- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 9 х. Денисов
.
| | Утверждаю. Директор ________ Г.Н. Кравцова . Приказ от «__» _____2017г. № ___. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку .
(учебный курс, предмет)
основного общего образования, 6 класс .
(уровень общего образования, класс)
Леонова Оксана Николаевна .
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
№ 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г.
№ 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов в МБОУ - СОШ № 9 х. Денисов
Примерная программа по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией Разумовской М. М.., М. «Дрофа» 2013г.
Учебник: «Русский язык 6 класс»М.М. Разумовская М. «Дрофа» 2016г.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Система оценки планируемых результатов
Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения
Пятибалльная система оценивания строится на основе «Положение о промежуточной аттестации школьников» и «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»
Оценка письменных работ по русскому языку
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Требования к тексту диктанта.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые а достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 6 -- 7 классах — не более 7 слов различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Таблица 1
класс | Количество в контрольном диктанте | Кол-во слов в словарном диктанте |
Слов (самостоятельных и служебных) | Орфограмм | Пунктограмм | Слов с непроверяемыми орфограммами |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 | 20-25 |
Нормы оценивания диктантов Таблица 2
Нормы оценок (количество ошибок) |
Вид диктанта | «5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная | - 2 орфографические +2 пунктуационные; - 1 орфографическая +3 пунктуационные; - 0 орфографических + 4 пунктуационные | - 4 орфографические +4 пунктуационные; - 3орфографические +5 пунктуационных; - 6 орфографических +6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные) | - 7 орфографических + 7 пунктуационных; - 6 орфографических + 8 пунктуационных; - 5 орфографических + 9 пунктуационных; - 8 орфографических + 6 пунктуационных. |
Словарный | 0 | 1-2 | 3-4 | До 7 |
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: « рапотает» (вместо работает), мемля (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) а собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. -
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода— воды, рот- ротик, грустный -грустить. резкий- резок).
Первые 3 однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту Таблица 3
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий | Правильно выполнено не менее Ѕ заданий | Не выполнено более половины заданий |
Требования к объему сочинений и изложений Таблица 4
Примерный объём текста | 6 класс |
Подробное изложение (кол-во слов) | 150-200 |
Классное сочинение (кол-во страниц) | 1-1,5 |
Критерии оценивания сочинений изложений Таблица 5
Содержание | Речевое оформление | Грамотность |
- соответствие содержания работы заявленной теме; - полнота раскрытия темы; - наличие фактических ошибок; - Последовательность изложения. | - разнообразие лексики и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов | Число допущенных ошибок: - орфографических; - пунктуационных; - грамматических. |
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений Таблица 6
Фактические ошибки | Логические ошибки |
В изложении: Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей В сочинении: Искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат | - нарушение последовательности в высказывании; - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - раздробление одной микротемы другой микротемой; - несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица |
Нормы оценивания сочинений и изложений Таблица 7
Оценка | Основные критерии оценки |
Содержание и речь | Грамотность |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70 % 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1.содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются незначительные отклонения от темы. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: - 2 орфографические +2 пунктуационные+3 грамматические ошибки; - 1 орфографическая+3 пунктуационные+3 грамматические ошибки; - 0 орфографических+4пунктуационных +3 грамматические ошибки. В любом случае количество г |
«3» | 1.Имееются существенные отклонения от заявленной темы. 2. работа достоверна в основном в своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного теста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускаются: - 0 орфографических+5-7 пунктуационных ( с учётом повторяющихся и негрубых); -1 орфографическая+4-7 пуктуационных+4 грамматические ошибки; - 2орфографические+3-6 пуктуационных+4 грамматические ошибки; -3 орфографические+5 пуктуационных+4 грамматические ошибки; -4 орфографические+4 пуктуационных+4 грамматические ошибки; |
«2» | Работа не соответствует заявленной теме. Допущено много фактических неточностей; объём изложения составляет менее 50) исходного текста. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения ( изложения) не6 соответствует заявленному плану. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено более 6 недочётов в содержании до 7 речевых недочётов. | Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. |
Примечания:
1.При оценке необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки»4» на одну, а для отметки»3» на две единицы. При выставлении оценки « 5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ.
Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы отметки «4» и «5» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 правления ошибок.
Первая и вторая работа (как классная, так о домашняя) при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам контрольных работ соответствующего или близкого вида.
В соответствии с годовым календарным графиком на 2017-2018 учебный год, учебным планом но 2017-2018 учебный год, расписанием занятий, рабочая программа при нагрузке 6 часов в неделю составляет 200 часов в год
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
О языке
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
Грамматика
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Морфология. Орфография
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложении с причастными и деепричастными оборотами.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:
В блок личностных универсальных учебных действий входят:
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами);
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных системах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В состав коммуникативных действий входят:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия
Личностные
Приоритетное внимание уделяется формированию:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки.
Регулятивные
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Ученик получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Требования
по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
по орфографии: Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Н и НН в словах разных частей речи.
Употребление Ъ и Ь.
Правописание гласных после шипящих и Ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
Буквы Ы-И в корне после приставок.
Буквы Н и НН в причастиях.
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных
Правописание Н в кратких формах страдательных причастиях.
Правописание гласных перед суффиксами ВШ и Ш.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастиях настоящего времени.
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, разделительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
по развитию речи:
восприятие высказываний. Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательностей связность изложения.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Тематическое планирование.
.
Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Содержание |
1 | 01.09 | | Введение |
21 | 04.09 27.09 | | Речь.язык. правописание. культура речи (на основе изученного в 5 классе) |
64 | 27.09 19.12 | | Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи |
106 | 20.12 16.05 | | Морфология |
8 | 17.05 25.05 | | Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах |
200 | | | |
График контрольных работ
№ | Дата план | Дата факт | №урока | Тема |
1 | 25.09 | | 20 | . Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». |
2 | 15.12 | | 84 | Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография». |
3 | 26.12 | | 92 | Контрольный диктант за 1 полугодие |
4 | 01.02 | | 117 | Контрольный диктант по теме «Причастие» |
5 | 07.03 | | 144 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». |
6 | 14.03 | | 149 | Контрольный диктант за 3 четверть |
7 | 12.04 | | 168 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное». |
8 | 15.05 | | 190 | . Контрольный диктант по теме «Местоимение». |
9 | 23.05 | | 197 | . Итоговый контрольный диктант. |
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока |
Введение 1 ч. |
1 | 01.09 | | Слово — основная единица языка |
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ) (21 ч) |
2 | 04.09 | | Что мы знаем о речи, ее стилях и типах |
3 4 | 05.09 06.09 | | Орфография и пунктуация |
5 | 06.09 | | Трудные случаи орфографии и пунктуации |
6 | 07.09 | | Употребление прописных букв |
7 | 08.09 | | Что мы знаем о тексте. Сочинение по летним впечатлениям |
8 | 11.09 | | Буквы ь и ъ |
9 10 | 12.09 13.09 | | Орфограммы корня |
11 12 | 13.09 14.09 | | Корни с чередованием |
13 14 | 15.09 18.09 | | Правописание окончаний слов |
15 | 19.09 | | Личные окончания глаголов. |
16 | 20.09 | | Сочинение на тему «Мало ли что можно делать…» |
17 18 | 20.09 21.09 | | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными |
19 | 22.09 | | Слитное и раздельное написание не с глаголами. |
20 | 25.09 | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» |
21 | 26.09 | | Анализ контрольного диктанта |
22 | 27.09 | | Что мы знаем о тексте |
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ (64 ч) |
23 | 27.09 | | Части речи и члены предложения |
24 25 | 28.09 29.09 | | Части речи Члены предложения |
26 27 | 02.10 03.10 | | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительных. |
28 | 04.10 | | Способы образования имен существительных. |
29 30 | 04.10 05.10 | | Морфемный и словообразовательный разбор имен существительных. Словообразование имен существительных |
31 | 06.10 | | Стили речи, их признаки. Научно-деловая речь. |
32 33 | 09.10 10.10 | | Образование сложных имен существительных. Соединительные гласные. Сложносокращенные слова. |
34 | 11.10 | | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. |
35 36 | 11.10 12.10 | | Особенности имени существительного как части речи. Употребление имен существительных. Синонимы. Антонимы. |
37 | 13.10 | | Имена существительные в устной и письменной речи. |
38 | 16.10 | | Научное понятие. Термин. Родовые и видовые понятия. |
39 | 17.10 | | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
40 | 18.10 | | Имя существительное. |
41 | 18.10 | | Типы речи. Особенности и строение текста типа рассуждения-объяснения |
42 | 19.10 | | Деловой стиль речи. Задачи и особенности делового стиля. |
43 | 20.10 | | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. |
44 | 23.10 | | Морфологические признаки имени прилагательного |
45 46 | 24.10 25.10 | | Словообразование имен прилагательных |
47 | 25.10 | | Правописание сложных имен прилагательных |
48 49 | 26.10 27.10 | | Правописание сложных имен прилагательных (закрепление знаний) |
50 | 07.11 | | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных |
51 52 | 08.11 08.11 | | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных |
53 | 09.11 | | Способы связи предложений в тексте |
54 | 10.11 | | Употребление имен прилагательных в речи |
55 56 | 13.11 14.11 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Употребление имен прилагательных в речи |
57 | 15.11 | | Произношение имен прилагательных |
58 | 15.11 | | Средства связи предложений в тексте |
59 | 16.11 | | Употребление параллельной связи с повтором |
60 | 17.11 | | Как исправить текст с неудачным повтором |
61 | 20.11 | | Сочинение |
62 | 21.11 | | Морфологические признаки глагола |
63 | 22.11 | | Морфологические признаки глагола |
64 | 22.11 | | Словообразование глаголов |
65 | 23.11 | | Словообразование глаголов |
66 | 24.11 | | Правописание приставок при-и пре- |
67 68 | 27.11 28.11 | | Правописание приставок при- и пре- |
69 70 | 29.11 29.11 | | Буквы ы — и в корне после приставок |
71 | 30.11 | | Употребление параллельной связи. |
72 | 01.12 | | Изложение |
73 74 | 04.12 05.12 | | Употребление глаголов в речи |
75 76 | 06.12 06.12 | | Произношение глаголов |
77 | 07.12 | | Проверьте свою подготовку по орфографии |
78 | 08.12 | | Проверьте свою подготовку по орфографии |
79 80 | 11.12 12.12 | | Проверьте свою подготовку по орфографии (закрепление) Проверьте свою подготовку по орфографии ( практикум) |
81 82 | 13.12 13.12 | | Проверьте свою подготовку по пунктуации |
83 | 14.12 | | Повторение по теме «Морфология. Орфография» |
84 | 15.12 | | Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография» |
85 | 18.12 | | Работа над ошибками |
86 | 19.12 | | Сочинение |
МОРФОЛОГИЯ (106ч) |
87 88 89 90 91 | 20.12 20.12 21.12 22.12 25.12 | | Что такое причастие Признаки глагола и прилагательного у причастия Суффиксы причастий Причастие и определяемое слово |
92 | 26.12 | | Контрольный диктант за 1 полугодие |
93 | 27.12 | | Причастный оборот |
94 95 | 27.12 28.12 | | Причастный оборот (Практикум) |
96 | 09.01 | | Образование причастий. Действительные причастия |
97 | 10.01 | | Суффиксы действительные причастия |
98 | 10.01 | | Повествование художественного и разговорного стилей. |
99 | 11.01 | | Образование причастий. Страдательные причастия |
100 | 12.01 | | Изложение |
101 102 | 15.01 16.01 | | Образование причастий. Страдательные причастия |
103 | 17.01 | | Полные и краткие причастия |
104 105 106 | 17.01 18.01 19.01 | | Общие признаки полных и кратких причастий Н-НН в полных и кратких причастиях |
107 | 22.01 | | Рассказ как один из жанров литературных произведений |
108 | 23.01 | | Морфологический разбор причастия |
109 | 24.01 | | Самостоятельная работа по морфологии (причастие). |
110 | 24.01 | | Буквы н и нн в причастиях |
111 112 | 25.01 26.01 | | Буквы н и нн в причастиях (практикум) |
113 114 | 29.01 30.01 | | Слитное и раздельное написание не с причастиями |
115 116 | 31.01 31.01 | | Слитное и раздельное написание не с причастиями (Практикум) |
117 | 01.02 | | Контрольный диктант по теме «Причастие» |
118 | 02.02 | | Анализ контрольного диктанта |
119 | 05.02 | | Защита исследовательских проектов |
120 | 06.02 | | Повествование делового стиля |
121 | 07.02 | | Повествование делового стиля. |
122 | 07.02 | | Что такое деепричастие |
123 124 | 08.02 09.02 | | Что такое деепричастие (закрепление знаний) |
125 | 12.02 | | Деепричастный оборот |
126 127 | 13.02 14.02 | | Деепричастный оборот (практикум) |
128 | 14.02 | | Правописание не с деепричастиями |
129 | 15.02 | | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида |
130 131 | 16.02 19.02 | | Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
132 | 20.02 | | Описание места |
133 | 21.02 | | Морфологический разбор деепричастия. |
134 | 21.02 | | Тестовая работа по морфологии |
135 136 | 22.02 26.02 | | Употребление причастий и деепричастий в речи |
137 138 | 27.02 28.02 | | Подготовка к сочинению в жанре рассказа Сочинение в жанре рассказа |
139 | 28.02 | | Произношение причастий и деепричастий |
140 141 142 143 | 01.03 02.03 05.03 06.03 | | Проверьте свою подготовку по орфографии Проверьте свою подготовку по пунктуации |
144 | 07.03 | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» |
145 | 07.03 | | Анализ контрольного диктанта |
146 | 12.03 | | Защита исследовательских проектов |
147 | 13.03 | | Соединение в тексте описания предмета и описания места. |
148 | 14.03 | | Сочинение по фотографии «Кабинет Пушкина». |
149 | 14.03 | | Контрольный диктант за 3 четверть |
150 | 15.03 | | Изложение |
151 | 16.03 | | Что обозначает имя числительное Имя числительное. |
152, 153 | 26.03 27.03 | | Простые, сложные и составные числительные. Правописание числительных |
154 | 28.03 | | Простые, сложные и составные числительные. Правописание числительных |
155 | 28.03 | | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание |
156 157 158 159 160 | 29.03 30.03 02.04 03.04 04.04 | | Склонение числительных 1-4, 5-30; 40, 90, 100. 50-80,200-900. Дробные числительные. Собирательные числительные. |
161 | 04.04 | | Изменение порядковых числительных |
162 163 | 05.04 06.04 | | Описание состояния окружающей среды |
164 | 09.04 | | Морфологический разбор имени числительного |
165 | 10.04 | | Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных |
166 | 11.04 | | Сочинение |
167 | 11.04 | | Повторение по теме «Имя числительное» |
168 | 12.04 | | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» |
169 | 13.04 | | Анализ контрольного диктанта |
170 | 16.04 | | Изложение |
171, 172 | 17.04 18.04 | | Какие слова называются местоимениями |
173 | 18.04 | | На какие разряды делятся местоимения по значению |
174 | 19.04 | | Личные местоимения |
175 | 20.04 | | Морфологический разбор местоимения |
176 | 23.04 | | Возвратное местоимение себя |
177 | 24.04 | | Притяжательные местоимения |
178 | 25.04 | | Указательные местоимения |
179 180 | 25.04 26.04 | | Соединение в тексте разных типовых фрагментов |
181 182 | 27.04 28.04 | | Определительные местоимения |
183 | 03.05 | | Вопросительно-относительные местоимения |
184 | 04.05 | | Отрицательные местоимения |
185 | 07.05 | | Неопределенные местоимения |
186 | 08.05 | | Правописание местоимений |
187 | 10.05 | | Употребление местоимений в речи Произношение местоимений |
188, 189 | 11.05 14.05 | | Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации |
190 | 15.05 | | Контрольный диктант по теме « Местоимение» |
191 | 16.05 | | Анализ контрольного диктанта |
192 | 16.05 | | Зашита исследовательских проектов |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8 ч) |
193 194 195 196 | 17.05 18.05 21.05 22.05 | | Проверьте свою подготовку по орфографии Проверьте свою подготовку пунктуации |
|
|
197 | 23.05 | | Итоговый контрольный диктант. |
198 | 23.05 | | Анализ контрольного диктанта |
199 | 24.05 | | Зашита исследовательских проектов |
200 | 25.05 | | Соединение в тексте разных типовых фрагментов |
17