ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 7 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Статистика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;
• собирать и регистрировать статистическую информацию;
• проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
• выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | не предусмотрено |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | не предусмотрено |
виды внеаудиторной самостоятельной работы: решение задач решение тестов чтение лекций работа с учебником | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Статистика как наука. Предмет и задачи статистики. | 2 | 1 |
Тема 1. Методы формирования информационной базы статистики | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. Этапы проведения и программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения. | 2 | 1 |
2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения. | 2 | 1 |
Тема 2. Сводка и группировка статистических данных | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. Задачи и виды статистической сводки, принципы построения статистической группировки. Ряды распределения. | 2 | 1 |
Практические занятия: | 12 | |
№1 Метод группировок | 4 |
№2 Группировка и перегруппировка статистических данных | 2 |
№3 Ряды распределения | 2 |
№4 Структурные характеристики вариационного ряда распределения | 4 |
Тема 3. Способы наглядного изображения статистических данных. | Содержание учебного материала: | 2 |
1. Статистическая таблица. Понятие о статистическом графике. | 2 | 1 |
Практическое занятие: | 4 | |
№5 Построение и анализ таблиц и графиков в статистике | 4 |
Тема 4. Статистические показатели | Содержание учебного материала: | 4 |
1. Абсолютные и относительные показатели. | 2 | 1 |
2. Средние величины и показатели вариации. | 2 | 1 |
Практические занятия: | 4 | |
№6 Определение среднего уровня изучаемого явления | 2 |
№7 Анализ динамики изучаемых явлений | 2 |
| Дифференцированный зачет. | 2 | 3 |
| Самостоятельные работы по дисциплине «Статистика». Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение истории развития статистики. Работа с учебником. Изучение организационных вопросов статистического наблюдения. Работа с учебником. Закрепление знаний по методам формирования информации статистической базы. Решение теста. Изучение способов графического изображения рядов распределения. Работа с учебником. Повторение изученного материала для подготовки к практическим занятиям. Чтение лекций. Закрепление знаний по сводке и группировке статистических данных. Решение теста. Закрепление навыков в расчете рядов распределения статистических данных. Решение задач. Повторение изученного материала. Чтение лекций. Изучение основных правил оформления и чтения статистических таблиц. Работа с учебником. Закрепление знаний по способам наглядного изображения статистических данных. Решение теста. Закрепление знаний по статистическим показателям и их видам. Решение теста. Закрепление знаний по средним показателям и показателям вариации. Решение теста и задач. Изучение классификации рядов динамики и правил их построения. Работа с учебником. Закрепление знаний по основным терминам и правилам статистики. Решение теста. | 18 | |
| Всего | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистики».
Оборудование кабинета и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- переносное мультимедийное оборудование, экран, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г. – 304с.
Дополнительные источники:
1. Учебник А. М. Годин, «Статистика». М.: «Дашков и К», 2011 г. – 460 с.
Интернет-источники:
1. http://www.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам России; 2. http://www.libs.ru - библиотеки России; 3. http://www.nlr.ru - Российская национальная библиотека; 4. http://lib.rin.ru - электронная библиотека RIN.RU; 5. http://www.public.ru - электронная библиотека СМИ; 6. http://lib.isea.ru - научная библиотека БГУЭП. 7. http://www.gks.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Собирать и регистрировать статистическую информацию; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Знания: | |
Предмет, метод и задачи статистики; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Общие основы статистической науки; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Принципы организации государственной статистики; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Современные тенденции развития статистического учета; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Основные формы и виды действующей статистической отчетности; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
Технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет |
4