СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ручному труду. 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ручному труду. 1 класс.»


ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью

ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);

Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

Учебного плана образовательного учреждения.


Целью данной программы является:

- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.


С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.

Наряду с этими задачами на занятиях ручным трудом в коррекционном образовательном учреждении решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.


В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и пособия:

- Павлова Н. П. «Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988г.


Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников данного класса. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.


Рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с учебным планом ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» на 2016-2017учебный год и рассчитана на 68 часов в год (2 час в неделю).

На каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Вся работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки ручного труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.


Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по ручному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Программа состоит из четырёх блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.



III. СОДЕРЖАНИЕ


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к проведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Упражнения в подготовке материала к лепке

Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т.п.).

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца; составление композиции (овощи на тарелке).

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Пластическое свойство пластилина: холодный пластилин – твердый, теплый пластилин – вязкий и мягкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

П р и ё м ы р а б о т ы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Экскурсии в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клёна, сучков и т.д.).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Букет».

Технические сведения. Элементарные понятия о при­родных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабо­чего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требо­ваний.

Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.


РАБОТА С БУМАГОЙ


Практические работы

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по пря­мым линиям, изготовление книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбу­кой и цифрами.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или обёрточной бумаги. Обёртывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Выре­зание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путём складывания из глянцевой бумаги жёлтого, красного, синего цвета (изготовление ди­дактического материала по математике).

Округление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом проч­ность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементар­ные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газет­ная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточ­ная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Приемы работы. Складывание с угла на угол и средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, округление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.



Умения

Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы па вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т.д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.



РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ


Практические работы

Лепка по образцу моркови, груши, грибов.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

Технические сведения. Применение глины при из­готовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пласти­ческого материала к работе: замачивание и замешивание гли­ны, определение ее готовности к работе, подогрев и разми­нание пластилина. Организация рабочего места и соблюде­ние санитарно-гигиенических требований при лепке.

Приёмы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух полови­нок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытя­гивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плос­ких деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соеди­нение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами (несложные объем­ные изделия).


Практические работы

Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пласти­лина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, со­ломы, цветоножка из проволоки.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

Подготовка материала к работе. Сочетание цветов плас­тилина и природного материала. Ознакомление с натураль­ными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Рациональное использование плас­тилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.


РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)


Практические работы

Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка). Работа проводится группой по два че­ловека.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложен­ных пополам, изображений овощей и фруктов (огурца, помидора).

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.

Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги кле­ем с помощью кисти. Рациональное использование матери­ала (экономная разметка, использование остатков материа­ла для дальнейшей работы).

Симметричное вырезывание. Намазывание деталей ап­пликации клеем и наклеивание.


Умения

Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравне­ние образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередую­щемуся с инструкцией, остальных изделий — с планирова­нием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостат­ков и достоинств с помощью учителя.

Пространственная ориентировка при выполнении объем­ных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и назы­вание с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ


Практические работы

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (сетка). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)


Практические работы

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, кры­латок клёна и пластилина.

Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Органи­зация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инст­рументами.

Приемы работы. Соединение отдельных деталей с по­мощью пластилина.

Рациональное использование пластилина и материало­отходов. Расположение деталей на подставке.


РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)


Практические работы

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

Составление по образцу композиций: лодочка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, пра­вила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.



РАБОТА С НИТКАМИ


Практические работы

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматы­вание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

Изготовление кисточки из цветных ниток к ша­почке.

Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разре­заются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Приёмы работы. Связывание ниток и завязывание бан­тиком, петлей. Изготовление кис­точки.


Умения

Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чуче­лом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в слож­ных изделиях операция указывается учителем).

Осуществление текущего самоконтроля с помощью учи­теля. Отчет по вопросам учителя о последовательности изго­товления несложного изделия. Краткая оценка своего изде­лия с указанием достоинств и недостатков. Пространствен­ная ориентировка: правильное расположение деталей с со­блюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сто­рон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и назы­вание положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирова­ние понятий большой маленький, широкий узкий, длин­ный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)


Практические работы

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на под­ставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «За грибами», «Колобок»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (колобок, грибы и т. д.).

Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательнос­ти. Использование материалоотходов при оформлении ма­кетов. Инструменты, организация рабочего места.

Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Ис­пользование цвета пластилина в макете. Рациональное исполь­зование случайных материалов (ветки, бумага, картон).



РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)


Изготовление по образцу растительного орнамента в по­лосе.

Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

Правила составления растительного орнамента.

Организация рабочего места. Правила безопасной рабо­ты с клеем и режущими инструментами.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации, их наклеивание.



РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЁ ПО ПРОКОЛУ)


Практические работы

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам спосо­бом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (заклад­ка для книг).

Вышивание по готовым проколам геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с са­мостоятельным прокалыванием и последующим раскраши­ванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

Выши­вание в два приёма (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного проши­вания.

Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Соче­тание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Орга­низация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе.

Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на од­ном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.



Умения

Ориентировка в задании, сравнение образца с натураль­ным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Уме­ние по вопросам дать отчет о последовательности изготов­ления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка свое­го изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.



Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 10. Представление о тре­угольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

Изобразительное искусство. Основные и дополни­тельные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, гео­метрический и растительный орнамент.

Развитие устной речи на основе изучения пред­метов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при от­ветах на вопросы.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными матери­алами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планирова­нии ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, ле­вую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.



Требования к результатам освоения учебного предмета «Ручной труд» в 1 классе


Личностные учебные действия

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-читать;

-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценивания:

0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.



IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Тема урока

(этап проектной

или

исследовательской деятельности)

Количество часов


I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

1.


2.

3.

4.

5.


6.

Вводное занятие.

Человек и жизнь.

1

Лепка «Лесенка», «Забор».

2

Лепка «Домик», «Ёлка».

2

Лепка по образцу «Бусы», «Ягоды».

2

Лепка по образцу «Мяч», «Кукла-неваляшка».

2

Лепка по образцу овощей и фруктов.

2

II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

7.


8.

9.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

Аппликация «Лист большой, лист маленький».

1

Аппликация «Букет».

2

III. РАБОТА С БУМАГОЙ.

10.

11.

12.

13.

14.

Изготовление записной книжечки.

1

Наборная линейка по образцу.

2

«Шапочка-пилотка».

2

«Стаканчик для семян».

1

Изготовление дидактического материала по математике.

3

IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

15

16.

17.

18.

19.



Лепка по образцу: морковка, груша, грибы.

3

Лепка по образцу «Цифры и буквы».

2

Лепка «Ёжик».

2

Лепка «Цветок».

2

Изготовление по образцу «Рыбка».

2


V. РАБОТА С БУМАГОЙ.

20.

21.

22.




23.




24.

Ёлочные гирлянды (цепочка).

3

Аппликация «Флажки».

2

Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.

3

VI. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ.

Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

3

VII. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ).

Изготовление по образцу «Пингвин».

2

VIII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ).

25.

26.

Аппликации «Снеговик», «Домик».

2

Композиции «Лодочка, «Фрукты, овощи».

2

IX. РАБОТА С НИТКАМИ.

27.

28.

Знакомство со свойствами ниток.

1

Изготовление кисточки.

2

X. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ).

29.

30.

Лепка на тему русской народной сказки «Колобок».

2

Лепка по образцу «За грибами».

2

XI. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ).

31.


Аппликация «Растительный орнамент в полосе».

2


XII. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ).

32.


33.

Практическая работа с нитками и иголкой. Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник».

3

Вышивание по готовым проколам «Овощи», «Фрукты».

2

34.


Вышивание по рисунку, составленному учителем.

2






V. Дополнительная литература:

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.

- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.









План.




  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Содержание.

  4. Учебно-тематический план.

  5. Литература.

  6. Календарно-тематический план.





























VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 68 ЧАСОВ)


п/п


Тема урока

(этап проектной

или

исследовательской деятельности)

Количество часов

Дата

Корректировка


Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)


Вид контроля.

Измерители.

1

2

3

4

5

6

7

I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

1.






2.













3.













4.
















5.






6.

Вводное занятие.

Человек и жизнь.

1



Урок введения новых знаний.

Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда.

Знать наиболее рас-пространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.

Текущий.

Беседа.

Лепка «Лесенка», «Забор».

2



Урок введения новых знаний.

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.

Овладение навыками работы с пластилином.

Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия.

Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.


Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

Лепка «Домик», «Ёлка».


2



Урок развития умений и навыков.

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.

Овладение навыками работы с пластилином.

Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия.

Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.


Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Лепка по образцу «Бусы», «Ягоды».

2



Урок развития умений и навыков.


Лепка предметов шаровидной формы.


Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приёмов изготовления.

Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.



Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.



Лепка по образцу «Мяч», «Кукла-неваляшка».

2



Урок развития умений и навыков.

Лепка предметов шаровидной формы.

Изготовление игрушки из двух шаров различной величины.



Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



Лепка по образцу овощей и фруктов.

2



Урок – закрепление.

Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор. Предметы овальной формы: сливы, огурец.

Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.

Уметь составлять композицию на тарелке.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.


7.





8.





9.






Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1



Урок – экскурсия.

Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др.

Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев.

Текущий. Беседа.


Аппликация «Лист большой, лист маленький».




1



Урок введения новых знаний.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих, хрупких листьев.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


Аппликация «Букет».

2



Урок развития умений и навыков.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги.

Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку.

Составлять простые композиции из листьев и цветов.

Текущий. Практическая работа.


III. РАБОТА С БУМАГОЙ.


10.




11.









12.









13.









14.

Изготовление записной книжечки.

1



Урок введения новых знаний.

Изделия из бумаги.


Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям.

Текущий. Практическая работа.


Наборная линейка по образцу.

2



Урок введения новых знаний.

Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


«Шапочка-пилотка».

2



Урок развития умений и навыков.

Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа.


«Стаканчик для семян».

1



Урок развития умений и навыков.

Технология изготовления изделия из бумаги.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа.


Изготовление дидактического материала по математике.

3



Урок развития умений и навыков.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.


Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа.


IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.


15

















16.









17.









18.









19.



Лепка по образцу: морковка, груша, грибы.


3



Урок введения новых знаний.


Изготовление изделий овальной формы.

Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.











Текущий. Практическая работа.



Лепка по образцу «Цифры и буквы».


2



Урок развития умений и навыков.







Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.



Текущий. Практическая работа. Анализ работ.








Лепка «Ёжик».

2



Урок введения новых знаний.

Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клёна, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.



Текущий. Практическая работа.


Лепка «Цветок».

2



Урок развития умений и навыков.

Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клёна, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать своё изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.



Текущий. Практическая работа.


Изготовление по образцу «Рыбка».

2



Урок развития умений и навыков.

Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина.




Уметь соединять плоские детали с объёмными. Правильно располагать дета-ли, соблюдать пропорции и размеры.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


V. РАБОТА С БУМАГОЙ.


20.




21.







22.







23.












24.






Ёлочные гирлянды (цепочка).

3



Урок развития умений и навыков.

Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги.


Уметь пользоваться ножницами и клеем.

Текущий. Практическая работа в группах.


Аппликация «Флажки».

2



Урок развития умений и навыков.

Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям.

Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.

3



Урок развития умений и навыков.

Симметричное вырезывание овощей: огурца, помидора.

Знать правила безопаснос-сти с режущими инструментами и клеем.

Уметь симметрично вырезывать детали.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


VI. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ.


Лепка по образцу рельефов букв и цифр.


3



Урок развития умений и навыков.


Рельефы букв и цифр на подкладной доске.

Знать вид лепки: на плоскости (рельеф). Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


VII. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ).



Изготовление по образцу «Пингвин».

2



Урок введения новых знаний.

Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных материалов.


Знать свойства материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


VIII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ).


25.









26.


Аппликации «Снеговик», «Домик».

2



Урок введения новых знаний.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.


Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая работа.










Композиции «Лодочка, «Фрукты, овощи».

2



Урок развития умений и навыков.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.


Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.


IX. РАБОТА С НИТКАМИ.


27.








28.


Знакомство со свойствами ниток.

1



Урок введения новых знаний.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; раз-рываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.


Текущий. Практическая работа.


Изготовление кисточки.

2



Урок развития умений и навыков.


Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; раз-рываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.


Текущий. Практическая работа.


X. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ).


29.








30.








Лепка на тему русской народной сказки «Колобок».

2



Урок введения новых знаний.

Коллективная работа по образцу и представлению.

Уметь работать кол-лективно, располагать предметы на подставке в определённой последова-тельности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


Лепка по образцу «За грибами».

2



Урок развития умений и навыков.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке.

Уметь работать кол-лективно, располагать предметы на подставке в определенной последова-тельности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа.


XI. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ).


31.




Аппликация «Растительный орнамент в полосе».

2



Урок развития умений и навыков.

Составление геомет-рического и растительного орнамента.

Знать правила составления орнамента.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


XII. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ).


32.









33.







34.

Практическая работа с нитками и иголкой. Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник».

3



Урок введения новых знаний.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по про-колам.


Текущий.

Практическая работа. Анализ работ.


Вышивание по готовым проколам «Овощи», «Фрукты».

2



Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание с по-следующим раскраши-ванием. У детей разные рисунки.

Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.


Вышивание по рисунку, составленному учителем.

2



Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание с пос-ледующим раскрашиванием. У детей разные рисунки.

Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!