СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 6 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Рассмотрено и принято

на заседании методического объединения

«____»__________20____г


Руководитель МО

___________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_____________________

«____»__________20____г

Утверждаю

Директор МОУ

гимназия

___________

Степаничев С.Ю.




Рабочая программа по предмету

«Русский язык» 6 КЛАСС (210 ч)


учитель русского языка и литературы

Макарова Татьяна Викторовна







Нерехта 2017 год





Раздел I. Пояснительная записка.


Рабочая образовательная программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку;

- Основной образовательной программой МОУ гимназия муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район.

- Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов,

Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2012 г.

. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


В учебном плане на изучение курса русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской предусмотрено 6 часов в неделю, то есть 204 учебных часа в году. Так как наше учебное заведение имеет статус гимназии, где гуманитарные предметы являются профилирующими, то на изучение русского языка добавлен один час в неделю. Это учебное время использовано на уроки развития речи (12 часов) и курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (21 час). На уроках развития речи более подробно рассматривается тема «Текст»: определение темы и основной мысли текста, микротем, деление на абзацы, композиционные элементы абзаца и целого текста, способы и средства связи предложений в тексте, , типовая принадлежность текста, составление плана (простого и сложного), стили речи. Отрабатываются умения и навыки определять тему, основную мысль, тип, стиль текста, умение составлять простой и сложный план, выделять микротемы в тексте, определять способы и средства связи предложений в тексте.

Курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» направлен на углубление знаний, умений и навыков учащихся по таким традиционно трудным темам, как «Написание нн и н в разных частях речи», «Написание не с разными частями речи», «Обособление сравнительных оборотов» и др. На занятиях рассматриваются не только формальные показатели правописания, но и исключения из правил. Курс со-стоит из двух блоков, каждый из которых заканчивается проверочным тестом, что позволяет судить о сформированности умений и навыков по данным темам.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Результаты изучения предмета   «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 



Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Введение.Слово – основная единица языка

1


3

Повторение изученного в 5 классе. Орфография и пунктуация.

17

1

1

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

1




Имя существительное

11


9

Имя прилагательное

Глагол.

Причастие

Деепричастие

Имя числительное

Местоимение

17

20

23

22

15

18

1

2


1

1

1

7

2

12

4

4

4

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

11

1


Развитие речи

2(к.соч.), 2(к. изл.)

8 (к.д)

46

Итого

152

12

46

Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит

102 ч (3 ч в неделю), региональный компонент – 102 ч (3 ч в неделю), гимназический

компонент 34 ч (1 ч в неделю). Итого – 238 ч для изучения учебного предмета « «Русский язык» в 6 классе, из расчёта 7 учебных ч в неделю. Рабочая программа рассчитана

на 238 ч.

Раздел III. Содержание тем учебного курса.


Слово – основная единица языка (1 ч)

Повторение изученного в 5 классе. Орфография и пунктуация (17 ч)

Употребление прописных букв. Буквы ь и ъ. Орфограммы корня и окончания. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи.

Части речи и члены предложения.1ч

Имя существительное. (11ч)

Морфологические признаки имени существительного. Словообразование имен существительных. Правописание сложных существительных. Употребление и произношение имен существительных.

Имя прилагательное. (17 ч)

Морфологические признаки имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Буквы н-нн в именах прилагательных. Употребление и произношение имен прилагательных.

Глагол. (20 ч)

Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Правописание приставок пре- и при-. Буквы и-ы в корне после приставок. Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов.

Причастие (23 ч)

Что такое причастие. Причастный оборот. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие причастия. Буквы н-нн в причастиях. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Деепричастие (22 ч)

Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Употребление причастий и деепричастий в речи. Произношение причастий и деепричастий.

Имя числительное (15 ч)

Что обозначает имя числительное. Простые, сложные и составные числительные. Правописание простых, сложных и составных числительных. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Изменение порядковых числительных. Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.

Местоимение (18 ч )

Какие слова называются местоимениями. На какие разряды делятся местоимения по значению. Личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные местоимения. Их особенности. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (18 ч )

Курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (21 ч)

Написание чередующихся гласных в корнях слов. Трудные случаи написания приставок пре- и при-. Написание н-нн в разных частях речи. Написание не с разными частями речи. Написание сложных существительных и прилагательных.

Обособление определений, выраженных причастными оборотами. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями. Обособление сравнительных оборотов.

Развитие речи.()

Речь. Стили речи. Типы речи. Текст и его признаки. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение. Характеристика делового стиля. Способы и средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. Исправление текста с неудачным повтором.. Повествование художественного и разговорного стилей. повествование в рассказе. Повествование делового и научного стилей. Описание места окружающей среды. Соединение в тексте разных типовых фрагментов.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 6 класса.

  1. Учащиеся 6 класса должны знать:

какую роль играет русский язык в жизни государства, общества,. человека;

основные особенности устной и письменной речи, признаки текста, стилевые особенности, типы речи, способы связи предложений в тексте;

основные понятия морфемики и словообразования, основные способы словообразования частей речи;

основные понятия морфологии, особенности грамматического значения слова, признаки самостоятельных частей речи: имени существительного, прилагательного, глагола, причастия, деепричастия, числительного и местоимения.

I. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Словообразование, морфология. Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, , распознавать самостоятельные части речи (кроме наречий), анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, выполнять синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; правильно употреблять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Орфография. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

Пунктуация. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания (причастные и деепричастные обороты), обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Развитие речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа, создавать устные и письменные высказывания на нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Использовать разные функционально-смысловые типы речи и их комбинации в тексте. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М., Дрофа, 2013 г.

Методические рекомендации «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, М., Дрофа, 2013 г.

Контрольно-измерительные материалы, составленные в соответствии с программой, сост. Н. В. Егорова, М., «Вако», 2016г.

Мультимедийные пособия.

Иллюстрированный энциклопедический словарь.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

Тесты по орфографии. О. И. Руденко-Моргун, А. Е. Щеголева, Л. А. Дунаева.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»










Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе по программе под редакцией М. М. Разумовской



п/п

№ урока

Название раздела, тема

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД


1

1

Введение. Слово – основная единица языка

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ив соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала


2

1

Повторение и углубление изученного в 5 классе.

Что мы знаем о речи. Стили речи

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ив соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения стилистики

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности


3

2

Типы речи


4

3

Р/р Сочинение по летним впечатлениям

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объястять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и редактирования творческой работы

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности


5

1

Правописание. 17 часов + 1 р/р

Орфография и пунктуация

Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации; определять орфограмму по образцу; применять правила написания слов; составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы; пользоваться справочной литературой

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова

Формирование познавательного интереса к предмету исследования, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности


6

2

Употребление прописных букв


7

3

Буквы ь и ъ


8,9,10,11

4,5,6,7

Орфограммы корня


12

8

Правописание окончаний имён существительных и прилагательных


13

9

Правописание окончаний глаголов


14

10

Правописание о-ё после шипящих


15,16,17,18

11,12, 13,14

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи


19

15

Обобщающее повторение


20-21

16-17

Контрольный диктант по теме «Орфография» и его анализ


22

1

Р/Р Что мы знаем о тексте

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объястять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и редактирования творческой работы

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности


23

1

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи.

Части речи и члены предложения. 1 час

Научиться применять алгоритм различения частей речи и членов предложения

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частей речи и членов предложения

Формирование устойчивой мотивации к обучению


24-25

1,2

Имя существительное.11 часов + 9 р/р

Морфологические признаки имени существительного.

Научиться определять морфологические признаки имени существительного и способы образования имён существительных, применять правила правописания сложных имён существительных, выявлять особенности употребления имён существительных

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словообразования и правописания имён существительных

Формирование устойчивой мотивации к обучению и групповой исследовательской деятельности


26,27,28

3-5

Словообразование имен существительных


29,30

6,7

Правописание сложных существительных.


31,32,33

8-10

Употребление имен существительных в речи


34,35

1-2

Р/Р Сочинение –описание картины

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и редактирования творческой работы

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности


36

11

Употребление и произношение имен существительных

Научиться читать и пересказывать лингвистический текст, давать характеристику стиля

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объястять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, составления и редактирования творческой работы

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской, аналитической деятельности


37

3

Р/Р. Стили речи. Разграничение деловой и научной речи


38

4

Р/Р Характеристика научного стиля


39

5

Р/Р Определение научного понятия


40

6

Р/Р Рассуждение-объяснение.


41,42

7,8

Р/Р Изложение с творческим заданием


43

9

Р/Р Характеристика делового стиля


44

1

Имя прилагательное.17 часов +7

Морфологические признаки имени прилагательного

Научиться определять морфологические признаки имени существительного и способы образования имён прилагательных,, применять правила правописания сложных имён прилагательных, выявлять особенности употребления и произношения имён прилагательных. Научиться применять изученные правила в ходе написания диктанта и выполнения грамматического задания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и сотрудничества; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словообразования и правописания имён существительных

Формирование устойчивой мотивации к обучению и групповой исследовательской деятельности, навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности


45,46,47

2-4

Словообразование имен прилагательных


48,49

5,6

Правописание сложных имен прилагательных


50,51,52

7-9

Буквы н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных


53,54

10,11

Контрольный диктант по теме «Грамматика» и его анализ


55,56,57,58

12-15

Употребление имен прилагательных в речи


59,60

16,17

Произношение имен прилагательных


61,62

1,2

Р/Р Текст. Способы связи предложений в тексте.

Научиться определять способы, средства связи предложений в тексте; условия употребления параллельной связи с повтором.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи


63,64

3,4

Р/Р Средства связи предложений в тексте


65

5

Р/Р Употребление параллельной связи с повтором.


66,67

6,7

Р/Р Как исправить текст с неудачным повтором


68,69

1,2

Глагол 20 часов +2

. Морфологические признаки глагола

Научиться определять морфологические признаки и способы образования глагола, объяснять орфограммы в глаголах, выявлять особенности употребления глаголов Научиться применять изученные правила в ходе выполнения контрольной работы

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества входе учебного сотрудничества и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, творческой деятельности


70,71

3,4

Словообразование глаголов.


72,73,74

5-7

Написание приставок пре- и при-


75,76

8,9

Буквы ы – и в корне после приставок


77,78

10,11

Контрольная работа по теме «Словообразование» и ее анализ


79,80

12,13

Употребление глаголов в речи


81

14

Произношение глаголов


82,83

15,16

Проверочная работа по орфоэпии и ее анализ

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование навыков самодиагностики и самоанализа


84,85

17,18

Повторение по теме «Орфография»


86,87

19,20

Контрольный диктант по теме «Орфография» и его анализ


88,89

1,2

Р/Р Обучающее изложение и его анализ

Научиться передавать содержание текста и редактировать текст творческой работы

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в передачи содержания текста

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи


90-95

1-6

Морфология. Причастие. 23 часа +12

Что такое причастие

Научиться определять часть речи – причастие, отличать причастие от других частей речи. Научиться выделять причастный оборот

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий и условий обособления причастных оборотов

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи


96,97,98

7-9

Причастный оборот


99-100

1,2

Р/Р Обучающее сжатое изложение

Научиться производить компрессию текста

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи


101-105

10-14

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Научиться определять способы образования причастий и объяснять правописание причастий в соответствии со способом их образования

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе учебного сотрудничества и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения способов образования и правил написания причастий

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма и познавательного интереса к индивидуальной и коллективной деятельности в ходе выполнения творческого задания


106-108

15-17

Полные и краткие причастия.


109-112

18,19

Буквы н – нн в причастиях


113 -114

3,4

Р/Р Контрольное изложение с творческим заданием

Научиться передавать текст составлять и редактировать текст творческой работы,

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе передачи и составлении текста

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи


115-118

20-23

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Научиться определять условия слитного и раздельного написания не с причастиями,

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе учебного сотрудничества и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового


119-120

24,25

Проверочный диктант по теме «Причастие» и его анализ.


121-122

5,6

Р/Р Повествование художественного и разговорного стилей

Научиться определять языковые и композиционные признаки повествования в разных стилях речи, составлять собственный текст

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ив соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения стилистики

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности


123-124

7,8

Р/Р Повествование в рассказе


125-126

9,10

Р/Р Повествование делового и научного стилей


127-128

11,12

Р/Р Контрольное сочинение-повествование


129-131

1-3

Деепричастие. 22 час +4р/р

Что такое деепричастие

Научиться определять морфологические признаки и способы образования деепричастий. Научиться различать причастия и деепричастия; определять условия обособления деепричастного оборота; использовать теоретические знания в практической деятельности.

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе учебного сотрудничества и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, творческой деятельности

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, творческой деятельности


132-134

4-6

Деепричастный оборот


134-135

7-8

Правописание не с деепричастиями


136-138

9-11

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида


139-140

12-13

Проверочный диктант по теме « Деепричастие» и его анализ


141-142

14-15

Употребление причастий и деепричастий в речи


143-144

16-17

Произношение причастий и деепричастий


145-147

18-20

Повторение по теме «Орфография и пунктуация»


148-149

21-22

Контрольный диктант по теме «Причастие и деепричастие» и его анализ


150-151

1-2

Р/Р Типы речи. Описание. Описание места

Научиться описывать место

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе описания места

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов


152-153

3-4

Р/Р Сочинение-описание места


154

1

Имя числительное. 15 часов +4 р/р

Что обозначает имя числительное

Научиться определять морфологические признаки, объяснять орфограммы в числительных, выявлять особенности употребления числительных в речи Научиться применять изученные правила в ходе выполнения контрольной работы

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имён числительных

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи


155-157

2-4

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание


158-162

5-9

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание


163-164

10-11

Изменение порядковых числительных


165-166

12-13

Употребление числительных в речи


167-168

14-15

Контрольный диктант по теме «Имя числительное» и его анализ


169-170

1-2

Р/Р Типы речи. Описание окружающей среды

Научиться определять композиционно-языковые признаки описания, составлять текст сочинения-описания

Коммуникативные: использовать адекватные средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе описания окружающей среды

Формирование устойчивой мотивации к общению и систематизации материала


171-172

3-4

Р/Р Сочинение-описание окружающей среды


173-174

1-2

Местоимение. 18 часов + 4 р/р

Какие слова называются местоимениями

Научиться определять местоимения по их грамматическим признакам, определять разряды местоимений, объяснять орфограммы в местоимениях, выявлять особенности употребления и произношения местоимений. Научиться применять изученные правила в ходе выполнения контрольной работы

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе учебного сотрудничества и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, творческой деятельности

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, творческой деятельности


175

3

Разряды местоимений по значению


176

4

Личные местоимения


177

5

Возвратное местоимение


178

6

Притяжательные местоимения


179

7

Указательные местоимения


180

8

Определительные местоимения


181-182

9-10

Вопросительно-относительные местоимения


183-184

11-12

Отрицательные местоимения


185-186

13-14

Неопределенные местоимения


187

15

Употребление местоимений в речи


188

16

Произношение местоимений


189-190

17-18

Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ


191-194

1-2

Р/Р Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

Научиться анализировать текст

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания рассказа

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов


195-196

3-4

Сочинение-рассказ


197-199

1--3

Повторение изученного в 6 классе. 11 часов

Словообразование частей речи

Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля


200-201

4- 5

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов


202-205

6-8

Причастие и деепричастие


206


9

Имя числительное


207-208

10-11

Местоимение


209-210

12-13

Контрольный диктант по итогам года и его анализ






Контрольные работы


Контрольное сочинение по летним впечатлениям

Тема: «Как я провел лето»


Контрольный диктант №1

по теме «Орфография и пунктуация»

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, вы­сокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь про­жил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом: Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», - закончил старик свой рассказ.

(По А. Иванову-Смоленскому) (116 слов)

Напомнить о знаках препинания при прямой речи.


Грамматические задания:

1. Выпишите по 2 слова со следующими орфограммами (или с некоторыми из них):

  • безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся;

  • непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о-ё после шипящих.

  1. Определите часть речи у слов:

I вариант- в 1-м предложении

I I вариант- во 2-м предложении.

3.Разбор по составу:

I вариант- расположиться, выбирал

I I вариант- старичок, рассказ


Контрольная работа по грамматике

1 вариант

  1. Укажите предложения с нарушением синтаксической нормы. Исправьте ошибки.

а) Все, кто читали книги Грина и были в Севастополе, знают, что легендарный Зурбаган – точное описание Севастополя.

б) М.Горький верил, что самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным людям.

в) Показав старинную фотографию, Лёва Федотов строго спросил, что узнаю ли я этого человека.

г) Благодаря полевого бинокля мне удалось рассмотреть розовых фламинго.

Работа с текстом

(1)... (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. (З)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (5)... около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (6) А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы Меркурий, Венера и Марс, хотя и похожи на планету Земля, но отличаются от неё полной безжизненностью.

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

а) Таинственный сосед Земли, Марс, был не так прост, как показали первые съёмки.

б) Через 24 часа после наблюдения вспышки на Солнце образовавшееся гигантское облако ионизированного газа достигло Земли.

в) Пророческие слова К.Э. Циолковского сбылись: человечество не осталось навечно на Земле, но за пределы атмосферы оно проникло не робко, а триумфальным полётом Гагарина.

г) Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет.

3. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в 5 предложении: а) Тем не менее, б) Однако, в) Иными словами, г) Наконец,

4. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

а)появление которых является (предложение 2)

б)обнаружены (предложение 4)

в)существовала гидросфера (предложение 5)

г)имелись атмосфера (и) гидросфера (предложениие 5)

5. Укажите верную характеристику второго предложения текста: а) сложноподчинённое, б) сложносочинённое, в) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, г) сложное бессоюзное

6. В каком предложении есть краткое прилагательное? а) 6 б) 2 в) 3 г) 4

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

а) зацеп..шься, смотр..шь

б) бор..шься, стел..шь

в) обид..шься, завис..шь

г) улучша..шь, смотр..шь

8. Приведите несколько примеров слитного и раздельного написания НЕ со словами, употребив их в предложениях.


2 вариант

1.Укажите предложения с нарушением синтаксической нормы. Исправьте ошибки.

а) В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.

б) Помимо научных задач, учёные-химики решают важные экологические проблемы.

в) Тот, кто не изучил самого себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей.

г) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Работа с текстом

(1)... (2)Они оказываются справедливыми только для определённых видов движения. (3)«Дословно» законы Ньютона справедливы лишь при рассмотрении движений в таких системах отсчёта, где состояние покоя тела и состояние его равномерного движения по прямой физически неразличимы. (4)Но если учитывать подвижность Земли, Солнца и звёзд, то сами понятия классической механики лишаются смысла. (5)Возникает парадокс: в рамках физики у этой проблемы нет решения. (6)... Ньютон просто стал считать, что всюду существует однородное и неподвижное абсолютное пространство и абсолютное время.

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

а) Установленный Ньютоном первый закон механики лежит в основе динамики.

б) Ньютоновская теория впервые была изложена в трактате «Математические начала натуральной философии».

в) Динамика изучает движение реальных тел под действием приложенных к ним сил.

г) Все понятия, на основе которых Ньютон построил классическую механику, являются идеализированными.

3. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в 6 предложении: а) Поэтому, б) Иными словами, в) Кроме того, г) Напротив,

4. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

а) оказываются справедливыми (предложение 2)

б) справедливы (предложение 3)

в)лишаются смысла (предложение 4)

г) нет (предложение 5)

5. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста: а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) сложное бессоюзное

6. Укажите морфологическую характеристику слова ЧТО (предложение 6): а) краткое прилагательное, б) наречие, в) существительное г) союз

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

а)провер..шь, поруч..шь

б) расправ..шь, завар..шь

в) постел..шь, зна..шь

г) выдвин..шь, забот..шься

8. Приведите примеры слитного и раздельного написания НЕ со словами (по 1 примеру на каждый случай), употребив их в предложениях.


Ответы:

1 вариант: 1 а,в,г; 2 г; 3 в; 4 г; 5 а; 6 а; 7 б; 8 примеры

2 вариант: 1 а,в,г; 2 а; 3 а; 4 г; 5 в; 6 г; 7 в; 8 примеры

Критерии оценивания: «5» - 8б.; «4» - 6 - 7б.; «3» - 4 - 5б.; «2» - 0 - 3б.


Текст для сжатого изложения

Утро в комнате

...Кап... кап-кап... кап...

Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю, это весёлая мартовская капель. Она вызывает солнце.

Под сосенкой - кап-кап...

Под ёлочкой - кап-кап...

Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. По таким полоскам спускаются с неба ангелы - я знаю по картинкам и бабушкиным рассказам. Если бы к нам спустился!

На крашеном полу лежат золотые окна, и солнечные зайчики играют.

А блеска всё больше. Угол нянина сундука снежным ог­нём горит. А графин на лежанке светится разноцветными огнями. А милые обои! Прыгают журавли и лисы, уже весё­лые, потому что весны дождались. Поэтому и подружились. Самые весёлые обои. И пушечка моя как золотая. И сыплют­ся золотые капли с крыши, вьются, как золотые нитки. Вес­на! Весна!

(По И. Шмелёву)


Контрольный диктант №2 по теме «Морфология»

В гостях

Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письмен­ном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница - древнерусскую ру­кавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Анто­новичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.

В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шка­фом висит поясной портрет широколобого моряка со сжа­тыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.

Потом Катя показала мне морской компас - очень ин­тересную штуку. Это был медный обруч на деревянной под­ставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стек­лянным колпачком - стрелка. Стрелка качается и одним кон­цом с серебряным якорем показывает на север.

(По В. Каверину.) (119 слов)

Примечание: шишак (в старину): металлический шлем с ост­риём, заканчивающимся шишкой.

Контрольное изложение №1

В один из дождливых дней Алексей Бочаров услышал по радио тревожное сообщение:

«В зоологическом саду опустели летние клетки, и звери перебрались на зимние квартиры. И только носорог по кличке Носик не пожелал покидать свой дом» Уже третий день рядом с его жильём стоит большая клетка на колёсах, которая должна перевезти его в теплое помещение. Но своенравный житель Африки мёрзнет, не ест, а перебраться в новую клетку не желает».

Для Алексея Бочарова это сообщение прозвучало как колокол пожарной команды. Он вскочил с места и накинул пальто...

Алексей подбежал к клетке и взялся рукой за мокрый железный прут. Носорог дремал. Тогда мальчик позвал:

— Носик! Носик!..

Носорог слегка приоткрыл глаза и недоверчиво смотрел перед собой. Увидев своего знакомого, носорог широко открыл глаза и втянул ноздрями воздух, чтобы проверить, не ошибся ли он. Потом поднялся и подои и к решётке. Он осунулся и похудел. И большие складки на его толстой шкуре стали ещё глубже.

Мальчик и носорог смотрели друг на друга и как бы вели разговор. А дальше произошло вот что.

Мальчик пошёл вдоль клетки, перебирая рукой прутья. И носорог двинулся за ним. Он дошёл до порога и остановился перед клеткой на колёсах. Мальчик подошёл. Носорог вопросительно поглядел на него. И мальчик кивнул: «Иди смелей!» Носорог бесшумно двинулся вперёд. Сперва вошли передние ноги, потом задние. Дверка захлопнулась, и клетка покатила по мокрой дорожке.

Носорог ехал в клетке, а мальчик шёл за носорогом и подбадривал его.

Так они доехали до зимнего помещения.

(Ю. Яковлев.)

2. Подготовьтесь к написанию изложения по этому рас­сказу:

  1. «Сожмите» его первую часть (вступление) до очень короткого сообщения.

  2. Проанализируйте основную часть: найдите завяз­ку, развитие действия, кульминацию, развязку.

  3. Выявите особенности построения повествовательных фрагментов, обратите внимание на те из них, в ко­торых действия описываются особенно подробно.

  4. Выделите описательные фрагменты, оцените их роль и определите способы включения в текст.

  5. Найдите концовку. Если захотите, то можете добавить ещё одно заключительное предложение, выражаю­щее важную для рассказа мысль.

  1. Озаглавьте отрывок из рассказа Ю. Яковлева и напишите по нему изложение.


Контрольный диктант №3

по теме «Словообразование частей речи »

Необычный стрелок

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жар­кий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверх­ность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие во­дяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, при­смотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Шум исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это преинтересное растение.

(По Г. Угарову) (111 слов)

Грамматические задания:

1. Разбор по составу:

I вариант- песчаному, припекало, поверхность

I I вариант- сверкала, серебряными, песчинки

2. Определите способ образования слов, графически обозначьте морфемы:

I вариант- преинтересное, вечнозеленые, ветреный

I I вариант- белогрудых, преспокойно, бомбочки


Контрольный диктант №4

по теме «Причастие»

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены бухты, заливы. Из­гибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очаро­ванный бухточками, нанесёнными им на карту, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди приду­манных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназна­чалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.

(По Р. Белоусову) (122 слова)

Грамматические задания:

1. Разбор по составу:

I вариант - раскрашена, придуманного

I I вариант - оказавшийся, рассчитанной

2. Морфологический разбор:

I вариант - затерянной (земли)

I I вариант - напоминавшего (острова)


Контрольное тестирование № 1

по теме «Причастие, деепричастие»

1 вариант

1. Подчеркнутое слово является причастием, выпишите его:

Дрожащий свет из окон проливался

И падал так, что каждый лепесток

Среди туманных листьев выделялся

Прозрачной чашечкой, открытой на восток. (Н. Заболоцкий)

2. В этом (-их) предложении (-ях) причастный оборот надо выделить запятыми:

а) Дул ветер. Плакала трава

И ветви о недавнем зное,

И роз проснувшихся едва

Сжималось сердце молодое. (А. Фет)

б) Солнце садится, и ветер утихнул летучий,

Нет и следа тех огнями пронизанных туч. (А. Фет)

в) А лес шумел! Зелено-золотой,

Шумел мой лес, живицей опьяняя,

И лось трубил, и белка молодая

Ловила лист летящий над землей. (И. Шкляревский)

г) Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце тронутое холодком. (С. Есенин)

3. Это страдательное (-ые) причастие (-я) прошедшего времени:

а) щебечущий; б) смотревший; в) погружаемый; г) увиденный; д) сжатый; е) обещанный; ж) борющийся; з) прибывший.

4. В суффиксе этого (-их) причастия (-ий) надо писать букву а или я:

а) за стро..щимся домом; б) держ..щийся за перила; в) постоянно хмур..щий брови; г) бор..щийся с ветром; д) ла..щий на прохожего; е) крас..щее вещество; ж) при колыш..щемся пламени; з) материнским люб..щим взглядом.

5. В этом (-их) предложении (-ях) не с причастием пишется раздельно, так как при причастии есть зависимые слова:

а) И мать, и окно, и теплота нагретого солнцем, еще (не) выкрашенного подоконника сливаются в один синий, звучащий, ослепительный мир. (И. Соколов-Микитов)

б) Теме пришли вдруг в голову таинственные недружелюбные намеки Акима, (не) любившего Жучку за то, что она таскала у него провизию. (Н. Гарин-Михайловский)

в) Летом эта деревушка бывает окружена (не) проходимыми болотами, топями и лесными трущобами. (Д. Мамин-Сибиряк)

г) Горы, еще (не) освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. (И. Соколов-Микитов)

6. В этом(-их) предложении (-ях) на месте пропуска пишутся две буквы н:

а) Ночь лучезарная смотрит на скоше..ый луг. (А. Фет)

б) Молчу, потеря..ый, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада,—

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоже..ое стадо. (А. Фет)

в) Каждый шаг моей некова..ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий. (М. Лермонтов)

7.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню. а)1 - выделяется причастный оборот б)1,2 - выделяется деепричастный оборот в)1,2 - выделяется причастный оборот г)1,3 - выделяется деепричастный оборот

8.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Пеликан (I) поднявшись на двухкилометровую высоту (2) может (3) подолгу парить в воздухе.

а)1,3 — выделяется причастный оборот б)1,2 – выделяется деепричастный оборот

в)1,2 - выделяется причастный оборот г)2 - выделяется деепричастный оборот

9.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Старик (1) видевший всё своими глазами (2) не мог говорить (3) без слез.

а)1 — выделяется причастный оборот б) 2,3 – выделяется дееприч.оборот 3)1.2 - выделяется причастный оборот 4)1,2 - выделяется дееприч. оборот

10.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Цветы (1) отягощенные (2) росой (3) стоят неподвижно. 1)1 - выделяется деепричастный оборот 2) 2 — выделяется прич. оборот в)1,3 -выделяется прич. оборот г)1,3 - выделяется дееприч. оборот

2 вариант

1. Подчеркнутое слово является причастием, выпишите его:

Из окон хаты дрожащий свет,

И в полосе неверного сиянья

Стояли яблони, как будто изваянья

Возникшие из мрака древних лет.(Н. Заболоцкий)

2. В этом (-их) предложении (-ях)причастный оборот запятыми не выделяется:

а) Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит,

Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть

И в беспорядке бегут, обгоняя друг друга. (А. Майков)

б) Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет. (Ф. Тютчев)

в) Куда сокрылися певцов пернатых хоры,

Живившие леса гармонию своей? (Н. Гнедич)

г) Родительница степь, прими мою

Окрашенную сердца жаркой кровью

Степную песнь! (П. Васильев)

3. Это действительное (-ые) причастие (-я) настоящего времени:

а) чернеющий; б) шумящий; в) устремленный; г) закрасневшийся; д) сгибающий; е) сбегавший; ж) гонимый; з) закрытый.

4. В суффиксе этого (-их) причастия(-й) надо писать букву а или я: а) о движ..щемся предмете; б) тяжело дыш..щий человек; в) пен..щиеся волны; г) стел..щийся туман; д) тороп..щийся студент; е) хорошо вид..щий; ж) шепч..щиеся ученики; з) хвал..щийся успехами.

5. В этом предложении не с причастием пишется раздельно, так как есть противопоставление:

а) Со стороны солнца (не) прерывающимися волнами неслись самолеты. (Н. Богданов)

б) В воздушном океане много (не) видимых, (не) исследованных дорог. (Н. Богданов)

в) И ослепительно стройна,

Поджав (не) зябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги. (А. Ахматова)

г) Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а недостаток корма. (С. Огнев)

6. В этом предложении на месте пропуска пишется одна буква н:

а) Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплата..ом салопе

Сходит наземь небосвод. (Б. Пастернак)

б) И цветы, опьяне..ые росами,

Рассказали ветрам сказки нежные. (К. Фофанов)

в) Она явилась, в чем была — в нагольном полушубке, в головном вяза..ом платке. (И. Соколов-Микитов)

7.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Старик (1) видевший всё своими глазами (2) не мог говорить (3) без слез.

а)1 — выделяется причастный оборот б) 2,3 – выделяется дееприч.оборот в)1,2 - выделяется причастный оборот г)1,2 - выделяется дееприч.оборот

8.В каком варианте ответа правильно укачаны и объяснены все замятые? Цветы (1) отягощенные (2) росой (3) стоят неподвижно. а)1 - выделяется деепричастный оборот б) 2 — выделяется прич.оборот в)1,3 -выделяется прич. оборот г) 1,3 - выделяется дееприч. оборот

9.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вчерашнее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 - выделяется причастный оборот б) 2 - выделяется деепричастный оборот в)1,3 - выделяется причастный оборот г) 1.3 - выделяется деепричастный оборот

10. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Воробей неожиданно взлетел и исчез (I) в светлой зелени сада (2) прозрачно сквозившей (3) на предвечернем небе.

а) 1,2 - выделяется причастный оборот б) 2 - выделяется деепричастный оборот в) 2 - выделяется причастный оборот г) 1 - выделяется деепричастный оборот


Контрольное изложение №2

1. Прослушайте рассказ и придумайте к нему разные заголовки, отражающие тему и основную мысль.

2. Найдите то место в тексте, с которого начинается раз­вертывание основных событий, укажите наиболее напряжённый момент.

С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни.

Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки.

- А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки.

- Наверное, листья или сучки, — ответил Серёжа.

Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты.

  • Белки, — тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе лодке.

  • Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Се­рёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!

Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё.

Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу.

Ребята трудились больше часа.

Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела.

Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки.

(По Г. Скребицкому)

  1. Найдите в отрывке все элементы рассказа

  2. Выделите микротемы и составьте план текста.

  1. Проведите анализ строения каждой из частей, а также использованных в них языковых средств.

  2. Напишите изложение.

Контрольный диктант № 5

по теме «Деепричастие»

Таинственный ящик

У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков тури­стических фирм разных стран и городов, в которых гастро­лировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпус­кал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представ­ления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным пе­ред отъездом за границу. Горсть родной русской земли.

(По А. Лессу) (121 слово)

Грамматические задания:

1.Выпишите причастия и деепричастия, разберите их по составу:

I вариант- 1, 2 абзацы

I I вариант-3, 4 абзацы

2. Составьте схемы предложений, обозначая причастный и деепричастный обороты:

I вариант- 1 предложение

I I вариант-1 предложение 4 абзаца

3. Морфологический разбор:

I вариант- причастия оклеенный (портфель)

I I вариант- деепричастия приезжая


Контрольное сочинение № 2 (к уроку № 178)

По упражнению 713, стр. учебника 330


Контрольный диктант №6

по теме «Местоимение» История Каштанки

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, прият­но касаясь лица.

Рыжая собачка, прижавшаяся к двери подъезда, беспо­мощно повизгивала, дрожа от холода. Ей хотелось обог­реться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидев невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикосну­лась она к его руке. Он, отряхнув снег с её спины, поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и соба­ка осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Ду­ровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, же­лая вернуть собаку. Дуров предложил хозяину деньги, и сто­ляр начал колебаться. Судья, почувствовавший, что столяр не привязан к собаке, оставил Каштанку у артиста.

(По В. Дурову)

Грамматические задания:

1.Выпишите местоимения, указывая их разряд

I вариант - 1, 2, 3 абзацы

I I вариант - 2, 3, 4 абзацы


Итоговое контрольное тестирование № 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания:

Тихо с..жу под ёлк..й на с..редине л..сной п..ляны. Шел..ст п..дающих лист..ев буд..т спящих под д..ревьями зайц..в они вст..ют и уход..т куда-то из леса.

Вот один такой выш..л из густых ёл..к и ост..новился увид..л б..льшую п..лянку. Слуша..т заяц, встал на задн..е лапки, огл..делся. В..зде шел..ст, куда идти?

Не п..смел идти прямо через п..ляну а пош..л вокруг всей п..ляны, от берё..ки к берё..ке.

Кто б..ится чего-то в л..су, тот лучше не х..ди, пока пад..ют лист..я и шепчутся.

Можно и труслив..му зайцу набрат..ся храбр..сти и не оглядыват..ся, но тогда как бы ему не п..пасть в настоящ..ю б..ду. Под шум лист..ев за ним л..сица крадет..я. Не оглянет..я храбрый заяц на шел..ст, а тут тебя под шумок и схват..т рыжая кумушка.

По М.М. Пришвину

  1. Выпишите из текста действительное причастие.

  2. Разберите по составу подчеркнутые слова.

  3. Выпишите сложносочиненное предложение, разберите его.

  4. Определите стиль речи текста.

  5. В каком ряду даны все слова с проверяемой гласной в корне:

а) елк..й, с..редина

б) б..ится, п..пасть

в) ост..новился, х..ди

г) настоящ..ю, лист..ев

Итоговый диктант

Солнечный цветок

Его родина - далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными ма­ленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным.

Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсол­нечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв смастерил небольшой пресс, выжимающий подсолнеч­ное масло. Это было в 1829 году.

(По Н. Осипову) (119 слов)


Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя:

1. Примерная программы основного общего образования по русскому языку, программа для общеобразовательных школ, гимназий по русскому языку 5-9 классы  (автор–составитель М. М. Разумовская). Сборник нормативных документов. Примерные программы основного общего образования. Русский язык – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – Стандарты второго поколения; Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждения с русским языком обучения. М.: Дрофа, 2006 год)..

2. Методические рекомендации «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, М., Дрофа, 2005 г.

3.Гостева Е.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004 г.

4.Контрольно-измерительные материалы, составленные в соответствии с программой, сост. Н. В. Егорова, М., «Вако», 2010г.

Литература для учащихся

Печатные пособия.

1.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

2. Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М., Дрофа, 2009 г.

Мультимедийные пособия.

1.Иллюстрированный энциклопедический словарь.

2.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

3.Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

4.Тесты по орфографии. О. И. Руденко-Моргун, А. Е. Щеголева, Л. А. Дунаева.

5.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»




42




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!