СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"»


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273–ФЗ (ред. от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015г.);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г №373 (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от08.06.2015г. №576, от 28.12.2015г. №1529, от 26.01.2016г. №38, от 05.07.2017г. №629);

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011 г.;

  5. Авторская программа по учебному предмету «Русский язык», автор С.В.Иванов. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» М.: Вентана-граф, 2012г.;

  6. Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденная приказом директора от 12.08.2015г. №79;

  7. Учебный план МОБУ СОШ с.Васильевка на данный учебный год, утвержденный приказом директора от 24.08.2017г. №89;

  8. Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с. Васильевка с изменениями и дополнениями от 24.08.2016г. №90;

  9. Устав МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденный 18.03.2015г.

Общая характеристика

Реализация учебной программы обеспечивается учебником:

Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. С.В. Иванов, М. И. Кузнецова, 1. Л.В.Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана-Граф, 2016 г. и учебными пособиями.

Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.

Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.

Реализация программы:

-по предмету «Русский язык» - до 2018 г.

-по курсу 4 класс – 2017-2018 уч.г.

Цели и задачи курса  

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  2. социокультурная цель изучения русского языка включает  формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  5. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке

  6. формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  7. развитие устной и письменной речи учащихся;

  8. развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому   творчеству.



Место учебного предмета в учебном плане МОБУ СОШ с. Васильевка


В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с. Васильевка на преподавание русского языка в 4 классе отводится 5 часов в неделю. Соответственно программа рассчитана на 170 учебных часов. В рабочей программе предусмотрена этнокультурная, что составляет 10 % от программы (всего – 170 часов, этнокультурная направленность – 17 часов). При изучении конкретных тем на уроке используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие башкирского народа.


























2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.











4 класс

Личностные

У учащегося будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  4. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  5. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  6. основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  7. ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  8. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  9. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  10. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  11. установка на здоровый образ жизни;

  12. основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  13. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Ученик получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  5. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  6. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  7. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  8. установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  9. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  10. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные

Регулятивные

У учащегося будут сформированы умения:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;

  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  4. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  6. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  7. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  8. различать способ и результат действия;

  9. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Ученик получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  4. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  5. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные

У учащегося будут сформированы умения:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  3. использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  4. строить сообщения в устной и письменной форме;

  5. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  6. основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  7. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  8. осуществлять синтез как составление целого из частей;

  9. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  10. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  12. обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  13. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  14. устанавливать аналогии;

  15. владеть рядом общих приёмов решения задач.


Ученик получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  2. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  3. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  4. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  5. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  6. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  7. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  8. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  9. произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные

У учащегося будут сформированы умения:

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  4. формулировать собственное мнение и позицию;

  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  6. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  7. задавать вопросы;

  8. контролировать действия партнёра;

  9. использовать речь для регуляции своего действия;

  10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Ученик получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  4. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  5. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  6. с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  7. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  8. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  9. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные

У учащегося будут сформированы умения:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

1.имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

2.слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить:

1.начальную форму глагола;

2.глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

3.глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи:

1.определять спряжение глагола;

2.устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

3.разбирать по членам простое двусоставное предложение;

4.использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

5.подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

6.определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

7.безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов;

8.проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографи­ческие и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания:

1.непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

2.не с глаголами;

3.мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

4.мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

5.безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

1.проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

2.проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

3.определять вид глагола;

4.находить наречие и имя числительное в тексте;

5.применять правило правописания суффиксов глаголов -ива/-ыва,-ова/-ева;

6.применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

7.применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

8.применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

9.применять правило слитного и раздельного написания числительных;

10.применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

11.при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

12.применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

13.письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

14.соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учеб­нике материала).



































3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова его значения. Овладение интонационным выделением звуков слове. Установление числа и последовательности звуков слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением ( при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение ( проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на простарнстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

• раздельное написание слов;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление текста повествовательного характера.


Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание слова родного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, основы, окончания, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на —ий, —ья, -ов, —ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения и Н спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

•сочетания жи—щи, ча—ща, чу—щу в положении ударением;

• сочетания чк—чн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова ограниченном переносе слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на —мя, —ий, —ья, —ье, —ия, —ов, —ин);

• безударные окончания имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м

единственного числа (пишешь, учишь);

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем, какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи, диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения-описания, сочинения -рассуждения. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

— достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

— умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

— умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

— сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).





























Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Классы

1

2

3

4

Обучение грамоте

Русский язык

Фонетика (орфоэпия)

10

15

12

3

6

Графика

15

15


2


Письмо

30





Слово и предложение

10

10

10



Лексика



24



Состав слова (морфемика)



22

5

6

Морфология




44

41

Синтаксис




21

21

Орфография (пунктуация)


30

60

60

57

Развитие речи

7

15

37

33

34

Повторение

3

5

5

2

5

Итого

165

170

170

170


4 класс

Раздел, тема

Формы контроля результата

(контрольные работы)

«Как устроен наш язык» 63ч.

Фонетика.1ч.

Состав слова.1ч.

Морфология.36ч.

Синтаксис.16ч.


«Правописание» 61ч.

Формирование навыков грамотного письма.


«Развитие речи» 26ч.


Резервные уроки20ч.

12-диктанты

4-словарная работа

6-изложения

4-списывание

1-старт.диагностика

1-промеж.диагностика

1-итогов.диагностика


Контроль знаний

Четверть


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество





Самостоятельная работа

Регулярно на уроках


Проверочная работа

Регулярно на уроках


Тест

Регулярно на уроках


Контрольное списывание

1

1

1

1

4

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Изложение

2

1

3


6

Сочинение



2

3

5

Диктант

2

3

4

3

12

Экзамен

В соответствии с планом промежуточной аттестации школы

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы в 2017-2018 уч.г.


п/п



Тема урока

Дата

Прим

план

факт


1

Повторение. Пишем письма. («Развитие речи»)

01.09



2

Повторяем фонетику и словообразование («Как устроен наш язык»)

02.09


ЭН Моя малая родина

3

Вспоминаем изученные орфограммы («Правописание»)

05.09



4

Вспоминаем изученные орфограммы («Правописание»)

06.09



5

Повторение. Пишем письма. («Развитие речи»)

07.09



6

Повторяем признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)

08.09



7

Повторяем правописание окончание имен существительных 1 склонения («Правописание»)

09.09



8


Повторяем правописание окончаний имен существительных 2 склонения («Правописание»)

12.09



9

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3 склонения («Правописание»)

13.09


ЭН Моя Башкирия

10

Пишем письма. («Развитие речи»)

14.09



11

Морфологический разбор имени существительного («Как устроен наш язык»)

15.09



12

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных («Правописание»)

16.09



13

Текст («Развитие речи»)

19.09


ЭН Животный мир

14

Диктант №1 по теме «Правописание орфограмм корня и окончания» («Правописание»)

20.09



15

Работа над ошибками.

Стартовая диагностика

21.09



16

Повторяем признаки имени прилагательного. («Как устроен наш язык»)

22.09


ЭН Растител

ьный мир

17

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных («Правописание»)

23.09



18

Морфологический разбор имени прилагательного («Как устроен наш язык»)

26.09



19

Морфологический разбор имени прилагательного («Как устроен наш язык»)

27.09



20

Типы текста. («Развитие речи»)

28.09


ЭН Достопримечательности РБ

21

Словарный диктант №1

Буквы О-Ё после шипящих и Ц («Правописание»)

29.09



22

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих» («Правописание»)

30.09



23

Повторяем местоимения

(«Как устроен наш язык»)

03.10



24

Орфограммы приставок («Правописание»)

04.10



25

Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки («Правописание»)

05.10



26

Обобщающий урок по теме «Части речи» («Как устроен наш язык»)

06.10



27

Изложение-повествование №1 («Развитие речи»)

07.10


ЭН Писатели для детей

28

Редактирование изложения. Разбор по членам предложения.

(«Как устроен наш язык»)

10.10



29

Синтаксический анализ предложения («Как устроен наш язык»)

12.10



30

Синтаксический анализ предложения («Как устроен наш язык»)

13.10



31

Знаки препинания при однородных членах предложения («Правописание»)

14.10


ЭН Реки и озёра Башкирии

32

Знаки препинания при однородных членах предложения («Правописание»)

17.10



33

Синтаксический анализ предложения («Как устроен наш язык»)

18.10



34

Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения

19.10



35

Деление текста на абзацы. Списывание №1. («Развитие речи»)

20.10



36

Глагол(«Как устроен наш язык»)

21.10



37

Глагол как часть речи(«Как устроен наш язык»)

24.10


ЭН Горы Башкортостана

38

Диктант №2 по теме «Повторение изученных орфограмм» («Правописание»)

25.10



39

Работа над ошибками.

26.10



40

Правописание приставок в глаголах. («Правописание»)

27.10



41


Правописание не с глаголами («Правописание»)

28.10



42

Изложение-повествование №2 («Развитие речи»)

07.11



43

Редактирование изложения. Вид глагола. («Как устроен наш язык»)

08.11



44

Начальная форма глагола («Как устроен наш язык»)

09.11



45

Личные формы глагола(«Как устроен наш язык»)

10.11



46

Личные формы глагола(«Как устроен наш язык»)

11.11



47

Лицо и число глаголов(«Как устроен наш язык»)

14.11



48

Мягкий знак после шипящих в глаголах («Правописание»)

15.11



49

Мягкий знак после шипящих в глаголах («Правописание»)

16.11



50

Текст-описание («Развитие речи»)

17.11


ЭН Моя малая родина

51

Правописание -ться и -тся в глаголах («Правописание»)

18.11



52

Правописание -ться и -тся в глаголах («Правописание»)

21.11



53

Диктант №3 по теме

«ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах»

22.11



54

Работа над ошибками

23.11



55

Связь абзацев в тексте («Развитие речи»)

24.11



56

Спряжение глаголов(«Как устроен наш язык»)

25.11



57

Спряжение глаголов(«Как устроен наш язык»)

28.11



58

Спряжение глаголов(«Как устроен наш язык»)

29.11



59

Словарный диктант №2. Правописание глаголов («Правописание»)

30.11



60

Прием противопоставления в тексте («Развитие речи»)

01.12



61

Правописание безударных окончаний глаголов («Правописание»)

02.12


62

Правописание безударных окончаний глаголов («Правописание»)

05.12



63

Правописание безударных окончаний глаголов («Правописание»)

06.12



64

Правописание безударных окончаний глаголов («Правописание»)

07.12


ЭН Достопримечательности

65

Диктант №4 по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»

08.12



66

Работа над ошибками.

Промежуточная диагностика за 1 полугодие.

09.12



67

Роль слов в тексте («Развитие речи»)

Списывание №2.

12.12



68

Обобщающий урок по теме «Глагол» («Как устроен наш язык»)

13.12



69

Правописание глаголов («Правописание»)

14.12



70

Правописание глаголов («Правописание»)

15.12



71

Правописание глаголов («Правописание»)

16.12



72

Глагольное время. Настоящее время («Как устроен наш язык»)

19.12


ЭН Животный мир

73

Правописание суффиксов глаголов («Правописание»)

20.12



74

Прошедшее время («Как устроен наш язык»)

21.12



75

Прошедшее время («Как устроен наш язык»)

22.12



76

Изложение №3 с элементами сочинения («Развитие речи»)

23.12



77

Редактирование изложения. («Правописание»)

Правописание суффиксов глаголов.

26.12



78

Будущее время. («Как устроен наш язык»)

27.12



79

Правописание суффиксов глаголов(«Правописание»)

28.12



80

Изменение глаголов по временам(«Как устроен наш язык»)

29.12



81

Диктант №5 по теме «Орфограммы, изученные в 1-м полугодии» («Правописание»)

30.12







82

Работа над ошибками. Правописание глаголов («Правописание»)

16.01



83

Изложение №4 с элементами сочинения(«Развитие речи»)

17.01



84

Изъявительное наклонение(«Как устроен наш язык»)

18.01


ЭН Растительный мир

85

Условное наклонение («Как устроен наш язык»)

19.01



86

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени («Правописание»)

20.01



87

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени («Правописание»)

23.01



88

Работа с текстом(«Развитие речи»)

24.01



89

Повелительное наклонение («Как устроен наш язык»)

25.01



90

Повелительное наклонение(«Как устроен наш язык»)

26.01



91

Повелительное наклонение(«Как устроен наш язык»)

27.01



92

Словообразование глаголов («Как устроен наш язык»)

30.01



93

Словообразование глаголов («Как устроен наш язык»)

31.01



94

Работа с текстом(«Развитие речи»)

01.02



95

Правописание глаголов(«Правописание»)

02.02



96

Правописание глаголов(«Правописание»)

03.02


97

Работа с текстом («Развитие речи»)

06.02



98

Морфологический разбор глагола(«Как устроен наш язык»)

07.02


ЭН Мой посёлок.

99

Морфологический разбор глагола(«Как устроен наш язык»)

08.02



100

Диктант № 6 по теме «Глагол как часть речи» («Как устроен наш язык»)

09.02



101

Работа над ошибками Повторение по теме «Глагол как часть речи».

(«Как устроен наш язык»)

10.02


ЭН Природа Башкирии

102

Учимся писать краткое изложение №5(«Развитие речи»)

13.02



103

Наречие. Редактирование изложения. («Как устроен наш язык»)

14.02



104

Наречие(«Как устроен наш язык»)

15.02



105

Наречие(«Как устроен наш язык»)

16.02



106

Как образуются наречия («Как устроен наш язык»)

17.02



107

Правописание гласных на конце наречий(«Правописание»)

20.02


ЭН Растительный мир

108

Правописание гласных на конце наречий(«Правописание»)

21.02



109

Учимся писать мини- сочинение №1 («Развитие речи»)

22.01



110

Морфологический разбор наречий. Редактирование сочинения.

(«Как устроен наш язык»)

24.02



111

Диктант № 7 по теме «Правописание гласных на конце наречий»

27.02



112

Работа над ошибками Мягкий знак на конце слов после шипящих («Правописание»)

28.02



113

Мягкий знак на конце слов после шипящих («Правописание»)

01.03



114

Изложение №6 («Развитие речи»)

02.03


115

Редактирование изложения. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

(«Как устроен наш язык»)

03.03



116

Имя числительное. Простые и составные числительные. («Как устроен наш язык»)

06.03



117

Работа с текстом(«Развитие речи»)

Списывание №3.

07.03



118

Изменение имен числительных(«Как устроен наш язык»)

09.03



119

Слитное и раздельное написание числительных («Правописание»)

10.03



120

Словарный диктант №3. Правописание мягкого знака в именах числительных

(«Правописание»)

13.03



121

Правописание числительных («Правописание»)

14.03



122

Диктант №8 по теме «Правописание наречий и числительных» («Правописание»)

15.03



123

Работа над ошибками

16.03



124

Работа с текстом. Учимся писать сочинение – описание №2 («Развитие речи»)

17.03


ЭН Реки и озёра

125

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. («Правописание»)

20.03



126

Диктант №9 по теме «Орфограммы, изученные в 3-ей четверти»

21.02



127

Работа над ошибками. Повторение орфограмм, изученных в 3-ей четверти («Правописание»)

22.03



128

Связь слов в предложении. Словосочетание. («Как устроен наш язык»)

23.03



129

Связь слов в предложении. Словосочетание. («Как устроен наш язык»)

24.03



130

Слово. Словосочетание. Предложение. («Как устроен наш язык»)

03.04



131

Слово. Словосочетание. Предложение. («Как устроен наш язык»)

04.04



132

Учимся писать сочинение-рассуждение №3 («Развитие речи»)

05.04



133

Правописание слов в словосочетаниях. Редактирование сочинения

(«Правописание»)

06.04



134

Связь слов в словосочетании: согласование(«Как устроен наш язык»)

07.04



135

Правописание слов в словосочетаниях с типом связи согласование

(«Правописание»)

10.04



136

Связь слов в словосочетании: управление («Как устроен наш язык»)

11.04



137

Правописание словосочетаний с типом связи управление(«Правописание»)

12.04



138

Учимся писать сочинение-повествование №4 («Развитие речи»)

13.04



139

Редактирование сочинения. Связь слов в словосочетании: примыкание.

(«Как устроен наш язык»)

14.04



140

Словарный диктант №4. Правописание словосочетаний с типом связи примыкания

(«Правописание»)

17.04



141

Словосочетание в предложении. («Как устроен наш язык»)

18.04



142

Диктант №10 по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

(«Правописание»)

19.04



143

Работа над ошибками

20.04



144

Учимся писать сочинение – рассуждение №5 («Развитие речи»)

21.04



145

Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

(«Как устроен наш язык»)

24.04



146

Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

(«Как устроен наш язык»)

25.04



147

Как связаны части сложносочиненного предложения(«Как устроен наш язык»)

26.04



148

Как связаны части сложносочиненного предложения(«Как устроен наш язык»)

27.04



149

Знаки препинания в сложном предложении («Правописание»)

28.04



150

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения(«Правописание»)

02.05



151

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения(«Правописание»)

03.05



152

Работа с текстом («Развитие речи»)

Списывание №4.

04.05



153

Как связаны части сложноподчиненного предложения.

05.05



154

Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании»

(«Как устроен наш язык»)

08.05



155

Закрепление по теме «Знаки препинания в сложном предложении» («Правописание»)

10.05



156

Диктант №11 по теме «Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения»

11.05



157

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. («Правописание»)

12.05



158

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. («Правописание»)

15.05



159

Работа с текстом («Развитие речи»)

16.05



160

Сложное предложение. Схемы сложного предложения.

(«Как устроен наш язык»)

17.05



161

Сложное предложение. Однородные члены в сложном предложении.

(«Как устроен наш язык»)

18.05



162

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

(«Правописание»)

19.05



163

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

(«Правописание»)

22.05



164

Диктант №12 по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах» («Правописание»)

23.05



165

Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание глаголов» («Правописание»)

24.05



166

Сложное предложение. («Как устроен наш язык»)

25.05



167

Сложное предложение. («Как устроен наш язык»)

26.05



168

Итоговая диагностика за 2-е полугодие по теме «Сложное предложение» («Как устроен наш язык»)

29.05



169

Работа над ошибками. Повторение по теме «Сложное предложение».

(«Как устроен наш язык»)

30.05



170

Повторение по теме «Части речи». Самостоятельные и служебные части речи.

(«Как устроен наш язык»)

31.05




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!