СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО на 2014- 2015 учебный год. 4 класс. УМК «Школа2100»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Примерных программ  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения). 

Учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.                     

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО на 2014- 2015 учебный год. 4 класс. УМК «Школа2100»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10»



РАССМОТРЕНО

Школьным методическим объединением

Руководитель

___/ _________

Протокол№___

от_____2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директорапо УВР

____/____________

«____»_____2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ООШ № 10»

______/________

Приказ№_____ от____2014г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от______2014г.







Рабочая программа

по окружающему миру

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

на 2014- 2015 учебный год



Класс 4 а



Автор-составитель:

Марченко

Ирина

Анатольевна

учитель начальных классов

высшая категория














Таштагол

2014

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Примерныхпрограмм по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).

Учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Целькурса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.


II. Общая характеристика учебного процесса

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.

Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Согласно принципу минимаксаучебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):


III. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1-го по 4-й класс по два часа в неделю (34 недели) – 68 часов. Рабочая программа составлена на 34 недели (основание: учебный план МБОУ ООШ №10 на 2014-2015 учебный год), всего 68 часов.


IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.



Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


VI.Содержание учебного предмета

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение.

Устройство человека. Основные системы органов тела и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа - орган чувств.

Движение человека. Кости и их прочность. Суставы. Мышцы - движители тела и его скелета. Функции мышцы.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Правила здорового питания.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи. Бронхи, лёгкие. Гигиена дыхания. Чихание и кашель.

Круги кровообращения. Сердце-насос. Артерии, вены и капилляры. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг - орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы. Головной и спинной мозг. Наши ощущения. Мышление.

Органы чувств. Глаза - орган зрения. Нос - орган обоняния. Ухо - орган слуха. Язык - орган вкуса. Кожа - орган осязания. Орган равновесия. Боль - сигнал опасности.

Размножение - свойство живых организмов. Рождение. Зависимость ребёнка от матери.

Травмы. Микробы - возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что такое грипп и простуда. Защита организма. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Болезни современного общества. Физкультура - необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека.

Предки человека. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Появление человека разумного.

Рукотворная природа.

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов.

Вода и её свойства, состав. Фильтрация.

Воздух, его свойства и состав.

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов.

Металлы, их свойства, добыча и использование.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Экологическое хозяйство будущего человека.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир.

Человек- дитя природы и общества. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Эмоции. Выражение эмоций. Настроение. Тревожность. Самооценка.

Отношения с другими и к другим. Мимика. Правила приличия.

Человек и общество.

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Правила поведения людей в обществе. Круги общения и социальные группы. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества.

Всемирная история человечества - возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Первобытный мир. Древний мир. Средние века. Новое время. Новейшее время.

Человек и многоликое человечество.

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Монархи и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека на участие в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Религии мира.

Человек и единое человечество.

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человеческое общество объединяют общие задачи развития культуры и спорта.

Почти все государства входят в Организацию Объединённых Наций. Декларация прав человека.

Всех объединяют глобальные проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.


VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся

Тема

К-во час

Характеристика деятельностиучащихся

Часть 1. Человек и природа (34ч)

Раздел I. Как работает организм человека (19ч)

Как устроен организм человека

Кожа – «пограничник» организма

Как человек двигается

Путешествие бутерброда

Усвоение питательных веществ

Как удаляются ненужные вещества

Для чего и как мы дышим Волшебная восьмерка

Что такое кровь

Почему наш организм работает слаженно

Гормоны - помощники нервной системы

Окна в окружающий мир

Многогранный мир чувств Родители и дети

Отчего мы иногда болеем




1



1

1

1


1


1

1

1

1


1


1

1

1

1

1

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Наши предки-древесные жители.На заре человечества

Учимся решать жизненные задачи

Повторение. Проверочная работа №1 по разделу «Человек и природа»


1


1

1


1

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П).



Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Раздел 2. Рукотворная природа (15ч)

Рукотворная жизнь

На службе у человека



Покорение силы

Как человек использует свойства воды

Как человек использует свойства воздуха

Горные породы и минералы

Металлы

Как металлы обрабатывают

Приручение огня

Невидимая сила

Чудо – волны

Человек проникает в тайны природы

Как нам жить?

Учимся решать жизненные задачи





1

1



1

1


1


1

1

1

1

1

1

1


1

1

1












Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).

Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П).

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).

Характеризовать свойства воздуха (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н).

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П).

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).

Различать изученные полезные ископаемые (П).

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н).

Повторение. Проверочная работа №2 по разделу «Рукотворная природа»

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Часть 2. Человек и человечество (34ч)


Тема


Характеристика деятельностиучащихся

Глава 1. Человек и его внутренний мир (7ч)Кого можно назвать человеком? Посмотри в свое «зеркало». Как понять, что творится у друга на душе? Переживания, испытанные временем. Как узнать человека? Оптимист и пессимист. Кто ты? Проверочная работа №3 «Человек и его внутренний мир». Глава 2.Человек и мир людей (6ч)Что такое общество.Как жить в мире людей.Мое общество.Права человека в обществе.Учимся решать жизненные задачи. Проверочная работа№4 «Человек и мир людей»

Глава 3.Человек и прошлое человечества (10ч)

Первобытный мир

Древний мирСредние века

Как государство управляло обществом

Новое времяВсе люди -братья!

Новейшее время

На пути к единому человечеству

Повторение изученного «Человек в мире людей»

Проверочная работа№5 «Человек и прошлое человечества»

Глава 4.Человек и многоликое человечество (4ч)

Короли, президенты и граждане

Расы и народы

Кто во что верит

Пути духовных исканий

Глава 5. Человек и единое человечество (7ч)

Мировое хозяйство

Мировое сообщество государств

Что человечество ценит больше всего?

Как нам жить?

Учимся решать жизненные задачи

Проверочная работа№6«Человек и единое человечество» Проект «Мое человечество»



1

1

1


1


1

1

1



1

1

1

1

1


1




1

1

1

1


1

1

1

1


1


1




1

1

1

1



1

1

1


1

1


1



1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П)















Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).


ИТОГО:

68




VIII. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Кол- во

часов

Дата проведения

Часть 1. Человек и природа

34


Раздел I. Как работает организм человека.

19


Как устроен организм человека

ОБЖ №1 Железнодорожный транспорт

1


Кожа – «пограничник» организма

1


Как человек двигается

ОБЖ №2Виды транспорта

1


Путешествие бутерброда

1


Усвоение питательных веществ

ОБЖ №3Тормозное расстояние

1


Как удаляются ненужные вещества

1


Для чего и как мы дышим

ОБЖ №4Стоящий транспорт

1


Волшебная восьмерка

1


Что такое кровь

ОБЖ №5Когда ты становишься водителем

1


Почему наш организм работает слаженно

1


Гормоны- помощники нервной системы

ОБЖ №6Езда на велосипеде

1


Окна в окружающий мир

1


Многогранный мир чувств

ОБЖ №7Знаем ли мы правила дорожного движения

1


Родители и дети

1


Отчего мы иногда болеем

ОБЖ №8Причины дорожно-транспортного травматизма

1


Наши предки-древесные жители

1


На заре человечества

ОБЖ №9Железнодорожные пути

1


Учимся решать жизненные задачи

1


Повторение. Проверочная работа №1 по разделу «Человек и природа»

ОБЖ №10Медицинская помощь при порезах

1


Раздел 2. Рукотворная природа

15


Рукотворная жизнь

1


На службе у человека

ОБЖ №11Первая помощь при переломах

1


Покорение силы

1


Как человек использует свойства воды

ОБЖ №12Первая помощь при обморожениях

1


Как человек использует свойства воздуха

1


Горные породы и минералы

ОБЖ №13Первая помощь при ожогах

1


Металлы

1


Как металлы обрабатывают

ОБЖ №14Основные виды травм у детей

1


Приручение огня

1


Невидимая сила

ОБЖ №15 Бытовой травматизм

1


Чудо-волны

1


Человек проникает в тайны природы

ОБЖ №16Причины бытового травматизма

1


Как нам жить?

1


Учимся решать жизненные задачи

ОБЖ №17Игры с огнём

1


Повторение.Проверочная работа №2 по разделу «Рукотворная природа»

1


Часть2 Человек и человечество

34


Глава 1. Человек и его внутренний мир

7


35

Кого можно назвать человеком?

ОБЖ №18Баловство в лифте

1


36

Посмотри в свое «зеркало»

1


37

Как понять, что творится у друга на душе?

ОБЖ №19У открытых люков

1


38

Переживания, испытанные временем

1


39

Как узнать человека?

ОБЖ № 20 Поведение в высотных зданиях

1


40

Оптимист и пессимист. Кто ты?

1


41

Проверочная работа №3 «Человек и его внутренний мир»

ОБЖ №21Водоёмы нашей местности

1


Глава 2.Человек и мир людей

6


42

Что такое общество

1


43

Как жить в мире людей

ОБЖ №22Правила купания

1


44

Мое общество

1


45

Права человека в обществе

ОБЖ №23Режим школьника

1


46

Учимся решать жизненные задачи

1


47

Проверочная работа№4 «Человек и мир людей» ОБЖ №24 Я и телевизор

1


Глава 3.Человек и прошлое человечества

10


48

Первобытный мир

1


49

Древний мир

ОБЖ №25Гигиена полости

1


50

Средние века

1


51

Как государство управляло обществом

ОБЖ №26Утренняя зарядка

1


52

Новое время

1


53

Все люди -братья!

ОБЖ №27Один дома

1


54

Новейшее время

1


55

На пути к единому человечеству

ОБЖ №28Ядовитые растения

1


56

Повторение изученного «Человек в мире людей»

1


57

Проверочная работа№5 «Человек и прошлое человечества»

ОБЖ №29Общение с домашними животными

1


Глава 4.Человек и многоликое человечество

4


58

Короли, президенты и граждане

1


59

Расы и народы

ОБЖ №30Первая помощь при укусе собаки

1


60

Кто во что верит

1


61

Пути духовных исканий

ОБЖ №31Если укусила змея

1


Глава 5. Человек и единое человечество

7


62

Мировое хозяйство

1


63

Мировое сообщество государств

ОБЖ №32Всё о грибах

1


64

Что человечество ценит больше всего?

1


65

Как нам жить?

ОБЖ №33Виды ориентирования в лесу

1


66

Учимся решать жизненные задачи

1


67

Проверочная работа№6 «Человек и единое человечество»

ОБЖ №34Безопасное лето

1


68

Проект «Мое человечество»

1



Всего:

68










IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов А.С. Раутиан С.В.ТыринПрограмма «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100».ОС «Школа2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов(курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс,2011.-432с. (ОС «Школа2100»)

  2. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.-М.; Баласс,2013.-48с

  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., РаутианА.С.Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир, 4 класс. («Человек и природа»),- Изд.2-е, исп.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом,2012.-64с.ил.

  4. ВахрушевА.А ,Данилов Д.Д., Сизов Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир, 4 класс.(«Человек и природа») Учебник в 2 частях. Часть 1. 4-е изд.,перераб. - М.: Баласс.; Издательство Школьный дом, 2012.-144с.,ил.

  5. ВахрушевА.А. Окружающий мир. («Человек и человечество»).4кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч2/ А.А. Вахрушев, Д.Д. ДаниловО.В. Бурский, А.С. Раутиан.-4-е изд., перераб.-М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.-128с, ил.

  6. Данилов Д.Д.. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»), 4кл./Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова.-Изд.2-е испр.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-80с.,ил.

  7. Сизова Е.В., ДаниловД.Д., Турчина М.Е. Окружающий мир(«Человек и природа»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. -2-е изд., дораб.- М.: Баласс, 2012.

  8. ВахрушевА.А., Родыгина О.А.Окружающий мир («Человек и человечество»). 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010.-208с.

  9. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, телевизор ЖК)


Для обучающихся:

  1. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.-М.; Баласс,2013.-48с

  2. ВахрушевА.А ,Данилов Д.Д., Сизов Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир, 4 класс.(«Человек и природа») Учебник в 2 частях. Часть 1-4-е изд.,перераб. - М.: Баласс.; Издательство Школьный дом, 2013.-144с.,ил

  3. ВахрушевА.А.Окружающий мир(«Человек и человечество»).4кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч2/ А.А. Вахрушев, Д.Д. ДаниловО.В. Бурский, А.С. Раутиан.-4-е изд., перераб.-М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-144с, ил.

  4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.Рабочая тетрадь к учебникуОкружающий мир, 4 класс. («Человек и природа»),-Изд.2-е, исп.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом,2013.-64с.ил.

  5. Данилов Д.Д.. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» («Человек и человечество»), 4кл./Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова.-Изд.2-е испр.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-80с.,ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!