муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №167»
Рассмотрено «Утверждаю» |
на заседании Педагогического совета директор школы |
протокол № __1____ Л.И.Шишкина__________ ___августа 2015 г. Приказ №______ «_____»_________2015 г. |
Рабочая учебная программа
Основы выбора профессии
(8 класс)
составлена на основе примерной программы
основного общего образования по технологии, 2004г. (для 5-9 классов)
срок реализации программы 2015-2016 учебный год,
Сычевой Ларисой Михайловной,
учителем высшей квалификационной категории.
г.Новосибирск
2015г
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089; (для 5-9 классов);
-Примерной программы основного общего образования по технологии, 2004 (для 5-9 классов);
- Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2015-2016 учебный год.
2.2 Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы :
Изучение данного курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства;
Задачи программы:
- формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии;
- ознакомление учащихся с различными видами труда, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.;
- активизация процесса самопознания, осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей;
- активизация жизненной позиции учащихся, повышение чувства ответственности за себя и своё профессиональное будущее;
- создание атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения.
Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, научился ориентироваться и успешно трудиться в жизни.
2.3. Место предмета в учебном плане школы Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год. Количество часов в неделю - 1 час.
2.4. Минимум содержания образования по разделам 8 класс (из стандарта)
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
2.5. Основное содержание курса (36 часов) Путь к самопознанию. Особенности личности. (14 ч.)
Внутренний мир человека и возможности его познания. Представление о себе и выборе профессии. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. Типичные ошибки при выборе профессии. Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профессиональные карьера и здоровье.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности.
Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Человек среди людей. Интеллектуальные способности и и успешность профессионального труда. Человеческие ресурсы.
Мир профессионального труда. (22 ч.)
Многообразие мира профессий. Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Многообразие мира профессионального труда. Общее, частное и единичное разделение труда. Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Содержание и характер труда. Что такое труд. Двойственная природа труда. Содержание труда. Творчество в труде. Характер труда в профессиональной деятельности.
Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса. Самостоятельность в профессиональной деятельности. Особенности деловых контактов в труде. Ответственность в профессиональной деятельности. Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века. Условия профессионального труда. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.
Человек на рынке труда. За что люди получают зарплату. Основные принцыпы формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными. Где можно приобрести профессию.
Учебно-тематическое планирование.
8 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Путь к самопознанию. Особенности личности. | 14 | 1 |
2 | Мир профессионального труда. | 22 | 1 |
| Итого | 36 | 2 |
2.6.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
Сущность понятий «построение карьеры», «должность», «специальность», «уровень интеллекта», «профиль личности», «социальный тип личности», «образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа», «собеседование», «подготовительные курсы», «коммуникативные способности», «организаторские способности», «вакансия», «временная и постоянная занятость», «резюме», «трудовой договор», «имидж»;
Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;
Уровень развития интеллекта;
Социальный тип личности, профиль личности;
сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; требования к качествам личности при выборе профессии;
Уметь:
владеть опытом оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей; проба сил в различных сферах профессиональной деятельности; построение планов профессионального образования и трудоустройства;
Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;
Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
Формировать личный имидж для построения карьеры.
находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
3. УМК
Для реализации программного содержания используется учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». 8 (9) класс. П.С. Лернер и др.; под ред. С.Н.Чистяковой. –М.: просвещение, 2010.
Содержание и логика изложения программного материала в учебнике полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год. Авторы учебника раскрывают секреты выбора профессии, дают практические советы о тайнах и основах сложной и интересной науки - психологии, способной проникнуть в сущность человека, влиять на его внутренний мир: характер, волю, интеллект, эмоции и другие особенности личности, знание которых прежде всего и необходимо в выборе профессии.
Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007
Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.—М., 1997.
Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.
Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.
Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.; Речь, 2007.
Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.; Речь, 2007.
Сайты:
vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...
proekt-pro.ru
moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...
«Профориентация: кем стать? » – www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
«Профориентация, образование, занятость» – www.acareer.ru .
«Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru .
«Профессии» - www.ucheba.ru/prof .
«E-xecutive. ru: справочник профессий» –www.e-xecutive.ru/professions .
«Каталог профессий» - http://www.profvibor.ru/node/2.
«Список профессий» - http://www.postupil63.ru/ и http://vse-professii.ru/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 8 КЛАСС (36 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| пла | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Путь к самопознанию. Особенности личности (14 час.) |
1 | Внутренний мир человека | 1 | Комб-ный | Самопознание, самопрезентация, личность, «я», самонаблюдение | Знать методы определения «кто Я» Уметь пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §1, стр.7-9 | | |
2 | Представления о себе и выборе профессии | 1 | Комб-ный | «Я-концепция», «Я-образ». Профессиональное будущее. | Знать и Уметь объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности. | Опрос | §2 стр.9-12 | | |
3 | Секреты выбора профессии. Профессиональные план и намерения | 1 | Комб-ный | Выбор профессии. Профессиональный план. Программа профессионального самовоспитания. Хочу, могу, надо. | Уметь выявлять и оценивать собственные интересы, склонности и способности при составлении собственного проф. плана. | Опрос Тестовая работа | §3. стр.12-14 | | |
4 | Типичные ошибки при выборе профессии | 1 | Комб-ный | Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Устаревшие представления о профессии. Престижность профессии. Незнание себя. Правила выбора профессии. Пути получения профессии. | Знать Правила выбора профессии, пути получения профессии Уметь пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §4, стр.14-20 | | |
5 | Интересы, склонности и возможности личности в профессиональном выборе | 1 | Комб-ный | Интересы, склонности и возможности личности в профессиональном выборе. Интерес, склонности, профессиональная пригодность. | Знать свои способности и возможности Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §5,6, стр.20-22 | | |
6 | Профессиональная карьера и здоровье | 1 | Комб-ный | Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Влияние здоровья на успех в профессии. Профессионально-производственные факторы. Ограничение профпригодности. Риск и популярные профессии. | Знать о влиянии здоровья на успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §7, стр.22-27 | | |
7 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | 1 | Комб-ный | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Свойства нервных процессов. Индивидуальные особенности и успех в профессии. Темперамент. Успешность проф.деятельности и темперамент. | Знать о влиянии нервной системы и темперамента на успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §8,9, стр.27-31 | | |
8 | Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональное состояние личности | 1 | Комб-ный | Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональное состояние личности. Характер. Достижения и характер. Формы эмоциональных состояний | Знать о влиянии эмоционального состояния на успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §10,11, стр.31-34 | | |
9 | Волевые качество личности | 1 | Комб-ный | Волевые качество личности. Воля – основа характера. Волевые качества и профессия | Знать о влиянии волевых качеств личности на успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §12, стр.34-37 | | |
10 | Способность к запоминанию | 1 | Комб-ный | Способность к запоминанию. Процессы памяти. Виды памяти и способы их развития. Выбор профессии и память. | Знать виды памяти, о влиянии памяти на выбор и успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §13, стр.37-40 | | |
11 | Способность быть внимательным | 1 | Комб-ный | Внимание и деятельность человека. Характеристика внимания и профессия | Знать характеристики внимания, о влиянии внимания на выбор и успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §14, стр.40-43 | | |
12 | Человек среди людей. | 1 | Комб-ный | Общение в жизни человека. Профессия и общение | Знать о влиянии общения на выбор и успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §15, стр.43-45 | | |
13 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | Комб-ный | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Мышление и познание. Виды и операции мышления. Интеллект. | Знать характеристики интеллектуальных способностей, о влиянии мышления и познания на выбор и успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §16, стр.45-49 | | |
14 | Человеческие ресурсы | 1 | Комб-ный | Человеческие ресурсы. Предел человеческих возможностей. Условия развития личностного потенциала | Знать характеристики личностного потенциала, о влиянии личностного потенциала на выбор и успех в профессии. Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, пользоваться данными методами | Опрос Тестовая работа | §17, стр.49-54 | | |
Мир профессионального труда (22ч.) |
15 | Труд как потребность человеческой жизни. Профессионализм. | 1 | Комб-ный | Труд как потребность человеческой жизни. Профессионализм. Духовные, материальные потребности. Труд и развитие личности. Труд и профессионализм. | Знать о влиянии труда на развитие личности. | Опрос | §18,19, стр.54-57 | | |
16 | Многообразие мира профессионального труда | 1 | Комб-ный | Профессии и специальности. Виды профессий. Массовые, редкие, свободные профессии | Знать виды профессий. Уметь делать выводы о нужности профессий в определенный момент времени. | Опрос | §20, стр.57-60 | | |
17 | Разделение труда. | 1 | Комб-ный | Общее, частное, единичное, функциональное разделение труда. Возникновение профессий и специальностей. Профессиональное разделение труда. Многообразие и непрерывность процесса разделения труда. Профессия, специальность, квалификация. | Знать разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника. Уметь ориентироваться в определениях по разделению труда | Опрос | §21,22, стр.60-65 | | |
18 | Социально-профессиональная мобильность | 1 | Комб-ный | Социально-профессиональная мобильность. Способность к перемене труда. Социально-профессиональные перемещения | Уметь ориентироваться в меняющихся условиях труда, быть психологически готовыми к этому. | Опрос Тестовая работа | §23, стр.65-68 | | |
19 | Труд. Двойственная природа труда. | 1 | Комб-ный | Труд. Двойственная природа труда. Конкретный труд. Абстрактный труд. Содержательность труда. | Знать , что труд носит двойственный характер, что такое содержательность труда | Опрос Тестовая работа | §24,25, стр.68-70 | | |
20 | Содержание труда | 1 | Комб-ный | Содержание труда. Состав и объем трудовых функций. Функциональное разделение труда и структура кадров. Функциональные группы работников (технологическая, транспортно-складская, и т.д.) | Знать Функциональное разделение труда и структура кадров. Уметь ориентироваться в определениях по разделению труда | Опрос | §26, стр.70-73 | | |
21 | Творчество в труде | 1 | Комб-ный | Творчество в труде. Виды творческой деятельности. | Знать виды творческой деятельности Уметь ориентироваться в определениях по по данной теме | Опрос | §27, стр.73-75 | | |
22 | Характер труда в профессиональной деятельности | 1 | Комб-ный | Характер труда в профессиональной деятельности. Многообразие мотивов труда. | Знать, что выражает характер труда Уметь выявлять мотивы труда. | Опрос Тестовая работа | §28, стр.75-78 | | |
23 | Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. | 1 | Комб-ный | Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Гностические, преобразующие, изыскательские профессии. | Знать предметы труда, цели труда, классификации профессий по целям и предметам труда. Уметь производить классификацию профессий. | Опрос Тестовая работа | §29,30, стр.78-83 | | |
24 | Средства труда в профессиональной деятельности | 1 | Комб-ный | Средства труда в профессиональной деятельности. Вещественные орудия труда (ручные, машинные, автоматические, приборы и устройства) | Знать, классификации профессий по средствам труда. Уметь производить классификацию профессий. | Опрос Тестовая работа | §31, стр.83-90 | | |
25 | Проблемность трудовых ситуаций | 1 | Комб-ный | Проблемность трудовых ситуаций. Профессии с разным уровнем проблемности (низким, средним, высоким) | Знать, классификации профессий по проблемности трудовых ситуаций. Уметь производить классификацию профессий. | Опрос Тестовая работа | §32, стр.90-93 | | |
26 | Коллективность трудового процесса. Самостоятельность профессиональной деятельности | 1 | Комб-ный | Коллективность трудового процесса. Професии с высокой и низкой степенью коллективности. Самостоятельность профессиональной деятельности. Профессии с низкой степенью самостоятельности. Профессии, требующие самоорганизации, организации труда других людей | Знать, классификации профессии, связанные с организацией труда. Уметь производить классификацию профессий и учитывать ее при выборе профессии. | Опрос | §33,34, стр.93-96 | | |
27 | Особенности деловых контактов в труде | 1 | Комб-ный | Особенности деловых контактов в труде. Различия профессий по многочисленности контактов (немногочисленные, многочисленные). Различия профессий по степени постоянства круга партнеров. | Знать, классификации профессии, Уметь производить классификацию профессий и учитывать ее при выборе профессии. | Опрос | §35, стр.96-99 | | |
28 | Ответственность в профессиональной деятельности | 1 | Комб-ный | Ответственность в профессиональной деятельности. Профессии с повышенной моральной, материальной ответственностью. | Знать, классификации профессии, Уметь производить классификацию профессий и учитывать ее при выборе профессии. | Опрос | §36, стр.99-102 | | |
29 | Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века | 1 | Комб-ный | Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века. Ключевые компетенции человека | Знать, ключевые компетенции человека Уметь учитывать ключевые компетенции при выборе профессии. | Опрос | §37, стр.102-105 | | |
30 | Условия профессионального труда | 1 | Комб-ный | Условия профессионального труда (обычный микроклимат, необычные условия, заданный ритм работы, физические нагрузки) | Знать, условия проф.труда Уметь учитывать условия труда при выборе профессии. | Опрос | §38, стр.105-111 | | |
31 | Профессиограмма и анализ профессий | 1 | Комб-ный | Профессиограмма и анализ профессий | Знать, правила составления профессиограммы Уметь анализировать профессии. | Опрос Практическая работа | §39, стр.111-113 | | |
32 | Формула профессии | 1 | Комб-ный | Формула профессии | Знать, правила составления формулы профессии Уметь анализировать и систематизировать профессии. | Опрос Практическая работа | §40, стр.113-117 | | |
33 | За что люди получают зарплату. | 1 | Комб-ный | За что люди получают зарплату. Оплата рабочего времени, затрат энергии, мощности трудовых усилий, и т.д. | Знать, за что люди получают зарплату Уметь использовать данные знания | Опрос Контрольный тест | §41, стр.117-120 | | |
34 | Основные принципы формирования рынка труда. | 1 | Комб-ный | Рынок труда. Основные принципы формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными. | Знать основные принципы формирования рынка труда Уметь использовать данные знания | Опрос | §42,43, стр.120-122 | | |
35 | Проект. Где можно приобрести профессию | 1 | Комб-ный | Где можно приобрести профессию. | Знать, где можно приобрести профессию Уметь использовать данные знания | Опрос | §44, стр.122-128 | | |
36 | Дневник профессиональной карьеры. Контрольный тест | 1 | Комб-ный | Дневник профессиональной карьеры. | Уметь составлять дневник профессиональной карьеры | | | | |
6