СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебнику Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики»

Рабочая программа комплексного учебного курса

«Основы религиозной культуры и светской этики»

Модуль Основы светской этики

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) с учетом Примерной ООП НОО и авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016 .

  1. Пояснительная записка

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России/Основы религиозной культуры и светской этики» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Четвероклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

• – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;

• – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

• – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

  1. Общая характеристика учебного предмета В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (разделе «Многообразие культур народов России»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Какие ценности есть у человечества», «Культура каждого народа неповторима»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Культура, рождѐнная религией»»).

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить еѐ к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении четвероклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

3. Место комплексного курса в учебном плане

Общий объѐм времени, отводимого на изучение комплексного курса ОРКСЭ в 4 классах составляет 34 часа (1 раз в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 4классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

5. Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами.

Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:

• готовность к нравственному саморазвитию;

• способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

6. Содержание курса Основы духовно-нравственной культуры народов России / ОРКСЭ

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Введение в исламскую духовную традицию. Введение в буддийскую духовную традицию. Введение в иудейскую духовную традицию.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

дата

Тема урока

Дом. задание

УУД

1


Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь

С 7-16

нравственно- эстетическое оценивание

2


Как всё начиналось. Народы Поволжья.

С 17-23

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

3


Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

С 24-28

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

4


Как всё начиналось. Народы Сибири

С 29-39

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

5


Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются

С 40-48

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

6


Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук.

С 50-59

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

7


Приглашаем к праздничному столу

С 60-66

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

8


Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. Войдём в православный храм.

С 67-78

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану

9


Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу

С 78-87

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

10


Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. Этот весёлый праздник Новый год.

С 88-92

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

11


Рождество. Пасха. Курбан- байрам.

С 93-96

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

12


День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Шмуэль-тряпичник. Пурим. Праздник Весак.

С 97-103

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

13


Как возникли правила. Будь милосерден и добр

С 105-119

нравственно- эстетическое оценивание

14


Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Будь щедрым, довольствуйся малым

С 119-131

нравственно- эстетическое оценивание

15


Не завидуй. Не предавай

С 132-138

нравственно- эстетическое оценивание

16


Будь терпим, умей прощать.

С 139-144

нравственно- эстетическое оценивание

17


Будь честным

С 144-152

нравственно- эстетическое оценивание

Тематическое планирование «Основы светской этики», 4 класс Учебник- тетрадь «Основы светской этики», 4 класс (модульная часть учебно- методического комплекта курса «ОРКиСЭ». Виноградова Н.Ф. (2 полугодие – 17 уроков)

дата

Тема урока

Дом. задание

УУД

1


Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.

С 4-10

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

2


Любовь к Родине – высшее нравственное чувство

С 12-15

нравственно- эстетическое оценивание

3


Семья – первая любовь человека

С 15-19

нравственно- нравственно- эстетическое оценивание

4


Труд на благо Родины

С 19-23

нравственно- эстетическое оценивание

5


Защита Родины – долг гражданина!

С 23-28

нравственно- эстетическое оценивание

6


Любовь к природе – что это значит?

С 30-36

нравственно- эстетическое оценивание.

7


Делать добро!

С 38-42

нравственно- эстетическое оценивание.

8


Человек – член коллектива. Трудолюбие – добродетель.

С 42-47

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

9


О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости.

С 47-56

нравственно- эстетическое оценивание

10


Участвуем в проектной деятельности

С 56

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

11


О жадности и зависти. Быть терпимыми…

С 56-63

нравственно- эстетическое оценивание

12


Участвуем в проектной деятельности.

С 63

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

13


Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья!

С 64-71

нравственно- эстетическое оценивание

14


Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет

С 73-81

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

15


Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет

С 82-92

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

16


Участвуем в проектной деятельности

С 92

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

17


Подведём итоги


Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!