1.Освоение категориального аппарата дисциплины | Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации. Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Многообразие обычаев и традиций народов страны. Национальные праздники. Граждане России – исторические лица и современники, составляющие национальную гордость страны. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности человека и гражданина. Свобода совести как закон государства. Люди - главное богатство страны. Расовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Культура и религия. Религия и нравственность: символика, убранство, назначение, правила поведения. Жизнь как наивысшая ценность | 10 | - даёт определение понятий: «Конституция», «Российская Федерация», «субъект Федерации», «символы государства»; -объясняет значение понятий, имеющих отношение к культуре, -называет её составные части: религиозные и нравственные представления, науку, искусство - формулирует адекватные суждения относительно природных и культурных явлений; -называет основные нормы светской и религиозной морали, понимает их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимает значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - формулирует первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Регулятивные универсальные учебные действия: Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки. Осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности. Сохраняет учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. Вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Ставит самостоятельно учебные задачи. Определяет рациональные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Осознаёт способы действий, приведших к успеху или неуспеху Познавательные универсальные учебные действия: Осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков Осуществляет логическое действие синтез. Осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Осуществляет логическое действие обобщение Устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Строит простые умозаключения по аналогии. Строит простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) Подводит под понятие на основе распознавания объектов. Выделение существенных признаков и их обобщения. Даёт определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Использует знаково – символические средства для создания моделей, изучаемых объектов или процессов для решения задач. Соотносит содержание текстовой информации к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. Соотносит материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием Строит простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение) Находит существенные связи между межпредметными понятиями (систематизирует, обобщает) Оценивает информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи. Владеет поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; Коммуникативные универсальные учебные действия: Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Формулирует точку зрения. Аргументирует свою точку зрения (в коммуникативной ситуации) Задает вопросы для получения необходимых сведений. Ориентируется на точку зрения других людей, отличную от своей собственной. Договаривается о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. Оценивает адекватно поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. Оценивает адекватно собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. |
2. Развитие представлений о нравственном выборе. | Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Чело- век как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека. Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию. Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки». Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих. Ответственность за поступок. Причины поступка. Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком. Взаимосвязь становления нравственности и культуры. Семья и страна как истоки нравственности. Источники нравственности. Понятие нравственной культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина. Научный и религиозный способы познания мира. Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историческая связь христианства и иудаизма. Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа. Происхождение ислама. Коран. Сунна. Коран о нравственности. Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни. Природа как источник знаний, идей, красоты (природа и наука, природа и искусство | 15 | - различает нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих; - оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; их истории, обычаям, культуре, языку, религии; - следует основным правилам этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.; - следует навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим; - уважительно относится к труду и творчеству старших и сверстников; - понимает ценность учения в современном мире; - отрицательно относится к лени и небрежности в труде и учебе; - определяет условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни; - понимает необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья; - называет прекрасное в окружающем мире, природе; - называет прекрасное в поведении и труде людей; - описывает проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; - выполняет совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвует в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. - формулирует правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; - формулирует основные правила этикета (в школе, общественных местах, транспорте и т.п.). - понимает человеческую жизнь как высшую ценность; - осознаёт ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдает правила экологического поведения в школе, быту и природной среде; |
3. Развитие представле- ний о становлении российской государственности, об истории, основных символах, нравственных установках основных религий | История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Многообразие обычаев и традиций народов страны. Национальные праздники. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека. Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира. Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм. Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев). Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Во что верят буддисты. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь. Священная книга буддизма Трипитака. Символы буддизма. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме. Иудаизм как древнейшая монотеистическая религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Традиции в иудаизме: соблюдение заповедей, шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге. Христианство как мировая монотеистическая религия. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историческая связь христианства и иудаизма. Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа. Разделение церкви на католическую и православную. Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры. Православный храм: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме. Православные праздники. Пасха. Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран. Сунна. Коран о нравственности. Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закятхадж. Мусульманские праздники. Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети. Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов. | 9 | - определяет значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает; - узнаёт символику различных религиозных конфессий, определяет по внешнему виду принадлежность культового сооружения определенной религии; - узнаёт выдающиеся памятники истории и культуры России; -рассказывает об истории становления Российской Федерации; - рассказывает о героических страницах истории России, поступках и деятельности замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, -называет обязанности и права гражданина; - называет события общественной, научной и культурной жизни страны; -объясняет происхождение различных религий; - различает особенности быта, труда, духовно-нравственных, религиозные и культурные традиции народов России; -называет имена выдающихся российских деятелей и связанные с ними события: Петр I, А.В. Суворов, Ю.А. Гагарин и др.; -рассказывает об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края; - о художественных ценностях культуры России, культур народов России, в т.ч. народов родного края |