Рабочая программа
по подготовке к государственной итоговой аттестации
выпускников 9-х классов по обществознанию
«Практическое обществознание»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Программ по обществознанию. 6- 9 кл.(автор Л.Н.Боголюбов),
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2018 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году ОГЭ по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году ОГЭ по обществознанию.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность: Данная программа предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Цель курса:
– целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации- ОГЭ;
- повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
-повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету
- формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ.
Успешная сдача ОГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включѐнных в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определѐнную тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объѐму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть определѐнный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать | Понимать | Уметь | Использовать для |
Сущность программы курса «Обществознания» | Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. | применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений | Продолжения образования в профильных классах |
Содержание курса
Вводное занятие 1ч.
Раздел 1. Общество 6ч.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Раздел 2. Человек 4ч.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Раздел 3. Экономическая сфера 5ч.
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами
Раздел 4. Социальная сфера. 5ч.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Раздел 5. Политика. 5ч.
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление
Раздел 6. Право. 4ч.
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.
гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы
Раздел 7. Духовная сфера. 2ч.
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
Итоговый контроль. 2ч.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия. | Колич. часов. |
1 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | 1ч. |
| Общество. Сферы жизни общества. | 6ч |
2 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы. Сферы жизни общества | 1 |
3 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) Глобальные проблемы человечества | 1 |
4 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1 | 1 |
5 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» | 1 |
6 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста | 1 |
7 | Промежуточный контроль | 1 |
| Человек, личность. | 4ч. |
8 | Деятельность человека, ее основные виды. Познание человеком мира и самого себя. Потребности и способности человека | 1 |
9 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1 | 1 |
10 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста. | 1 |
11 | Решение заданий по теме «Человек». Тестирование | 1 |
| Экономическая сфера жизни общества | 5ч. |
12 | Экономика, ее роль в жизни общества. Потребности.. Факторы производства. Экономические системы, Собственность, ее формы | 1 |
13 | Предпринимательская деятельность. Типы рынков. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица. Инфляция. | 1 |
14 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1 | 1 |
15 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Экономика» | 1 |
16 | Тестирование по теме | 1 |
| Социальная сфера. | 5ч. |
17 | Социальная структура Социальные отношения Социальные группы Социальные роли | 1 |
18 | Социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт и пути его решения. Нация Межнациональное сотрудничество Межнациональные конфликты | 1 |
19 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1 | 1 |
20 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Социальная сфера» | 1 |
21 | Тестирование по теме | 1 |
| Политика. | 5ч. |
22 | Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть Разделение властей. Политические режимы | 1 |
23 | Государство, формы правления. Гражданское общество и правовое государство. Гражданин. Участие граждан в политической жизни. Партии и движения | 1 |
24 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» | 1 |
25 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Политика» | 1 |
26 | Тестирование по теме | 1 |
| Право. | 4ч. |
27 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Основы конституционного строя РФ. Местное самоуправление. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. | 1 |
28 | Международное гуманитарное право. Права человека. Защита прав человека Права ребенка. | 1 |
29 | Практический тренинг по содержательной линии «Право» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Право» | 1 |
30 | Тестирование по теме «Право» | 1 |
| Духовная сфера. | 2ч. |
31 | Духовная жизнь общества Искусство, его виды. Образование, Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы | 1 |
32 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1 | 1 |
33,34 | Итоговый контроль. Работа над ошибками. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
6