Контрольные работы Контрольное сочинение по летним впечатлениям Тема: «Как я провел лето» Контрольный диктант №1 по теме «Орфография и пунктуация» Азбука тайги Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото. Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом: Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности? За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», - закончил старик свой рассказ. (По А. Иванову-Смоленскому) (116 слов) Напомнить о знаках препинания при прямой речи. Грамматические задания: 1. Выпишите по 2 слова со следующими орфограммами (или с некоторыми из них): безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся; непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о-ё после шипящих. Определите часть речи у слов: I вариант- в 1-м предложении I I вариант- во 2-м предложении. 3.Разбор по составу: I вариант- расположиться, выбирал I I вариант- старичок, рассказ Контрольная работа по грамматике 1 вариант Укажите предложения с нарушением синтаксической нормы. Исправьте ошибки. а) Все, кто читали книги Грина и были в Севастополе, знают, что легендарный Зурбаган – точное описание Севастополя. б) М.Горький верил, что самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным людям. в) Показав старинную фотографию, Лёва Федотов строго спросил, что узнаю ли я этого человека. г) Благодаря полевого бинокля мне удалось рассмотреть розовых фламинго. Работа с текстом (1)... (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. (З)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (5)... около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (6) А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы Меркурий, Венера и Марс, хотя и похожи на планету Земля, но отличаются от неё полной безжизненностью. 2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? а) Таинственный сосед Земли, Марс, был не так прост, как показали первые съёмки. б) Через 24 часа после наблюдения вспышки на Солнце образовавшееся гигантское облако ионизированного газа достигло Земли. в) Пророческие слова К.Э. Циолковского сбылись: человечество не осталось навечно на Земле, но за пределы атмосферы оно проникло не робко, а триумфальным полётом Гагарина. г) Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. 3. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в 5 предложении: а) Тем не менее, б) Однако, в) Иными словами, г) Наконец, 4. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? а)появление которых является (предложение 2) б)обнаружены (предложение 4) в)существовала гидросфера (предложение 5) г)имелись атмосфера (и) гидросфера (предложениие 5) 5. Укажите верную характеристику второго предложения текста: а) сложноподчинённое, б) сложносочинённое, в) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, г) сложное бессоюзное 6. В каком предложении есть краткое прилагательное? а) 6 б) 2 в) 3 г) 4 7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? а) зацеп..шься, смотр..шь б) бор..шься, стел..шь в) обид..шься, завис..шь г) улучша..шь, смотр..шь 8. Приведите несколько примеров слитного и раздельного написания НЕ со словами, употребив их в предложениях. 2 вариант 1.Укажите предложения с нарушением синтаксической нормы. Исправьте ошибки. а) В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается. б) Помимо научных задач, учёные-химики решают важные экологические проблемы. в) Тот, кто не изучил самого себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. г) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». Работа с текстом (1)... (2)Они оказываются справедливыми только для определённых видов движения. (3)«Дословно» законы Ньютона справедливы лишь при рассмотрении движений в таких системах отсчёта, где состояние покоя тела и состояние его равномерного движения по прямой физически неразличимы. (4)Но если учитывать подвижность Земли, Солнца и звёзд, то сами понятия классической механики лишаются смысла. (5)Возникает парадокс: в рамках физики у этой проблемы нет решения. (6)... Ньютон просто стал считать, что всюду существует однородное и неподвижное абсолютное пространство и абсолютное время. 2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? а) Установленный Ньютоном первый закон механики лежит в основе динамики. б) Ньютоновская теория впервые была изложена в трактате «Математические начала натуральной философии». в) Динамика изучает движение реальных тел под действием приложенных к ним сил. г) Все понятия, на основе которых Ньютон построил классическую механику, являются идеализированными. 3. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в 6 предложении: а) Поэтому, б) Иными словами, в) Кроме того, г) Напротив, 4. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? а) оказываются справедливыми (предложение 2) б) справедливы (предложение 3) в)лишаются смысла (предложение 4) г) нет (предложение 5) 5. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста: а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) сложное бессоюзное 6. Укажите морфологическую характеристику слова ЧТО (предложение 6): а) краткое прилагательное, б) наречие, в) существительное г) союз 7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? а)провер..шь, поруч..шь б) расправ..шь, завар..шь в) постел..шь, зна..шь г) выдвин..шь, забот..шься 8. Приведите примеры слитного и раздельного написания НЕ со словами (по 1 примеру на каждый случай), употребив их в предложениях. Ответы: 1 вариант: 1 а,в,г; 2 г; 3 в; 4 г; 5 а; 6 а; 7 б; 8 примеры 2 вариант: 1 а,в,г; 2 а; 3 а; 4 г; 5 в; 6 г; 7 в; 8 примеры Критерии оценивания: «5» - 8б.; «4» - 6 - 7б.; «3» - 4 - 5б.; «2» - 0 - 3б. Текст для сжатого изложения Утро в комнате ...Кап... кап-кап... кап... Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю, это весёлая мартовская капель. Она вызывает солнце. Под сосенкой - кап-кап... Под ёлочкой - кап-кап... Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. По таким полоскам спускаются с неба ангелы - я знаю по картинкам и бабушкиным рассказам. Если бы к нам спустился! На крашеном полу лежат золотые окна, и солнечные зайчики играют. А блеска всё больше. Угол нянина сундука снежным огнём горит. А графин на лежанке светится разноцветными огнями. А милые обои! Прыгают журавли и лисы, уже весёлые, потому что весны дождались. Поэтому и подружились. Самые весёлые обои. И пушечка моя как золотая. И сыплются золотые капли с крыши, вьются, как золотые нитки. Весна! Весна! (По И. Шмелёву) Контрольный диктант №2 по теме «Морфология» В гостях Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница - древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным. В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами. Потом Катя показала мне морской компас - очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком - стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север. (По В. Каверину.) (119 слов) Примечание: шишак (в старину): металлический шлем с остриём, заканчивающимся шишкой. Контрольное изложение №1 В один из дождливых дней Алексей Бочаров услышал по радио тревожное сообщение: «В зоологическом саду опустели летние клетки, и звери перебрались на зимние квартиры. И только носорог по кличке Носик не пожелал покидать свой дом» Уже третий день рядом с его жильём стоит большая клетка на колёсах, которая должна перевезти его в теплое помещение. Но своенравный житель Африки мёрзнет, не ест, а перебраться в новую клетку не желает». Для Алексея Бочарова это сообщение прозвучало как колокол пожарной команды. Он вскочил с места и накинул пальто... Алексей подбежал к клетке и взялся рукой за мокрый железный прут. Носорог дремал. Тогда мальчик позвал: — Носик! Носик!.. Носорог слегка приоткрыл глаза и недоверчиво смотрел перед собой. Увидев своего знакомого, носорог широко открыл глаза и втянул ноздрями воздух, чтобы проверить, не ошибся ли он. Потом поднялся и подои и к решётке. Он осунулся и похудел. И большие складки на его толстой шкуре стали ещё глубже. Мальчик и носорог смотрели друг на друга и как бы вели разговор. А дальше произошло вот что. Мальчик пошёл вдоль клетки, перебирая рукой прутья. И носорог двинулся за ним. Он дошёл до порога и остановился перед клеткой на колёсах. Мальчик подошёл. Носорог вопросительно поглядел на него. И мальчик кивнул: «Иди смелей!» Носорог бесшумно двинулся вперёд. Сперва вошли передние ноги, потом задние. Дверка захлопнулась, и клетка покатила по мокрой дорожке. Носорог ехал в клетке, а мальчик шёл за носорогом и подбадривал его. Так они доехали до зимнего помещения. (Ю. Яковлев.) 2. Подготовьтесь к написанию изложения по этому рассказу: «Сожмите» его первую часть (вступление) до очень короткого сообщения. Проанализируйте основную часть: найдите завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Выявите особенности построения повествовательных фрагментов, обратите внимание на те из них, в которых действия описываются особенно подробно. Выделите описательные фрагменты, оцените их роль и определите способы включения в текст. Найдите концовку. Если захотите, то можете добавить ещё одно заключительное предложение, выражающее важную для рассказа мысль. Озаглавьте отрывок из рассказа Ю. Яковлева и напишите по нему изложение. Контрольный диктант №3 по теме «Словообразование частей речи » Необычный стрелок Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек. Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, присмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием. Шум исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена. Я долго рассматривал это преинтересное растение. (По Г. Угарову) (111 слов) Грамматические задания: 1. Разбор по составу: I вариант- песчаному, припекало, поверхность I I вариант- сверкала, серебряными, песчинки 2. Определите способ образования слов, графически обозначьте морфемы: I вариант- преинтересное, вечнозеленые, ветреный I I вариант- белогрудых, преспокойно, бомбочки Контрольный диктант №4 по теме «Причастие» Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены бухты, заливы. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карту, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона. (По Р. Белоусову) (122 слова) Грамматические задания: 1. Разбор по составу: I вариант - раскрашена, придуманного I I вариант - оказавшийся, рассчитанной 2. Морфологический разбор: I вариант - затерянной (земли) I I вариант - напоминавшего (острова) Контрольное тестирование № 1 по теме «Причастие, деепричастие» 1 вариант 1. Подчеркнутое слово является причастием, выпишите его: Дрожащий свет из окон проливался И падал так, что каждый лепесток Среди туманных листьев выделялся Прозрачной чашечкой, открытой на восток. (Н. Заболоцкий) 2. В этом (-их) предложении (-ях) причастный оборот надо выделить запятыми: а) Дул ветер. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз проснувшихся едва Сжималось сердце молодое. (А. Фет) б) Солнце садится, и ветер утихнул летучий, Нет и следа тех огнями пронизанных туч. (А. Фет) в) А лес шумел! Зелено-золотой, Шумел мой лес, живицей опьяняя, И лось трубил, и белка молодая Ловила лист летящий над землей. (И. Шкляревский) г) Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце тронутое холодком. (С. Есенин) 3. Это страдательное (-ые) причастие (-я) прошедшего времени: а) щебечущий; б) смотревший; в) погружаемый; г) увиденный; д) сжатый; е) обещанный; ж) борющийся; з) прибывший. 4. В суффиксе этого (-их) причастия (-ий) надо писать букву а или я: а) за стро..щимся домом; б) держ..щийся за перила; в) постоянно хмур..щий брови; г) бор..щийся с ветром; д) ла..щий на прохожего; е) крас..щее вещество; ж) при колыш..щемся пламени; з) материнским люб..щим взглядом. 5. В этом (-их) предложении (-ях) не с причастием пишется раздельно, так как при причастии есть зависимые слова: а) И мать, и окно, и теплота нагретого солнцем, еще (не) выкрашенного подоконника сливаются в один синий, звучащий, ослепительный мир. (И. Соколов-Микитов) б) Теме пришли вдруг в голову таинственные недружелюбные намеки Акима, (не) любившего Жучку за то, что она таскала у него провизию. (Н. Гарин-Михайловский) в) Летом эта деревушка бывает окружена (не) проходимыми болотами, топями и лесными трущобами. (Д. Мамин-Сибиряк) г) Горы, еще (не) освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. (И. Соколов-Микитов) 6. В этом(-их) предложении (-ях) на месте пропуска пишутся две буквы н: а) Ночь лучезарная смотрит на скоше..ый луг. (А. Фет) б) Молчу, потеря..ый, на дальний путь глядя Из-за темнеющего сада,— И кружится еще, приюта не найдя, Грачей встревоже..ое стадо. (А. Фет) в) Каждый шаг моей некова..ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий. (М. Лермонтов) 7.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню. а)1 - выделяется причастный оборот б)1,2 - выделяется деепричастный оборот в)1,2 - выделяется причастный оборот г)1,3 - выделяется деепричастный оборот 8.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Пеликан (I) поднявшись на двухкилометровую высоту (2) может (3) подолгу парить в воздухе. а)1,3 — выделяется причастный оборот б)1,2 – выделяется деепричастный оборот в)1,2 - выделяется причастный оборот г)2 - выделяется деепричастный оборот 9.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Старик (1) видевший всё своими глазами (2) не мог говорить (3) без слез. а)1 — выделяется причастный оборот б) 2,3 – выделяется дееприч.оборот 3)1.2 - выделяется причастный оборот 4)1,2 - выделяется дееприч. оборот 10.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Цветы (1) отягощенные (2) росой (3) стоят неподвижно. 1)1 - выделяется деепричастный оборот 2) 2 — выделяется прич. оборот в)1,3 -выделяется прич. оборот г)1,3 - выделяется дееприч. оборот 2 вариант 1. Подчеркнутое слово является причастием, выпишите его: Из окон хаты дрожащий свет, И в полосе неверного сиянья Стояли яблони, как будто изваянья Возникшие из мрака древних лет.(Н. Заболоцкий) 2. В этом (-их) предложении (-ях)причастный оборот запятыми не выделяется: а) Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит, Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть И в беспорядке бегут, обгоняя друг друга. (А. Майков) б) Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. (Ф. Тютчев) в) Куда сокрылися певцов пернатых хоры, Живившие леса гармонию своей? (Н. Гнедич) г) Родительница степь, прими мою Окрашенную сердца жаркой кровью Степную песнь! (П. Васильев) 3. Это действительное (-ые) причастие (-я) настоящего времени: а) чернеющий; б) шумящий; в) устремленный; г) закрасневшийся; д) сгибающий; е) сбегавший; ж) гонимый; з) закрытый. 4. В суффиксе этого (-их) причастия(-й) надо писать букву а или я: а) о движ..щемся предмете; б) тяжело дыш..щий человек; в) пен..щиеся волны; г) стел..щийся туман; д) тороп..щийся студент; е) хорошо вид..щий; ж) шепч..щиеся ученики; з) хвал..щийся успехами. 5. В этом предложении не с причастием пишется раздельно, так как есть противопоставление: а) Со стороны солнца (не) прерывающимися волнами неслись самолеты. (Н. Богданов) б) В воздушном океане много (не) видимых, (не) исследованных дорог. (Н. Богданов) в) И ослепительно стройна, Поджав (не) зябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги. (А. Ахматова) г) Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а недостаток корма. (С. Огнев) 6. В этом предложении на месте пропуска пишется одна буква н: а) Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплата..ом салопе Сходит наземь небосвод. (Б. Пастернак) б) И цветы, опьяне..ые росами, Рассказали ветрам сказки нежные. (К. Фофанов) в) Она явилась, в чем была — в нагольном полушубке, в головном вяза..ом платке. (И. Соколов-Микитов) 7.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Старик (1) видевший всё своими глазами (2) не мог говорить (3) без слез. а)1 — выделяется причастный оборот б) 2,3 – выделяется дееприч.оборот в)1,2 - выделяется причастный оборот г)1,2 - выделяется дееприч.оборот 8.В каком варианте ответа правильно укачаны и объяснены все замятые? Цветы (1) отягощенные (2) росой (3) стоят неподвижно. а)1 - выделяется деепричастный оборот б) 2 — выделяется прич.оборот в)1,3 -выделяется прич. оборот г) 1,3 - выделяется дееприч. оборот 9.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Вчерашнее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков. а) 1 - выделяется причастный оборот б) 2 - выделяется деепричастный оборот в)1,3 - выделяется причастный оборот г) 1.3 - выделяется деепричастный оборот 10. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Воробей неожиданно взлетел и исчез (I) в светлой зелени сада (2) прозрачно сквозившей (3) на предвечернем небе. а) 1,2 - выделяется причастный оборот б) 2 - выделяется деепричастный оборот в) 2 - выделяется причастный оборот г) 1 - выделяется деепричастный оборот Контрольное изложение №2 1. Прослушайте рассказ и придумайте к нему разные заголовки, отражающие тему и основную мысль. 2. Найдите то место в тексте, с которого начинается развертывание основных событий, укажите наиболее напряжённый момент. С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни. Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки. - А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки. - Наверное, листья или сучки, — ответил Серёжа. Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты. Белки, — тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе лодке. Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается! Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё. Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу. Ребята трудились больше часа. Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки. (По Г. Скребицкому) Найдите в отрывке все элементы рассказа Выделите микротемы и составьте план текста. Проведите анализ строения каждой из частей, а также использованных в них языковых средств. Напишите изложение. Контрольный диктант № 5 по теме «Деепричастие» Таинственный ящик У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук. В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка. После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли. (По А. Лессу) (121 слово) Грамматические задания: 1.Выпишите причастия и деепричастия, разберите их по составу: I вариант- 1, 2 абзацы I I вариант-3, 4 абзацы 2. Составьте схемы предложений, обозначая причастный и деепричастный обороты: I вариант- 1 предложение I I вариант-1 предложение 4 абзаца 3. Морфологический разбор: I вариант- причастия оклеенный (портфель) I I вариант- деепричастия приезжая Контрольное сочинение № 2 (к уроку № 178) По упражнению 713, стр. учебника 330 Контрольный диктант №6 по теме «Местоимение» История Каштанки Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касаясь лица. Рыжая собачка, прижавшаяся к двери подъезда, беспомощно повизгивала, дрожа от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь. Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидев невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он, отряхнув снег с её спины, поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, желая вернуть собаку. Дуров предложил хозяину деньги, и столяр начал колебаться. Судья, почувствовавший, что столяр не привязан к собаке, оставил Каштанку у артиста. (По В. Дурову) Грамматические задания: 1.Выпишите местоимения, указывая их разряд I вариант - 1, 2, 3 абзацы I I вариант - 2, 3, 4 абзацы Итоговое контрольное тестирование № 2 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания: Тихо с..жу под ёлк..й на с..редине л..сной п..ляны. Шел..ст п..дающих лист..ев буд..т спящих под д..ревьями зайц..в они вст..ют и уход..т куда-то из леса. Вот один такой выш..л из густых ёл..к и ост..новился увид..л б..льшую п..лянку. Слуша..т заяц, встал на задн..е лапки, огл..делся. В..зде шел..ст, куда идти? Не п..смел идти прямо через п..ляну а пош..л вокруг всей п..ляны, от берё..ки к берё..ке. Кто б..ится чего-то в л..су, тот лучше не х..ди, пока пад..ют лист..я и шепчутся. Можно и труслив..му зайцу набрат..ся храбр..сти и не оглядыват..ся, но тогда как бы ему не п..пасть в настоящ..ю б..ду. Под шум лист..ев за ним л..сица крадет..я. Не оглянет..я храбрый заяц на шел..ст, а тут тебя под шумок и схват..т рыжая кумушка. По М.М. Пришвину Выпишите из текста действительное причастие. Разберите по составу подчеркнутые слова. Выпишите сложносочиненное предложение, разберите его. Определите стиль речи текста. В каком ряду даны все слова с проверяемой гласной в корне: а) елк..й, с..редина б) б..ится, п..пасть в) ост..новился, х..ди г) настоящ..ю, лист..ев Итоговый диктант Солнечный цветок Его родина - далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным. Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза. И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв смастерил небольшой пресс, выжимающий подсолнечное масло. Это было в 1829 году. (По Н. Осипову) (119 слов) Ресурсное обеспечение программы Литература для учителя: 1. Примерная программы основного общего образования по русскому языку, программа для общеобразовательных школ, гимназий по русскому языку 5-9 классы (автор–составитель М. М. Разумовская). Сборник нормативных документов. Примерные программы основного общего образования. Русский язык – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – Стандарты второго поколения; Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждения с русским языком обучения. М.: Дрофа, 2006 год).. 2. Методические рекомендации «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, М., Дрофа, 2005 г. 3.Гостева Е.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004 г. 4.Контрольно-измерительные материалы, составленные в соответствии с программой, сост. Н. В. Егорова, М., «Вако», 2010г. Литература для учащихся Печатные пособия. 1.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса. 2. Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М., Дрофа, 2009 г. Мультимедийные пособия. 1.Иллюстрированный энциклопедический словарь. 2.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 3.Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля 4.Тесты по орфографии. О. И. Руденко-Моргун, А. Е. Щеголева, Л. А. Дунаева. 5.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» |