СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 11 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в бли­жайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскур­сий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладе­вают культурой общества, у них формируется система нравствен­ных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоцио­нального поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 11 класса.»

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка"

для 11 класса.


Пояснительная записка

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реали­зация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения, опытом социально­го поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

- формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;

- повышение общего уровня развития учащихся;

- помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;

-всестороннее формирование личности школьника;

-становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

-формирование полноценной речевой деятельности через овла­дение речью как средством общения;

-накопление и анализ знаний, умений, опыта социального пове­дения и регуляция собственного поведения.

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в бли­жайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскур­сий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладе­вают культурой общества, у них формируется система нравствен­ных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоцио­нального поведения.

Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, ко­торые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на форми­рование его личностных качеств, содержание нового курса преду­сматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я — общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуще­ствляется формирование самосознания школьника.

В условиях специальной школы-интерната первые представления об окружающем мире дети получают в под­готовительном, I—II классах на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Эти представления уточняются и закрепляются как в естественных, так и в специально созданных условиях.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачами школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

  • творческого отношения к домашнему труду;

  • накопление и развитие представлений об окружающем мире - обществе;

  • коррекция произношения и РСВ.


Контроль учебно-познавательных достижений обучающихся осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: контрольные опросы, самостоятельные работы, тесты.

Тематические планы данной программы носят примерный характер, предлагают вариативность в зависимости от уровня подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 11 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Цель – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:

 формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;

 коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности).

 развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.

Обоснование места учебного предмета в учебном плане.

Основной задачей обучения детей с нарушением слуха, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети с нарушением слуха. При обучении задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социально и бытовых навыков, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Обучение учащихся с нарушением слуха носит практическую направленность, требующую от обучающихся усвоения и применения элементарных правил. Обучающиеся с нарушением слуха имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных детей. Содержание обучения для детей с нарушением слуха базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. Реализуется обучение в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания в специальной (коррекционной) школе, даже минимальный объем знаний, соответствующие дидактическому принципу научности. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию необходимо предлагаемый учебный материал сделать понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Личностные и предметные результаты освоения конкретного предмета. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение по СБО невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами. В результате освоения предметного содержания курса СБО у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса СБО выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

 коррекционно – обучающую;

 коррекционно – развивающую;

 коррекционно – воспитательную;

 воспитание положительных качеств личности;

 развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по СБО, который доступен большинству школьников.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.



Межпредметные связи:

 СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

 СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

 СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

 СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

 СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.




Содержание программы по СБО 11 класс ( 1 час в неделю. Всего 34 часа).


1. Личная гигиена (2 часа)

Тематика

1. Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

2. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

2. Культура поведения (4 часа)

Тематика

1. Культура общения юноши и девушки.

2. Внешний вид молодых людей.

3. Медицинская помощь ( 4 часа)

Тематика

1.Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки)

2.Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом.

3.Использование различных видов медицинской помощи.

4. Экскурсия в аптеку.


4. Экономика домашнего хозяйства (4 часа)

Тематика

1. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни.

Практические работы

Составление доверенности на получение зарплаты.

5. Питание (10 часов)

Тематика

1. Приготовление изделий из теста.

2. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю.

Практические работы

Приготовление блинов, печенья и других изделий из теста.

Упражнения в составлении меню.

6. Профориентация и трудоустройство (8 часов)

Тематика

1. Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива.

2. Учреждения и отделы по трудоустройству.

3. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.

4. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка), правила их составления.

Практические работы

Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки; заполнение анкеты.


Учебно - тематический план


№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов рабочей программы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


Личная гигиена.

Культура поведения.

Медицинская помощь.

Экономика домашнего хозяйства.

Питание.

Профориентация и трудоустройство.

Тестирование

Всего:

2

4

4

4

10

8

2

34



Требования к результатам обучения


Название раздела, темы

Кол-во

часов

Результаты обучения

обучающиеся должны знать

обучающиеся должны уметь

Личная гигиена.





2





• правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши);

• правила смены одежды и нательного и постельного белья;

• пользоваться зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.





Культура поведения.









4








• санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.

• правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;

• требования к внешнему виду молодых людей.

• культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;

• выбирать косметические средства, украшения;

• подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д.).

Медицинская помощь.

4

• виды медицинской помощи;

• функции основных врачей-специалистов.

• записываться на прием к врачу;

• вызывать врача на дом;

• приобретать лекарства в аптеке.

Экономика домашнего хозяйства.






4

• какое место занимают деньги в нашей жизни;

• о порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;

• говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;

- заработную плату членов семьи.

• составлять доверенность на получение заработной платы.






Питание.

10

• разнообразие изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;

• способы и последовательность приготовления изделий из теста;

• готовить изделия из разных видов теста;

• оформлять эти изделия;

• составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания.

Профориентация и трудоустройство.

8

• отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;

• учреждения и отделы по трудоустройству;

• местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;

• виды документов, необходимых для поступления на работу;

• правила перехода на другую работу;

• перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

• соотносить выбранную профессию со своими возможностями;

• заполнять анкету;

• писать заявление, автобиографию;

• составлять заявки на материалы, инструменты;

• писать расписку, докладную записку;

• обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.



Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 11 –го класса.

Учащиеся должны знать:

Правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши); правила смены одежды и нательного и постельного белья; • санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.

Правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;

требования к внешнему виду молодых людей.

Виды медицинской помощи; функции основных врачей-специалистов.

Какое место занимают деньги в нашей жизни; о порядке и условиях получения зарплаты, пенсии; говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома; заработную плату членов семьи.

Разнообразие изделий из теста, приготовленных в домашних условиях; способы и последовательность приготовления изделий из теста;

Отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии; учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода на другую работу; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Учащиеся должны уметь:

Пользоваться зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.

Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома; выбирать косметические средства, украшения; подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д.).

Записываться на прием к врачу; вызывать врача на дом; приобретать лекарства в аптеке.

Составлять доверенность на получение заработной платы.

Готовить изделия из разных видов теста; оформлять эти изделия; составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питан• соотносить выбранную профессию со своими возможностями;

Заполнять анкету; писать заявление, автобиографию; составлять заявки на материалы, инструменты; писать расписку, докладную записку; обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.



Литература.

1.Программы (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В,В, Воронковой 5-9 классы, Москва,"ВЛАДОС".,2010 год.

2.Социально-бытовая ориентировка.5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания / авт.-сост. С.П. Дерябина. -Волгоград: Учитель, 2003.-98с.

3.Одежда для работы и отдыха М. «Ромэн» 1994.

4.Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5-9 классы .-М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-55С.

5.Юдин А.М. «Химия в нашем доме». М. «Химия»1990.

6.В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка для учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., В, Владос,2011г.

7.Плакаты.

8.Средства ИКТ.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!