СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс ( УМК под ред. М.М. Разумовской)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку:пояснительная записка,основное содержание учебного курса,требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 9 класс ( УМК под ред. М.М. Разумовской)»



Рассмотрено на заседании

Методической комиссии

26 августа 2017г



Принято на заседании

Педагогического совета

26 августа 2017г




Утверждено: № приказа _____

от «26»августа 2017г.

_________ Директор школы

Гильметдинова О.В




Рабочая программа

по русскому языку 9 класс





Составитель: ВинокуроваС.М.,

учитель русского языка и

литературы высшей категории


Рецензент: Беляева Н.Ф.

учитель русского языка и

литературы высшей категории


Раздел 2. Пояснительная записка.



    Рабочая программа по русскому языку в 9 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089). Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 9 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях.

   Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

      Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку 9 класса


В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Раздел 3 Общая характеристика предмета.

Главным, на чем построили авторы учебник, является текст. Тексты, представленные в книге, разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для обучающихся по содержанию. Их использование позволяет обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных связей, предполагает проверку лингвистических знаний и умений на разных уровнях. Поэтому большинство упражнений учебника - это комплексная работа с текстом, в ходе которой обучающиеся должны определять тему текста, основные мысли, находить ключевые слова, определять тип речи и стиль текста, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, находить в тексте языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Тексты представлены в малых объемах, их можно  проанализировать  в течение урока. К ним  даются  творческие  задания разноуровневого плана, что позволяет успешно осуществлять дифференцированную работу. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки обучающихся.

Многие упражнения содержат задания, предлагающие определить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, определить стилистическую окраску слова, выявить слова необщеупотребительной лексики, архаизмы, историзмы, неологизмы. Задания формируются таким образом, чтобы побудить обучающихся к активизации мыслительной деятельности.

Одним словом, решается комплекс задач, что позволяет обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ.

Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к ОГЭ будут даваться дозировано: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Языковая компетентность: владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы-орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Коммуникативная компетентность: владение специальнымиречеведческими знаниямии умениями применять их к анализу иконструктированию текста.

Лингвистическая компетентность: знания о системе языка, умение применять эти знания в работе с языковым материалом.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается русский литературный язык, поэтому наи­более тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведе­ния для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреб­лением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, со­чинению и т. п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе лите­ратуры, изобразительного искусства (антоним, антитеза, конт­раст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными сло­вами, широко вводят их в речь; при занятиях музы­кой — со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели обучающиеся на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел ху­дожника, понимать язык этого вида искусства. При этом обучающиеся учатся находить словесный эквивалент зрительным обра­зам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают луч­шее понимание обучающимися изучаемого материала и более вы­сокий уровень владения навыками по русскому языку.




Раздел 4 Описание места учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения русского языка в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю(17часов развития речи).

































Раздел 5 Содержание предмета

Название темы

Кол-во часов

Содержание учебной темы

1.

Русский язык - национальный язык русского народа



1

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

2

Повторение изученного в 5-8 классах(10ч.)

10

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное знчения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

3.

Сложные предложения

3

Сложное предложение

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Виды предложений. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений.

4.

Сложносочиненные предложения

4

Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Виды сложносочиненного предложения.

5.

Сложноподчиненные предложения


34

Предложения сложноподчиненные.Понятие о сложноподчиненном предложении. Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Местоименно-соотносительные придаточные. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные обстоятельственные места. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

6.

Бессоюзные сложные предложения

7

Предложения бессоюзные.Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Изложение с элементами сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения. Написание деловых бумаг.

7.

Сложные предложения с различными видами связи

2

Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.Структурные особенно­сти сложного предложения с разными видами связи, ос­новные разновидности пред­ложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуаци­онные особенности сложных предложений с разными ви­дами связи.

8

Повторение изученного в 5-9 классах

7



Речь

16

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.

Итого 68часов (из них 16 часов Р.Р)










Раздел 6 Учебно – тематический план


№ п/п


Тема урока

Кол-во часов


ЗУН

Форма контроля

1

Русский язык -национальный язык русского народа

1

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования

Уметь создавать собственные высказывания на лингвистические темы

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


Повторение изученного в 5-8 классах(10ч.)


2

Р/р. Повторение. Стили речи.

1

Знать особенности стилей речи

Уметь различать стили речи, тему, ос­новную мысль , создавать собственное вы­сказывание

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


3

Повторение. Фонетика. Орфография. Графика.

1


Знать звуки и их особенности, правописание слов

Уметь определять особенности звуков, правильно писать слова

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка

Словарный диктант № 1

4

Повторение. Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

Знать разнообра­зие лексического состава русского языка, морфемы, образование слов

Уметь объяснять разнообра­зие лексического состава русского языка, определять морфемы, образование слов

Уметьприменять знания для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов

Тест № 1

5

Повторение. Морфология и синтаксис.

1

Знатьособенности морфологии и синтаксиса, правописание слов

Уметь определять особенности морфологии и синтаксиса, правильно писать слова

Уметьприменять знания для определения особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов


6

Повторение. Орфография и пунктуация.

1

Знать правописание слов и верную постановку знаков препинания

Уметь грамотно писать слова и расставлять знаки препинания

Уметь применять знания для верного написания слов и постановки знаков препинания


7

Р/р Способы сокращения текста

1

Знать способы компрессии текста

Уметь применять все способы компрессии, сохранять микротемы

Уметь применять знания для работы с текстом


8

Р/р Сжатое изложение.

1

Знать способы компрессии текста

Уметь безошибочно писать изложение

Уметь применять знания для написания изложения

Изложение № 1

9

Р/р Типы речи.

1

Знать особенности типов речи

Уметь определять типы и их особенности

Уметь применять знания для работы с текстами


10

Р/р Анализ сжатого изложения.

1

Знать критерии оценивания сжатого изложения

Уметь выявлять ошибки и их корректировать

Уметь применять знания для выявления и корректировки ошибок


11

Р/р Жанры публицистики Выборочный пересказ с элементами сочинения.

1


Знать жанры публицистики, соз­дание текста пуб­лицистического характера

Уметь определять особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуни­кативную цель, соз­давать текст пуб­лицистического характера

Уметь применять знания для определения жанра публицистики, выборочного пересказа с элементами сочинения



Сложные предложения (3ч.)

12

Сложное предложение.

1

Знать виды предложений и их особенности

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные)

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


13

Типы сложных предложений. Средства связи между частями предложения.

1

Знать типы предложений, средства связи частей слож­ного предложения, пунктуационное оформление их

Уметь различать типы предложений, определять средства связи частей слож­ного предложения, пунктуационно оформлять их

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка

Тест № 2

14

Контрольная работа по теме «Сложные предложения».

1

Знать типы предложений, средства связи частей слож­ного предложения, пунктуационное оформление их

Уметь безошибочно выполнять контрольную работу

Уметь применять знания для выполнения контрольной работы

Контрольная работа № 1

Сложносочиненные предложения (4ч)


15

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

Знать грамматические при­знаки ССП, его строение

Уметь определять грамматические при­знаки ССП, его строение

Уметь применять знания для определения грамматических при­знаков ССП, его строения


16

Виды сложносочиненных предложений.

1

Знать виды сложносочиненных предложений и постановку знаков препинания

Уметь интонационно оформ­лять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отно­шения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конст­руировать предложения по ним

Уметь применять знания для определения видов ССП, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания


17

Виды сложносочиненных предложений.

1


Знать виды сложносочиненных предложений, постановку знаков препинания и составление схем предложений

Уметь интонационно оформ­лять ССП с разными типами отношений между частями, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конст­руировать предложения по ним

Уметь применять знания для определения видов ССП, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания

Тест № 3

18

Р/р Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

1

Знать особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы и их отличие

Уметь определять особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы и их отличие

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


Сложноподчиненные предложения (34ч.)


19

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

Знать основные группы СПП по значению и союзам, смысловые отно­шения между частями СПП и способы их выражения

Уметь определять основные группы СПП , смысловые отно­шения между частями СПП и способы их выражения

Уметь применять знания для определения основные группы СПП , смысловые отно­шения между частями СПП и способы их выражения


20

Р/р Обучающее сочинение на лингвистическую тему

(15.1).

1

Знать особенности построения сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

Уметь строить сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Уметь применять знания для построения сочинения –рассуждения на лингвистическую тему


21

Р/р Сочинение на лингвистическую тему

1

Знать особенности построения сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

Уметь правильно строить сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Уметь применять знания для написания сочинения-рассуждения

Сочинение № 1

22

Виды сложноподчиненных предложений.

1

Знать грамматические при­знаки СПП, его строение, средства связи частей

Уметь опо­знавать СПП в тексте, пра­вильно ставить знаки препи­нания

Уметь применять знания для опознавания СПП в тексте, пра­вильной расстановки знаков препинания

Словарный диктант № 2

23

Виды сложноподчиненных предложений.

1

Знать грамматические при­знаки СПП, его строение, средства связи частей

Уметь опо­знавать СПП в тексте, пра­вильно ставить знаки препи­нания

Уметь применять знания для опознавания СПП в тексте, пра­вильной расстановки знаков препинания

Тест № 4

24

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

Знать особенности при­даточных определительных по характеру смысло­вой связи между частями, зна-чению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова, интонационное и пунктуационное оформление СПП с придаточным определи­тельным

Уметь опознавать придаточные определительные, опреде­лять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определи­тельным

Уметь применять знания для опознавания придаточных предложений в тексте , пра­вильной расстановки знаков препинания


25

Местоименно-соотносительные придаточные.

1

Знать особенности местоименно - соотносительных придаточных

Уметь опознавать местоименно - соотносительные придаточные

Уметь применять знания для опознавания местоименно - соотносительных придаточных предложений

Проверочная работа № 1

26

Р/р Обучающее сочинение- рассуждение (15.2).

1

Знать особенности построения сочинения-рассуждения

Уметь строить сочинение-рассуждение

Уметь применять знания для построения сочинения-рассуждения


27

Р.р Сочинение -рассуждение(15.2).

1

Знать построение сочинения-рассуждения

Уметь строить сочинение-рассуждение

Уметь применять знания для написания сочинения-рассуждения

Сочинение № 2

28

Р.Р Анализ сочинения.

1

Знать построение сочинения-рассуждения

Уметь выявлять и корректировать ошибки

Уметь применять знания для работы с текстами


29

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Знать место придаточных изъяснительных по отноше­нию к главному, средства связи придаточного с глав­ным, различие подчи­нительные союзов и союзных слов

Уметь определять место придаточных изъяснительных по отноше­нию к главному, средства связи придаточного с глав­ным, различать подчи­нительные союзы и союзные слова

Уметь применять знания для определения придаточных изъяснительных

Словарный диктант № 3

30

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Знать место придаточных изъяснительных по отноше­нию к главному, средства связи придаточного с глав­ным, различие подчи­нительные союзов и союзных слов

Уметь определять место придаточных изъяснительных по отноше­нию к главному, средства связи придаточного с глав­ным, различать подчи­нительные союзы и союзные слова

Уметь применять знания для определения придаточных изъяснительных


31

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

Знать виды обстоятельствен­ных придаточных

Уметь опо­знавать придаточные обстоятельственные, производить сино­нимическую замену простых и сложных предложений

Уметь применять знания для опо­знавания придаточных обстоятельственных


32

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Знать правила правописания слов и расстановку знаков препинания

Уметь безошибочно выполнять контрольную работу

Уметь применять знания для выполнения контрольной работы

Контрольная работа № 2

33

Придаточные обстоятельственные места.

1

Знать особенности придаточных места

Уметь опо­знавать придаточные места определять их ме­сто по отношению к главной части

Уметь применять знания для определения придаточных места


34

Р/р Текст. Строение текста.

1

Знать особенности строения текста

Уметь определять особенности строения текста

Применять знания для работы с текстом



35

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

1

Знать особенности придаточных времени

Уметь опо­знавать придаточные времени, определять их ме­сто по отношению к главной части

Уметь применять знания для определения придаточных времени


36

Р/р Сжатое изложение.

1

Знать компози­ционно-содержательный ана­лиз , способы компрессии текста

Уметь сжато писать изложение

Уметь применять знания для написания сжатого изложения

Изложение № 2

37

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения.

1

Знать значения сравнений, выраженные раз­личными способами, расстановку знаков препинания в предло­жении с союзом «как

Уметь определять значения сравнений, выраженные раз­личными способами, ставить знаки препинания в предло­жении с союзом «как

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


38

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

1

Знать особенности придаточных образа действия и степени

Уметь оцени­вать роль придаточных об­раза действия и степени

Уметь применять знания для определения придаточных образа действия и степени

Тест № 5

39

Р/р Путевые заметки. Понятие о жанре.

1

Знать особенности путевых заметок

Уметь опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания

Уметь применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка


40

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

1

Знать особенности СПП с при­даточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов.

Уметь опознавать СПП с при­даточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов .

Уметь применять знания для определения придаточных цели.

Проверочная работа № 2

41

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия.

1

Знать особенности СПП с при­даточными условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструкцию предложений с эти­м видом придаточного.

Уметь опознавать СПП с при­даточными условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конст­руировать предложения.

Уметь применять знания для определения придаточных условия.


42

Р/р Сочинение-рассуждение.(15.3).

1

Знать построение сочинения-рассуждения

Уметь строить сочинение-рассуждение

Уметь применять знания для написания сочинения-рассуждения

Сочинение № 3

43

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.



1

Знать особенности СПП с при­даточными причины и следст­вия, по характеру смысловой связи между час­тями, значению подчинитель­ных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных

Уметь опознавать при­даточные причины и следст­вия по характеру смысловой связи между час­тями, значению подчинитель­ных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных

Уметь применять знания для определения придаточных причины и следствия

Словарный диктант № 4

44

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными

1

Знать особенности при­даточных уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструкцию предложений с эти­м видом придаточного

Уметь опознавать СПП с при­даточными уступительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конст­руировать предложения.

Уметь применять знания для определения предложений с придаточными уступительными

Тест № 6

45

Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчиненные предложения».

1

Знать виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания в СПП

Уметь различать СПП, опре­делять значение придаточных и разные способы его выра­жения, конструировать СПП с различными видами прида­точных, интонационно и пунк­туационно оформлять

Уметь применять знания для определения видов придаточных предложений, средств связи и их пунктуационного оформления


46

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения».

1

Знать виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания в СПП

Уметь безошибочно выполнять контрольную работу

Уметь применять знания для выполнения контрольной работы

Контрольная работа № 3

47

Р/р Рецензия. Понятие о жанре.

1

Знать особенности жанра, составление плана ре­цензии, отбор языковых средств

Уметь создавать рецензию на художественное произведе­ние или произведение науч­но-популярной литературы, определять тему, основную мысль, героев, художествен­ное своеобразие, компози­цию, язык произведения

Уметь применять знания для работы с текстом

Сочинение(рецензия) № 4

48

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1

Знать значения, способы и по­следовательность при­соединения нескольких придаточных к главному, последовательное и па­раллельное подчинение, знаки препинания

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять

Уметь применять сложные пред­ложения с несколькими прида­точными в текстах разных сти­лей и типов


49

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1

Знать значения, способы и по­следовательность при­соединения нескольких придаточных к главному, последовательное и па­раллельное подчинение, знаки препинания

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять

Уметь применять сложные пред­ложения с несколькими прида­точными в текстах разных сти­лей и типов

Словарный диктант № 5

50

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1

Знать значения, способы и по­следовательность при­соединения нескольких придаточных к главному, последовательное и па­раллельное подчинение, знаки препинания

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять

Уметь применять сложные пред­ложения с несколькими прида­точными в текстах разных сти­лей и типов

Тест № 7

51

Контрольный диктант с языковым анализом по теме

«Сложноподчиненные предложения».

1

Знать правописание слов, виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания

Уметь безошибочно писать контрольный диктант

Уметь применять знания для написания контрольного диктанта

Контрольный диктант № 1

52

Р/р Эссе. Понятие о жанре.

1

Знать особенности эссе

Уметь писать эссе

Уметь применять знания для написания эссе

Сочинение (эссе) № 5

Бессоюзные сложные предложения (7ч)

53

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

Знать грамматические при­знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина­ния

Уметь определять грамматические при­знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина­ния

Уметь применять бессоюзные сложные предложения со значением перечисления в речи


54

Р/р Изложение с элементами сочинения.

1

Знать содержание текста, тему, основную мысль, выразительные средства

Уметь воспринимать текст на слух, сохранять структуру текста при воспроизведении,; выражать от­ношение к затронутой пробле­ме, при­водить свои аргументы из жизненного опыта

Уметь применять знания для написания изложения с элементами сочинения

Изложение с элементами сочинения № 3

55

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

1

Знать грамматические при­знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина­ния

Уметь определять грамматические при­знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина­ния

Уметь применять бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения в речи

Тест № 8

56

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

1

Знать грамматические при­знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина­ния

Уметь определять грамматические при­знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина­ния

Уметь применять бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения в речи


57

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения.

1

Знать грамматические при­знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина­ния

Уметь определять грамматические при­знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина­ния

Уметь применять бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения в речи

Тест № 9

58

Р/р Сжатое изложение

1

Знать компози­ционно-содержательный ана­лиз , способы компрессии текста

Уметь воспринимать текст на слух, , сохранять структуру текста при воспроизведении

Уметь применять знания для написания сжатого изложения

Изложение № 4

59

Р/р Деловая речь. Написание деловых бумаг.

1

Знать особенности оформления деловых бумаг

Уметь правильно оформлять деловые бумаги

Уметь применять знания в практической деятельности


Сложные предложения с различными видами связи (2ч.)

60

Сложные предложения с различными видами связи.


1

Знать структурные особенно­сти сложного предложения с разными видами связи, ос­новные разновидности пред­ложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуаци­онные особенности сложных предложений с разными ви­дами связи

Уметь определять особенно­сти сложного предложения с разными видами связи, ос­новные разновидности пред­ложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания

Уметь применять сложные предложения с различными видами связи в речи


61

Сложные предложения с различными видами связи.


1

Знать структурные особенно­сти сложного предложения с разными видами связи, ос­новные разновидности пред­ложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуаци­онные особенности сложных предложений с разными ви­дами связи

Уметь определять структурные особенно­сти сложного предложения с разными видами связи, ос­новные разновидности пред­ложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять знаки препинания

Уметь применять сложные предложения с различными видами связи в речи

Тест № 10

Повторение изученного в 5-9 классах(7ч.)


62

Трудные вопросы орфографии

1

Знать орфограммы и правописание слов

Уметь обнаруживать орфо­граммы, группировать их, объ­яснять их правописание

Уметь применять знания в повседневной жизни


63

Трудные вопросы орфографии

1

Знать орфограммы и правописание слов

Уметь обнаруживать орфо­граммы, группировать их, объ­яснять их правописание

Уметь применять знания в повседневной жизни

Тест № 11

64

Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации

1

Знать виды свя­зи слов в предложении и словосочетании, функции и расстановку знаков препи­нания

Уметь обнаруживать орфо­граммы, объ­яснять их правописание; правильно и выразительно читать пред­ложения разных синтаксиче­ских конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях

Уметь применять знания в повседневной жизни

Тест № 12

65

Комплексный анализ текста

1

Знать анализ текста

Уметь анализировать текст

Уметь применять знания при анализе текста

Комплексный анализ текста № 13

66

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

( 1 и 2 части).


1

Знать правописание слов и верную расстановку знаков препинания

Уметь безошибочно выполнять контрольную работу

Уметь применять знания при выполнении контрольной работы

Тест № 14

67

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ (15.3).

1

Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания

Уметь безошибочно писать контрольную работу

Уметь применять знания для выполнения контрольной работы


Сочинение № 6

68

Анализ контрольной работы

1

Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания

Уметь выявлять и корректировать ошибки

Уметь применять знания в повседневной жизни








Раздел 7Контрольно – измерительные материалы

п/п

Название раздела

урока

Форма контроля

1.

Повторение изученного в 5-8 классах


3

4

8

Словарный диктант № 1

Тест № 1

Изложение № 1

2.

Сложные предложения


13

14

Тест № 2

Контрольная работа № 1

3.

Сложносочиненные предложения

17

Тест № 3

4.

Сложноподчиненные предложения


21,27,42,47,52

22,29,43, 49

23, 38,44,50

25, 40

32,46

36

51

Сочинение № 1,2,3,4,5

Словарный диктант № 2,3,4,5

Тест № 4,5,6,7

Проверочная работа № 1,2

Контрольная работа № 2,3

Изложение № 2

Контрольный диктант № 1

5.

Бессоюзные сложные предложения


54

55,57

58

Изложение с элементами сочинения № 3

Тест № 8,9

Изложение № 4

6.

Сложные предложения с различными видами связи

61

Тест № 10

7.

Повторение


63,64,66

65

67

Тест № 11,12,14

Комплексный анализ текста № 13

Сочинение № 6




















Раздел 8 Материально техническое обеспечение учебного процесса


6.1 Книгопечатная продукция


Основная литература


1. Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И. Харитонова . «Дрофа», 2011.

2. Русский язык: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. ММ Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литера

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2010

  2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М.: 2007.

  3. Влодавская Е.А. « Поурочные разработки по русскому языку: 9 класса: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова » – М.: Издательство «Экзамен», 2010

  4. Воителева Т.М., Войлочкова К.А., Н.А. Герасимова Н.А. и др. Русский язык: 4

  5. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /- М.: Дрофа, 2010

  6. Греков В.Ф.,Крючкова С.Е, Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /. – М.: Просвещение, 2010

  7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/ В.П. Жуков, А. В.Жуков.— 5-е изд., перераб. и доп.— М., 2005.

  8. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2007

  9. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя.-М.; Просвещение, 2009

  10. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— -е изд., дораб.— М.: 1998.

  11. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.

  12. Лимонад ТВ. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2008

  13. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006.

  14. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5-9 кл. М.ТЦ Сфера, 2010г.

  15. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010

  16. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006.

  17. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.-М.: Вербум-М, 2010.

  18. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / 3. А. Потиха,—2-е изд.—М., 1998.

  19. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.) / Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская.— М., 1996.

  20. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / –М.: Дрофа, 2010

  21. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и уп­ражнения. - М.: Дрофа, 2008

  22. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А.Семенюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М.: 2006

  23. Сенина Н.А., Петрова ТА и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2010. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2010

  24. Сычева. В.П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / – М.: Издательство «Экзамен», 2010

  25. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 1991.

  26. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 1991.

  27. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990.

  28. Цыбулько И Л. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки.-М.: Просвещение, 2010.

  29. Цыбулько И.П, Александров В.Н и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2017/ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2017

  30. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва.— М., 1997.

  31. Шипицына Г.М., Петровская ОС., Черников ИА Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2007.


Информационные ресурсы в Интернете

www.wikippedia.ru

www.krugosvet.ru

www.rubricon.ru

www.slovari.ru

www.gramota.ru

www.feb-web.ru

www.myfhology.ru

www.it-n.ru

rus.1september.ru

www.openclass.ru



























Контрольные работы по русскому языку 9класс.

  1. Сжатое изложение

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».





  1. Контрольный диктант

Наедине с природой
Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью леса. А вблизи, в овражке, игриво журчал ручеёк. Светлый, чистый, прозрачный ручеёк - это чудо природы. Он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнёшь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек сияющего неба, лёгкого белого облачка.
     Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка.
    Его поверхность словно вылита из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого дна. Любоваться им - значит касаться самых тонких струн своей души. Ни днём, ни ночью не смолкает эта мелодично поющая струна. Я шёл вдоль ручейка, и он журчал всё звонче и звонче. В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. В летнюю пору, в зной, люди, не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, будто сверкало бриллиантами. А ручеёк всё искрился и пел о радости лета, о радости жизни, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого.
   Но вдруг он замолчал. Мне стало грустно. Я всмотрелся в воду и увидел грязно-желтоватую суть. Куда же делись те светлые, звонкие струи? Невольно вспомнилось: сколько по земле течёт таких хрустальных ручейков, почему они не в силах высветлить, скажем, Оку? Видимо этим ручейкам нужна помощь человека, всех людей, тогда и речки станут такими же прозрачными и звонкими. 205 слов.

  1. Сочинение – рассуждение на тему «Знаки препинания как и слова говорят»


  1. Контрольный диктант за 1 полугодие


Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попадает на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считается одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. (163 слова)


  1. Сжатое изложение

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (по Д.С. Лихачёву)


  1. Сочинение – рассуждение «Что такое сострадание?»



  1. Контрольная работа по теме «Сложные предложения».

1-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Ночной полет сов так тих и беззвучен что самые чуткие животные его не примечают.
Товарищи спросили меня правда ли в этом овраге есть выводок волчат.
(Что)бы не сбиться с пути надо сильным расти.
Немногим более недели прошло с той поры как судьба свела в степи всех этих людей.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Идите куда пошли ребята. Спросите куда они двинулись. Идите в актовый зал куда пошли все.

3. Замените сложносочиненное предложение (ССП) сложноподчиненным (СПП) с придаточным следствия. Перестроенное предложение запишите.

Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

4. Составьте предложение из его частей, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Она не могла не отметить;
как ни была она взволнована;
что немцы располагают здесь зенитной артиллерией.

2-й вариант

1Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Лесник вывел нас на огромную поляну и хотя уже был поздний час показал звероферму.
(Что)бы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
Приглушенными были голоса ручьев словно они только еще разучивали свои песни.
Сколько раз я уже убеждался что ничто хорошее не повторяется.

2Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. Новое общество должно быть таким чтобы каждый входил в него со своим талантом.

3. Замените сложноподчиненные предложения (СПП) сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия. Перестроенные предложения запишите.

До глубокой осени лилась с неба вода так, что нельзя было на поля выйти.
Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.

4Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения. Составьте вертикальную схему каждого предложения.

Если я тебя придумала стань таким как я хочу.
Весной иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные птицы давно улетели.

3-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.
Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
Сердце так стиснулось что его не стало слышно.
Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Как человек озаряет те места где он живет.
Там где небо встретилось с землей горизонт родился молодой. 
Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

3Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и образа действия.

4. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения. Составьте вертикальную схему каждого предложения.

(Не)смотря на то что неприятель не только не убавил огня а все усиливал его бежавшим в лесу казалось что наступила абсолютная тишина.
Человек наделен разумом и творческой силой чтобы преувеличивать то что ему дано.

4-й вариант

1Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Прекрасное прекрасно оттого что есть и безобразное на свете.
Как человек озаряет те места где он живет.
С осени когда пруды начинали покрываться пленкой мы с нетерпением наблюдали за их замерзанием.
Для меня невозможно счастье если я не могу разделить это счастье с другом.

2Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили как фокусник наполнил стакан водой.

3Замените простое предложение сложноподчиненным (СПП). Перестроенныепредложения запишите.

С наступлением холодов работа геологов прекратилась.
На месте впадения реки в озеро растет новый город.

4. Составьте вертикальную схему и определите вид подчинения.

Туманам плыть и плыть пока росой не упадут чтоб землю напоить.
Когда ясна цель когда мы организованны и единодушны для нас нет невыполнимых задач.

5-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Стало мне вдруг хорошо на душе словно детство мое вернулось.
Мальчишки (не)смотря на то что их осыпало дождевыми каплями продолжали рвать орехи.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Период обращения Луны вокруг Земли всегда одинаков о чем люди знали еще сотни лет назад.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Скажите что пришли родители. Скажите чтобы пришли родители. Скажите когда прийти родителям.

3. Замените простые предложения с причастным и деепричастным оборотами на сложноподчиненное предложение. Перестроенные предложения запишите.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте предложение по его частям, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Что смерть к тебе идет;
не страшно знать;
коль умираешь ты за свой народ.

6-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

По мере того как он говорил лицо Валька делалось все сумрачнее.
О соловьях их пении рассказано так много что трудно сказать что-то новое.
Поднявшись на небольшой холмик откуда начиналась узкая тропинка я оглянулся.
Если человек стал хуже то все ему хуже кажется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили как фокусник наполнил стакан водой.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и степени.

4. Составьте вертикальную схему каждого предложения. Расставьте знаки препинания. Определите вид подчинения.

Мне кажется что я тоже полечу в глубокую и грязную трясину если я сделаю еще хоть один шаг.
Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели.

 



  1. Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения».

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

       Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

         Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

        Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех  желающих.  (141 слово )

                                                                                (По В. Порудоминскому)

Грамматическое задание.

  1)Найти СПП, указать виды придаточных предложений.

  2)Составить схему одного из сложноподчинённых предложений

   3)Сделать синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения  второго абзаца.






  1. Сочинение (рецензия на прочитанную книгу).


  1. Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Сложноподчиненные предложения».



Начались мои отроческие годы, когда особенно напряженно я жил не окружавшей меня подлинной жизнью, а той, в которую она преображалась в детских мечтах.*
Подлинная жизнь была бедна, потому что я родился и вырос в чистом поле, которого даже и представить себе не может европейский человек.** Великий простор без всяких преград и границ окружал меня, и я не мог определить, где в самом деле кончалась наша усадьба и где начиналось это беспредельное поле, с которым она сливалась. 
Из книги «Земля и люди» я узнал о существовании колоний, но для меня всё колониальное заключалось в корице, которой сдабривали на Страстной неделе пасху, и в чёрных блестящих рожках, вкус которых я узнал, побывав на сельской ярмарке.+
Рос я среди крайнего дворянского оскудения, хотя назвать наше семейство нищим, конечно, было нельзя, потому что у нас было небольшое хозяйство и малочисленная дворня, были кучер, староста, стряпухи, няньки, были собаки, лошади, овцы, коровы. ++
В последний год жизни на хуторе Каменка я очень серьёзно заболел и впервые узнал то удивительное, что привыкли называть тяжёлой болезнью и что было на самом деле как бы странствием в потусторонние пределы. Я испытал внезапное ослабление всех душевных и телесных сил, испытал неожиданную потерю желания жить. 
Когда же я стал наконец выздоравливать, мне почему-то очень хотелось есть чёрный хлеб, один запах которого приводил меня в восторг. (По И.А. Бунину). (214 слов).
Грамматическое задание. 

  1. Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста. 

  2. Составьте схемы предложений, отмеченных знаками *(1 вариант), **(2 вариант), выделите основы предложений. 

  3. Разберите по составу слова: напряжённо, преображалась (1 вариант), (о) существовании, выздоравливать (2 вариант). 

  4. Прокомментируйте знаки препинания в предложениях, отмеченных знаками + (1 вариант) и ++ (2 вариант). 




11.Эссе на тему 1. «Кем быть? Каким быть»

2. «О времени и о себе»



  1. Изложение с элементом сочинения.


1. У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Задание: озаглавить текст выскажите свое мнение по затронутой проблеме.


2. Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга". 
  Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет  свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности. 
Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

Задание: озаглавить текст выскажите свое мнение по затронутой проблеме.


  1. Сжатое изложение.


В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок – существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.
А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.
  Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой.»

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ (1и 2ч.)

Часть1

  Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.



Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

Ах, лабазник!

  (1)В детстве, впервые попав с мамой в лес, я услышал незнакомое мне это слово – «лабазник». (2)Не знаю, почему именно так называла мама высокие белые, с серебристыми листьями, пахучие цветы, как бы окутанные дымкой. (3)Помню, как она, не срывая цветка, осторожно подносила белую метелочку к своему лицу, и, блаженно закрыв глаза, вдыхала его аромат, а затем, осторожное пригнувцветок к моему лицу, предлагала:
(4)- На, понюхай, не срывай! (5)Ах, лабазник!
(6)И с тех пор каждый раз, когда я бывал в лесу, обязательно находил лабазник, осторожно пригибал тонкие веточки и вдыхал этот удивительный запах, невольно вспоминая мамино восхищение:(7) «Ах, лабазник!»
(8)В то последнее мамино лето, благодатное и теплое, я неожиданно приехал в деревню. (9)Мамасильно хворала, хотя всю жизнь она ни на что не жаловалась. (10)Глядя на ее усталое лицо, сгорбленную спину, совершенно седые волосы и печальные глаза, я ужаснулся от мысли, что моя надежная и нежная мама кончается.
 (11) День догорал, солнце уже клонилось к закату, когда мама неожиданно попросила пройтись с ней по лесу, по заветным местам. (12)Но в лесу ее внимание не привлекали крупные гроздья костяники и крепкие белые грибы.(13) Своей усталой качающейся походкой она все спешила и спешила куда-то. (14)Глядя на это, я тоже махнул рукой на эти щедрые дары леса и пошел за ней. (15)И вот впереди показалась широкая поляна, вся покрытая желтовато-белыми дымками.
 (16) И лабазник в который раз уже опять тронул ее душу.(17) Мама склонилась к первому же цветку, своими натруженными руками, сложенными лодочкой, прихватив цветок, прикрыв глаза, долго вдыхала его аромат. (18)Потом распрямилась, поправила платок, не сказав традиционного «Ах, лабазник!»
(19)Я наблюдал за ней в эту минуту и поразился перемене в ее лице: еще минуту назад тусклые и грустные глаза ее засверкали ярко и молодо, глубокие морщинки неисчезли, но разгладились.
(20)Домой возвращались в сумерках. (21)Мама тяжелой походкой ступала по пыльной дороге, все еще теплой от дневного солнца, и лицо ее было светло и безмятежно. (22)Возле дома мы присели на лавочку.
 (23) Приятная прогулка по лесу ободряюще подействовала на мое настроение. (24)Гнетущее в последнее время чувство неудовлетворенности сменилось полным умиротворением. (25)Я был доволенвсем на свете, ничто не волновало и не тревожило меня. (26)Как хорошо сидеть у порога родного дома, когда за спиной шелестит листьями клен, а об ногу трется старый кот, а рядом родной человек – мама!(27) Такое состояние тихой радости у меня  возникало всякий раз, когда я приезжаю в родные места.
(28)Между тем деревня, шумная и неугомонная днем, готовиласько сну.(29) Глухо работающая на соседней улице бензопила смолкла, прокричали и смолкли гуси, спешным шагом прошел загулявшийся телок, мыкнув у окна ближайшего домика с резными ставнями, исчез в открывшейся калитке. (30)Только из клуба доносилась нежная мелодия старинного вальса. (31)Подумалось: совсем немного нужно человеку для счастья, суетимся, хотим иметь все больше и больше, но постепенно все это превращаетсяв обузу, и, наконец, оказывается, что это совсем не то, что делало бы нас счастливыми, как, например, сейчас.

(32) Эту незатейливую мысль вдруг прервала боль в правом колене.(33) Бедняга кот, не дождавшись с моей стороны внимания, вонзил свои тупые от старости когти в мою ногу. (34)Беру старинушку на колени, глажу его по жесткой спине, а он благодарно мурлычет.
(35)Мама сидела молча, вытянув усталые ноги. (36)Рядом на земле стояла корзиночка с десятком грибов. (37)Широкораспахнутые мамины глаза, светлые и задумчивые, совершенно отрешенно смотрели куда-то вдаль.(38) Мне стало вдруг не по себе от этого ее полного отрешения от реальной жизни.(39) Но прошло некоторое время, и глаза вновь ожили. (40)И вот ее рука протянула к моему носу что-то мягкое, пахнущее горчинкой. (41)Это была все та же дымка-метелочка.(42) Что она напоминала маме? (43)Ее сиротское детство, бесследно сгинувших в годы то белого, то красного террора братьев и сестер? (44)Возможно, мама догадывалась, что это ее последнее лето. (45)Недаром она смотрела в будущее таким отрешенным взглядом…
(46)Я люблю полевые цветы, но их почему-то у нас не принято дарить, возможно, что они такие неброские с первого взгляда. (47)Затоизнеженные красавцы-флоксы, гвоздики и гладиолусы совершенно лишены главного – запаха, все равно, что красивый с виду человек, но без души – значит, не настоящий…
(48)Люблю все полевые цветы, их запахи, такие знакомые с самого детства. Каждый цветок вызывает разные чувства. (49)Как, скажем, тот же лабазник.
(50)Всякий раз, когда я бываю в лесу, не могу удержаться, чтобы не вдохнуть аромат этих желтовато-белых метелочек, которые так любила мама. (51)Сразу в памяти промелькнет ее безмятежно-отрешенное лицо с закрытыми от удовольствия глазами:
(52)- Ах, лабазник!
(По В.М. Рязанову)*

* В.М. Рязанов родился 16 июля 1947 года в крестьянской семье в д. Соколовка Куйбышевского района Новосибирской области. С малых лет не понаслышке он знаком с деревенской жизнью и сельским трудом. Писать начал с 10 лет, сначала стихи, потом – рассказы и очерки

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифрили слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

в тексте работы.



2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему мама любила лабазник?»

1)Она любила полевые цветы за их неброскую красоту.

2)Мама ценила лекарственные свойства этого растения.

3) Его аромат трогал её душу, дарил маме счастье.

4)Этот цветок напоминал маме её горькое сиротское детство.

Ответ: ___________________________.



3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Не знаю, почему именно так называла мама высокие белые, с серебристыми листьями, пахучие цветы, как бы окутанные дымкой.

2) И лабазник в который раз уже опять тронул ее душу.

3) Между тем деревня, шумная и неугомонная днем, готовилась ко сну.

4) Широко распахнутые мамины глаза, светлые и задумчивые, совершенно отрешенно смотрели куда-то вдаль.

Ответ: ___________________________.

4)Из предложений 6 -11 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением – «приближение».

Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 16-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?

Ответ: ___________________________.



6.Замените разговорное слово «сгинувших» в предложении 41стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.



7.Замените словосочетание «мамины глаза», построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.



8.Выпишите грамматическую основу предложения 48.

Ответ: ___________________________.



9.Среди предложений 24–29 найдите предложение с обособленными

однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.



10.В приведённых ниже предложениях из

прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Ее сиротское детство, (1)бесследно сгинувших в годы то белого, (2) то красного террора братьев и сестер? Возможно, (3)мама догадывалась, (4)что это ее последнее лето. 
    Ответ: ___________________________.



11.Укажите количество грамматических основ в предложении 46. Ответ

запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.



12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Как хорошо сидеть у порога родного дома, (1) когда за спиной шелестит листьями клен, (2) а об ногу трется старый кот, (3) а рядом родной человек – мама! Такое состояние тихой радости у меня  возникало всякий раз, (4) когда я приезжаю в родные места.

    Ответ: ___________________________.



13. Среди предложений 44-50 найдите сложноподчинённое предложение

с параллельным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.



14. Среди предложений 9-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.


Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ (часть 15.3)

Часть 3



Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса

данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего

жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!