Рабочая программа комплексного учебного курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль Основы светской этики
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) с учетом Примерной ООП НОО и авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016 .
Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России/Основы религиозной культуры и светской этики» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Четвероклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
• – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;
• – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
• – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (разделе «Многообразие культур народов России»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Какие ценности есть у человечества», «Культура каждого народа неповторима»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Культура, рождѐнная религией»»).
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить еѐ к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении четвероклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
3. Место комплексного курса в учебном плане
Общий объѐм времени, отводимого на изучение комплексного курса ОРКСЭ в 4 классах составляет 34 часа (1 раз в неделю).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 4классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
5. Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:
• готовность к нравственному саморазвитию;
• способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
6. Содержание курса Основы духовно-нравственной культуры народов России / ОРКСЭ
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Введение в исламскую духовную традицию. Введение в буддийскую духовную традицию. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
№ | дата | Тема урока | Дом. задание | УУД |
1 | | Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь | С 7-16 | нравственно- эстетическое оценивание |
2 | | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | С 17-23 | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
3 | | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | С 24-28 | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
4 | | Как всё начиналось. Народы Сибири | С 29-39 | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
5 | | Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются | С 40-48 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. |
6 | | Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук. | С 50-59 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. |
7 | | Приглашаем к праздничному столу | С 60-66 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
8 | | Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. Войдём в православный храм. | С 67-78 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану |
9 | | Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу | С 78-87 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
10 | | Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. Этот весёлый праздник Новый год. | С 88-92 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
11 | | Рождество. Пасха. Курбан- байрам. | С 93-96 | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
12 | | День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Шмуэль-тряпичник. Пурим. Праздник Весак. | С 97-103 | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
13 | | Как возникли правила. Будь милосерден и добр | С 105-119 | нравственно- эстетическое оценивание |
14 | | Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Будь щедрым, довольствуйся малым | С 119-131 | нравственно- эстетическое оценивание |
15 | | Не завидуй. Не предавай | С 132-138 | нравственно- эстетическое оценивание |
16 | | Будь терпим, умей прощать. | С 139-144 | нравственно- эстетическое оценивание |
17 | | Будь честным | С 144-152 | нравственно- эстетическое оценивание |
Тематическое планирование «Основы светской этики», 4 класс Учебник- тетрадь «Основы светской этики», 4 класс (модульная часть учебно- методического комплекта курса «ОРКиСЭ». Виноградова Н.Ф. (2 полугодие – 17 уроков)
№ | дата | Тема урока | Дом. задание | УУД |
1 | | Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной. | С 4-10 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
2 | | Любовь к Родине – высшее нравственное чувство | С 12-15 | нравственно- эстетическое оценивание |
3 | | Семья – первая любовь человека | С 15-19 | нравственно- нравственно- эстетическое оценивание |
4 | | Труд на благо Родины | С 19-23 | нравственно- эстетическое оценивание |
5 | | Защита Родины – долг гражданина! | С 23-28 | нравственно- эстетическое оценивание |
6 | | Любовь к природе – что это значит? | С 30-36 | нравственно- эстетическое оценивание. |
7 | | Делать добро! | С 38-42 | нравственно- эстетическое оценивание. |
8 | | Человек – член коллектива. Трудолюбие – добродетель. | С 42-47 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
9 | | О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости. | С 47-56 | нравственно- эстетическое оценивание |
10 | | Участвуем в проектной деятельности | С 56 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
11 | | О жадности и зависти. Быть терпимыми… | С 56-63 | нравственно- эстетическое оценивание |
12 | | Участвуем в проектной деятельности. | С 63 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
13 | | Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья! | С 64-71 | нравственно- эстетическое оценивание |
14 | | Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет | С 73-81 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
15 | | Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет | С 82-92 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
16 | | Участвуем в проектной деятельности | С 92 | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |
17 | | Подведём итоги | | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации |