ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью
ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);
Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
Учебного плана образовательного учреждения.
Целью данной программы является:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях ручным трудом в коррекционном образовательном учреждении решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и пособия:
- Павлова Н. П. «Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988г.
Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников данного класса. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с учебным планом ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» на 2016-2017учебный год и рассчитана на 68 часов в год (2 час в неделю).
На каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Вся работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки ручного труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по ручному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Программа состоит из четырёх блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
III. СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к проведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ
Упражнения в подготовке материала к лепке
Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.
Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т.п.).
Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца; составление композиции (овощи на тарелке).
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Пластическое свойство пластилина: холодный пластилин – твердый, теплый пластилин – вязкий и мягкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
П р и ё м ы р а б о т ы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Экскурсии в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клёна, сучков и т.д.).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Букет».
Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
РАБОТА С БУМАГОЙ
Практические работы
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или обёрточной бумаги. Обёртывание учебников покупными суперобложками, бумагой.
Изготовление по образцу стаканчика для семян.
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путём складывания из глянцевой бумаги жёлтого, красного, синего цвета (изготовление дидактического материала по математике).
Округление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).
Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Приемы работы. Складывание с угла на угол и средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, округление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.
Умения
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы па вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т.д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ
Практические работы
Лепка по образцу моркови, груши, грибов.
Лепка по образцу букв и цифр на подложке.
Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приёмы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.
Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).
Практические работы
Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.
Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.
Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.
РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)
Практические работы
Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка). Работа проводится группой по два человека.
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (огурца, помидора).
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.
Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.
Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
Умения
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ
Практические работы
Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (сетка). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клёна и пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.
Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке.
РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)
Практические работы
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу композиций: лодочка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ
Практические работы
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.
Изготовление кисточки из цветных ниток к шапочке.
Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
Приёмы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Изготовление кисточки.
Умения
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)
Практические работы
Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «За грибами», «Колобок»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (колобок, грибы и т. д.).
Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.
Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)
Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.
Правила составления растительного орнамента.
Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.
Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.
РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЁ ПО ПРОКОЛУ)
Практические работы
Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.
Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.
Вышивание в два приёма (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.
Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Умения
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Ручной труд» в 1 классе
Личностные учебные действия
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
-читать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценивания:
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов |
|
I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Человек и жизнь. | 1 |
Лепка «Лесенка», «Забор». | 2 |
Лепка «Домик», «Ёлка». | 2 |
Лепка по образцу «Бусы», «Ягоды». | 2 |
Лепка по образцу «Мяч», «Кукла-неваляшка». | 2 |
Лепка по образцу овощей и фруктов. | 2 |
II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. |
7. 8. 9. | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 |
Аппликация «Лист большой, лист маленький». | 1 |
Аппликация «Букет». | 2 |
III. РАБОТА С БУМАГОЙ. |
10. 11. 12. 13. 14. | Изготовление записной книжечки. | 1 |
Наборная линейка по образцу. | 2 |
«Шапочка-пилотка». | 2 |
«Стаканчик для семян». | 1 |
Изготовление дидактического материала по математике. | 3 |
IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. |
15 16. 17. 18. 19. | Лепка по образцу: морковка, груша, грибы. | 3 |
Лепка по образцу «Цифры и буквы». | 2 |
Лепка «Ёжик». | 2 |
Лепка «Цветок». | 2 |
Изготовление по образцу «Рыбка». | 2 |
V. РАБОТА С БУМАГОЙ. |
20. 21. 22. 23. 24. | Ёлочные гирлянды (цепочка). | 3 |
Аппликация «Флажки». | 2 |
Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. | 3 |
VI. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ. |
Лепка по образцу рельефов букв и цифр. | 3 |
VII. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ). |
Изготовление по образцу «Пингвин». | 2 |
VIII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ). |
25. 26. | Аппликации «Снеговик», «Домик». | 2 |
Композиции «Лодочка, «Фрукты, овощи». | 2 |
IX. РАБОТА С НИТКАМИ. |
27. 28. | Знакомство со свойствами ниток. | 1 |
Изготовление кисточки. | 2 |
X. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ). |
29. 30. | Лепка на тему русской народной сказки «Колобок». | 2 |
Лепка по образцу «За грибами». | 2 |
XI. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ). |
31. | Аппликация «Растительный орнамент в полосе». | 2 |
XII. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ). |
32. 33. | Практическая работа с нитками и иголкой. Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник». | 3 |
Вышивание по готовым проколам «Овощи», «Фрукты». | 2 |
34. | Вышивание по рисунку, составленному учителем. | 2 |
V. Дополнительная литература:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.
- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
План.
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Содержание.
Учебно-тематический план.
Литература.
Календарно-тематический план.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 68 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Дата | Корректировка | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Человек и жизнь. | 1 | | | Урок введения новых знаний. | Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда. | Знать наиболее рас-пространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. | Текущий. Беседа. |
Лепка «Лесенка», «Забор». | 2 | | | Урок введения новых знаний. | Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Овладение навыками работы с пластилином. | Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
Лепка «Домик», «Ёлка». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Овладение навыками работы с пластилином. | Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
Лепка по образцу «Бусы», «Ягоды». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Лепка предметов шаровидной формы. | Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приёмов изготовления. Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Лепка по образцу «Мяч», «Кукла-неваляшка». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Лепка предметов шаровидной формы. Изготовление игрушки из двух шаров различной величины. | |
Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Лепка по образцу овощей и фруктов. | 2 | | | Урок – закрепление. | Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор. Предметы овальной формы: сливы, огурец. | Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. Уметь составлять композицию на тарелке. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. | |
7. 8. 9. | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 | | | Урок – экскурсия. | Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др. | Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев. | Текущий. Беседа. | |
Аппликация «Лист большой, лист маленький». | 1 | | | Урок введения новых знаний. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. | Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих, хрупких листьев. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Аппликация «Букет». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. | Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. | Текущий. Практическая работа. | |
III. РАБОТА С БУМАГОЙ. | |
10. 11. 12. 13. 14. | Изготовление записной книжечки. | 1 | | | Урок введения новых знаний. | Изделия из бумаги. | Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям. | Текущий. Практическая работа. | |
Наборная линейка по образцу. | 2 | | | Урок введения новых знаний. | Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
«Шапочка-пилотка». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. | |
«Стаканчик для семян». | 1 | | | Урок развития умений и навыков. | Технология изготовления изделия из бумаги. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. | |
Изготовление дидактического материала по математике. | 3 | | | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. | |
IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. | |
15 16. 17. 18. 19. | Лепка по образцу: морковка, груша, грибы. | 3 | | | Урок введения новых знаний. | Изготовление изделий овальной формы. Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | |
Лепка по образцу «Цифры и буквы». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Лепка «Ёжик». | 2 | | | Урок введения новых знаний. | Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клёна, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | |
Лепка «Цветок». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клёна, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать своё изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | |
Изготовление по образцу «Рыбка». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина. | | | |
Уметь соединять плоские детали с объёмными. Правильно располагать дета-ли, соблюдать пропорции и размеры. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
V. РАБОТА С БУМАГОЙ. | |
20. 21. 22. 23. 24. | Ёлочные гирлянды (цепочка). | 3 | | | Урок развития умений и навыков. | Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги. | Уметь пользоваться ножницами и клеем. | Текущий. Практическая работа в группах. | |
Аппликация «Флажки». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям. | Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. | 3 | | | Урок развития умений и навыков. | Симметричное вырезывание овощей: огурца, помидора. | Знать правила безопаснос-сти с режущими инструментами и клеем. Уметь симметрично вырезывать детали. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
VI. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ. | |
Лепка по образцу рельефов букв и цифр. | 3 | | | Урок развития умений и навыков. | Рельефы букв и цифр на подкладной доске. | Знать вид лепки: на плоскости (рельеф). Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
VII. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ). | |
Изготовление по образцу «Пингвин». | 2 | | | Урок введения новых знаний. | Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных материалов. | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
VIII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ). | |
25. 26. | Аппликации «Снеговик», «Домик». | 2 | | | Урок введения новых знаний. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | Текущий. Практическая работа. | |
Композиции «Лодочка, «Фрукты, овощи». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
IX. РАБОТА С НИТКАМИ. | |
27. 28. | Знакомство со свойствами ниток. | 1 | | | Урок введения новых знаний. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; раз-рываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. | |
Изготовление кисточки. | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; раз-рываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. | |
X. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ). | |
29. 30. | Лепка на тему русской народной сказки «Колобок». | 2 | | | Урок введения новых знаний. | Коллективная работа по образцу и представлению. | Уметь работать кол-лективно, располагать предметы на подставке в определённой последова-тельности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Лепка по образцу «За грибами». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке. | Уметь работать кол-лективно, располагать предметы на подставке в определенной последова-тельности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. | |
XI. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ). | |
31. | Аппликация «Растительный орнамент в полосе». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Составление геомет-рического и растительного орнамента. | Знать правила составления орнамента. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
XII. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ). | |
32. 33. 34. | Практическая работа с нитками и иголкой. Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник». | 3 | | | Урок введения новых знаний. | Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по про-колам. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Вышивание по готовым проколам «Овощи», «Фрукты». | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с по-следующим раскраши-ванием. У детей разные рисунки. | Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
Вышивание по рисунку, составленному учителем. | 2 | | | Урок развития умений и навыков. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с пос-ледующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. | Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |