к учебнику под. ред. А.Д.Шмелёва.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку для 5 класса
к учебнику под. ред. А.Д.Шмелёва, которая полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. (Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС второго поколения и Примерной программы по русскому языку для основной школы)
ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом
коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в
Тематическое планирование составлено по материалам учебника «Русский язык: 5 класс»
под ред. А.Д.Шмелёва на 175 часов (5 часов в неделю). Учебник отражает оригинальный
последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план строится по модульному принципу. В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации
учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся
образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка
Данная программа ориентирует на приоритетные задачи современного филологического образования в школе (развитие творческой компетентности школьника, коммуникативно-деятельностный подход в обучении, приобщение к русскому слову как к сокровищнице), поэтому в качестве приоритетных определяются следующие задачи:
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
Упражнения содержат самые разные задания, позволяющие обучающимся комплексно усвоить содержание, обеспечивающее формирование разных компетенций в контексте программного материала 5 класса. Задания к упражнениям носят разноуровневый характер, присутствуют тестовые виды заданий, учащимся предоставляется возможность выбора того или иного вида деятельности.
4 5 6 7 8 9 10 11 | Звуки и буквы | Состав слова | Имя существительное | Имя прилагательное | Местоимение | Глагол | Предложение | Входной контроль (диктант) | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий | Повт.-обобщ. ИКТ |
ПРАВОПИСАНИЕ (5 ч.) |
12 13 14 15 16 | Орфограммы и орфографи- ческие правила | Проверяемые и непроверяе- мые безударные гласные в корне слова | Проверяемые и непроверя- емые глухие и звонкие согласные в корне слова | Двойные согласные в корне слова | Непроизносимые согласные | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | Пр. (языковая компетенция): находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написания устно и графически. | Повт.-обобщ. Частичнопоисков. ИКТ |
17 | ТЕКСТ Признаки текста | Творческая работа | Знать признаки текста. | ИКТ |
18 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Культура речи | Беседа. Практикум | | Повт.-обобщ. |
19-20 21 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 1 Контрольная работа. | Устный опрос. Контр. работа | | Повт.-обобщ. Тестирование |
22 23 | Глава 2. На каком языке мы говорим (18 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3 ч.) Общенародный русский язык Русский литературный язык | Система русского литературного языка | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление об основных разделах линвистики. | ИКТ |
24 25 26 27 28 29 30 | СИСТЕМА ЯЗЫКА. Фонетика (7 ч.) Звуковой состав слов и транскрипция | Слог и ударение | Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | Гласные звуки: ударные и безударные | Графика Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’] | Фонетический разбор слова | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Пр. (языковая компетенция): Уметь вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи; | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем ИКТ |
31 32 33 34 | ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.) Гласные а, у, и, ы после ши- пящих и ц | Правописание букв ь и ъ | Употребление прописных и строчных букв | Контрольная работа (тест) | | Выполнение упражнений | Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами. | ИКТ Тестирование |
35 36-37 | ТЕКСТ Тема и основная мысль текста | Р/Р Изложение | | Р/Р Творческая работа | Определять тему, основную мысль текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание | |
38 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Нормы русского литературного языка | | Владеть основными нормами рус. литературного языка; соблюдать их в уст. и письм-ых высказываниях. | Объясн-иллюстр. |
39 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа | Практикум. | | |
40 | Глава 3. Как язык служит для общения (24 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Разговорная и книжная речь | Творческая работа | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности. | ИКТ |
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (11 ч.) Морфемика. Морфемы – значимые части слова | Образование форм слов | Основа слова | Корень слова и однокоренные слова | Суффиксы | Приставки | Варианты морфем | Словообразование. Образование слов с помощью приставок | Образование слов с помощью суффиксов | Образование слов способом сложения | Морфемный разбор слова |
| Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Знать опознавать морфемы и членить слова на морфемы; Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. Уметь применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ |
52-53 54 55 56 57 | ПРАВОПИСАНИЕ (6 ч.) Корни с чередованием букв а и о Корни -гар-/-гор-, -зар- -зор- Корень -лаг- /-лож- Корень -рос- / -раст- / -ращ- Корень -скак-/-скоч- | Беглые гласные | Гласные и согласные в приставках | Безударные гласные в приставка | Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Уметь пользоваться орфографическими словарями. | Объясн-иллюстр Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. |
58 59 | ТЕКСТ (2 ч.) Строение текста | План текста | | Р/Р Творческая работа | Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); | ИКТ |
60 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Речевой этикет | | |
61-62 63 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 3 | Контрольная работа | | Контр. работа | |
64 65 | Глава 4. В чём заключается богатство языка (19 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (2 ч.) Разновидности русс-го языка | Стили литературного языка (общее понятие) | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. | Объясн-иллюстр |
66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 ч.) Лексикология Слово – основная единица лексикологии | Способы толкования слова | Однозначные и многозначные слова | Прямое и переносное значения слова | Тематические группы слов | Омонимы | Синонимы | Антонимы | Фразеология Фразеологизмы | Словари русского языка | | Ознак. с нов/м-лом Беседа по вопросам, выполнение упражнений Р/Р Творческая работа | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; Уметь различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы основные виды тропов; опознавать фразеологические обороты и использовать их в речи. | ИКТ Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. |
76 77 | ПРАВОПИСАНИЕ (2 ч.) Буквы о и ё после шипящих в корне | Буквы и и ы в корне после приставок | | | Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными орфограммами. | ИКТ |
78 79-80 | ТЕКСТ (3 ч.) Типы речи | Р/Р Обучение сочинению | | Р/Р Творческая работа | Уметь создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; | |
81 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Лексическое богатство русского языка и культура речи | | Употреблять языковые единицы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. | Дидактич матер-лы |
82 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 4. Самостоятельная работа. | Практикум | | ИКТ |
83 | Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (22 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Диалогическая и монологическая речь. | | Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, Различать образцы диалогич. и монологической речи. | |
84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (11 ч.) Синтаксис Словосочетание и предложение | Синтаксический разбор словосочетания | Виды предложений | Распространённые и нераспро- странённые предложения | Главные члены предложения | Второстепенные члены предложения | Предложения с однородными членами | Предложения с вводными словами и обращениями | Синтаксический разбор простого предложения | Сложное предложение | Способы передачи чужой речи | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Р/Р Творческая работа | Осознавать роль синтаксиса в выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные. Опознавать предложения с однородными членами, с прямой речью, правильно их оформлять на письме. | Повт.-обобщ. Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ |
95 96 97 98 99 | ПРАВОПИСАНИЕ (5 ч.) Тире между подлежащим и сказуемым | Знаки препинания в предложениях с однородным и членами | Знаки препинания в предложениях с обращениямивводными словами | Знаки препинания в сложном предложении | Знаки препинания в предло- жениях с прямой речью | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать пунктуационную зоркость. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ ИКТ |
100 | ТЕКСТ Повествование: рассказ | Р/Р Творческая работа | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ) | |
101 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Формы обращения и речевой этикет | | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета. | Объясн-иллюстр ИКТ |
102- 103 104 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 5 | Контрольная работа | | Контр. работа | | ИКТ |
105 | Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (24 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Речь устная и письменная. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | Оценивать речевые высказывания с точки зрения соответствия их языковым нормам. Исправлять речевые недостатки. | |
106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 ч.) Морфология Части речи | Имя существительное Имя существительное как часть речи | Разряды имён существитель- ных по значению | Одушевлённые и неодушев- лённые существительные | Род имён существительных | Род несклоняемых существительных | Склонение имён существительных | Число – непостоянный признак имён существит-ных | Падеж – непостоянный признак имён существит-ых | Морфологический разбор имени существительного | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать изученные самостоятельные части речи и их формы. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ |
116 117 118 119 120 121 122 123 | ПРАВОПИСАНИЕ (8 ч.) Прописная буква в именах собственных | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях имён существительных | Правописание существитель- ных с суффиксами -чик/-щик- | Слитное и раздельное написание не с сущ-ными | Контрольная работа по теме Кнтр. «Правописание сущест-ных» | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. работа | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Уметь пользоваться орфографическими словарями. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ |
124 125-126 | ТЕКСТ (3 ч.) Тип речи: рассуждение | Р/Р Сочинение - рассуждение | | Р/Р Творческая работа | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: рассуждение | Объясн-иллюстр |
127 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Что такое грамматические нормы? | Практикум | Иметь понятие о грамматической норме. | ИКТ |
128 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа | Самост. работа | | Тестирование |
129 | Глава 7. Что такое современный язык (17 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Современный русский литературный язык | | Иметь представление об уровнях системы современного русского литер-го языка, об основных единицах каждого уровня. | |
130 131 132 133 134 135 136 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (7 ч.) Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи | Разряды по значению | Полная и краткая форма качественных прилаг-ных | Формы степеней сравнения кач-ых прилагательных | Склонение качественных и относительных прил-ых | Склонение притяжательных имён прилагательных | Морфологический разбор имени прилагательного | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ТРКМЧП ИКТ |
137 138 139 140 | ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.) Слитное и раздельное написание не с прилага- тельными | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и оконча- ниях имён прилагательных | Правописание н и нн в прилагательных Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных | Контрольная работа. «Правописание прил-ных» | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. работа | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ Тестирование |
141 142- 143 | ТЕКСТ (3 ч.) Типы речи: описание предмета Р/Р Сочинение-описание по картине | Р/Р Творческая работа | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: описание предмета. | ИКТ |
144 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Употребление имени прилагательного в речи | | Использовать в речи имена прилагательные в роли эпитетов. | ИКТ |
145 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа | Самост. работа | | Тестиров. |
146 | Глава 8. Как язык объединяет людей (25 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Русский язык – государственный язык Российской Федерации | | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. | ИКТ |
147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (14 ч.) Глагол Глагол как часть речи | Инфинитив (неопределён- ная форма глагола) | Виды глагола | Переходные и непереходн. глаголы | Возвратные и невозвратные глаголы | Определение типов спряжения глаголов | Изменение глаголов по наклонениям | Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем вр. | Изменение глаголов по родам и числам в прош. вр | Условное наклонение | Повелительное наклонение | Безличные глаголы | Морфологический разбор глагола | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Проводить морфологический анализ глагола. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ |
161 162 163 164 | ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.) Не с глаголами | Гласные е и и в корнях с чередованием | Буква ь после шипящих в глаголах | Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) | | Ознак. с нов/м-лом | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. |
165 | ТЕКСТ Типы речи: описание состояния | Творческая работа | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: описание состояния. | ИКТ |
166 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Употребление глаголов в речи | | Употреблять глаголы в соответствии с грамматич. и лексическими нормами. | |
167 168 169 170 | ПОВТОРЕНИЕ (4 ч.) Комплексное повторение материала главы 8. Контрольная работа по теме «Правописание глаголов» | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе | Контрольная итоговая работа (тестирование) | | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. работа Контр. работа | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | ИКТ Диктант Тестирование |
171- 175 | Резервные. | | | |
1. Русский язык.5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.; А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелёва); под ред. А.Д.Шмелёва.- М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: «Просвещение», 2003.
4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс / Л.Г.Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 классы. / Г.А.Богданова – М.: Просвещение, 2005.
6. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М., 1991.
7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.