СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предметному курсу 10 класс (русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку предметный  курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предметному курсу 10 класс (русский язык)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Предметный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа.

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку предметный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

Программа рассчитана на 1 год обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Формы изучения курсагрупповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.







2. Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы (13 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.







4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 



П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТЕОРЕТ.

ЧАСТЬ

ПРАКТИЧ.

ЧАСТЬ


10 класс




 1

Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

1

1

2

Литературный язык. Языковые нормы.

1

1

-

 3

Орфоэпические нормы русского языка

1

-

1

 4

Лексические нормы

3

1

2

 5

Грамматические нормы

3

1

2

 6

Словообразовательные нормы

2

1

1

 7

Морфологические нормы.

9

2

7

 8

Синтаксические нормы и пунктуация

13

2

11


Всего в 10 классе

34

9

25












Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2010.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзам



5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения


10 класс – 34 часа



I

Введение

2


1.

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1


2.

 Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

1


II

Языковые нормы

1


3

 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1


III

Орфоэпические нормы

1


4.

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

1


IV

Лексические нормы

3


5.

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

1


6.

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

1


7.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

1


V

Грамматические нормы

3


8.

Грамматические нормы.

1


9.

Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические.

1


10.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

1


VI

Словообразовательные нормы

2


11.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

1


12.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

1


VII

Морфологические нормы

9


13.

Морфологические нормы.

1


14.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1


15.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

1


16.

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

1


17.

Служебные части речи.

1


18.

Междометия. Звукоподражательные слова.

1


19.

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

1


20.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1


21.

 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1


VIII

 Синтаксические нормы.

13


22.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1


23.

 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1


24.

Простые и сложные предложения.

1


25.

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

1


26.

Нормы согласования

1


27.

Нормы управления.

1


28.

Нормы примыкания.

1


29.

Синтаксическая синонимия.

1


30.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

1


31.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1


32.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

1


33.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1


34.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

1


 











































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!