«Рассмотрено» Руководитель МО МОУ ___________ Протокол №1 от.________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________2017 г._ | «Утверждено» Директор _______2017 г. |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса ( базовое обучение) Учитель Малашкина Юлия Владимировна, 1 квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд»5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014 2017/2018 учебный год |
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе разработана на основе Примерной государственной программы по изобразительному искусству
для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд»5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Структура документа
Программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование календарно - тематическое планирование уроков;. материально-техническое обеспечение; методические приложения, результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в каждом классе. 102 часа в год.
Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно - ориентационной сфере:
Осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.
В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями
Содержание учебного предмета
Искусство в жизни человека - 34 часа
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Тематическое планирование уроков
Изобразительного искусства в 6 классе
№ п/п | Тема | Результаты образования | Дата | Коррект-вка |
предметные | личностные | метапредметные |
1 раздел Виды изобразительного искусства (8часов) |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | Ознакомление с видами искусства | | |
2 | Рисунок - основа изобразительного творчества | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | Привитие любви к произведениям искусства. | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | | |
4 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения | | |
5 | Цвет, основы цветоведения. | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка. | Знать основы языка изобразительного искусства (тон, выразительные возможности тона). | | |
6 | Цвет в произведениях живописи | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | | |
7 | Объемные изображения в скульптуре | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры | Связь объема с окружающим пространством и окружением | | |
8 | Основы языка изображения | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. | Знать виды пластических и изобразительных искусств | | |
2 раздел Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | Привитие любви к произведениям искусства. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | Формирование представлений о ритме и цвете. | | |
10 | Изображение предметного мира | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта | Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | | |
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. | | |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры, основы композиции на плоскости. | Творческое обсуждение выполненных работ. | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Знать выдающихся художников - графиков. творчество Ф. Дюрера. В. Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | | |
14 | Натюрморт в графике. | Уметь составлять композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художественных переживаний. | | |
15 | Цвет в натюрморте | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | Знать выразительные возможности цвета | Цветовая организация натюрморта - И. Машков «Синие сливы» | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | Знать жанры изобразительного искусства, (натюрморт). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника | | |
3 раздел: Вглядываясь в человека Портрет (11часов) |
17 | Образ человека, главная тема искусства | Знать жанры изобразительного искусства | Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | Великие художники – портретисты: Рембрандт, И. Репин., Рокотов Ф. В Боровиковский. | | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | | |
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | | |
20 | Портрет в графике. | Воспитание любви и интереса к Произведениям художественнойлитературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | | |
21-22 | Портрет в скульптуре. | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица | Знать материалы и выразительные возможности. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. | | |
23 | Сатирические образы человека. | Уметь работать графическими материалами. | Понимание правды жизни и язык искусства. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | | |
24 | Образные возможности освещения в портрете | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театра и кино. | | |
25 | Портрет в живописи. | Роль живописного портрета в истории искусства Композиция в портрете. | Уметь активно работать в технике коллажа. | Знать Портрет Леонардо да Винчи | | |
26 | Роль цвета в портрете. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | | |
27 | Великие портретисты. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Выражение творческой индивидуальности. | Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. | | |
4 раздел Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов) |
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | Работа в художественно-конструктивной деятельности. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов | Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос. | | |
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения. | | |
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | Творческое обсуждение работ. Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата | | |
31 | Пейзаж - настроение. Природа и художник. | Прививание любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подход к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой. | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности | | |
32-33 | Городской пейзаж. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в шестом классе | Эстетическая оценка результатов | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | Знать виды и жанры художественной деятельности | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование
* Учебные столы, с возможностью размещения красок и др. инструментов.
* Тумбочка для технических средств обучения.
* Доска большая универсальная.
* Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Таблицы
* Схема рисования транспорта
* Гжель
* Последовательность рисования животных, птиц
* Полхов-Майдан
* Дымковская игрушка
* Схемы строения лица и фигуры человека
* Цветовой круг
Методический фонд
* Репродукции картин разных художников.
* Муляжи для рисования
* Серии фотографий и иллюстраций природы.
* Фотографии и иллюстрации животных.
* Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
* Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
* Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Список литературы
1. Примерная государственая программа по изобразительному искусству
для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы, под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014
2. «Изобразительное искусство». Е.И. Коротеева, - М: Просвещение, 2013 г.
16