СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 1 класс.»

РУССКИЙ ЯЗЫК

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);

Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

Учебного плана образовательного учреждения.


Целью данной программы является:

- приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку.


С учётом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;

- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;

- при письме опираться на звукобуквенный анализ;

- повысить уровень общего речевого развития;

- формировать нравственные качества.


В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья чётко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по письму и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 1997г., 2002г., 2007г..

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включён учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

На каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.


Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с учебным планом ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.


Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.


Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;

  • привить интерес к обучению;

  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках русского языка в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трёх слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.


Букварный период.

Задачи букварного периода:

  • формировать звукобуквенный анализ и синтез;

  • заложить основы овладения письмом.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчётливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

При обучении русскому языку дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Для проведения занятий по русскому языку в 1 классе коррекционной образовательной школы используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.


III СОДЕРЖАНИЕ

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД


1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.

6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.).

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.


БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД


Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трёх-четырёх слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.


Повторение пройденного за год.


Требования к результатам освоения учебного предмета «Русский язык» в 1 классе


Личностные учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-читать;

-писать;

-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценивания:

0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.



IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности).

Количество часов.

I. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

1.

Знакомство с разлиновкой тетради.

Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь.

1

2.

Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника.

1

3.

Рисование предметов геометрической формы.

1

4.


Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1


5.





Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам ( по образцу).





1





6.

Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание.

1

7.

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1

8.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1

9.

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1

10.

Письмо изученных графических элементов букв.

1



II. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

11.

Строчная буква а.

1

12.

Строчная буква у.

Письмо слогов: ау, уа.

1

13.

Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам.

1





14.





Заглавная буква М.





1

15.

Заглавная буква А.

1

16.

Заглавная буква У.слоги: му, ум, слово ма-ма.

1

17.

Строчная и заглавная буква о, О.

1

18.


Письмо слов с изученными буквами.

1

19.


Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус.

1

20.

Запись предложений: Ма-ма са-ма.

Ма-ма, ма-ма, О-са!

1

21.

Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо.

1

22.

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

23.

Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша.

1

24.

Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу.

1

25.

Письмо строчной буквы л и слогов с ней.


1

26.

Заглавная буква Л.Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла.

1


27.

Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1

28.

Строчная буква н. написание слогов и слов с этой буквой.

1

29.

Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша.

2

30.

Письмо под диктовку изученных букв и слогов.

1

31.

Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой.

2

32.


Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений.

2

33.

Списывание с печатного текста.

1

34.

Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

3

35.

Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой.

1

36.

Письмо заглавной буквы П.Письмо слогов и предложений с этой буквой.

2

37.

Упражнения в письме.

1

38.

Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой.

1

39.

Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой.

3

40.

Письмо строчной и заглавной буквы и, И.

Упражнение в письме.

1


41.

Письмо предложений.

1

42.

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

2

43.

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1

44.

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1

45.

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

2

46.


Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.


1

47.

Упражнение в письме.

1

48.

Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1

49.

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1

50.

Письмо предложений под диктовку.

1

51.

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

1

52.

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

2

53.

Письмо слов под диктовку.

1

54.

Контрольное списывание. Работа с текстом.

1

55.

Работа над ошибками.

1

56.

Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

1


57.


Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

2

58.

Упражнение в письме.

1

59.

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

1

60.

Упражнение в письме. Работа с текстом.

1

61.

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

2

62.

Буква ь.

2

63.


Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь.

1


64.

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е.

2

65.

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

1

66.

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

2

67.

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.

2

68.

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

2

69.

Диктант.

1

70.

Работа над ошибками.


1

71.

Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц.

Письмо слогов и слов с этой буквой.

1


72.


Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

1

73.

Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка».

2

74.

Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

1

75.

Запись текста «Овощи» из Букваря.

1

76.


Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.

2


77.

Повторение изученного материала.

1

78.

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

1

79.

Буква ъ.

Разделительный ъ (твёрдый знак).

1

80.

Письмо текстов из Букваря «Наша семья»,

«Кошка», «Светофор».

2

81.

Повторение изученного материала.


1




























V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

писать строчные и прописные буква;

списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.




VI. Дополнительная литература:

1. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

2. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. – М.: Просвещение,2006.

3. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006г.

4. Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.

5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.

6. Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. – М.: ООО «ЭКСМО», 2007.

7. Родионова Н.Н. Большая книга знаний для маленьких. Литературно-художественное издание ООО «Дрофа-Плюс», 2006.

8. Сухин И.Г. Занимательный материал: Начальная школа.- М.: ВАКО, 2005.-224 с.

9. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997. – 171 с.










План.




  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Содержание.

  4. Учебно-тематический план.

  5. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  6. Литература.

  7. Календарно-тематический план.














VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(102 часа)

п/п


Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов




Тип урока

(форма и вид деятельности учащихся, форма занятий)


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки учащихся

(результат)


Вид

контроля.

Измерители.


I. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.


1.

Знакомство с разлиновкой тетради.

Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь.

1



Вводный урок.

Подготовка к овла-дению первоначальными навыками письма.

Знать названия овощей, геометрических фигур.

Уметь обводить фигуры, рисунки.

Фронтальный.

Индивидуальный.


2.

Обводка, штриховка,

закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треуголь-ника, прямоугольника.

1



Урок рефлексии.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа по штриховке.


3.

Рисование предметов геометрической формы.

1



Урок рефлексии.



Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овла-дению зрительным образом букв, а также их начертанием.



Уметь находить различия в написании геометрических фигур.




Текущий. Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа в тетради.





4.







Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.



1








Урок рефлексии.






Уметь обводить коль-ца и штриховать их; сравнивать формы; дорисовывать недос-тающие линии, изоб-ражения предметов.



5.

Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам

( по образцу).





1






Урок рефлексии.

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.




Знать геометрические фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам.

Владеть орнаментальным рисованием в тетради.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа в тетради.







6.

Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание.

1



Урок закрепление.

Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа.



7.

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1



Урок изучения нового материала.

Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв.

Уметь правильно держать карандаш, ручку; правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать тетрадь на столе.

Индивидуальный: графическая работа..







8.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1



Урок изучения нового материала.

Восприятие и воспроизведение простейших комби-наций из прямых линий и закруглений.

Уметь писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно.



Индивидуальный:

Графическая работа.



9.



Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.



1





Урок изучения нового материала.



Переключение ли-ний с одного нап-равления на другое.



Уметь писать основные элементы букв.



Индивидуальный: графическая работа.




10.

Письмо изученных графических элемен-тов букв.



1



Урок закрепления.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.



Знать все знакомые элементы букв.

Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа.




II. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.


11.

Строчная буква а.

1



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение рукопис-ного начертания буквы а.

Уметь писать букву а,


Текущий: графическая работа.


12.

Строчная буква у.

Письмо слогов: ау, уа.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Написание буквы у; слогов; определение в них букв и их соединений.

Уметь писать букву у, безотрывно писать слоги.

Фронтальный: списывание сло-гов с печатного образца.


13.

Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам.

1



Урок изучения нового материала.


Усвоение рукописного начертания буквы м.

Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно.

Фронтальный: написание изучен-ных букв и слогов.


14.

Заглавная буква М.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начер-тания буквы М.

Уметь выполнять графический анализ заглавной буквы.

Текущий: графическая работа.


15.

Заглавная буква А.

1



Урок изучения нового материала.

Написание буквы А, слогов с ней.

Уметь писать букву, слоги с ней.

Текущий: графическая работа.


16.

Заглавная буква У.слоги: му, ум, слово ма-ма.

1



Урок изучения нового материала.

Развитие зритель-ного восприятия и пространственной ориентировки.

Уметь соединять, прописывать буквы, слово.

Текущий: развитие мелкой моторики.


17.

Строчная и заглавная буква о, О.

1



Урок изучения нового материала.

Уметь писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение).

Текущий:

графическая

работа.


18.


Письмо слов с изученными буквами.

1



Урок закрепления.

Рукописное написа-ние букв.

Уметь соединять, за-писывать буквы.

Текущий: графи-ческая работа.


19.




Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение рукопис-ного начертания буквы с, С и слогов с ней.

Уметь писать буквы с, С, слоги с этой буквой

Текущий: списывание слов с печатного образца.


20.

Запись предложений: Ма-ма са-ма.

Ма-ма, ма-ма, О-са!

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Знакомство с предложением. Зна-ки препинания в предложении.

Знать признаки и правила записи пред-ложений. Уметь

писать заглавные и строчные буквы.

Фронтальный: звуко-буквенный анализ; списыва-ние с письменного образца.


21.

Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо.

1



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление про-писной и заглавной буквы. Выполнять звуко-буквенный анализ.

Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой.


Текущий: запись слогов и слов под диктовку.


22.

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1



Урок закрепления.

Усвоение рукопис-ного начертания изученных строчных и прописных букв, соединение их в слоги, слова.

Уметь писать строчные и прописные буквы, слоги, слова самостоятельно, под диктовку.

Фронтальный: самостоятельная запись слогов и слов.


23.

Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Усвоение рукописного начер-тания букв ш, Ш.

Уметь писать строчную и заглавную букву ш, Ш.

Текущий: запись слогов и слов под диктовку.


24.

Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Знать признаки предложения.

Уметь списывать предложения.


Фронтальный: запись под диктовку.


25.





Письмо строчной буквы л и слогов с ней




1





Урок изучения нового материала.



Усвоение рукописного начертания буквы л.



Уметь писать строчную букву л, слоги и слова с этой буквой.


Текущий: графическая работа.




26.




Заглавная буква Л.Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла.


1




Урок изучения нового материала.

Рефлексия.


Отработка навыков списывания с рукописного текста. Употребление заг-лавной буквы в на-чале предложения и в именах собственных.

Уметь писать строчную и заглавную букву лЛ,

Записывать предложения




Текущий: контроль записи

слов, постановки

ударения.






27.

Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы ы.

Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой.

Текущий: звуко-

буквенный анализ.



28.

Строчная буква н. написание слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучений нового материала.

Усвоение написания строчной буквы н.

Уметь писать букву н, слова и слоги с этой буквой.

Текущий: звуко-

буквенный анализ.


29.

Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша.

2



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Усвоение написания заглавной буквы Н, слогов и слов с этой буквой.

Знать правила написания предложения.

Уметь писать букву Н.

Текущий: звуко-

буквенный анализ.


30.

Письмо под диктовку изученных букв и слогов.


1



Урок закрепления.

Закрепление руко-писного начертания изученных букв.

Уметь писать буквы, слоги под диктовку после предваритель-ного звуко-буквен-ного анализа.

Фронтальный:

самостоятельная

запись

предложений.


31.

Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой.

2



Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы р.

Уметь писать букву р, слоги и слов с этой буквой.

Текущий:

буквенный

диктант.


32.




Заглавная буква Р. Письмо слов и пред-ложений.

2



Урок изучения нового

материала.

Усвоение написания заглавной буквы Р.

Уметь писать заглавную букву Р. Знать правило напи-сания предложений.

Текущий:

контроль записи

слов.


33.





Списывание с печатного текста.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Отработка навыков списывания с печатного образца.

Уметь сравнивать пе-чатную букву с пись-менной; соединять буквы между собой; анализировать.

Текущий: списывание с

печатного образца.


34.

Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

3



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение рукопис-ного начертания буквы к, К. Списы-вание с букваря (рукописный шрифт) слов, пред-ложений.

Уметь писать строчную и заглавную букву к, К.

Употреблять пробелы между словами.

Текущий: запись

слогов и слов под диктовку.


35.

Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового

материала. Рефлексия.

Сходство печатной и письменной буквы.

Усвоение рукопис-ного начертания буквы п.

Уметь писать букву п, слоги и слова с этой буквой.

Текущий: буквенный

диктант.


36.

Письмо заглавной буквы П.Письмо слогов и предложений с этой буквой.

2



Урок изучений нового материала. Рефлексия.

Отработка навыка употребления про-писной буквы в на-чале предложения, в именах.

Уметь писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения.

Текущий: письмо под диктовку.


37.

Упражнения в письме.

1



Урок закрепления.

Отработка навыка безошибочного списывания текста.

Уметь самостоятель-но списывать с печат-ного образца.

Фронтальный:

самостоятельное письмо.


38.

Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы т.

Уметь писать букву т, анализировать и записывать слова.

Текущий: списывание текста

с печатного образца с проговариванием.


39.

Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой.

3



Урок изучения нового мате-риала.

Отработка навыков списывания с печатного образца.

Уметь составлять слова, писать с проговариванием.


40.



Письмо строчной и заглавной буквы и, И.

Упражнение в письме.


1



Урок изучения нового

материала. Рефлексия.

Отработка навыка употребления

прописной буквы.


Уметь писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; списывать с печатно-го образца и писать под диктовку слова и небольшие предложе-ния ,

Текущий. Списывание текста.




41.

Письмо предложений.

1



Урок закрепления.

Усвоение написания строчных и заглав-ных букв, слов, предложений.

используя пра-вильной начертания букв, соединения.

Текущий: списывание текста.



42.

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

2



Урок изучения новых знаний.

Рефлексия.

Уметь сравнивать печатную и письмен-ную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие.

Текущий: зрительно-слуховой диктант.

43.

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1



Урок закрепления.

Списывание с печатного текста. Употребление про-бела между словами.

Уметь писать заглав-ные и строчные бук-вы, записывать заго-ловок.

Фронтальный: выборочное списывание.

44.

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Совершенствование навыка употребле-ния строчной буквы в.

Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой.

Текущий: звуко-буквенный анализ.


45.

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

2



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания заглавной буквы В.

Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы.

Уметь самостоятель-но списывать с печат-ного образца.


Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием.


46.




Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.


1




Урок изучений нового материала.


Усвоение написа-ния буквы ж, Ж.



Уметь писать буквы по точкам и образцу.



Текущий.





47.

Упражнение в письме.

1



Урок закрепления.

Обучение выборочному списыванию.

Уметь отличать пред-ложение от текста.

Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием.


48.

Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы б.

Уметь правильно пи-сать букву и соеди-нять её в слоги, слова.


49.

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания

Буквы Б.

Списывание текста с печатного образца с проговариванием.

Знать признаки текста.

Уметь писать букву Б.


Текущий: выборочное списывание.


50.

Письмо предложений под диктовку.

1



Комбириро--ванный урок.

Составление, чтение и запись слов, предложений с изученными буквами с проговариванием.

Знать все изученные буквы.

Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами.

Фронтальный: письмо с проговариванием.


51.

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы г.

Уметь правильно пи-сать букву и соеди-нять её в слоги, слова.

Текущий: зрительно-слуховой диктант.


52.

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

2



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление заг-лавной буквы в на-чале предложения и в именах.

Уметь списывать с печатного образца.

Знать признаки текста.



53.

Письмо слов под диктовку.

1



Урок закрепление.

Словарная работа.


Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ.

Знать написание изу-ченных букв, списы-вать безошибочно.

Фронтальный: диктант.


54.

Контрольное списывание. Работа с текстом.

1



Урок проверки знаний, уме-ний, навыков.

Отработка навыка безошибочного списывания.

Фронтальный: списывание.


55.



Работа над ошибками.



1



Урок закрепления.


Исправление ошибок.


Уметь находить и ис-правлять ошибки.


Текущий. Индивидуальный.



56.



Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Развитие умения употреблять строчную букву.

Уметь писать, срав-нивать, анализировать строчную букву д.

Текущий: звуко-буквенный анализ.



57.



Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

2



Урок изучения нового материала. Рефлексия.



Различение соглас-ных звонких и глухих.


Отличие письмен-ной речи от устной.

Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать

заглавную букву, сравнивать ее с дру-гими, анализировать, записывать слова и предложения.

Текущий: списывание с письменного образца.


58.

Упражнение в письме.

1



Урок-повторение.

Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород.

Текущий:

диктант букв,

слов и

предложений.


59.

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы й, Й.

Уметь писать букву, правильно произносить её.


Текущий: графическая работа.


60.

Упражнение в письме. Работа с текстом.



1



Рефлексия.

Различение предло-жения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста.




Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятель-но), придумывать и записывать имена.



Текущий: самостоятельная работа.


61.

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

2



Урок-закрепление.


62.




Буква ь.




2




Урок изучения нового материала.


Употребление ь для обозначения мяг-кости согласных.


Уметь списывать слова с печатного текста.


Текущий: звуко-буквенный анализ.





63.




Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь.


1



Обобщающий урок.




Употребление печатных и письменных букв.



Знать все изученные буквы; уметь запи-сывать слова и пред-ложения с печатного образца.

Индивидуальный: самостоятельная работа.



64.

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е.

2



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания буквы е, Е.

Выполнять звуко-буквенный анализ.

Уметь правильно соединять буквы.

Текущий: индии-видуальный: под-черкивание безу-

дарных гласных.


65.

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

1



Урок изучения нового мате-риала.

Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с е, Е.

Уметь выполнять звуко-буквенный анализ.

Текущий: словар-ные слова.


66.

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

2



Рефлексия.



Отработка навыков списывания с печатного текста.

Уметь списывать текст с комментированием.

Текущий: списы-вание с печатного

образца.


67.

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.



2



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания буквы я, Я.

Умение обозначать мягкость согласных на письме.

Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами.

Индивидуальный: звукобуквенный анализ.


68.

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

2



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами.



Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами.

Составлять слова из слогов; списывать с печатного текста.

Текущий: диктант

изученных букв, слогов и слов.


69.

Диктант.

1



Урок проверки знаний, умений и навыков.

Усвоение навыка самостоятельного написания текста.

Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием.

Фронтальный: запись под диктовку.


70.




Работа над ошибками.




1




Урок повторения. Рефлексия.


Закрепление навыка правильного письма под диктовку.


Уметь составлять предложения, подчер-кивать опасные места.


Индивидуальный:

анализ ошибок.




71.

Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц.

Письмо слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Усвоение написания буквы.

Звукобуквенный анализ.

Уметь писать строч-ную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами

Текущий: списывание слогов, анализ.


72.



Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

1



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Правописание бук-восочетаний ча, чу.

Различение слов, отвечающих на во-

просы Кто? Что? Правописание чк, чн.

Уметь писать строч-ную и заглавную букву ч, Ч, буквосо-четания ча, чу, чк, чн..

Текущий: словарная работа.


73.

Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка».

2



Урок-повторение.

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препи-ния в предложении.

Фронтальный: игра со словами.


74.




Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

1



Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.



Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.

Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением.

Текущий: списывание текста.



75.

Запись текста «Овощи» из Букваря.

1



Урок-закрепление.

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Фронтальный: запись под диктовку.


76.









Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.






2









Урок изучения нового материала.

Рефлексия.




Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собствен-ных. Различать сог-

ласные звонкие и глухие, твердые, мягкие.

Уметь находить пары

[ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками





Текущий: словарная работа.







77.

Повторение изученного материала.

1



Урок-закрепление.

Запись текста с печатного образца.



Уметь составлять предложения, подчер-кивать опасные места и объяснять их написание.

Текущий: зрительно-слуховой диктант.



78.

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

1




Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой.

Гласные звуки и буквы, их характеристика.

Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх).

Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы.


Текущий: словарная работа.

79.

Буква ъ.

Разделительный ъ (твердый знак).

1



Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление разделительных ь, ъ.

Наблюдение за ролью ъ, его рабо-той.

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ.

80.

Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор».

2



Урок закрепления пройденного материала.

Отработка навыков списывания с печатного образца.

Уметь писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы.

Фронтальный: списывание текста.

81.

Повторение изученного материала.


1



Урок проверки знаний, умений и навыков.

Чтение и понимание учебного текста. Запись букв, слов, предложений с печатного образца.

Уметь работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов.

Итоговый контроль. Фронтальный.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!