СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (204 часа)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа будет помощью тем учителям,кто работает по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс (204 часа)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена учащимся 6 класса МБОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы к учебно-методическому комплекту под редакцией В. В. Бабайцевой.

Учебный комплект включает:

1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

2010 г.

2. Пименова С. Н. Русский язык. Практика.6 класс. – М.: Дрофа. 2010.

3. Никитина Е. Н. Русская речь. 6класс. – М.: Дрофа. 2010.

4. Программа по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой.

5. Справочники, словари по русскому языку.

Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часа,

из них на развитие речи - 40 часов.

Количество часов в неделю – 6.


УМК

Примерная программа

Кол-во ч.

Авторская программа

Кол-во ч.

Рабочая программа

Кол-во ч.




1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

2010 г.

2. Пименова С. Н. Русский язык. Практика.6 класс. – М.: Дрофа. 2010.

3. Никитина Е. Н. Русская речь. 6класс. – М.: Дрофа. 2010.



204


204


204

Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении)


Сопоставление мною примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе непол­но представлены следующие разделы:


Раздел науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в авторскую программу:

Морфология




Речевое общение






Культура речи


Глаголы переходные и непереходные. Вопрос о числительных в системе частей речи.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе час­тей речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи.


Разновидности речевого общения.

Сферы речевого общения.

Ситуация речевого общения и её основные компоненты.

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения.


Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуа­цией и условиями речевого общения.



Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ

  • Закон РФ "Об образовании"

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011- 2012 учебный год»

  • Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2010

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).


Формы организации образовательного процесса

  • урок-консультация

  • урок-практическая работа

  • уроки-«Погружения»

  • уроки-деловые игры

  • уроки-соревнования

  • компьютерные уроки

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки взаимообучения учащихся

  • уроки творчества

  • уроки-конкурсы

  • уроки-общения

  • уроки-игры

  • уроки-диалоги

  • уроки-конференции

  • уроки-семинары

  • интегрированные уроки

  • межпредметные уроки

  • уроки-экскурсии


Технологии, используемые в образовательном процессе


  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

В результате изучения русского языка ученик должен


знать/понимать

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

6 класс

Введение

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Грамматика

Морфология

Части речи самостоятельные и служебные

Самостоятельные части речи

Глагол

Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.

/Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

/Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.

/Правописание –ться и –тся в глаголах.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.

/Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.

Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.

/Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..

/Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.

Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.

/Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.

Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

/Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

/Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

/Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;

соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;

различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;

употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);

употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;

правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;

соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;

строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.

Имя прилагательное

Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.

Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.

Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.

/Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

/Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

/Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.

/Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.

Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.

/Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

/Правописание суффиксов –к- и –ск-.

/Правописание не с прилагательными.

/Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;

анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

употреблять относительные прилагательные в значении качественных;

различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;

характеризовать предмет с помощью прилагательных;

правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

Имя числительное

Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль числительных в речи.

Имена числительные простые, сложные и составные.

/Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

/Правописание удвоенной согласной в числительных.

/Правописание ь в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

/Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

Дробные числительные, их значение и изменение.

/Правописание падежных окончаний имен числительных.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;

правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);

употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).

Наречие

Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль наречий в речи.

Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

/Правописание не с наречиями.

/Правописание суффиксов о – е после шипящих.

/Правописание н и нн в наречиях на о.

/Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

/Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

/Ь на конце наречий после шипящих.

/Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

Слова состояния. Их значение и употребление.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к наречию;

различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;

отличать слова состояния от наречий;

различать синонимичные и антонимичные значения наречий;

употреблять наречия со значением оценки;

использовать наречия как средство организации текста.

Местоимение

Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.

/Правописание местоимений с предлогами.

/Прописная буква в формах вежливости.

Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

/Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.

Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.

/Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.

/Правописание не- в неопределённых местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

/Правописание не и не в отрицательных местоимениях.

Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

/Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;

правильно образовывать формы местоимений;

использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;

использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;

пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).

Повторение

Развитие речи

Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Характеристика официально-делового стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ.

Описание природы, помещения, одежды, костюма.

Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Умения:

анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;

вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;

анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);

излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;

излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);

создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;

создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;

строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6 класс

часы

Наименование разделов

план

дата

1.

1

Введение. Общие сведения о языке



2.

5

Повторение изученного в 5 классе



3.

2

Вводный курс. Морфология. Части речи



4.

56

Основной курс. Глагол



5.

42

Имя прилагательное



6.

19

Имя числительное



7.

28

Наречие



8.

28

Местоимение



9.

23

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса



ИТОГО: 204 часа

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Контрольные работы

Работы по развитию

речи

Вид самостоятельной работы учащихся

Дата

1

Вводный урок. Знакомство с учебником. Тетради по русскому языку.

1




Повторение




2,3,4

Повторим орфографию, морфемику. Понятие о норме.

3


Составить таблицу «Орфо­граммы-буквы в корне слова»


5,6

Повторим имя существительное

2


Устное сообще­ние: «Слитное и раздельное напи­сание НЕ с суще­ствительными».


7

Повторим синтаксис и пунктуацию

1




8

Контрольная работа

1

Контрольная работа



9-10

Р/р Признаки текста

2

Р/р



Грамматика и морфология




11

Самостоятельные и служебные части речи. Грамматика. Морфология.

1


Заполнить таблицу «Самостоятель­ные и служебные части речи»


12

Слово и его формы..

1




13

Р/р Темы широкие и узкие

1

Р/р

Создание устного сочинения на узкую или широкую тему текста


14

Анализ письменных работ

1




Глагол




15

Глагол. Понятие о глаголе.

1




16,17

Морфологические признаки глагола..





18

Синтаксическая роль глагола. Правописание не с глаголами.

1




19-20

Р/р Простой и сложный план.

2

Р/р



21-22

Инфинитив.

2


Устное высказыва­ние на тему «Чем отличается инфини­тив от других форм глагола?»


23

Возвратные глаголы.

1




24-25

Правописание –тся и ться в глаголах.

2




26

Р/р Изложение, близкое к тексту.

1

Р/р



27

Виды глагола.

1




28

Образование видов глагола.

1




29-30

Образование видов глаголов.

2




31

Наклонение глаголов. Изъявительное

наклонение.

1




32-33

Р/р Сравнение. Метафора. Эпитет.

2

Р/р



34

Времена глагола.

1




35

Прошедшее время.

1




36

Прошедшее время.

1




37-38

Самостоятельная работа.

2


Рассказать о глаго­ле по плану: значе­ние, образование, изменение


39

Настоящее и будущее время.

1




40

Настоящее и будущее время.

1


Написать рассказ по данному началу, употребить в нем глаголы будущего времени


41

Р/р Что такое эпиграф?

1

Р/р



42

Р/р Выборочное изложение.

1

Р/р



43-44

Лицо и число глагола.

2




45

Спряжение глаголов.

1




46

Спряжение глаголов.

1


Заполнить таблицу «Личные окончания глаго­лов» своими при­мерами


47

Спряжение глаголов.

1




48-49

Р/р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

2

Р/р



50

Спряжение глаголов.

1




51-52

Диктант и его анализ

2

Контрольная работа и её анализ.



53-54

Разноспрягаемые глаголы.

2




55-56

Официально-деловой стиль.

2




57

Р/р Рассказ.

1

Р/р



58

Условное наклонение.

1




59

Условное наклонение.

1




60

Повелительное наклонение.

1




61

Повелительное наклонение.

1




62

Повелительное наклонение.

1




63

Безличные глаголы.

1




64

Безличные глаголы.

1




65

Р/р Рассказ.

1

Р/р



66

Безличные глаголы.

1




67

Резервный урок

1




68

Словообразование глаголов.

1




69

Правописание суффиксов глаголов.

1




70

Правописание суффиксов глаголов.

1




71

Р\р Рассказ.

1

Р/р



72-73

Повторение в разделе «Глагол»

2




74-75

Повторим пунктуацию

2




76-77

Диктант и его анализ.

2

Контрольная работа и её анализ.



Прилагательное




78

Понятие о прилагательном.

1




79-80

Понятие о прилагательном.

2




81

Разряды прилагательных по значению.

1




82

Разряды прилагательных по значению.

1




83

Р/р Описание природы.

1

Р/р



84

Полные и краткие прилагательные

1




85-86

Склонение полных прилагательных.

2




87

Склонение полных прилагательных.

1




88-89

Притяжательные прилагательные

с суффиксом –ий.

2




90

Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-(-ын-), -ов-(-ев-).

1




91-92

Степени сравнения прилагательных.

2




93

Степени сравнения прилагательных.

1




94-95

Контрольная работа и её анализ

2

Контрольная работа и её анализ.



96

Р/р Описание природы. Зима.

1

Р/р



97

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.

1




98

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.

1




99-100


Правописание н (нн) в суффиксах прилагательных

2




101

Образование прилагательных с помощью

Суффиксов –ск,-к

1




102

Словообразование прилагательных с помощью приставок.

1




103-104

Р\р Описание помещения.

2

Р/р



105

Резервный урок

1




106

Словообразование прилагательных с помощью приставок.

1




107-108

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ.

2




109

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ.

1




110-111

Повторим изученное в разделе «Имя прилагательное»

2




112

Повторим пунктуацию.

1




113-114

Контрольная работа и её анализ.

2

Контрольная работа и её анализ.



115

Р/р Описание одежды, костюма.

1

Р/р



Числительное




116

Понятие о числительном.

1




117

Простые, сложные и составные

числительные.

1




118-119

Простые, сложные и составные числительные.

2




120-121

Р/р Рассказ на основе картины, включающей описание.

2

Р/р



122

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

1




123-124


Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

2




125

Собирательные числительные.

1




126

Собирательные числительные.

1




127

Порядковые числительные.

1




128-129

Порядковые числительные

2




130-131

Дробные числительные.

2




132-133

Р/р Описание книги.

2

Р/р



134-135

Повторение изученного в разделе «Имя числительное»

2




136

Контрольная работа.

1

Контрольная работа и её анализ.



137

Анализ контрольной работы.

1




138

Повторение

1




Наречие




139

Понятие о наречии.

1




140-141

Понятие о наречии.

2




142-143

Р/р Рассуждение в разных стилях речи.

2

Р/р



144-146

Степени сравнения наречий.

2




147

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.

1




148

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.

1




149-150

Буквы о и е после шипящих на конце

наречий. Буквы н и нн в наречиях на –о(е)

2




151-152

Буквы о и а на конце наречий

С приставками из, до, с, в, на ,за

2




153-154

Дефис между частями слова в наречиях.

2




155-156

Р/р Рассуждение в разных стилях речи.

2

Р/р



157

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

1




158

Повторение

1




159-160

Контрольная работа и её анализ.

2

Контрольная работа и её анализ.



161-162

Резервные уроки

2




163

Буква ь после шипящих на конце наречий

1




164

Слова состояния.

1




165

Слова состояния.

1




166

Повторение в разделе «Наречие».

1




167

Повторение в разделе «Наречие»

1




168

Повторим пунктуацию.

1




169-170

Контрольная работа и её анализ.

2

Контрольная работа и её анализ.



171

Резервный урок

1




Местоимение




172-173

Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи.

2




174-175

Личные местоимения.

2




176-177

Притяжательные местоимения

2




178

Возвратные местоимения.

1




179

Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

1

Р/р



180

Вопросительные местоимения.

1




181-182

Относительные местоимения.

2




183-184

Неопределённые местоимения.

2




185-186

Отрицательные местоимения.

2




187

Определительные местоимения

1




188

Указательные местоимения.

1




189-190

Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

2

Р/р



191-192

Повторим изученное в разделе «Местоимение»

2




193-194

Повторим пунктуацию.

2




195-196

Контрольная работа и её анализ.

2

Контрольная работа и её анализ.



197-198

Повторим морфологию, орфографию, пунктуацию

2




199-200

Повторим основные сведения по культуре речи.

2




201-202

Контрольная работа и её анализ.

2

Контрольная работа и её анализ.



203-204

Резервные уроки

2





Требования к уровню подготовки обучающихся

по русскому языку за 6 класс


І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

– выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;

– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци­ей С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2010

  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2010

  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010

  4. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004

  5. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

  6. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

  7. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004

  8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005

  9. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001

  10. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005

  11. Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2004

  12. Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы - М.: Дрофа, 2005

  13. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2008

  2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2008

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2008

  4. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006

  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005

  6. Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006

  7. Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005

  8. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005

  9. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994

  10. Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2006


Формы контроля (текущего и итогового):

  • диктанты (словарный, объяснительный, предупреди­тельный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями);

  • тест;

  • ком­плексный анализ текста;

  • сочинение по плану, по опорным словам;

  • устное сообщение на лин­гвистическую тему.


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!