РУССКИЙ ЯЗЫК
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);
Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
Учебного плана образовательного учреждения.
Целью данной программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку.
С учётом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;
- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;
- при письме опираться на звукобуквенный анализ;
- повысить уровень общего речевого развития;
- формировать нравственные качества.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья чётко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по письму и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 1997г., 2002г., 2007г..
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включён учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
На каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с учебным планом ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках русского языка в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трёх слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период.
Задачи букварного периода:
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчётливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении русскому языку дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Для проведения занятий по русскому языку в 1 классе коррекционной образовательной школы используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
III СОДЕРЖАНИЕ
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.).
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трёх-четырёх слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Повторение пройденного за год.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Русский язык» в 1 классе
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценивания:
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности). | Количество часов. |
I. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. |
1. | Знакомство с разлиновкой тетради. Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь. | 1 |
2. | Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника. | 1 |
3. | Рисование предметов геометрической формы. | 1 |
4. | Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов. | 1 |
5. | Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам ( по образцу). | 1 |
6. | Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание. | 1 |
7. | Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии. | 1 |
8. | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу. | 1 |
9. | Письмо наклонных с петлей внизу и вверху. | 1 |
10. | Письмо изученных графических элементов букв. | 1 |
II. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. |
11. | Строчная буква а. | 1 |
12. | Строчная буква у. Письмо слогов: ау, уа. | 1 |
13. | Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам. | 1 |
14. | Заглавная буква М. | 1 |
15. | Заглавная буква А. | 1 |
16. | Заглавная буква У.слоги: му, ум, слово ма-ма. | 1 |
17. | Строчная и заглавная буква о, О. | 1 |
18. | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
19. | Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус. | 1 |
20. | Запись предложений: Ма-ма са-ма. Ма-ма, ма-ма, О-са! | 1 |
21. | Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо. | 1 |
22. | Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
23. | Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша. | 1 |
24. | Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу. | 1 |
25. | Письмо строчной буквы л и слогов с ней. | 1 |
26. | Заглавная буква Л.Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла. | 1 |
27. | Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой. | 1 |
28. | Строчная буква н. написание слогов и слов с этой буквой. | 1 |
29. | Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша. | 2 |
30. | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. | 1 |
31. | Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой. | 2 |
32. | Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений. | 2 |
33. | Списывание с печатного текста. | 1 |
34. | Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой. | 3 |
35. | Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой. | 1 |
36. | Письмо заглавной буквы П.Письмо слогов и предложений с этой буквой. | 2 |
37. | Упражнения в письме. | 1 |
38. | Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой. | 1 |
39. | Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой. | 3 |
40. | Письмо строчной и заглавной буквы и, И. Упражнение в письме. | 1 |
41. | Письмо предложений. | 1 |
42. | Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой. Письмо заглавной буквы З. | 2 |
43. | Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
44. | Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой. | 1 |
45. | Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара». | 2 |
46. | Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж. | 1 |
47. | Упражнение в письме. | 1 |
48. | Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой. | 1 |
49. | Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание. | 1 |
50. | Письмо предложений под диктовку. | 1 |
51. | Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой. | 1 |
52. | Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой. | 2 |
53. | Письмо слов под диктовку. | 1 |
54. | Контрольное списывание. Работа с текстом. | 1 |
55. | Работа над ошибками. | 1 |
56. | Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой. | 1 |
57. | Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик». | 2 |
58. | Упражнение в письме. | 1 |
59. | Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой. | 1 |
60. | Упражнение в письме. Работа с текстом. | 1 |
61. | Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай». | 2 |
62. | Буква ь. | 2 |
63. | Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь. | 1 |
64. | Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. | 2 |
65. | Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. | 1 |
66. | Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт». | 2 |
67. | Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. | 2 |
68. | Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой. | 2 |
69. | Диктант. | 1 |
70. | Работа над ошибками. | 1 |
71. | Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой. | 1 |
72. | Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой. | 1 |
73. | Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка». | 2 |
74. | Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу. | 1 |
75. | Запись текста «Овощи» из Букваря. | 1 |
76. | Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой. | 2 |
77. | Повторение изученного материала. | 1 |
78. | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой. | 1 |
79. | Буква ъ. Разделительный ъ (твёрдый знак). | 1 |
80. | Письмо текстов из Букваря «Наша семья», «Кошка», «Светофор». | 2 |
81. | Повторение изученного материала. | 1 |
V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буква;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
VI. Дополнительная литература:
1. Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
2. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. – М.: Просвещение,2006.
3. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006г.
4. Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.
5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.
6. Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. – М.: ООО «ЭКСМО», 2007.
7. Родионова Н.Н. Большая книга знаний для маленьких. Литературно-художественное издание ООО «Дрофа-Плюс», 2006.
8. Сухин И.Г. Занимательный материал: Начальная школа.- М.: ВАКО, 2005.-224 с.
9. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997. – 171 с.
План.
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Содержание.
Учебно-тематический план.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Литература.
Календарно-тематический план.
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(102 часа)
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | | | Тип урока (форма и вид деятельности учащихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | |
I. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. | |
1. | Знакомство с разлиновкой тетради. Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь. | 1 | | | Вводный урок. | Подготовка к овла-дению первоначальными навыками письма. | Знать названия овощей, геометрических фигур. Уметь обводить фигуры, рисунки. | Фронтальный. Индивидуальный. | |
2. | Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треуголь-ника, прямоугольника. | 1 | | | Урок рефлексии. | Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа по штриховке. | |
3. | Рисование предметов геометрической формы. | 1 | | | Урок рефлексии. | Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овла-дению зрительным образом букв, а также их начертанием. | Уметь находить различия в написании геометрических фигур. | Текущий. Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа в тетради. | |
4. | Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов. | 1 | | | Урок рефлексии. | Уметь обводить коль-ца и штриховать их; сравнивать формы; дорисовывать недос-тающие линии, изоб-ражения предметов. | |
5. | Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам ( по образцу). | 1 | | | Урок рефлексии. | Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук. Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков. | Знать геометрические фигуры. Уметь ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам. Владеть орнаментальным рисованием в тетради. | Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа в тетради. | |
|
6. | Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание. | 1 | | | Урок закрепление. | Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа. | |
7. | Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв. | Уметь правильно держать карандаш, ручку; правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать тетрадь на столе. | Индивидуальный: графическая работа.. | |
8. | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Восприятие и воспроизведение простейших комби-наций из прямых линий и закруглений. | Уметь писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно. | Индивидуальный: Графическая работа. | |
9. | Письмо наклонных с петлей внизу и вверху. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Переключение ли-ний с одного нап-равления на другое. | Уметь писать основные элементы букв. | Индивидуальный: графическая работа. | |
10. | Письмо изученных графических элемен-тов букв. | 1 | | | Урок закрепления. | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. | Знать все знакомые элементы букв. Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их. | Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа. | |
II. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. | |
11. | Строчная буква а. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение рукопис-ного начертания буквы а. | Уметь писать букву а, | Текущий: графическая работа. | |
12. | Строчная буква у. Письмо слогов: ау, уа. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Написание буквы у; слогов; определение в них букв и их соединений. | Уметь писать букву у, безотрывно писать слоги. | Фронтальный: списывание сло-гов с печатного образца. | |
13. | Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы м. | Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно. | Фронтальный: написание изучен-ных букв и слогов. | |
14. | Заглавная буква М. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начер-тания буквы М. | Уметь выполнять графический анализ заглавной буквы. | Текущий: графическая работа. | |
15. | Заглавная буква А. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Написание буквы А, слогов с ней. | Уметь писать букву, слоги с ней. | Текущий: графическая работа. | |
16. | Заглавная буква У.слоги: му, ум, слово ма-ма. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Развитие зритель-ного восприятия и пространственной ориентировки. | Уметь соединять, прописывать буквы, слово. | Текущий: развитие мелкой моторики. | |
17. | Строчная и заглавная буква о, О. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Уметь писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение). | Текущий: графическая работа. | |
18. | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | | | Урок закрепления. | Рукописное написа-ние букв. | Уметь соединять, за-писывать буквы. | Текущий: графи-ческая работа. | |
19. | Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукопис-ного начертания буквы с, С и слогов с ней. | Уметь писать буквы с, С, слоги с этой буквой | Текущий: списывание слов с печатного образца. | |
20. | Запись предложений: Ма-ма са-ма. Ма-ма, ма-ма, О-са! | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с предложением. Зна-ки препинания в предложении. | Знать признаки и правила записи пред-ложений. Уметь писать заглавные и строчные буквы. | Фронтальный: звуко-буквенный анализ; списыва-ние с письменного образца. | |
21. | Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление про-писной и заглавной буквы. Выполнять звуко-буквенный анализ. | Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой. | Текущий: запись слогов и слов под диктовку. | |
22. | Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами. | 1 | | | Урок закрепления. | Усвоение рукопис-ного начертания изученных строчных и прописных букв, соединение их в слоги, слова. | Уметь писать строчные и прописные буквы, слоги, слова самостоятельно, под диктовку. | Фронтальный: самостоятельная запись слогов и слов. | |
23. | Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение рукописного начер-тания букв ш, Ш. | Уметь писать строчную и заглавную букву ш, Ш. | Текущий: запись слогов и слов под диктовку. | |
24. | Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Знать признаки предложения. Уметь списывать предложения. | Фронтальный: запись под диктовку. | |
25. | Письмо строчной буквы л и слогов с ней | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы л. | Уметь писать строчную букву л, слоги и слова с этой буквой. | Текущий: графическая работа. | |
26. | Заглавная буква Л.Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыков списывания с рукописного текста. Употребление заг-лавной буквы в на-чале предложения и в именах собственных. | Уметь писать строчную и заглавную букву лЛ, Записывать предложения | Текущий: контроль записи слов, постановки ударения. | |
27. | Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы ы. | Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой. | Текущий: звуко- буквенный анализ. | |
28. | Строчная буква н. написание слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучений нового материала. | Усвоение написания строчной буквы н. | Уметь писать букву н, слова и слоги с этой буквой. | Текущий: звуко- буквенный анализ. | |
29. | Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания заглавной буквы Н, слогов и слов с этой буквой. | Знать правила написания предложения. Уметь писать букву Н. | Текущий: звуко- буквенный анализ. | |
30. | Письмо под диктовку изученных букв и слогов. | 1 | | | Урок закрепления. | Закрепление руко-писного начертания изученных букв. | Уметь писать буквы, слоги под диктовку после предваритель-ного звуко-буквен-ного анализа. | Фронтальный: самостоятельная запись предложений. | |
31. | Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой. | 2 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы р. | Уметь писать букву р, слоги и слов с этой буквой. | Текущий: буквенный диктант. | |
32. | Заглавная буква Р. Письмо слов и пред-ложений. | 2 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания заглавной буквы Р. | Уметь писать заглавную букву Р. Знать правило напи-сания предложений. | Текущий: контроль записи слов. | |
33. | Списывание с печатного текста. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыков списывания с печатного образца. | Уметь сравнивать пе-чатную букву с пись-менной; соединять буквы между собой; анализировать. | Текущий: списывание с печатного образца. | |
34. | Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой. | 3 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение рукопис-ного начертания буквы к, К. Списы-вание с букваря (рукописный шрифт) слов, пред-ложений. | Уметь писать строчную и заглавную букву к, К. Употреблять пробелы между словами. | Текущий: запись слогов и слов под диктовку. | |
35. | Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Сходство печатной и письменной буквы. Усвоение рукопис-ного начертания буквы п. | Уметь писать букву п, слоги и слова с этой буквой. | Текущий: буквенный диктант. | |
36. | Письмо заглавной буквы П.Письмо слогов и предложений с этой буквой. | 2 | | | Урок изучений нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка употребления про-писной буквы в на-чале предложения, в именах. | Уметь писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения. | Текущий: письмо под диктовку. | |
37. | Упражнения в письме. | 1 | | | Урок закрепления. | Отработка навыка безошибочного списывания текста. | Уметь самостоятель-но списывать с печат-ного образца. | Фронтальный: самостоятельное письмо. | |
38. | Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания строчной буквы т. | Уметь писать букву т, анализировать и записывать слова. | Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием. | |
39. | Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой. | 3 | | | Урок изучения нового мате-риала. | Отработка навыков списывания с печатного образца. | Уметь составлять слова, писать с проговариванием. | |
40. | Письмо строчной и заглавной буквы и, И. Упражнение в письме. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка употребления прописной буквы. | Уметь писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; списывать с печатно-го образца и писать под диктовку слова и небольшие предложе-ния , | Текущий. Списывание текста. | |
41. | Письмо предложений. | 1 | | | Урок закрепления. | Усвоение написания строчных и заглав-ных букв, слов, предложений. | используя пра-вильной начертания букв, соединения. | Текущий: списывание текста. | | |
42. | Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой. Письмо заглавной буквы З. | 2 | | | Урок изучения новых знаний. Рефлексия. | Уметь сравнивать печатную и письмен-ную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие. | Текущий: зрительно-слуховой диктант. |
43. | Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | | Урок закрепления. | Списывание с печатного текста. Употребление про-бела между словами. | Уметь писать заглав-ные и строчные бук-вы, записывать заго-ловок. | Фронтальный: выборочное списывание. |
44. | Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Совершенствование навыка употребле-ния строчной буквы в. | Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой. | Текущий: звуко-буквенный анализ. | |
45. | Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара». | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания заглавной буквы В. Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы. | Уметь самостоятель-но списывать с печат-ного образца. | Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием. | |
46. | Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж. | 1 | | | Урок изучений нового материала. | Усвоение написа-ния буквы ж, Ж. | Уметь писать буквы по точкам и образцу. | Текущий. | |
47. | Упражнение в письме. | 1 | | | Урок закрепления. | Обучение выборочному списыванию. | Уметь отличать пред-ложение от текста. | Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием. | |
48. | Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы б. | Уметь правильно пи-сать букву и соеди-нять её в слоги, слова. | |
49. | Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания Буквы Б. Списывание текста с печатного образца с проговариванием. | Знать признаки текста. Уметь писать букву Б. | Текущий: выборочное списывание. | |
50. | Письмо предложений под диктовку. | 1 | | | Комбириро--ванный урок. | Составление, чтение и запись слов, предложений с изученными буквами с проговариванием. | Знать все изученные буквы. Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами. | Фронтальный: письмо с проговариванием. | |
51. | Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы г. | Уметь правильно пи-сать букву и соеди-нять её в слоги, слова. | Текущий: зрительно-слуховой диктант. | |
52. | Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление заг-лавной буквы в на-чале предложения и в именах. | Уметь списывать с печатного образца. Знать признаки текста. | | |
53. | Письмо слов под диктовку. | 1 | | | Урок закрепление. | Словарная работа. | Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изу-ченных букв, списы-вать безошибочно. | Фронтальный: диктант. | |
54. | Контрольное списывание. Работа с текстом. | 1 | | | Урок проверки знаний, уме-ний, навыков. | Отработка навыка безошибочного списывания. | Фронтальный: списывание. | |
55. | Работа над ошибками. | 1 | | | Урок закрепления. | Исправление ошибок. | Уметь находить и ис-правлять ошибки. | Текущий. Индивидуальный. | |
56. | Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Развитие умения употреблять строчную букву. | Уметь писать, срав-нивать, анализировать строчную букву д. | Текущий: звуко-буквенный анализ. | |
57. | Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик». | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Различение соглас-ных звонких и глухих. Отличие письмен-ной речи от устной. | Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать заглавную букву, сравнивать ее с дру-гими, анализировать, записывать слова и предложения. | Текущий: списывание с письменного образца. | |
58. | Упражнение в письме. | 1 | | | Урок-повторение. | Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород. | Текущий: диктант букв, слов и предложений. | |
59. | Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы й, Й. | Уметь писать букву, правильно произносить её. | Текущий: графическая работа. | |
60. | Упражнение в письме. Работа с текстом. | 1 | | | Рефлексия. | Различение предло-жения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста. | Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятель-но), придумывать и записывать имена. | Текущий: самостоятельная работа. | |
61. | Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай». | 2 | | | Урок-закрепление. | |
62. | Буква ь. | 2 | | | Урок изучения нового материала. | Употребление ь для обозначения мяг-кости согласных. | Уметь списывать слова с печатного текста. | Текущий: звуко-буквенный анализ. | |
|
63. | Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь. | 1 | | | Обобщающий урок. | Употребление печатных и письменных букв. | Знать все изученные буквы; уметь запи-сывать слова и пред-ложения с печатного образца. | Индивидуальный: самостоятельная работа. | |
64. | Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы е, Е. Выполнять звуко-буквенный анализ. | Уметь правильно соединять буквы. | Текущий: индии-видуальный: под-черкивание безу- дарных гласных. | |
65. | Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. | 1 | | | Урок изучения нового мате-риала. | Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с е, Е. | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ. | Текущий: словар-ные слова. | |
66. | Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт». | 2 | | | Рефлексия. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Уметь списывать текст с комментированием. | Текущий: списы-вание с печатного образца. | |
67. | Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы я, Я. Умение обозначать мягкость согласных на письме. | Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами. | Индивидуальный: звукобуквенный анализ. | |
68. | Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами. | Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами. Составлять слова из слогов; списывать с печатного текста. | Текущий: диктант изученных букв, слогов и слов. | |
69. | Диктант. | 1 | | | Урок проверки знаний, умений и навыков. | Усвоение навыка самостоятельного написания текста. | Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием. | Фронтальный: запись под диктовку. | |
70. | Работа над ошибками. | 1 | | | Урок повторения. Рефлексия. | Закрепление навыка правильного письма под диктовку. | Уметь составлять предложения, подчер-кивать опасные места. | Индивидуальный: анализ ошибок. | |
71. | Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы. Звукобуквенный анализ. | Уметь писать строч-ную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами | Текущий: списывание слогов, анализ. | |
72. | Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание бук-восочетаний ча, чу. Различение слов, отвечающих на во- просы Кто? Что? Правописание чк, чн. | Уметь писать строч-ную и заглавную букву ч, Ч, буквосо-четания ча, чу, чк, чн.. | Текущий: словарная работа. | |
73. | Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка». | 2 | | | Урок-повторение. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препи-ния в предложении. | Фронтальный: игра со словами. | |
74. | Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами. Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением. | Текущий: списывание текста. | |
75. | Запись текста «Овощи» из Букваря. | 1 | | | Урок-закрепление. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Фронтальный: запись под диктовку. | |
76. | Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собствен-ных. Различать сог- ласные звонкие и глухие, твердые, мягкие. | Уметь находить пары [ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками | Текущий: словарная работа. | |
77. | Повторение изученного материала. | 1 | | | Урок-закрепление. | Запись текста с печатного образца. | Уметь составлять предложения, подчер-кивать опасные места и объяснять их написание. | Текущий: зрительно-слуховой диктант. | |
78. | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой. Гласные звуки и буквы, их характеристика. | Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх). Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы. | Текущий: словарная работа. |
79. | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак). | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление разделительных ь, ъ. Наблюдение за ролью ъ, его рабо-той. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ. |
80. | Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор». | 2 | | | Урок закрепления пройденного материала. | Отработка навыков списывания с печатного образца. | Уметь писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы. | Фронтальный: списывание текста. |
81. | Повторение изученного материала. | 1 | | | Урок проверки знаний, умений и навыков. | Чтение и понимание учебного текста. Запись букв, слов, предложений с печатного образца. | Уметь работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов. | Итоговый контроль. Фронтальный. |