Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Положения в соответствии с законом РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 о введении ФГОС, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Рабочая программа по математике – это нормативно-правовой документ, который является составной частью образовательной программы школы и учитывает:
требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;
требования к планируемым результатам обучения выпускников;
требования к содержанию учебных программ;
принцип преемственности общеобразовательных программ;
объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом школы;
цели и задачи образовательной программы школы;
когнитивные особенности и познавательные интересы учащихся;
выбор педагогом комплекта учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа разрабатывается на основе УМК «Школа России»
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и авторской программы А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
формирование качеств гражданина России;
воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)
1. Планируемые результаты
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
осознавать ценности человеческой жизни.
создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Содержание учебного предмета
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил-добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины (6 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек - чело века.
Слово, обращенное к себе
Обобщение пройденного.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Этика общения | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
2 | Этикет | 4 | Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
3 | Этика человеческих отношений | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
4 | Этика отношений в коллективе | 4 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
5 | Простые нравственные истины | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. |
6 | Душа обязана трудиться | 4 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
7 | Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. |
8 | Судьба и Родина едины | 6 | Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
Всего: 34часа |
4. Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Требования к уровню подготовки обучающихся |
| Предметные результаты | Универсальные учебные действия |
1 | Добрым жить на белом свете веселей | 1 | 04.09-08.09 | | Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать | П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
2 | Правила общения для всех | 1 | 11.09-15.09 | |
3 | От добрых правил - добрые слова и поступки | 1 | 18.09-22.09 | |
4 | Каждый интересен | 1 | 25.09-29.09 | |
5 | Премудрости этикета | 1 | 02.10-06.10 | | - знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений | П., - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
6 | Красота этикета | 1 | 09.10-13.10 | |
7 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 | 16.10-20.10 | |
8 | Чистый ручеек нашей речи | 1 | 23.10-27.10 | |
9 | В развитии добрых чувств – творение души | 1 | 06.11-10.11 | | ориентироваться в словарях и справочниках; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера | П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
10 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 | 13.11-17.11 | |
11 | Чувство Родины | 1 | 20.11-24.11 | |
12 | Жизнь протекает среди людей | 1 | 27.11-01.12 | |
13 | Чтобы быть коллективом | 1 | 04.12-08.12 | | формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности | П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
14 | Коллектив начинается с меня | 1 | 11.12-15.12 | |
15 | Мой класс – мои друзья | 1 | 18.12-22.12 | |
16 | Ежели душевны вы и к этике не глухи | 1 | 25.12-27.12 | |
17 | Жизнь священна | 1 | 15.01-19.01 | | формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности | П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
18 | Человек рожден для добра | 1 | 22.01-26.01 | |
19 | Милосердие – закон жизни | 1 | 29.01-02.02 | |
20 | Жить во благо себе и другим | 1 | 05.02-09.02 | |
21 | Следовать нравственной установке | 1 | 12.02-16.02 | | - формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека - осознавать ценность человеческой жизни | П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями |
22 | Достойно жить среди людей | 1 | 19.02-23.02 | |
23 | Уметь понять и простить | 1 | 26.02-02.02 | |
24 | Простая этика поступков | 1 | 05.03-09.03 | |
25 | Общение и источники преодоления обид | 1 | 12.03-16.03 | | формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей | П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
26 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | 19.03-23.03 | |
27 | Доброте сопутствует терпение | 1 | 02.04-06.04 | |
28 | Действия с приставкой «со-» | 1 | 09.04-13.04 | |
29 | С чего начинается Родина | 1 | 16.04-20.04 | | - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России | П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
30,31 | В тебе рождается патриот и гражданин | 2 | 23.04-04.05 | |
32 | Человек - чело века | 1 | 07.05-11.05 | |
33 | Слово, обращенное к себе | 1 | 14.05-18.05 | |
34 | Обобщение пройденного | 1 | 21.05-25.05 | |
27