СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету русский язык для обучающихся 8 класса (надомное обучение) по УМК В.В. Бабайцевой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на 36 уроков (35+1). Календарно-тематическое планирование составлено по основным темам курса 8 класса с учётом требований ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету русский язык для обучающихся 8 класса (надомное обучение) по УМК В.В. Бабайцевой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Дмитровская средняя общеобразовательная школа №9

Московская область, г. Дмитров




УТВЕРЖДАЮ

_________________

Директор школы

Чекаева Т.В.

Приказ №

от « » 2016 г.




Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

для обучающихся 8 класса (надомное обучение)

на 2016/2017 учебный год



Рабочая программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы №9















Составитель: Васильева Лада Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы









2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учётом основной образовательной программы основного общего образования, примерной образовательной программы по русскому языку основного общего образования и авторской программы по русскому языку для обучающихся 5-9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой.

Преподавание рассчитано на 1 урок в неделю (36 часов за год).

Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:

воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осознание его эстетической ценности ;осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка ;развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса;

совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержание курса базируется на современных подходах к обучению языку:

Сознательно-коммуникативно-деятельностном.

Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции.

Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех её видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности. В соответствии с принципом сознательности языковом материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.

Условием для полноценного, эффективного решения задач основного общего образования является владение языком, речью. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе лингвистической компетенции — цель предмета «Русский язык», которому принадлежит особая роль в процессе воспитания, развития и обучения. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций происходит преимущественно на уроках развития связной речи, а формирование лингвистической компетенции — преимущественно при изучении системы языка.

В предлагаемом курсе выделяются две части: «Система языка» и «Развитие связной речи», которые органически связаны между собой, так как базовой основой развития речи является изучение системы языка, его закономерностей.

Выделение двух частей не означает параллельного формирования компетенций, хотя и позволяет акцентировать соответствующий аспект изучения языка и обучения речи.

Эти цели предполагают формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком смысле этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Достижение указанных целей требует решения следующих задач:дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

осуществлять речевой самоконтроль; проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.

Курс реализован в адресованном обучающимся 5—9 классов комплексе:

«Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»..

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах.

В течение пяти лет обучения книга остаётся в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в определённой последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.

Изложение теории даётся в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, ГИА и ЕГЭ. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для 8-го класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придаётся задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Формулировки заданий и характер используемых дидактических материалов отражают внимание к культуроведческому аспекту работы.

Система работы по развитию связной речи учащихся 5—9 классов учитывает следующие положения:связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учётом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»);взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи;

связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка);связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесённость в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.);опора на межпредметные связи, создание единого речевого режима в школе, единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения.

Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трёх частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, в названии раздела, в котором изучается состав слова, использован термин «морфемика», поскольку из трёх видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического)

основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений; умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочинённых предложении и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков, которые сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемые, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчинённого предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.

Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счёте).

Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой части речи выделена категория состояния.

Изучение местоимения создаёт условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению орфографического и пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

Назначение «Вводного курса» — не только повторить изученное в начальных классах, но и помочь детям преодолеть трудности восхождения на новую ступень школы, освоиться с новыми учебными пособиями, создать мотивацию учения на новом этапе, открыть перспективы занятий языком, пропедевтически включая материал, с которым не скоро придётся встретиться в «Основном курсе», но без знания хотя бы элементов которого занятия теряют свою действенность.

В «Основном курсе» реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.

Учебный комплекс оснащён методическими рекомендациями, поурочным планированием, пособиями для учителя по развитию речи, дидактическими и раздаточными материалами по русскому языку для каждого класса, тетрадями для самостоятельной работы учащихся по русскому языку, книгами для учителя, электронным приложением к учебникам.



1. Планируемые результаты.:

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики; развитие речи учащихся.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VШ классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VШ класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование раздела

Содержание раздела

 1

Введение.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и средство межнационального общения.

          2        

Повторение изученного в 5 – 7 классах

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребляя и стилистической окраски.

Способы словообразования. Орфография и морфемика.

Система частей речи в русском языке.

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

  3

Понятие и синтаксисе, и пунктуации

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации предложения, знаки определительные, разделительные, выделительные.

  4

Словосочетание

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды. словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания.

5

Простое предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Виды предложений

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Данное и новое в текстах. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

6

Главные члены предложения

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования, подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

7

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения. Определения: согласованные, несогласованные.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Дополнение как второстепенный член предложения.

Дополнение прямое и косвенное.

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств.

8

Односоставные предложения.

Полные и неполные предложения.

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению (определенно – личные, неопределенно – личные, обобщенно – личные, безличные, назывные).

Их структура и смысловые особенности.

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

9

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами.

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуация при них.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Однородные и неоднородные определения.

Обособление согласованных определений.

Несогласованные определения и их обособление.

Обособление приложений.

Обособление дополнений.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обособление уточняющих членов предложения.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

 Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Обращение, его функции и способы, выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Понятие слов-предложений.

10

Повторение изученного в 8 классе

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.



3. Календарно-тематическое планирование




Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

план

факт

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД


Введение. Повторение изученного в V-VII классах (1ч)

1



Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Лексика фразеология и словообразование.


Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, осуществлять анализ значения, строения, на­писания разных видов омонимов, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов

Регулятивные: составлять

план решаемой проблемы;

Познавательные: умение

разбить текст на абзацы,

извлекать информацию из текста;

Коммуникативные:

умеют формулировать собственное мнение.

Формирование «стартовой» мотивации к обучению, самосовершенствованию

Упр. по теме

2



Морфология. Морфемика. Орфография.

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари

Регулятивные: умение

составлять вопросный

план текста.

Познавательные: умение

работать по таблице

учебника, самостоятельно

усваивать новый материал;

Коммуникативные: умение

задавать вопросы.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, к индивидуальной и коллективной деятельности

Упр. по теме

3















Повторение синтаксиса .простого предложения

Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять

синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении



Регулятивные: умение

самостоятельно

формулировать цели

урока.

Познавательные:

проведение различных

видов анализа текста,

предложения, слова.

Коммуникативные: умение

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, к индивидуальной и коллективной деятельности

Упр. по теме




Синтаксис и пунктуация


4



Виды связи

Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и

предложений в тексте. Знакомство с основными принципами русской пунктуации

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, к индивидуальной творческой деятельности, навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

Упр. по теме

5















Способы подчинительной связи

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения.

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

Упр. по теме




Словосочетание и предложение


6



Основные виды словосочетаний.

Предложение.

Уметь определять основные признаки словосочетания смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания;

уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов

работать по

плану, сверяя свои

действия с целью.

понимать

на слух содержание текста,

его тему,

коммуникативную цель,

главную мысль,

отношение автора к

поставленной в тексте

проблеме.

излагать подробно текст в

соответствии с планом.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

Упр. по теме

7















Повторим орфографию:

Орфограммы корня.

Уметь безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщенное правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

Упр. по теме




Главные члены предложения


8




Подлежащее и сказуемое.

Способы выражения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать типы подлежащего и сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое.

Регулятивные: оценивание

образовательных

достижений (учебных

успехов).

Познавательные:

правильно воспринимать

на слух текст и грамотно

его записывать.

Коммуникативные:

слушать и слышать

учителя.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

Повторить §

9



Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»


Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить

синонимичную замену разных видов сказуемых

Регулятивные: работать по

плану, сверяя свои

действия с целью.

Познавательные: понимать

на слух содержание текста,

его тему,

коммуникативную цель,

главную мысль,

отношение автора к

поставленной в тексте

проблеме.

Коммуникативные:

излагать подробно текст в

соответствии с планом.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Упр. по теме




Второстепенные члены предложения


10



Второстепенные члены предложения. Определение.

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных оп­ределений, понимать двойное значение отдельных вто­ростепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное опреде­ление

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения диагностических заданий, навыков самоанализа и самоконтроля


11



Приложение как разновидность определения.

Знать, что приложение -это разновидность определения, использовать его как средство

выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения,

обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами

Регулятивные: умение

составлять вопросный

план текста.

Познавательные: умение

работать по таблице

учебника, самостоятельно

усваивать новый материал;

Коммуникативные: умение

задавать вопросы.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

12



Знаки препинания при приложении

Т. §

Пр.упр

13



Дополнение. Способы его выражения

Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и' прямое дополнение

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

14



Обстоятельство. Виды обстоя­тельств. Способы его выражения

Знать виды обстоятельств, уметь различать виды об­стоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, вы­разительности, как средство связи предложений в повест­вовательных текстах

Регулятивные: умение

составлять вопросный

план текста.

Познавательные: умение

работать по таблице

учебника, самостоятельно

усваивать новый материал;

Коммуникативные: умение

задавать вопросы.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

15



Обобщение знаний по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второ­степенных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, произво­дить синонимичную замену разных видов сказуемых, не­распространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксиче­ской нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

16



Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения.

Контрольная работа.

Тест.

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второ­степенных членов, различать разные виды сказуемых, вто­ростепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при прило­жении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.


Регулятивные: оценивание

образовательных

достижений (учебных

успехов).

Познавательные:

функционально-структурная

форсированность

учебной деятельности. .

Коммуникативные:

осознанность и

критичность учебных

действий.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

повторить

Односоставное предложение

17



Виды

односоставных

предложений.

Знать, что такое односоставное предложение, его струк­турные особенности, группы

односоставных предложений по способу выражения главного члена, уметь различать односоставные и двусоставные предло­жения. Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

18



Особенности строения полных и неполных предложений

Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные предложения

Регулятивные: умение

составлять вопросный

план текста.

Познавательные: умение

работать по таблице

учебника, самостоятельно

усваивать новый материал;

Коммуникативные: умение

задавать вопросы.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

Предложения с однородными членами

19



Однородные члены пред­ложения.

Союзы при однородных членах.

Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

20



Обобщающие слова при однородных чле­нах предложения.

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы пред­ложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обоб­щающие слова в текстах разных стилей

Регулятивные: умение

составлять вопросный

план текста.

Познавательные: умение

работать по таблице

учебника, самостоятельно

усваивать новый материал;

Коммуникативные: умение

задавать вопросы.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр


21



Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и неоднородные оп­ределения

Знать однородные и неоднородные определения уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интона­ционного,

грамматического анализа предложений и пра­вильно ставить знаки препинания

Уметь различать однородные и неоднородные определе­ния, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и не­однородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

Регулятивные: учиться

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием.

Познавательные:

употребление однородных

членов в тексте. Роль

однородных членов в

создании художественных

образов.

Коммуникативные:

развивать умение работать

с текстом: воспринимать

текст с учетом

поставленной учебной

задачи.


Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля


Т. §

Пр.упр


22



Обобщающий урок по теме «Однород­ные члены предложения»

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности

Регулятивные: учиться

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием.

Познавательные:

употребление однородных

членов в тексте. Роль

однородных членов в

создании художественных

образов.

Коммуникативные:

развивать умение работать

с текстом: воспринимать

текст с учетом

поставленной учебной

задачи.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

Обособленные члены предложения

23



Обособление

Определений

Знать общие условия обособления

согласованных и несогласованных оп­ределений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных

причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

24



Обособление приложений

Знать условия обособления

приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выра­зительно читать предложения с обособлением

Регулятивные: учиться

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием.

Познавательные:

употребление обособленных

членов в тексте. Роль

обособленных членов в

создании художественных

образов.

Коммуникативные:

развивать умение работать

с текстом: воспринимать

текст с учетом

поставленной учебной

задачи.


Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля


Т. §

Пр.упр

25



Обособление дополнений


Знать условия обособления

дополнений; уметь узнавать

опознавательные признаки

уточняющих дополнений (производные предлоги), производить

синонимичную замену производных предлогов при обособленных до­полнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр


26

27.02


Обособление

обстоятельств,

выраженных

деепричастными

оборотами


Знать условия

обособления обстоятельств,

выраженных одиночными

деепричастиями и

деепричастными оборотами; уметь находить деепр. оборот, определять его границы, правильно ста­вить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами

Регулятивные: учиться

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием.

Познавательные:

употребление однородных

членов в тексте. Роль

однородных членов в

создании художественных

образов.

Коммуникативные:

развивать умение работать

с текстом: воспринимать

текст с учетом

поставленной учебной

задачи.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения творческих заданий

Т. §

Пр.упр

27



Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогом


Правильно ста­вить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их, опознавать обо­собленные

обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи

Т. §

Пр.упр

28



Обособление уточняющих членов предложения

Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми

Регулятивные: оценивание

образовательных

достижений (учебных

успехов).

Познавательные:

функционально-

структурная

сформированность

учебной деятельности. .

Коммуникативные:

осознанность и

критичность учебных

действий.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

Вводные слова, обращения

29



Предложения с вводными сло­вами и обращениями.

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказы­ваемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

Регулятивные: учиться

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием.

Познавательные:

употребление вводных слов в тексте. Их роль

в создании художественных

образов.

Коммуникативные:

развивать умение работать

с текстом: воспринимать

текст с учетом

поставленной учебной

задачи.

Формирование навыков индивидуального выполнения творческих заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

Слова-предложения

30



Слова-предложения. Особенности слов-предложений.


Уметь отличать слова-предложения от вводных слов и частиц.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности

Регулятивные: учиться

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием.

Познавательные:

употребление обособленных

членов в тексте. Роль

обособленных членов в

создании художественных

образов.

Коммуникативные:

развивать умение работать

с текстом: воспринимать

текст с учетом

поставленной учебной

задачи.

Формирование навыков индивидуального и коллективного выполнения заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр


Повторение изученного в VIII классе

31



Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения, подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, со­ставлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.




Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального выполнения творческих заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

32




Односоставные и неполные предложения

Уметь применять полученные знания на практике.



Т. §

Пр.упр

33

10.05


Предложения с однородными членами.

Уметь применять полученные знания на практике.

Регулятивные: составлять

план решения учебной

задачи.

Познавательные: умение

пользоваться словарями,

справочниками. Используя

таблицу учебника,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Формирование навыков индивидуального выполнения творческих заданий, навыков самоанализа и самоконтроля

Т. §

Пр.упр

34

12.05


Предложения с обособленными членами.

Уметь применять полученные знания на практике.

Т. §

Пр.упр

35

15.05


Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложения.

Уметь применять полученные знания на практике.

Индивид. задания

36



Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса

Опираться на знание принципов рус­ской орфографии, на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ, уметь применять на практике. Уметь конструировать предло­жения, осложненные обособлен­ными определениями и приложе­ниями и расставлять в них знаки препинания



Повторить §


26.05


Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса


Приложение №1


Учебно-методическое обеспечение:

- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М,: Дрофа, 2013.

- Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. Русский язык. Практика. 8 кл. М.: Дрофа 2014

- Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 кл. - М.: Дрофа, 2014

- Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой. 5-9 кл./ А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа,2014

- Поурочное планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой. Автор-составитель М.Е.Кривоплясова – Волгоград «Учитель» 2015

- «Универсальные поурочные разработки к урокам русского языка. 8 класс» Н.И.Егорова – М.: ВАКО, 2014

-Русский язык. Экспресс-диагностика. Н.М.Девятова, Е.Ю.Геймбух; М- Национальное образование, 2013.

-КИМы по русскому языку. 8 класс. Н.И. Егорова – М.: ВАКО, 2013

-КИМы по русскому языку. 8 класс.- И.П.Цыбулько- М. «Просвещение» 2015

-Справочник к учебникам русского языка 5-9 кл. Все правила русского языка в таблицах и схемах. Н Сычева - М: Астрель, 2011

-К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. 8 класс. Л.А.Ахрименкова-М. «Просвещение» 2015

-Фефилова Г.Е. Русский язык 8 класс. Планы-конспекты уроков. –Ростов-на-Дону «Феникс» 2013

Мультимедийные пособия

  1. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения: 8 класс».

  2. Диск «Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  3. Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»

  4. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».

  5. Диск «Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  6. Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  7. Сборник дисков «Видеоуроки 5-9 классы» ООО «Инфоурок»

  8. Диск «Русский язык .8 класс» ООО «Компеду»

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Нормы оценивания обучающихся по русскому языку

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса VI –100-130 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VI класса –20-25слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова. При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Оценка «5» выставляется за

- безошибочную работу;

- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

- 2 орфо­графических и 2 пунктуационных ошибок;

- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

- 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок;

- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

- 3 орфогра­фические и 5 пунктуационных ошибок;

- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено

- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

- 6 орфо­графических и 8 пунктуационных ошибок;

- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка дополнительных заданий при диктанте

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.


Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание темы полностью соответствует теме.

- Фактические ошибки отсутствуют.

- Содержание излагается последовательно.

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- 1 орфографическая ошибка

- 1 пунктуационная ошибка

- 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок

- 2 грамматические ошибки



«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.































Класс

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректировочное мероприятие

Дата по факту

































































































































































































Лист корректировки программы



СОГЛАСОВАНО

___________________

Зам.директора по УМР

Сторожева Н.В.

Протокол МС

от « » 2016г. №1























СОГЛАСОВАНО

__________________

Руководитель ШМО

Хохленко И.Ю.

Протокол заседания ШМО учителей

от « » 2016 г. № 1

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!