СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОВП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полное название программы "Основа выбора профессии". Программа расчитана на восьмой класс. Первое полугодие учащиеся познают самих себя: тестируются, анализируют и оценивают личные интересы и склонности на основе полученных знаний. Второе полугодие позволяет учащимся с изучением "информационного поля" ознакомиться  с различными видами труда, разнообразием профессий, тенденциями их развития. В итоге  целью курса является : помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОВП»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №167»




Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании Педагогического совета директор школы

протокол № __1____ Л.И.Шишкина__________

___августа 2015 г. Приказ №______

«_____»_________2015 г.









Рабочая учебная программа




Основы выбора профессии

(8 класс)



составлена на основе примерной программы

основного общего образования по технологии, 2004г. (для 5-9 классов)

срок реализации программы 2015-2016 учебный год,

Сычевой Ларисой Михайловной,

учителем высшей квалификационной категории.


















г.Новосибирск

2015г

2. Пояснительная записка


2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089; (для 5-9 классов);

-Примерной программы основного общего образования по технологии, 2004 (для 5-9 классов);

- Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2015-2016 учебный год.


2.2 Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы :

Изучение данного курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;

  • помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства;

Задачи программы:

- формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии;

- ознакомление учащихся с различными видами труда, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.;

- активизация процесса самопознания, осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей;

- активизация жизненной позиции учащихся, повышение чувства ответственности за себя и своё профессиональное будущее;

- создание атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения.

Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, научился ориентироваться и успешно трудиться в жизни.


2.3. Место предмета в учебном плане школы

Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год. Количество часов в неделю - 1 час.







2.4. Минимум содержания образования по разделам 8 класс (из стандарта)


СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

2.5. Основное содержание курса (36 часов)

Путь к самопознанию. Особенности личности. (14 ч.)

Внутренний мир человека и возможности его познания. Представление о себе и выборе профессии. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. Типичные ошибки при выборе профессии. Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профессиональные карьера и здоровье.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности.

Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Человек среди людей. Интеллектуальные способности и и успешность профессионального труда. Человеческие ресурсы.


Мир профессионального труда. (22 ч.)

Многообразие мира профессий. Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Многообразие мира профессионального труда. Общее, частное и единичное разделение труда. Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Содержание и характер труда. Что такое труд. Двойственная природа труда. Содержание труда. Творчество в труде. Характер труда в профессиональной деятельности.

Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса. Самостоятельность в профессиональной деятельности. Особенности деловых контактов в труде. Ответственность в профессиональной деятельности. Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века. Условия профессионального труда. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.

Человек на рынке труда. За что люди получают зарплату. Основные принцыпы формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными. Где можно приобрести профессию.

Учебно-тематическое планирование.

8 класс


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Путь к самопознанию. Особенности личности.

14

1

2

Мир профессионального труда.


22

1


Итого

36

2



2.6.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • Сущность понятий «построение карьеры», «должность», «специальность», «уровень интеллекта», «профиль личности», «социальный тип личности», «образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа», «собеседование», «подготовительные курсы», «коммуникативные способности», «организаторские способности», «вакансия», «временная и постоянная занятость», «резюме», «трудовой договор», «имидж»;

  • Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;

  • Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;

  • Уровень развития интеллекта;

  • Социальный тип личности, профиль личности;

  • сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; требования к качествам личности при выборе профессии;


Уметь:

  • владеть опытом оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей; проба сил в различных сферах профессиональной деятельности; построение планов профессионального образования и трудоустройства;

  • Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;

  • Ориентироваться в сфере образовательных услуг;

  • Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;

  • Формировать личный имидж для построения карьеры.

  • находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • информацию из различных источников для планирования профессиональной карьеры.









3. УМК

Для реализации программного содержания используется учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». 8 (9) класс. П.С. Лернер и др.; под ред. С.Н.Чистяковой. –М.: просвещение, 2010.

Содержание и логика изложения программного материала в учебнике полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год. Авторы учебника раскрывают секреты выбора профессии, дают практические советы о тайнах и основах сложной и интересной науки - психологии, способной проникнуть в сущность человека, влиять на его внутренний мир: характер, волю, интеллект, эмоции и другие особенности личности, знание которых прежде всего и необходимо в выборе профессии.



  1. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.

  2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007

  3. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.—М., 1997.

  4. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.

  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.

  6. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.

  7. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.

  8. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  9. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.; Речь, 2007.

  10. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.; Речь, 2007.

Сайты:

  1. vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...

  2. proekt-pro.ru

  3. moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...

  4. «Профориентация: кем стать? » – www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

  5. «Профориентация, образование, занятость» – www.acareer.ru .

  6. «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru .

  7. «Профессии» - www.ucheba.ru/prof .

  8. «E-xecutive. ru: справочник профессий» –www.e-xecutive.ru/professions .

  9. «Каталог профессий» - http://www.profvibor.ru/node/2.

  10. «Список профессий» - http://www.postupil63.ru/ и http://vse-professii.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 8 КЛАСС (36 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата проведения


пла

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Путь к самопознанию. Особенности личности (14 час.)

1

Внутренний мир человека

1

Комб-ный

Самопознание, самопрезентация, личность, «я», самонаблюдение

Знать методы определения «кто Я»

Уметь пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§1,

стр.7-9



2

Представления о себе и выборе профессии

1

Комб-ный

«Я-концепция», «Я-образ». Профессиональное будущее.

Знать и Уметь объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности.

Опрос


§2 стр.9-12



3

Секреты выбора профессии. Профессиональные план и намерения

1

Комб-ный

Выбор профессии. Профессиональный план. Программа профессионального самовоспитания. Хочу, могу, надо.

Уметь выявлять и оценивать собственные интересы, склонности и способности при составлении собственного проф. плана.

Опрос

Тестовая работа

§3. стр.12-14



4

Типичные ошибки при выборе профессии

1

Комб-ный

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Устаревшие представления о профессии. Престижность профессии. Незнание себя. Правила выбора профессии. Пути получения профессии.

Знать Правила выбора профессии, пути получения профессии

Уметь пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§4, стр.14-20



5

Интересы, склонности и возможности личности в профессиональном выборе

1

Комб-ный

Интересы, склонности и возможности личности в профессиональном выборе. Интерес, склонности, профессиональная пригодность.

Знать свои способности и возможности

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии

пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§5,6, стр.20-22



6

Профессиональная карьера и здоровье

1

Комб-ный

Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Влияние здоровья на успех в профессии. Профессионально-производственные факторы. Ограничение профпригодности. Риск и популярные профессии.

Знать о влиянии здоровья на успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии

пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§7, стр.22-27



7

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

Комб-ный

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Свойства нервных процессов. Индивидуальные особенности и успех в профессии. Темперамент. Успешность проф.деятельности и темперамент.

Знать о влиянии нервной системы и темперамента на успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§8,9, стр.27-31



8

Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональное состояние личности

1

Комб-ный

Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональное состояние личности. Характер. Достижения и характер. Формы эмоциональных состояний

Знать о влиянии эмоционального состояния на успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§10,11, стр.31-34



9

Волевые качество личности

1

Комб-ный

Волевые качество личности. Воля – основа характера. Волевые качества и профессия

Знать о влиянии волевых качеств личности на успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§12, стр.34-37



10

Способность к запоминанию

1

Комб-ный

Способность к запоминанию. Процессы памяти. Виды памяти и способы их развития. Выбор профессии и память.

Знать виды памяти, о влиянии памяти на выбор и успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§13, стр.37-40



11

Способность быть внимательным

1

Комб-ный

Внимание и деятельность человека. Характеристика внимания и профессия

Знать характеристики внимания, о влиянии внимания на выбор и успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§14, стр.40-43



12

Человек среди людей.

1

Комб-ный

Общение в жизни человека. Профессия и общение

Знать о влиянии общения на выбор и успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§15, стр.43-45



13

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

1

Комб-ный

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Мышление и познание. Виды и операции мышления. Интеллект.

Знать характеристики интеллектуальных способностей, о влиянии мышления и познания на выбор и успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§16, стр.45-49



14

Человеческие ресурсы

1

Комб-ный

Человеческие ресурсы. Предел человеческих возможностей. Условия развития личностного потенциала

Знать характеристики личностного потенциала, о влиянии личностного потенциала на выбор и успех в профессии.

Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами

Опрос

Тестовая работа

§17, стр.49-54



Мир профессионального труда (22ч.)

15

Труд как потребность человеческой жизни. Профессионализм.

1

Комб-ный

Труд как потребность человеческой жизни. Профессионализм. Духовные, материальные потребности. Труд и развитие личности. Труд и профессионализм.

Знать о влиянии труда на развитие личности.


Опрос


§18,19, стр.54-57



16

Многообразие мира профессионального труда

1

Комб-ный

Профессии и специальности. Виды профессий. Массовые, редкие, свободные профессии

Знать виды профессий.

Уметь делать выводы о нужности профессий в определенный момент времени.

Опрос


§20, стр.57-60



17

Разделение труда.

1

Комб-ный

Общее, частное, единичное, функциональное разделение труда. Возникновение профессий и специальностей. Профессиональное разделение труда. Многообразие и непрерывность процесса разделения труда. Профессия, специальность, квалификация.

Знать разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника.

Уметь ориентироваться в определениях по разделению труда

Опрос


§21,22, стр.60-65



18

Социально-профессиональная мобильность

1

Комб-ный

Социально-профессиональная мобильность. Способность к перемене труда. Социально-профессиональные перемещения

Уметь ориентироваться в меняющихся условиях труда, быть психологически готовыми к этому.

Опрос

Тестовая работа

§23, стр.65-68



19

Труд. Двойственная природа труда.

1

Комб-ный

Труд. Двойственная природа труда. Конкретный труд. Абстрактный труд. Содержательность труда.

Знать , что труд носит двойственный характер, что такое содержательность труда


Опрос

Тестовая работа

§24,25, стр.68-70



20

Содержание труда

1

Комб-ный

Содержание труда. Состав и объем трудовых функций. Функциональное разделение труда и структура кадров. Функциональные группы работников (технологическая, транспортно-складская, и т.д.)

Знать Функциональное разделение труда и структура кадров.

Уметь ориентироваться в определениях по разделению труда

Опрос


§26, стр.70-73



21

Творчество в труде

1

Комб-ный

Творчество в труде. Виды творческой деятельности.

Знать виды творческой деятельности

Уметь ориентироваться в определениях по по данной теме

Опрос


§27, стр.73-75



22

Характер труда в профессиональной деятельности

1

Комб-ный

Характер труда в профессиональной деятельности. Многообразие мотивов труда.

Знать, что выражает характер труда

Уметь выявлять мотивы труда.

Опрос

Тестовая работа

§28, стр.75-78



23

Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда.

1

Комб-ный

Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Гностические, преобразующие, изыскательские профессии.

Знать предметы труда, цели труда, классификации профессий по целям и предметам труда.

Уметь производить классификацию профессий.

Опрос

Тестовая работа

§29,30, стр.78-83



24

Средства труда в профессиональной деятельности

1

Комб-ный

Средства труда в профессиональной деятельности. Вещественные орудия труда (ручные, машинные, автоматические, приборы и устройства)

Знать, классификации профессий по средствам труда.

Уметь производить классификацию профессий.

Опрос

Тестовая работа

§31, стр.83-90



25

Проблемность трудовых ситуаций

1

Комб-ный

Проблемность трудовых ситуаций. Профессии с разным уровнем проблемности (низким, средним, высоким)

Знать, классификации профессий по проблемности трудовых ситуаций.

Уметь производить классификацию профессий.

Опрос

Тестовая работа

§32, стр.90-93



26

Коллективность трудового процесса. Самостоятельность профессиональной деятельности

1

Комб-ный

Коллективность трудового процесса. Професии с высокой и низкой степенью коллективности. Самостоятельность профессиональной деятельности. Профессии с низкой степенью самостоятельности. Профессии, требующие самоорганизации, организации труда других людей

Знать, классификации профессии, связанные с организацией труда.

Уметь производить классификацию профессий и учитывать ее при выборе профессии.

Опрос


§33,34, стр.93-96



27

Особенности деловых контактов в труде

1

Комб-ный

Особенности деловых контактов в труде. Различия профессий по многочисленности контактов (немногочисленные, многочисленные). Различия профессий по степени постоянства круга партнеров.

Знать, классификации профессии, Уметь производить классификацию профессий и учитывать ее при выборе профессии.

Опрос


§35, стр.96-99



28

Ответственность в профессиональной деятельности

1

Комб-ный

Ответственность в профессиональной деятельности. Профессии с повышенной моральной, материальной ответственностью.

Знать, классификации профессии, Уметь производить классификацию профессий и учитывать ее при выборе профессии.

Опрос


§36, стр.99-102



29

Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века

1

Комб-ный

Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века. Ключевые компетенции человека

Знать, ключевые компетенции человека

Уметь учитывать ключевые компетенции при выборе профессии.

Опрос


§37, стр.102-105



30

Условия профессионального труда

1

Комб-ный

Условия профессионального труда (обычный микроклимат, необычные условия, заданный ритм работы, физические нагрузки)

Знать, условия проф.труда

Уметь учитывать условия труда при выборе профессии.

Опрос


§38, стр.105-111



31

Профессиограмма и анализ профессий

1

Комб-ный

Профессиограмма и анализ профессий

Знать, правила составления профессиограммы

Уметь анализировать профессии.

Опрос

Практическая работа

§39, стр.111-113



32

Формула профессии

1

Комб-ный

Формула профессии

Знать, правила составления формулы профессии

Уметь анализировать и систематизировать профессии.

Опрос

Практическая работа

§40, стр.113-117



33

За что люди получают зарплату.

1

Комб-ный

За что люди получают зарплату. Оплата рабочего времени, затрат энергии, мощности трудовых усилий, и т.д.

Знать, за что люди получают зарплату

Уметь использовать данные знания

Опрос

Контрольный тест

§41, стр.117-120



34

Основные принципы формирования рынка труда.

1

Комб-ный

Рынок труда. Основные принципы формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными.

Знать основные принципы формирования рынка труда

Уметь использовать данные знания

Опрос


§42,43, стр.120-122



35

Проект. Где можно приобрести профессию

1

Комб-ный

Где можно приобрести профессию.

Знать, где можно приобрести профессию

Уметь использовать данные знания

Опрос


§44, стр.122-128



36

Дневник профессиональной карьеры. Контрольный тест

1

Комб-ный

Дневник профессиональной карьеры.

Уметь составлять дневник профессиональной карьеры



















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!