Раздел 1 Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе ФЗ «Об образовании» №273;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова ,А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига \ учебник» 2015.
Основной образовательной программы основного общего образования;
Рабочая программа составлена без изменений, 70 часов в год (2 часа в неделю)
Основными целями курса являются:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм ценностей ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленной обществом в сфере биологической науки
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить :
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности эмоционально- ценностного отношения к живой природе и человеку;
формирование экологического сознания.
Раздел 2 Общая характеристика предмета, курса.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечение его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования – повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний в настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы . их многообразии и эволюции, о человеке, как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся научного мировоззрения , развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятий, структурировать материал и т.д.Учащиеся включаются к коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссия, вступать в диалог.
Раздел 3 Место курса биологии в базисном учебном плане.
На изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом , в 6 классе, у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Программа предусматривает :
практических работ – 15
лабораторных работ -10
контрольных работ – 2
проектов -2.
Темы проектных и исследовательских работ
Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за нами).
Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «Живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков).
Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.
Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения)
Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании с в неволе теплокровных и холоднокровных животных.
Выявление взаимосвязи между нахождением источника света и направлением роста всходов растений.
Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.
Выявление особенностей питания разных животных ( на примере домашних животных)
Исследование «Кто живет в почве»
Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу и не навредить природе», «Природное сообщество родного края»
Раздел 4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты
Соблюдение правил поведения в природе;
Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
Развитие эстетического восприятия живой природы;
Формирование ответственного отношения к учению и труду;
Формирование познавательного интереса к изучению предмета;
Развитие навыков обучения;
Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Метапредметные результаты
Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;
Составлять план работы;
Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
Работать с текстом параграфа и его компонентами;
Составлять план ответа;
Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;
Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;
Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.
Предметные результаты
Влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
Основные среды обитания живых организмов;
Основные типы природных сообществ;
Почему необходимо охранять местообитание животных и растений;
Приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
Объяснять значение ярусности экосистем;
Называть природные сообщества, типичные для родного края;
Приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
Приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Раздел 5 Содержание учебного курса
Введение 2 часа
Тема 1 Общая характеристика живых организмов 13 часов
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание , дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов
Химический состав растительных организмов
Строение растительной клетки
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани живых организмов.
Чечевички – образования покровной ткани.
Тема 2 Многообразие живых организмов 18 часов
Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии : строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам , типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень – видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов 27 часов.
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. \роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное.
Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) . Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений
Изучение роли воздуха в прорастании семян
Чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление сенполии.
Образование и рост корней.
Тема 4 Организмы и окружающая среда 10 часов.
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг , степь , болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрации
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Раздел 6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Книгопечатная продукция:
Примерная рабочая программа по учебному предмету .Биология 5 – 9 классы. Авторы : В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева.. Москва. Академкнига/Учебник, 2015.
Учебник Биология 6 класс В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. Москва Академкнига/учебник, 2016.
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Звуковые колонки
Учебно-практическое оборудование
Доска классная настенная-1
Парты ученические -6
Стулья ученические -12
Стол учителя - 1
Стул учителя - 1
Микроскоп
Раздел 7 Планируемые результаты изучения курса
Выпускник научится
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов) их практическую значимость;
Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами , ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов ( приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;
Выпускник получит возможность научиться:
Соблюдать правила работы в кабинете биологии , с биологическими приборами и инструментами;
Использовать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивание и размножение культурных растений, домашних животных;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе ( познание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы) ;
Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 8 Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Коли-чество часов | Дата | Тип урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Введение 2 часа Введение | 1 | | Урок - презентация | Знакомится со структурой учебника, перечнем тем которые будет изучать в 6 классе. Определяет цели изучения предмета биология. |
2 | Защита проекта по теме «Природное сообщество родного края» | 1 | | Защита проектов | Представляет презентации проектов по теме «Природное сообщество родного края» |
3 | Тема №1 «Общая характеристика живых организмов» 13часов Основные свойства живых организмов. | 1 | | Презентация | Знакомится с презентацией; определяет понятия формируемые в ходе изучения темы; Выделяет основные признаки живого; называет основные отличия живого от неживого; работает с текстом учебника, иллюстрациями. |
4 | Практическая работа №1 «Признаки живых организмов» | 1 | | Практическая работа | Наблюдает за комнатными растениями, проводит опыты, делает выводы, оформляет опыт и выводы в тетради. |
5 | Вода, неорганические и органические вещества. | 1 | | Изучение нового | Называет основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивает химической состав тел живой и неживой природы. Объясняет роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. |
6 | Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов» | 1 | | Лабораторная работа | Проводит опыты, обнаруживает химические вещества, содержащиеся в растениях, оформляет выводы работы в тетрадях. |
7-8 | .Клетка – элементарная единица живого. | 2 | | Изучение нового | Наблюдает демонстрацию увеличительных приборов подготовленную учителем; Работает с иллюстрациями учебника, текстом; Выделяет основные признаки строения клетки; называет основные органоиды, описывают их функции. Сравнивает строение клеток растений и животных, безъядерных организмов. |
9 | Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки» | 1 | | Лабораторная работа | Изучает строение растительной клетки на примере чешуи кожицы лука; оформляет в тетради рисунок клетки, записывает выводы. |
10 | Понятие «ткань». Типы тканей растений и животных. | 1 | | Изучение нового | Работает с иллюстрациями и текстом учебника; распознает основные типы тканей растений и животных; |
11 | Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей» | 1 | | Лабораторная работа | Выявляет связь между строением и функциями клеток тканей. Оформляет выводы в рабочей тетради. |
12 | Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов» | 1 | | Лабораторная работа | Изучает особенности строения соединительных тканей животных организмов.; оформляет выводы в рабочей тетради. |
13 | Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани» | 1 | | Практическая работа | Изучает особенности строения покровных тканей растений; записывает в тетради наблюдения и выводы. |
14 | Понятие «орган». Органы и системы органов. | 1 | | Комбинированный | Называет основные системы органов животных, сравнивает системы наземных и подземных органов растений. |
15 | Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов» | 1 | | Контроль знаний | Выполняет тесты и задания по изученной теме. |
16 | Тема 2 «Многообразие живых организмов» 18 ч. Систематика живых организмов | 1 | | Изучение нового | Работает с текстом учебника и иллюстрациями; знакомится с презентацией по теме урока; называет единицы систематики растений и животных; записывает в тетради ЛОК по теме урока. |
17 | Основные единицы систематики растений и животных. | 1 | | Комбинированный | Дает общую характеристику основных царств живой природы, заполняет таблицы в тетради. Разбирает отличительные признаки , свойственные представителям разных царств. |
18 | Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам» | 1 | | Практическая работа | Записывает в рабочей тетради признаки систематических групп растений и животных, делает выводы о принадлежности. |
19 | Бактерии | 1 | | Комбинированный | Работает с иллюстративным материалом учебника, изучает многообразие форм бактерий, подбирает дополнительный материал по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека». |
20 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | | Комбинированный | Заслушивают сообщения учащихся по теме урока с использованием дополнительных материалов, отвечают на вопросы учебника. |
21 | Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки» | 1 | | Лабораторная работа | Зарисовывает в тетрадь клетки сенной палочки, делает выводы о ее строении. |
22-23 | Растения | 2 | | Комбинированный | Работает с иллюстрациями учебника, изучает строение органов цветковых растений. |
24 | Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений» | 1 | | Лабораторная работа | Изучает особенности корневых систем цветковых растений, сравнивает, делает выводы, записывает в тетради. |
25 | Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений» | 1 | | Практическая работа | Сравнивает строение цветковых и споровых растений, выявляет особенности , делает выводы , записывает в тетради. |
26 | Лабораторная работа № 7 «Строение цветка» | 1 | | Лабораторная работа | Выполняет лабораторную работу, записывает отчет в тетради. |
27 | Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизмененный побег» | 1 | | Лабораторная работа | Выполняет лабораторную работу, записывает отчет в тетради. |
28-29 | Животные | 2 | | Комбинированный | Работает с текстом учебника и иллюстрациями, изучает крупные систематические группы животных, выявляет их особенности. |
30 | Практическая работа № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок» | 1 | | Практическая работа | Выполняет практическую работу, записывает отчет в тетради. |
31 | Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 | | Практическая работа | Выполняет практическую работу, записывает отчет в тетради. |
32 | Грибы | 1 | | Комбинированный | Работает с текстом учебника и иллюстрациями, изучает особенности строения грибов, отвечает на вопросы учителя. |
33 | Биология – наука о живых организмах | 1 | | Изучение нового | Приводит примеры биологических наук и называет предмет их изучения |
34 - 35 | Тема 3 «Основные жизненные функции организмов» 27 часов Особенности питание у растений и животных. Питание и пищеварение | 2 | | Изучение нового | Определяет понятия «питание», «пищеварение». Выявляет особенности питания растений, раскрывает сущность воздушного питания растений. Определяет тип питания животных. Обосновывает биологическую роль зеленых растений в природе. Характеризует основные отделы пищеварительной системы животных. |
36 | Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений» | 1 | | Практическая работа | Выполняет практическую работу, работает с дополнительными источниками информации, делает выводы, оформляет работу в тетради. |
37 -38 | Значение дыхания. Дыхание растений и животных. | 2 | | Изучение нового | Определяет сущность процесса дыхания, Сравнивает процессы фотосинтеза и дыхания. Называет структуры растений, связанных с процессом дыхания, Описывает органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризует типы дыхания у животных. |
39 | Практическая работа № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу, проводит опыты, наблюдает. Делает выводы, оформляет тетради. |
40 | Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу, записывает выводы в тетради |
41 -42 | Транспорт веществ в организме, его значение. | 2 | | Изучение нового | Определяет значение транспорта веществ в живом организме. Называет и описывает проводящие системы растений. Раскрывает роль кровеносной системы у животных. Сравнивает замкнутую и незамкнутую кровеносные системы. Выявляет особенности кровеносной системы крупных систематических групп животных. |
43 | Практическая работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу, записывает выводы в тетради |
44 | Практическая работа № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу, записывает выводы в тетради |
45 -46 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. | 2 | | Изучение нового | Отмечает существенные признаки процесса выделения. Выявляет особенности выделения у растений. Определяет значение выделения у животных организмов. Приводит примеры выделительных систем животных, Обсуждает значение листопада в растительном мире. |
47 | Лабораторная работа № 9»Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях» | 1 | | Лабораторная работа | Выполняет работу, записывает выводы в тетради |
48 | Обмен веществ и преобразование энергии | 1 | | Изучение нового | Устанавливает взаимосвязь между системами органон организма в процессе обмена веществ Обсуждает особенности обмена веществ и преобразования энергии у разных царств. Приводит доказательства того, что обмен веществ важнейший признак живого. |
49 | Практическая работа № 12 « Дыхание семян как доказательство обмена веществ» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу, записывает выводы в тетради |
50- 51 | Скелет – опора организма. | 2 | | Изучение нового | Характеризует строение опорных систем растений и животных. Определяет значение опорных систем для живых организмов. Выявляет признаки опорных систем, указывающих на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. |
52 -53 | Движение как важнейшая особенность живых организмов. | 2 | | Комбинированный | Называет и характеризует способы движения животных. Приводит примеры. Объясняет роль движения в жизни живых организмов. Сравнивает способы движения между собой. Приводит доказательства двигательной активности у растений. |
54 | Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу. Делает выводы в тетради |
55 | Биологическое значение размножения Размножение (бесполое) | 1 | | Изучение нового | Выявляет особенности бесполого размножения. Приводит примеры. Работает с учебником и иллюстрациями |
56 | Половое размножение организмов. | 1 | | Комбинированный | Определяет преимущество полового размножения над бесполым. Описывает особенности полового размножения покрытосеменных растений. |
57 | Практическая работа № 14 «вегетативное размножение растений» | 1 | | Практическая работа | Выполняет работу, размножает комнатные растения. |
58 | Лабораторная работа № 10 «Искусственное опыление сенполии» | 1 | | Лабораторная работа | Выполняет работу, оформляет выводы в тетради |
59 | Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней» | 1 | | Комбинированный | Раскрывает особенности развития животных. Сравнивает прямое и непрямое развитие животных. |
60 | Организм – как единое целое | 1 | | Контрольно - обобщающий | Выполняет задания учителя по изученной теме. |
61 | Тема 4 «Организмы и окружающая среда» 10 часов Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | | Комбинированный | Называет основные экологические факторы. Приводит примеры влияния абиотических факторов на организмы. Характеризует и сравнивают основные среды обитания организмов |
62 | Защита проекта «Изучение влияния света на жизнедеятельность растений» | 1 | | Комбинированный | Проводит презентации своих проектов по теме |
63 | Природные сообщества | 1 | | Комбинированный | Называет основные типы природных сообществ, приводят примеры природных сообществ типичных для родного края |
64 | Значение живых организмов в природе | 1 | | Комбинированный | Объясняет роль живых организмов в природе и жизни человека. Работает с текстом учебника, дополнительными источниками информации |
65 -66 | Человек и живые организмы | 2 | | Комбинированный | Работает с текстом учебника. Отвечает на вопросы учебника, выполняет задания, знакомится с содержанием раздела «Хотите знать больше». |
67 | Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли» | 1 | | Контрольно -обобщающий | Выполняет тестовые задания |
68-70 | Охрана живых организмов и природных сообществ | 3 | | Комбинированный | Объясняет необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Работает с дополнительным материалом о растениях и животных занесенных в Красную книгу. |
30