Приложение к основной
образовательной программе
общего образования.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сальска
Рассмотрена на заседании МО учителей общественных дисциплин (Протокол № 1 от 27.08.2016 г.) Руководитель МО Монина Л. Г. _________ | Согласована заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ Мирошниченко Е.И. «_____»____________ 2016 г. | Утверждена приказом от 29.09.2016 г. № 202 на основании решения педсовета (Протокол № 1 от 27.08.2016г.) Директор МБОУ СОШ № 1 г. Сальска ________________ Мазниченко Е.Н. |
Рабочая программа
по курсу по выбору в рамках предпрофильной подготовки
«Домашняя экономика и основы предпринимательства»
для обучающихся 9 «А», 9 «Б» классов
на 2016 – 2017 учебный год.
Составитель программы:
учитель экономики
Мирошниченко Е.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предпрофильному курсу «Домашняя экономика и основы предпринимательства» для обучающихся 9 –х классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки от 05.03.2004 № 1089)
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 01.09.2016 года № 267).
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2016 г. № 201).
Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2016 г. № 211).
Методические рекомендаций к проведению практических занятий «Домашняя экономика. Основы предпринимательства» автор Е.В. Преображенская. Издательство «Лицей»
Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год;
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 32 часа в год
Не реализованы – 2 часа, 1 час – в связи с тем, что государственный праздник 1 Мая приходятся на понедельник, а урок в соответствии со школьным расписанием проходятся на этот день , 1 час – с распределением каникулярного времени, согласно годовому календарному графику, фактически будет проведено 32 урока. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала по защите рефератов.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Ученик должен знать/понимать: понимать роль семьи в обществе; её экономические, социальные и нравственные устои;
основные экономические понятия полученные путём анализа конкретной ситуации в семье, обществе; знать принципы создания предприятия; основные сферы предпринимательской деятельности;
Ученик должен уметь: составлять бюджет семьи, владеть навыками поведения рационального потребителя, составлять простой бизнес- план, сформировать начальные навыки осуществления предпринимательской деятельности;
сформировать уверенность в собственных силах и возможностях осуществлять предпринимательскую деятельность, доступную возрастной категории учащихся; создавать рекламную продукцию (афиша, объявление, составлять слоганы)
Содержание учебного курса.
Домашняя экономика; Цели и задачи экономики. Семья - первичная социально- экономическая ячейка общества. Экономические связи в семье; с другими семьями, государством, обществом. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи.
Бюджет семьи; Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники доходов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и в его использован
Расходы семьи; Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Хозяйственная книга, кассовая книга.
Менеджмент в домашней экономике; Осуществление учёта, планирования организаций и контроля в домашней экономике. Рациональное использование ресурсов семьи. Забота каждого члена семьи об общем благополучии. Покупка товаров и услуг. Анализ рекламы. Защита прав потребителей.
Предпринимательство: сущность, цели, задачи. Предпринимательство как вид деятельности. Место и роль предпринимательства в рыночной экономике. Основные сферы предпринимательской деятельности.
Принципы и формы предпринимательства; Экономический интерес и этика предпринимателя. Стратегия предпринимательства. Определение предрасположенности к предпринимательской деятельности. Организационно - правовые формы предпринимательства в России.
Основные документы деятельности предпринимателя;
Технология создания предприятия Основные документы деятельности предпринимателя. Основные этапы предпринимательской деятельности. Производственный процесс и стадии производства. Себестоимость продукции. Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга.
Источники финансирования предпринимательства. Стартовый капитал. Внутренние. Внешние источники финансирования предпринимательства. Конкуренция и роль государства в поддержке малого бизнеса.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения урока |
| Домашняя экономика | 5 | |
1 | Цели и задачи экономики. | 1 | 05.09.2016 |
2 | Семья - первичная социально- экономическая ячейка общества. | 1 | 12.09.2016 |
3 | Состав семьи. Экономические связи в семье; с другими семьями, государством, обществом. | 1 | 19.09.2016 |
4 | Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. | 1 | 26.09.2016 |
5 | Определение экономических ресурсов ученика, семьи, школы» | 1 | 03.10.2016 |
| Бюджет семьи | 3 | |
6 | Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. | 1 | 10.10.2016 |
7 | Источники доходов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете. | 1 | 17.10.2016 |
8 | Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета | 1 | 24.10.2016 |
| 1 четверть: уроков - 8 | | |
| Расходы семьи | 3 | 07.11.2016 |
9 | Постоянные и переменные расходы. | 1 | 14.11.2016 |
10 | Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. | 1 | 21.11.2016 |
11 | Рост потребностей. Хозяйственная книга, кассовая книга. | 1 | 28.11.2016 |
12 | Практическая работа №1 « Составление хозяйственной и кассовой книги» | 1 | 05.12.2016 |
| Менеджмент в домашней экономике. | 4 | |
13 | Осуществление учёта, планирования организаций и контроля в домашней экономике. | 1 | 12.12.2016 |
14 | Рациональное использование ресурсов семьи. Забота каждого члена семьи об общем благополучии. | 1 | 19.12.2016 |
15 | Защита рефератов | 1 | 26.12.2016 |
| 2 четверть: уроков – 7,практических работ - 1 | | |
| Предпринимательство сущность, цели и задачи. | 4 | 09.01.2017 |
16 | Предпринимательство как вид деятельности. | 1 | 16.01.2017 |
17 | Место и роль предпринимательства в рыночной экономике | 1 | 23.01.2017 |
18 | Основные сферы предпринимательской деятельности. | 1 | 30.01.2017 |
19 | Экскурсия №1 в ЦЗН. Тестирование профессиональных предпочтений и тест: «Самооценка своих предпринимательских способностей». | 1 | 06.02.2017 |
| Принципы и формы предпринимательства. | | |
20 | Экономический интерес и этика предпринимателя. | 1 | 13.02.2017 |
21 | Стратегия предпринимательства. Определение предрасположенности к предпринимательской деятельности. | 1 | 20.02.2017 |
22,23 | Организационно - правовые формы предпринимательства в России. | 2 | 27.02.2017 06.03.2017 |
| Технология создания предприятия. | 4 | |
24 | Основные документы деятельности предпринимателя. | 1 | 13.03.2017 |
25 | Основные этапы предпринимательской деятельности. | 1 | 20.03.2017 |
| 3 четверть: уроков – 10, экскурсий - 1 | | |
26 | Производственный процесс и стадии производства. Себестоимость продукции. Экскурсия №2 на предприятие. | 1 | 03.04.2017 |
27 | Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга. | 1 | 10.04.2017 |
| Источники финансирования предпринимательства | 4 | |
28 | Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства. | 1 | 17.04.2017 |
29 | Конкуренция и роль государства в поддержке малого бизнеса. | 1 | 24.04.2017 |
30 | Роль предпринимательства в экономике | 1 | 08.05.2017 |
31, 32 | Защита проектов | 2 | 15.05.2017 22.05.2017 |
| 4 четверть: уроков – 6, экскурсий - 1 | | |
| За год: уроков - 32, практических работ – 1, экскурсий- 2 | | |