковых тканей. Правила хранения чистки, сушки обуви из натуральной кожи. Условия обозначения на ярлыках. Последовательность выполнения ремонта одежды отделочными заплатками.

Практические работы. Выполнение работы на лоскутах ткани (пришивание заплатки, художественная штопка).

Электротехнические работы (4 ч)

Основные теоретические сведения. Общие понятия об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электроэнергии. Правила электробезопасности, индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Практические работы. Составление схемы простой электрической цепи включающие электромагнитные устройства.

Создание изделий из текстильных и поделочных

материалов (26 ч)

Элементы материаловедения (4ч )

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Основные теоретические сведения. Классификация натуральных волокон животного происхождения. Шерсть, шелк, пух. Процесс получения нитей из этих волокон. Свойства натурального волокна животного происхождения. Применение шерстяных, шелковых тканей в быту.

Саржевое и атласное переплетение в тканях.

Практические работы. «Распознавание волокон животного происхождения». Заполнения таблицы «Отличительные признаки волокон».

«Определение видов тканей (шерстяные, шелковые) по их свойствам».

Пиломатериалы. Древесные материалы (2ч)

Основные теоретические сведения

Пороки древесины. Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины.

Практические работы. Изучение пороков древесины.

Технология изготовления изделий из дерева и металла (2ч)

Основные теоретические сведения. Металлы; их основные свойства и область применения. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта.

Слесарный верстак и его назначение. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Изготовление деталей из проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности .

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Элементы машиноведения (4 ч)

Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины (2 ч)

Основные теоретические сведения

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани.

Практические работы

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах тканей.

Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек

Машинные швы. Классификация краевых швов. (1 ч)

Основные теоретические сведения Классификация машинных швов. Способы обработки изделия краевыми швами. Технология выполнения краевых швов. Технические условия на выполнения машинных краевых швов ВТО. Схемы обозначения краевых швов.

Практические работы. «Выполнение образцов краевых швов».

Уход за швейной машиной. Виды передач. (1 ч)

Основные теоретические сведения

Правила ухода за швейной машиной (чистка, смазка) инструменты и приспособления, применяемые при смазке. Виды передач. Зубчатые передачи.

Практические работы Чистка и смазка швейной машины

Конструирование и моделирование швейных изделий (4ч)

Основные теоретические сведения.

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготов­ления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.

Практические работы.

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Технология изготовления швейных изделий (6 ч)

Основные теоретические сведения

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Практические работы

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Рукоделие. Художественные ремесла (12ч)

Лоскутная техника (6ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практические работы.

Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.

Свободная роспись по ткани (6ч)

Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.

Практические работы.

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани.

КУЛИНАРИЯ (14 ч)

Физиология питания (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Знакомство с физиологии питания человека. Общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма, значение солей, кальция, натрия, железа, йода, суточная потребность в солях

Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздей­ствие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качест­ва пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отрав­лениях.

Прак­тические работы

Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам раци­онального питания.

Расчет суточной потребности человека в минеральных солях и микроэлементов.

Технология приготовления пищи (10 ч.)

Блюда из молока и кисломолочных продук­тов (2ч.)

Основные теоретические сведения Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.

Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с по­мощью тепловой кулинарной обработки.

Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.

Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных из­делий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Ку­линарные блюда из творога, технология их приготовления.

Прак­тические работы

Приготовление молочного супа или молочной каши.

Приготовление блюда из творога.

Определение качества молочных блюд лабораторными методами.

Блюда из рыбы и морепродуктов (2ч.)

Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продук­тов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, ви­таминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хра­нения и кулинарной обработки.

Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения жи­вой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс - методы определения качества рыбы и рыбных кон­сервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов.

Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в за­висимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного ис­пользования.

Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инстру­ментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полу­фабрикатов.

Технология приготовления блюд из рыбы и морепродук­тов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

Прак­тические работы

Определение срока годности рыбных консервов.

Приготовление салата из рыбных консервов.

Блюда из мяса (2ч.)

Основные теоретические сведения Понятие о видах и пищевой ценности мяса. Содержание в мясе белков, жиров, углеводов, ви­таминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хра­нения и кулинарной обработки.

Мясные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения мясных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс -методы определения качества мяса и мясных кон­сервов. Маркировка мясных кон­сервов.

Санитарные условия механической кулинарной обработки мяса и мясных продуктов. Правила оттаивания мороженого мяса.

Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инстру­ментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке мяса и приготовлении мясных полу­фабрикатов.

Технология приготовления блюд из мяса. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи мясных блюд к столу.

Прак­тические работы

Определение срока годности мясных консервов.

Приготовление салата с использованием отварного мяса.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изде­лий (2 ч.)

Основные теоретические сведения Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.

Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.

Способы варки макаронных изделий.

Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.

Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобо­вых и макаронных изделий.

Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Прак­тические работы

Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши.

Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Сладкие блюда (1 ч)

Основные теоретические сведения

Роль сахара в питании человека. Кулинарные свойства крахмала. Технология приготовления компота, киселей разной консистенции.

Прак­тические работы

Приготовление сладкого компота (киселя).

Варианты объектов труда. Вода, фрукты, крахмал, сахар.

Приготовление обеда в походных условиях (1 ч)

Основные теоретические сведения Расчет количества и состава продуктов для похода. Обес­печение сохранности продуктов. Соблюдение правил санита­рии и гигиены «в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных усло­виях.

Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер пожарной безопасности. Экологи­ческие мероприятия. Индикаторы загрязнения окружающей среды.

Прак­тические работы

Расчет количества и состава продуктов для похода.

Контроль качества воды из природных источников.

Заготовка продуктов (2 ч)

Основные теоретические сведения Основные способы простейшей пе­реработки овощей (соление, квашение, сушка). Значение заготовок из овощей в питании человека. Техноло­гия приготовления соленых и квашеных овощей. Требования к качеству соленых и квашеных овощей. Использование природ­ных ресурсов при производстве продуктов питания.

Основные способы переработки капусты. Санитарно-гигиени­ческие требования к подготовке перерабатываемой продукции.

Практические работы. Подготовка капусты к квашению. Заготовка капусты способом квашения.

Творческие проектные работы (12ч)

Основные теоретические сведения. Знакомство с понятием «Творческий проект по технологии». Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных и поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, и их содержание. Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Реклама. Цель рекламы. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идеи для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Подбор материалов, инструментов, и приспособлений, технологии выполнения. Разработка творческого проекта. Разработка рекламного проекта изделия. Отделка изделия. Презентация творческого проекта. Самооценка результатов качества труда.

ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА (2 ч)

Основные теоретические сведения. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Правила безопасного труда при работе на пришкольном участке. Биологические и хозяйственные сорта региона. Районированные сорта цветочно - декоративных культур способы размножения многолетних цветковых растений. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Модификация препаратов. соблюдение правил ТБ. При работе с химическими средствами борьбы с вредителями растений. Сроки и способы посадки выбранных культур , режим полива в зависимости от погодных условий. Рыхление.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Раздел «Кулинария»

Знать/понимать: санитарно-гигиенические требования к об­работке пищевых продуктов; общие сведения о питательной ценности и химическом составе молока; технологию приготовления молочных супов и каш; видах круп; правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовлении блюд из бобовых и макаронных изделий, консистенции; видах и способах обработки мяса, рыбы.

Уметь: работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачествен­ность продуктов по внешним признакам; проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий, проводить первичную обработку мяса, рыбы; при­готавливать мясную и рыбную котлетную массу с помощью мясорубки; варить каши, варить бобовые и макаронные изделия.

Варить компоты и кисели.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: самостоятельного при­готовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.

Раздел «Материаловедение»

Знать/понимать: процесс заготовки и обра­ботки пиломатериалов, физические и химичес­кие свойства древесины, процесс производствачерных и цветных металлов, их свойства и об­ласть применения; свойства тканей из натуральных волокон животного происхождения.

Уметь: распознавать: металлы и сплавы; по­роды древесины; ткани из волокон растительного и животного происхождения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: подбора материалов согласно их свойствам для изготовления дета­лей и изделий.

Раздел «Машиноведение»

Знать/понимать: значение техники в исто­рии человечества; назначение детали в машине; правила ухода за машинами, виды краевых швов.

Уметь: готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки; длину стежка; производить простейшие расчеты режимов обработки сырья и готовой продукции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: выполнения технологи­ческих процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов.

Раздел «Декоративная обработка древе­сины»

Знать/понимать: качества древесины.

Уметь: выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим кар­там; соединять детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: декоративного оформ­ления интерьера помещений и приусадебных участков.

Раздел «Декоративная обработка металла»

Знать/понимать: приемы обработки метал­лов согласно их свойствам.

Уметь: выполнять простейшие детали из про­волоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: декоративного оформ­ления интерьера помещений и приусадебных участков.

Раздел «Электротехни­ческие работы»

Знать/понимать: правила безопасной экс­плуатации бытовой техники; устройство патрона, устройство электрического провода и вилки.

Уметь: объяснять работу простых электри­ческих устройств по их схемам; оказать первую помощь при поражении электрическим током.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: безопасной эксплуата­ции электротехнических и электробытовых при­боров; осуществления сборки электрических це­пей простых электротехнических устройств по схемам.

Раздел «Уход за одеждой, ее ремонт»

Знать/понимать: правила ухода за одеждой из шерсти и шёлка; основы штопки.

Уметь: чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и брюк; осуществлять простейший ре­монт одежды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.

Раздел «Дизайн пришкольного участка»

Знать/понимать: правила выращивания и ухода за многолетними растениями.

Уметь: использовать различные виды худо­жественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов де­ревьев.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: озеленения территории с учетом современных тенденций в ланд­шафтном дизайне.

Оценка и контроль знаний

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

итоговой - проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Для постоянного контроля за выполнением требований государственного образовательного стандарта в поурочное планирование встроены разделы стандарта и примерной программы, относящиеся к изучаемой теме.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися по данной теме, тематического тестирования, защиты проектов, а также участием в выставках и конкурсах.

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).

Оценка знаний и умений в результате работы проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик

неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.


Календарно-тематическое планирование


 

Дата

урока


Тема урока

 

 

Коррекционная направленность


Основные виды деятельности и средства обучения

Виды и формы контроля


план

факт






1

2

03.09

01.09


Вводное занятие. Инструктаж по БЖД

Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета.


Знакомиться с целями и задачами, требованиями предмета Технология. Изучать правила внутреннего распорядка.

Беседа, объяснение




Технология ведения дома - 4ч








Эстетика и экология жилища -2ч




3

4

10.09

08.09


История архитектуры и интерьера. Стили. Комфортность интерьера.

Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Интерьер жилого дома. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры.

Развитие устной речи

Развитие воображения


Находить и предъявлять информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты.

Планировать комнату подростка с помощью шаблонов и компьютера.

Выполнять эскизы в целях подбора материалов и цветового решения комнаты.

Изучать виды занавесей для окон и выполнять макет.

Выполнять электронную презентацию по одной из тем: «Виды штор», «Стили в оформлении интерьера» и др.

Беседа, объяснение




Уход за одеждой, её ремонт — 2ч




5

6

17.09

15.09


5-6. Уход за одеждой и обувью.

Основные правила влажно-тепловой обработки изделий из шерстяных и шелковых тканей. Правила хранения чистки, сушки обуви из натуральной кожи. Условия обозначения на ярлыках.

Развитие мелкой моторики

Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдать правила безопасности и гигиены. Изготовлять полезные для дома вещи

Текущий опрос. Просмотр работ, выполненных учащимися.




Электротехнические работы (4 ч)




7

8




9

10

24.09

22.09




01.10

29.09


Электрический ток. Источники и потребители.

Общие понятия об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электроэнергии.

Правила электробезопасности, Строение электрического провода, вилки.

Правила электробезопасности, индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Профессии, первая помощь

Развитие воображения




Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

Изучать процесс производства электроэнергии, источники и потребители электроэнергии


Беседа, объяснение

Ответы на вопросы.




Создание изделий из текстильных и поделочных

материалов (26 ч)








Элементы материаловедения (4ч)




11

12

08.10

06.10


Волокна животного происхождения.

Ткани из волокон животного происхождения.

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон животного происхождения.

Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря


Развитие координации движений рук.

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон животного происхождения.

Исследовать свойства шерстяных и шёлковых тканей.

Находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач.

Оформлять результаты исследований

Текущий опрос. Просмотр работ, выполненных учащимися.

13

14


15.10

13.10


Древесные материалы, их характеристика. Конструирование изделий из древесины.

Конструирование и моделирование изделий из древесины.

Сборочный чертёж и спецификация объёмного изделия. Технологическая карта

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

Конструировать и моделировать изделия из древесины и древесных материалов.

Разрабатывать сборочный чертёж со спецификацией для объёмного изделия из древесины и составлять технологическую карту

Беседа, объяснение




Технология изготовления изделий из дерева и металла (2ч)




15

16




22.10

20.10


Технология изготовления изделия из дерева и металла.

Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов.

Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками.

Правила безопасной работы

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

Ознакомиться с тонкими металлическими листами, проволокой . Планировать слесарные работы. Размечать детали из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов.

Выполнять правку, резание, зачистку и гибку металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда.

Беседа, объяснение




Элементы машиноведения (4ч)




17

18


05.11

03.11


Назначение и принцип действия регуляторов швейной машины.

Правила ухода за швейной машиной. Виды передач.

Назначение и правила использования различных регуляторов в машине. Регулятор длины стежка, закрепка., обратная строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.

Правила ухода за швейной машиной (чистка, смазка) инструменты и приспособления, применяемые при смазке. Виды передач. Зубчатые передачи

Развитие координации движений рук.

Определять вид дефекта строчки по её виду.

Изучать устройство регулятора натяжения верхней нитки.

Выполнять регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней нитки.

Изучать правила ухода за швейной машиной, ознакомиться со схемой смазки швейной машины.

Подготавливать швейную машину к работе.

Текущий опрос. Просмотр работ, выполненных учащимися.

19

20


12.11

10.11


Классификация машинных краевых швов. Классификация машинных швов. Способы обработки изделия краевыми швами. Технология выполнения краевых швов. Технические условия на выполнения машинных краевых швов ВТО. Схемы обозначения краевых швов.

Развитие координации движений рук.

Знать классификацию машинных швов..

Выполнять машинные швы.

Овладевать безопасными приёмами труда на швейной машине.

Фронтальный опрос




Конструирование и моделирование швейных изделий (4ч)



Ответы на вопросы.

21

22







23

24





19.11

17.11







26.11

24.11


Швейное поясное изделие. Мерки для построения поясного изделия. Построение чертежа юбки.

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки юбки на кулиске. Снятие мерок.


Моделирование юбки. Изготовление выкройки юбки.

Моделирование юбки. Подготовка выкройки к раскрою. Правила безопасной работы ножницами.

Развитие координации движений рук.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Копировать готовую выкройку.

Уметь моделировать юбки разных фасонов на основе выкройки-основы.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий

Текущий опрос. Просмотр работ, выполненных учащимися.




Технология изготовления швейных изделий (6ч)




25

26





27

28



29

30


03.12

01.12





10.12

08.12



17.12

15.12


Швы, используемые при пошиве юбки. Обработка боковых швов.

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску.

Обработка верхнего среза юбки.

Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки.

Обработка низа. ВТО.

Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Развитие координации движений рук.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков; примётывание; вымётывание.

Изготовлять образцы машинных работ: притачивание и обтачивание.

Проводить ВТО. Овладевать безопасными приёмами труда.

Знакомиться с профессиями технолог-конструктор швейного производства, портной

Ответы на вопросы.




РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА (12 ч)







Лоскутная техника(6ч)




31

32




24.12

22.12


Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря


Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

 


Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Цветовая подборка ткани. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья. Обработка изделия, изготовление прихватки, эстетическое оформление прихватки.

Беседа, объяснение


33

34









35

36



21.01

12.01









28.01

19.01


Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практические работы. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей. Изготовление шаблонов, раскрой ткани с учетом направления долевой нити.

Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.



Беседа, объяснение




Свободная роспись по ткани (6ч)




37

38



04.02

26.01


Выполнение композиции.

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи.

Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

 


Создание композиции с изображением пейзажа для панно или для вышивки на листе бумаги в клетку. Зарисовка современных и старинных орнаментов и узоров. Обсуждение наиболее удачных работ.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды.

Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа

39

40



11.02

02.02


Художественные особенности свободной росписи тканей: колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора.




41

42



18.02

09.02


Выполнение композиции для панно. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красите-лей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно.

Варианты объектов труда. Декоративное панно, платок, скатерть.








КУЛИНАРИЯ (14 ч)







Физиология питания (2 ч)




43

44


25.02

16.02


Знакомство с физиологии питания человека.

Общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма, значение солей, кальция, натрия, железа, йода, суточная потребность в солях.

Прак­тические работы

Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам раци­онального питания.

Расчет суточной потребности человека в минеральных солях и микроэлементов.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа


45

46


03.03

16.02


Технология приготовления пищи (10 ч)

1. Блюда из молока и кисломолочных продук­тов.

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека.

Условия и сроки хранения свежего молока. Ассортимент. Технология приготовления творога из простокваши Ку­линарные блюда из творога.

Прак­тические работы: Приготовление мо- лочного супа или молочной каши, творога.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря







Совершенствование движений и сенсомоторного развития









Развитие мелкой моторики

Приготавливать и оформлять блюда из молока и молочных продуктов. Находить и представлять информацию о технологии приготовления блюд из молочных продуктов. Дегустировать, оценивать качество.

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа


47

48


10.03

01.03


2. Блюда из рыбы и морепродуктов. Технология приготовления блюд из рыбы и морепродук­тов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

Пищевая ценность. Рыбные полуфабрика-ты. Условия и сроки хранения. Маркиров- ка рыбных консервов. Способы разделки

Прак­тические работы. Определение срока годности рыбных консервов. Приготовле-ние салата из рыбных консервов.


Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Разбираться в технологии приготовления блюд.

Дегустировать блюда из рыбы

Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа


49

50



17.03

15.03


3. Блюда из мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи мясных блюд к столу.

Прак­тические работы. Определение срока годности мясных консервов. Приготовление салата с использованием отварного мяса.


Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Разбираться в технологии приготовления блюд из мяса. Дегустировать блюда с использованием отварного мяса.


Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа


51

52



24.03

22.03


4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изде­лий

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.


Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять соотношение крупы и жидкости. Готовить гарнир из макаронных изделий. Находить и представлять информацию о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий.

Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа


53




07.04

05.04


5. Сладкие блюда

Роль сахара в питании человека. Кулинарные свойства крахмала. Технология приготовления компота, киселей.

Прак­тические работы. Приготовление сладкого компота (киселя).


Изучать виды сладких блюд, технологию приготовления, правила ТБ.

Фронтальный опрос

54



07.04

05.04


6. Приготовление обеда в походных условиях.

Расчет количества и состава продуктов для похода. Посуда для приготовления пищи в походных усло­виях.

Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер пожарной безопасности.

Прак­тические работы. Расчет количества и состава продуктов для похода. Контроль качества воды из природных источников.


Рассчитывать количество продуктов на разное количество людей, обеззараживать воду

Ответы на вопросы. Заслуши- вание сообщений

55

56



14.04

05.04


Заготовка продуктов (2ч)

Основные способы простейшей пе­реработки овощей (соление, квашение, сушка). Техноло­гия приготовления соленых и квашеных овощей. Санитарно-гигиени­ческие требования к подготовке перерабатываемой продукции.

Практические работы. Подготовка капусты к квашению. Заготовка капусты способом квашения.


Заготавливать продукты простейшими способами, шинковать капусту, квасить её

Ответы на вопросы. Заслуши- вание сообщений




Творческие проектные работы (8 ч)




57

58





59

60








61

62



63

64


21.04

12.04





28.04

19.04








05.05

26.04



12.05

10.05


Проект по технологии. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных и поделочных материалов. Этапы, требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Подготовка проекта.

Выдвижение идеи для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Подбор материалов, инструментов, и приспособлений, технологии выполнения.

Реклама. Цель рекламы. Требования к готовому изделию. Подготовка проекта.

Реклама. Цель рекламы. Требования к готовому изделию. Подготовка проекта.

Защита проекта.

Отделка изделия. Презентация творческого проекта. Самооценка результатов.

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

 Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

Развитие индивидуальных творческих способностей


Знакомство с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Анализировать результаты, формулировать выводы и рекомендации. Защищать творческий проект

Устный опрос

Демонстрация трудовых приемов, практическая работа





Ответы на вопросы. Заслуши- вание сообщений

65

66


19.05

17.05


ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Правила безопасного труда при работе на пришкольном участке.

Типы почв, понятие о плодородии, соблюдение правил ТБ.

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

Выполнять перекопку клумб Находить и представлять информацию о почве, её удобрении, Знакомиться с профессией садовник



67

68



Резерв






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники

  1. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Учебник (авторы: О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая).

  1. Технология. Технический труд. 6 кл: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 книгах под редакцией В.М. Казакевич, Г.А. Молева. – М.: Баласс, 2014


Учебные пособия

  1. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы: О. А. Кожина, С. Э. Маркуцкая).

  2. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Методическое пособие (авторы: О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова)

  3. Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

  4. Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно - технологических карт

  5. Предметные недели в школе 5-11 класс


Печатные пособия

  1. Журнал «Школа и производство»


Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

  • Электронная версия «Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Учебник»

  • Электронная версия «Технология. Технический труд. 6 класс. Учебник»


Технические средства обучения (средств ИКТ)

Проектор, экран, компьютер


Натуральные

объекты

  1. Набор ручных инструментов и приспособлений

  2. Ручные швейные машины

  3. Виды швов, вышивок, орнаментов

  4. Комплект оборудования и приспособлений для ВТО

  5. Демонстрационные пособия по теме «Материаловедение»

  6. Таблицы по темам «Работа с пищевыми продуктами», «Моделирование и конструирование», «Машиноведение»



Лист корректировки рабочей программы


урока

(согласно плану)

Название темы

Причина корректировки

Пути ликвидации отставаний в программном материале:

(сокращено, объединено и т.п.)























































43



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!