Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями работодателя и особенностями развития отрасли «Промышленность» Тамбовской области, позволяет обеспечить освоение курса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Котовский индустриальный техникум».
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум».
Протокол №1 от 30 августа 2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящих в укрепленную группу 140000 «энергетика, энерготехническое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Кондрашов В.В. преподаватель спец.дисциплин
Рассмотрено на заседании ПЦК 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 28 августа 2016 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2016 г., протокол №1, утверждена зам.директора по УР
Председатель ПЦК _______ В.В. Кондрашов
Зам. директора ___________
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в укрупнённую группу 140400 «Электроэнеогетика и электротехника», по направлению подготовки 140000 «Энергетика, энергнтическое машиностроение и электротехника».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Данная дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
- самостоятельной работы обучающегося 42 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
| 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | | | |
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Историческая справка «электричество основные открытия» Основные понятия |
Тема 1.1. Элементы электрических цепей | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Основные элементы Графическое обозначение |
Раздел 2. | Электрическое поле | | |
Тема 2.1. Основные понятия | Содержание учебного материала | |
1 2 3 | Электрические свойства тел. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. | 2 |
Тема 2.2. Электроемкость Конденсаторы и их соединения. | Содержание учебного материала | | |
1 2 | Проводники, полупроводники, диэлектрики. Конденсаторы и их соединения. | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам | | |
Тема 2.3 Порядок расчета батареи конденсаторов | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 3 | Последовательное соединение Параллельное соединение Смешанное соединение |
Практические занятия | 2/2 |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект | 2/2 |
Раздел 3. | Электрические цепи постоянного тока | | |
Тема 3.1. Электрический ток, сопротивление, проводимость | Содержание учебного материала | |
1 2 | Классификация электрических цепей и их основных элементов. Контур электрической цепи, ветвь, узел. | 3 |
Практические занятия Расчет параметров электрического поля. | 2/4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Конспект по темам | 2/4 |
Тема 3.2 Включение реостата потенциометром. Закон Ома | Содержание учебного материала | |
1 2 | Схема включения Закон Ома для участка и полной цепи | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач, Конспект по темам | 4/6 | 2 |
Тема 3.3. Электрическая энергия и мощность Электрическая энергия, мощность. Баланс мощностей, КПД | Содержание учебного материала | |
1 2 | Схема включения Закон Ома для участка и полной цепи |
Тема 3. 4 Режимы работы источника ЭДС | Содержание учебного материала | |
1 2 | Режим холостого хода. Под нагрузкой. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам | 2/8 | |
Тема 3.5. Расчет электрических цепей постоянного тока Электрическая цепь, её элементы. | Содержание учебного материала | |
1 2 3 | Последовательное и параллельное соединение потребителей. Законы Кирхгофа. Эквивалентное сопротивление. | 3 |
Практические занятия | 2/6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, Конспект по темам | 2/10 |
Тема 3.6 Смешанное соединение потребителей | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Порядок расчета |
Лабораторные работы1 Введение и ТБ. Электроизмерительные приборы и измерения | 4 |
Практические занятия | 2/8 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам , решение задач, подготовка к Л.Р. | 2/12 |
Тема 3.7 Тепловое действие тока. Законы Джоуля-Ленца. Защита при К.З. Потеря напряжения в проводах | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 3 | Нагрев проводов электрическим токов Закон Джоуля-Ленца Плавкие предохранители и автоматические реле | |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект, решение задач | 1/13 |
Тема 3.8 Неразветвленная цепь с несколькими источниками.. | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Согласное, встречное включение Понятие о сложных цепях и методах их расчета |
Практические занятия | 2/10 |
Тема 3.9 Решение задач | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Решить задачу с параллельным сопротивлением индуктивности |
Практические занятия | 2/12 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач | 1/14 |
Тема 3.10 Общие сведения о химических источниках. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Структура и состав химического источника Последовательное, параллельное, смешанное соединение источников в батарею |
Тема 3.11 Расчёт батареи химических источников ЭДС | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Рассчет элементов с электродвижущей силой и внутренним сопротивлением |
Практические занятия | 2/14 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач | 1/15 |
Раздел 4. | Электромагнетизм | | |
Тема 4.1 Магнитное поле постоянного тока | Содержание учебного материала | |
1 2 3 | Изображение магнитного поля Правило буравчика Характеристики магн поля постоянного тока | 2 |
Тема 4.2 Действие магнитного поля на проводник с током. | Содержание учебного материала | |
1 2 | Электромагнитная сила. Правило левой руки | |
Тема 4.3 Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | |
1 2 3 4 | Явление электромагнитной в замкнутом контуре, катушке, проводнике. Правило правой руки. Принцип действия генератора. Индуктивность. | 3 |
Практические занятия | 2/16 |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект | 1/16 | |
Тема 4.4 Принцип действия генератора. | Содержание учебного материала | |
1 2 | Индуктивность. Согласное, встречное включение катушек | 2 |
Тема 4.5 Вихревые токи | Содержание учебного материала | |
1 2 | Отрицательное действие вихревых токов. Способы уменьшения вихревых токов | 2 |
Тема 4.6 Явление самоиндукции. | Содержание учебного материала | |
1 2 | Явление взаимоиндукции. Принцип действия трансформатора | 2 |
Тема 4.7 Намагничивание и перемагничивание ферромагнитных материалов. | Содержание учебного материала | |
1 2 3 | Намагничивание ферромагнитных материалов Перемагничивание ферромагнитных материалов. Работа реле | 2 |
Тема 4.8. Магнитные цепи | Содержание учебного материала | |
1 2 3 4 | Классификация магнитных цепей. Законы магнитной цепи. Намагничивание и перемагничивание. Расчет цепи | 3 |
Практические занятия | 2/18 |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект | 1/17 | |
Раздел 5. | Электрические измерения | |
Тема 5.1. Основы метрологии | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Методы измерения |
Тема 5.2. Измерительные приборы | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Системы измерительных приборов. Классификация измерительных приборов |
Лабораторные работы №2 | 4 | |
Практические занятия | 2/20 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам подготовка к Л.Р. | 1/18 | |
Тема 5.3 Детали ЭИП | Содержание учебного материала | |
1 2 | Назначение ЭИП деталей. Погрешности измерения | 3 |
Лабораторные работы №3 | 4 |
Практические занятия | 2/22 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам подготовка к Л.Р. | 2/20 |
Тема 5.4. Измерение электрических сопротивлений Измерение | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Измерение электрических сопротивлений косвенным методом Классификация электрических сопротивлений |
Практические занятия | 2/24 | |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект | 1/21 |
Тема 5.5 Приборы непосредственной оценки для измерения больших, средних сопротивлений. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Ампервольтомметр. Понятие о сопротивлении заземления |
Тема 5.6 Измерение мощности и энергии | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Измерение мощности Измерение энергии |
Тема 5.7 Приборы непосредственной оценки. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Ваттметр Измерительные трансформаторы |
Тема 5.8 Однофазный индукционный счетчик | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Однофазный индукционный счетчик Поверка счетчика |
Раздел 6. | Электрические цепи однофазного переменного тока | | |
Тема 6.1. Синусоидальный электрический ток | Содержание учебного материала | |
1 2 3 | Определение синусоидального электрического тока Получение синусоидального электрического тока Характеристики синусоидального электрического тока | 3 |
Практические занятия | 2/26 |
Тема 6.2 Временные и векторные диаграммы. | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 3 | Временные диаграммы Векторные диаграммы. Фаза. |
Практические занятия | 2/28 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам, сложение и вычитание векторов | 1/22 |
Тема 6.3 Линейные электрические цепи синусоидального тока | Содержание учебного материала | | |
1 | Линейные электрические цепи синусоидального тока |
Практические занятия | 2/30 | |
Тема 6.4 Элементы электрической цепи | Содержание учебного материала | |
1 2 3 | Резистор Катушка индуктивности Конденсатор. | 3 |
Практические занятия | |
Тема 6.5 Параметры электрической цепи. | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 3 4 | Сопротивление Индуктивность Ёмкость Явление поверхностного эффекта |
Практические занятия | | |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект, подготовка к Л.Р. | 1/23 |
Тема 6.6 Цепь с активным сопротивлением | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Цепь с индуктивностью Цепь с емкостью |
Практические занятия | | |
Тема 6.7 Неразветвленные цепи переменного тока | Содержание учебного материала | |
1 | Неразветвленные цепи переменного тока | 3 |
Лабораторные работы №4 | 4 |
Практические занятия | | |
Тема 6.8 Разветвленные цепи переменного тока | Содержание учебного материала | |
1 | Неразветвленные цепи переменного тока | 3 |
Практические занятия | |
Тема 6.9 Решение задач | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Решение задач |
Лабораторные работы 5 | 4 | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам, подготовка к Л.Р. | | |
Тема 6.10 Решение задач - неразветвленные цепи переменного тока | Содержание учебного материала | |
1 | Решение задач | 3 |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач | 1/24 | |
Тема 6.11 Решение задач – разветвленные цепи переменного тока. Метод составляющих токов и проводимостей | Содержание учебного материала | |
1 | Решение задач | 3 |
Практические занятия | |
Тема 6.12 Расчёт неразветвлённых цепей переменного тока | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Расчёт |
Тема 6.13 Расчёт разветвлённых цепей переменного тока | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Расчёт |
Тема 6.14. Резонанс в электрических цепях | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Резонанс напряжений |
Практические занятия | | |
Тема 6.15 Резонанс токов. | Содержание учебного материала | |
1 | Коэффициент мощности | 3 |
Лабораторные работы6.7 | 8 |
Практические занятия | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам подготовка к Л.Р. | 1/25 |
Тема 6.16 Составляющие резонанса | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Составляющие резонанса |
Контрольные работы | | |
Тема 7.1 Получение трехфазной симметричной системы ЭДС | Содержание учебного материала | |
1 2 | Временная диаграмма Векторная диаграмма | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект | 1/26 |
Тема 7.2 Соединение обмоток генератора | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 3 4 | Соединение обмоток генератора «звездой» Соединение обмоток генератора «треугольником». Векторные диаграммы. Соотношение между линейными и фазными напряжениями и токами |
Тема 7.3 Соединение потребителей энергии «звездой» | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Соединение потребителей энергии «звездой» при симметричной нагрузки фазы Соединение потребителей энергии «звездой» при несимметричной нагрузки фазы |
Тема 7.4 Соединение потребителей энергии «треугольником» | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Соединение потребителей энергии «треугольником» |
Тема 7.5 Решение задач | Содержание учебного материала | | 3 |
1 | Решение задач |
Практические занятия | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение зада | 1/27 |
Тема 7.6 Аварийные режимы при соединении потребителей «звездой». | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Аварийные режимы при соединении потребителей «звездой». Роль нулевого провода |
Лабораторные работы8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам подготовка к Л.Р. | 1/28 |
Тема 7.7 Аварийные режимы при соединении потребителей «треугольником» | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Аварийные режимы при соединении потребителей «треугольником» |
Тема 7.8 Расчёт цепей трёхфазного тока при соединении потребителей | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Расчёт цепей трёхфазного тока при соединении потребителей «звездой» Расчёт цепей трёхфазного тока при соединении потребителей «треугольником» |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач | 1/29 |
Тема 7.9 Вращающееся магнитное поле. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Вращающееся магнитное поле. Принцип действия асинхронного двигателя |
Раздел 8. | Цепи несинусоидального тока | | |
Тема 8.1 Цепи несинусоидального тока | Содержание учебного материала | |
1 2 | Причины возникновения синусоидального тока. Сложение синусоидальных величин разной частоты | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект, решение задач | 1/30 |
Тема 8.2 Разложение кривых на гармоники. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Разложение кривых на гармоники Расчет цепей |
Итоговое занятие | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Проверка конспекта лекций, журнала лабораторных работ |
Раздел 9. | Электроника | | |
Тема 9.1. Введение Тема 9.2. Аналоговая электроника 9.2.1 Физические основы полупроводников | Содержание учебного материала | 2/32 |
1 2 | Физические основы полупроводников. Электронно-дырочный (p-n) переход, его включение и свойства | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: конспект | 1/31 |
9.2.2 Полупроводниковые диоды | Содержание учебного материала | 2/34 | 2 |
1 2 3 4 | Классификация полупроводниковых диодов Принцип действия УГО. Принцип действия стабилитронов. Выпрямительные диоды |
Лабораторные работы №1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам подготовка к Л.Р. | 1/32 |
9.2.3 Биполярные транзисторы | Содержание учебного материала | 2/36 | 2 |
1 2 3 | Классификация Принцип действия УГО |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам | 1/33 |
Тема 9.2.4 Работа транзистора в ключевом режиме | Содержание учебного материала | 2/38 | 2 |
1 2 3 | Ключевой режим Схема включения Применение схем |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач, подготовка к лр | 1/34 |
Тема 9.2.5 Работа транзистора в режиме усиления | Содержание учебного материала | 2/40 | 3 |
1 2 3 | Режим усиления Схема включения Применение схем |
Лабораторные работы №2 | 2 |
Тема 9.2.6 Полевые транзисторы | Содержание учебного материала | 2/42 | 2 |
1 2 | Устройство Режимы работы |
Тема 9.2.7 Тиристоры | Содержание учебного материала | 2/44 | 3 |
1 2 3 | Динисторы Тринисторы Симисторы |
Лабораторные работы №3 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам, подготовка к Л.Р. | 1/35 |
Тема 9.2.8 Выпрямители и фильтры. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Описание работы схемы выпрямителя Режим фильтра |
Тема 9.2.9 Электронные усилители | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Электронные усилители Принцип усиления сигнала |
Тема 9.2.10 Схема усилителя с ОЭ | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | ОЭ Эмиттерный повторитель |
Тема 9.2.11 Дифференциальный усилитель.. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Однотактный Двухтактный усилитель |
Тема 9.2.12 Операционные усилители | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Усилители Характеристики усилителей |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам | 1/36 |
Тема 9.2.13 Импульсная техника | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 3 | Мультивибраторы Триггеры блокинг-генератор |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам | 1/37 |
Тема 9.3 Цифровая электроника Тема 8.3.1 Двоичная арифметика | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Двоичная арифметика Основные логические элементы: И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ |
Лабораторные работы №4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам, подготовка к Л.Р. | 1/38 |
Тема 9.3.2 Триггеры на логических элементах. | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Триггеры принцип действия Регистры, принцип действия последовательного и параллельного регистра |
Тема 9.3.3 Счетчики электрических импульсов, принцип действия | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Применение счетчиков Принцип действия |
Лабораторные работы №5 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам, подготовка к Л.Р. | 1/39 |
Тема 9.3.4 Дешифраторы и шифраторы | Содержание учебного материала | | 3 |
1 2 | Дешифраторы и шифраторы Мультиплексоры и демультиплексоры |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач | 1/40 |
Тема 9.3.5 ЦАП и АЦП | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Цап Ацп |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач | 1/41 |
Тема 9.3.6 Микропроцессоры и их применение на ж/д транспорте | Содержание учебного материала | | 2 |
1 2 | Применение и характеристики Достоинства и недостатки |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по темам решение задач | 1/42 |
Итого | | | 126 |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехника и электроника»;
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.