СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по психомоторике 7 класс для детей VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность курса обусловлена тем, что проблемы психологического анализа двигательной сферы детей с  тяжелыми и множественными нарушениями в развитии занимают центральное место в диагностике трудностей их обучения.

Курс направлен на решение следующих задач:

•        формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

•        коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

•        формирование пространственно-временных ориентировок;

•        развитие слухоголосовых координаций;

•        формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

•        совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

•        обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

•        исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

•        формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Просмотр содержимого документа
«Планирование Психомот»



уро ка

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во уроков

Тип занятия

Повторение

Вид контроля

Дата проведения

1

Диагностика детей – 1 ч.

Диагностика детей.

1




Урок - практическое занятие


Повторить виды штриховок

(штриховка под разным наклоном, штриховка – барашек, перекрестная, хаотичная и штриховка – корзинка);

выполнение расстёгивания и застёгивания различных видов застежек;

виды узлов, правила вязания узлов.





2

Развитие моторики, графомоторных навыков – 5 ч.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)



1



Практическое занятие


3

Выполнение целенаправленных действий по инструкции педагога. Игра « Самый сильный, ловкий, умелый.».


1


Урок – практическое занятие


4

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

1


Урок - игра


Взаимопроверка


5

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

1

Урок - практическое занятие


6

Графический диктант с усложненными заданиями.

1

Контрольное занятие

Графический диктант



7

Тактильно-двигательное восприятие – 5ч.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (колючий, деревянный, горячий. холодный). Определение формы и размеров.

1

Урок - дидактическая игра



Повторить различные свойства и качества предметов.





Самопроверка


8-9

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Лепка по представлению.

2

Урок – практическое занятие


10

Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Пальчиковая гимнастика.

1


Урок – игра








Повторить повадки диких животных.


Самопроверка и взаимопроверка


11

Игры с мелкой мозаикой, пазлами, передвижными головоломками.

1


Урок – игра


12

Кинестетическое и кинетическое развитие - 2ч.

Разучивание физминуток, направленных на расслабление мышц..

1

Урок – практическое занятие









Обогащать словарный запас учащихся.








Практическое занятие


13

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье и т.д.).

1

Урок – практическое занятие


14

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов – 6ч.






Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

1



Урок – практическое занятие




15-16

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) - рисование на заданную тему. Дидактическая игра «Назови цвет».

2


Самопроверка и взаимопроверка


17

Узнавание предмета по словесному описанию( загадки). Дидактическая игра «Узнай по описанию».

1

Урок – практическое занятие



Самопроверка и взаимопроверка


18-19

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор»).

1

Урок – практическое занятие


20

Развитие зрительного восприятия – 2 ч.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

1



Урок - практическое занятие


21

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Назови по памяти», гимнастика для глаз.

1

Урок – дидактическая игра


22-23


Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха, их назначение и применение.

2

Урок – сообщения новых знаний.


24

Восприятие особых свойств предметов – 3 ч.

Упражнения в измерении веса предметов на весах ( масса).

1


Урок – сообщения новых знаний.





Обогащать словарный запас учащихся.





Самопроверка и взаимопроверка


25-26

Восприятие пространства – 4ч.

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

2




Урок - сообщения новых знаний.


27

Ориентирование на улице по словесной инструкции педагога.

1

Тренировка слухового восприятия с помощью дидактических игр («н-р: «Услышишь — хлопни», «Где звук?», «Запоминайка» и т.д.)


Самопроверка и взаимопроверка


28

Ориентирование на ближайших улицах около школы.

1


29

Восприятие времени – 6ч.

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».

1



Урок - игра






Самопроверка и взаимопроверка


30

Работа с календарем и моделью календарного года.

1



Урок - сообщения новых знаний.





Повторить понятия «вертикально» и «горизонтально»


31

Возраст людей.

1


Практическая работа


32

Определение времени с точностью до минуты.

1



Повторить понятия «минута», «час», «сутки», «неделя», месяц», «год».




Самопроверка и взаимопроверка


33

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».

1

Урок - сообщения новых знаний.


34

Работа с календарем и моделью календарного года.

1

Урок - закрепление знаний


Итого

34



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Г.НОВОТРОИЦКА, ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ





Рассмотрено

На заседании МО учителей


Пр.№ от ______________

Руководитель МО:

Халяпина Т.В.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната:

_________________

Э.И.Гаврилова


Учебно-тематический план









ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Для 7 «В» класса

2016/ 2017 учебный год





Составлено учителем

Степанова Екатериной Валерьевной



г. Новотроицк, 2016 год

Просмотр содержимого документа
«психомоторика пояснительная записка»

1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «СКШИ» г. Новотроицка оренбургской области.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего и среднего общего образования от 30.08.2013 г. №1015.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008.

5. Постановление от 10 июля 2015 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.2013 №1008.

2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

6. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицка Оренбургской области.

7. Положение о порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета, курса ГБОУ «СКШИ», утверждена приказ № 29/5 от 31.08.2013.

  1. Актуальность и целевое назначение программы.

Актуальность курса обусловлена тем, что проблемы психологического анализа двигательной сферы детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии занимают центральное место в диагностике трудностей их обучения.

Курс направлен на решение следующих задач:

• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

• формирование пространственно-временных ориентировок;

• развитие слухоголосовых координаций;

• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

• формирование точности и целенаправленности движений и действий.

  1. Общая характеристика предмета:

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 6 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом факультативных занятий. Расчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 15-25 минут. Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию, имеющихся у учащихся недостатков развития.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Тактильно-двигательное восприятие». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся с ТМНР недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

1.4 Формы и методы реализации.

На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов применяются:

  • игры с мягкими игрушками (вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции);

  • чтение и инсценирование сказок о животных (решает дидактические, коррекционные задачи, развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка находить решения в нестандартных ситуациях.);

  • прослушивание звуков природы;

  • анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы;

  • телесно-ориенированные техники;

  • упражнения на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

  • упражнения на развитие речи и общения.

2. Содержание учебного курса.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны уметь:

• целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

• дорисовывать незаконченные изображения;

• группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

• составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

• конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

• определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

• зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

• классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

• различать запахи и вкусовые качества, называть их;

• сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

• действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

• определять время по часам.

  1. Содержание учебной программы.

Раздел

Кол-во

часов

Краткое содержание раздела

Требование к уровню подготовленности обучающихся

Диагностика детей.

1 ч.

Диагностика детей с целью дальнейшего психологического анализа психофизической сферы детей с ТМНР.


Развитие моторики, графомоторных навыков.


5 ч.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Совершенствование точности мелких движений рук.

Выполнять задания по обводке и заштриховыванию и закрашиванию мелких рисунков. Выполнение графического диктанта.

Тактильно-двигательное восприятие.

5 ч.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Игры с мелкой мозаикой, пазлами, передвижными головоломками.

Дифференцировать предметы на ощупь (колючий, деревянный, горячий, холодный).

Сбор мозаик по картинке, выполнение заданий головоломок.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2 ч.

Игры на выполнение воображаемых действий.

Выполнение воображаемых действий по заданию вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье и т.д.).

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

6 ч.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов.

Цветовой спектр. Смешение цветов.

Измерять предметы с помощью простых мерок по длине, ширине, высоте.

Знать и различать цвета и оттенки.

Развитие зрительного восприятия.

2 ч

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Назови по памяти», гимнастика для глаз.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале, повторение их по памяти.

Восприятие особых свойств предметов.

3 ч.

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха, их назначение и применение.

Описание температуры по градусникам (тепло, холодно, мороз, жарко).

Восприятие пространства.

4 ч.

Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного.

Ориентирование на улице.

Ориентировка в пространстве по описанию и схеме.

Восприятие времени.

6 ч.

Длительность временных интервалов. Работа с календарем и часами.

Определенние временных промежутков по календарю (день, неделя, год).

Определение времени по часам.



  1. Форма проверки результатов освоения программы.

Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью производятся по четвертям безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:

• Материал усвоен;

• Частично усвоен;

• Не усвоен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!