СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Изобразительное  искусство» в 6 классе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа по предмету «Изобразительное  искусство» в 6 классе разработана на основе  Примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ  «Изобразительное искусство и художественный труд»5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Изобразительное  искусство» в 6 классе»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МОУ

 ___________

Протокол №1 от.________

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

___________2017 г._

«Утверждено»

Директор

_______2017 г.





Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 6 класса

( базовое обучение)

Учитель Малашкина Юлия Владимировна,

1 квалификационная категория





 

 Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы по изобразительному искусству

для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд»5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014



















2017/2018 учебный год


Пояснительная записка.


Статус документа.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе разработана на основе Примерной государственной программы по изобразительному искусству

для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд»5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

Структура документа

Программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование календарно - тематическое планирование уроков;. материально-техническое обеспечение; методические приложения, результаты освоения учебного предмета и система их оценки.


Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета.

  • Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

  • Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

  • Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

  • Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

  • Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

  • Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

  • Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.


Место предмета в учебном плане.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.

Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в каждом классе. 102 часа в год.



Результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно - ориентационной сфере:

 Осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;

 Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

В трудовой сфере:

 Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере:

 Овладение средствами художественного изображения;

 Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

 Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

 Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

 Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

В трудовой сфере;

 Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

 Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

 Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;


Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

 Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

 Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

 Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

 Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

 Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере:

 Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

 Диалогический подход к освоению произведений искусства;

 Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

В трудовой сфере;

 Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).



Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  • Викторины

  • Кроссворды

  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  • Тестирование

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.

В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

  • "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

  • "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

  • "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

  • "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями


















































Содержание учебного предмета


Искусство в жизни человека - 34 часа


Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.

Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.

В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.

Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.


Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт

Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.


Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой ин­дивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Ху­дожественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.

Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.

Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.


Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж

Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.




































Тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства в 6 классе


№ п/п

Тема

Результаты образования

Дата

Коррект-вка

предметные

личностные

метапредметные

1 раздел

Виды изобразительного искусства (8часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.

Ознакомление с видами искусства



2

Рисунок - основа изобразительного творчества



3

Линия и ее выразительные возможности.

Привитие любви к произведениям искусства.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.



4

Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.

Умение отличать и выполнять тональные соотношения



5

Цвет, основы цветоведения.

Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.

Создание

проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка.

Знать основы языка изобразительного искусства (тон, выразительные возможности тона).



6

Цвет в произведениях живописи

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.



7

Объемные изображения в скульптуре

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры

Связь объема с окружающим пространством и окружением



8

Основы языка изображения

Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства.

Знать виды пластических и изобразительных искусств



2 раздел

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника


Привитие любви к произведениям искусства.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.

Формирование представлений о ритме и цвете.



10

Изображение предметного мира

Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта

Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре



11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

Иметь представление о многообразии и выразительности форм.


Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.



12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры, основы композиции на плоскости.

Творческое обсуждение выполненных работ.



13

Освещение. Свет и тень.

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

Знать выдающихся художников - графиков. творчество Ф. Дюрера. В. Фаворского.

Знать основы изобразительной грамоты: светотень



14

Натюрморт в графике.

Уметь составлять композицию на плоскости, работать в техники печатной графики.

Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его.

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художественных переживаний.



15

Цвет в натюрморте

Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.

Знать выразительные возможности цвета

Цветовая организация натюрморта - И. Машков «Синие сливы»



16

Выразительные возможности натюрморта.

Знать жанры изобразительного искусства, (натюрморт). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.

Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника



3 раздел: Вглядываясь в человека Портрет (11часов)

17

Образ человека, главная тема искусства

Знать жанры изобразительного искусства

Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.

Великие художники – портретисты: Рембрандт, И. Репин., Рокотов Ф. В Боровиковский.



18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Найти и прочитать материал в исторической литературе.

Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)

Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.



19

Графический портретный рисунок и выразительность образа.

Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое обсуждение работ



20

Портрет в графике.

Воспитание любви и интереса к

Произведениям

художественнойлитературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.

Поиск информации, создание алгоритма деятельности

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.



21-22

Портрет в скульптуре.

Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица

Знать материалы и выразительные возможности.

Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.



23

Сатирические образы человека.

Уметь работать графическими материалами.

Понимание правды жизни и язык искусства.

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.



24

Образные возможности освещения в портрете

Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия.

Понимать роль света в разных видах искусства. Театра и кино.



25

Портрет в живописи.

Роль живописного портрета в истории искусства Композиция в портрете.

Уметь активно работать в технике коллажа.

Знать Портрет Леонардо да Винчи



26

Роль цвета в портрете.

Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.

Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства.



27

Великие портретисты.

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.

Выражение творческой индивидуальности.

Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником.



4 раздел Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов)

28

Жанры в изобразительном искусстве.

Работа в художественно-конструктивной деятельности.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов

Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос.



29

Правила воздушной и линейной перспективы.

Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы

Знать правила воздушной и линейной перспективы.

Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения.



30

Пейзаж- большой мир. Организация пространства.

Творческое обсуждение работ. Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана.

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата



31

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

Прививание любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.

Творчески подход к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой.

Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет.

Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности



32-33

Городской пейзаж.



Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.

Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в шестом классе

Эстетическая оценка результатов



34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.

Знать виды и жанры художественной деятельности

Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.








































Перечень учебно-методического обеспечения


Оборудование

* Учебные столы, с возможностью размещения красок и др. инструментов.

* Тумбочка для технических средств обучения.

* Доска большая универсальная.

* Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Таблицы

* Схема рисования транспорта

* Гжель

* Последовательность рисования животных, птиц

* Полхов-Майдан

* Дымковская игрушка

* Схемы строения лица и фигуры человека

* Цветовой круг

Методический фонд

* Репродукции картин разных художников.

* Муляжи для рисования

* Серии фотографий и иллюстраций природы.

* Фотографии и иллюстрации животных.

* Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

* Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

* Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.





























Список литературы

1. Примерная государственая программа по изобразительному искусству

для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014

2. «Изобразительное искусство». Е.И. Коротеева, - М: Просвещение, 2013 г.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!