Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу обществознание составлена мною на основе примерной Государственной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора В.М. Мозгового под редакцией профессора В.В. Воронковой. В данной Рабочей программе я вношу некоторые изменения, связанные с практическими наблюдениями за процессом усвоения исторических и обществоведческих знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно методических рекомендаций по составлению рабочих программ (стр 6 пункт 2 абзац 5) «В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.», что было мной и сделано. В своей рабочей программе я синхронизировала получение знаний детьми обществоведческого характера в курсе Истории Отечества и Обществознания. Требования к объему знаний, умений и навыков учащихся примерной Государственной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора В.М. Мозгового под редакцией профессора В.В. Воронковой полностью соблюдены, однако изменена последовательность изучения учебного материала, конкретизированы и расширены темы. Практически на каждом уроке ведется работа с текстом Конституции РФ или Кодексами РФ, соответствующие данной теме.
В связи с тем, что понятие государство очень сложно для детей с ограниченными возможностями здоровья и не существует учебников по данному предмету для наших школ (входящих в федеральный перечень), то я подвожу детей к этому сложному и важному понятию, исходя из их знаний по истории и общему кругозору. Прослеживается взаимосвязь между обычаями, моралью, правом и зарождением государства. Только изучив темы связанные с государством и правом, Российским законодательством, можно изучать темы связанные с организацией государственной власти в РФ, поэтому эта тема (разделение властей) была перенесена на начало 9класса.
Рабочая программа учитывает психофизические, типологические, индивидуальные особенности школьников с нарушениями интеллектуального развития, специфику их познавательной деятельности, учебные возможности, а также значимые изменения, происходящие в современном мире На изучение обществознания в 8 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи курса:
Освоение знаний о современной России, основных правах человека и гражданина, правовой и нравственной ответственности.
Овладение умениями и навыками нравственного и социально- гражданского поведения в обществе.
Развитие и коррекция познавательных интересов, социально- гражданского поведения, обще учебных умений и навыков.
Воспитание активной гражданской позиции, любви к своей родине.
Формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни для становления мировоззренческих позиций, культурно- нравственных ценностей, правовой культуры.
Использовать приобретённые знания в практической деятельности и в повседневной жизни:
в житейских ситуациях, имеющих юридический смысл; в ситуациях, требующих нравственного выбора; в социализации в обществе и активной трудовой адаптации.
Меж предметные связи: история–знакомство с жизнью и бытом людей в прошлом, их общественной организацией; математика – определение длительности событий, явлений общественной жизни путём математических вычислений, использование римских цифр; русский язык – обогащение словаря за счёт знакомства с новыми терминами, развитие устной и письменной речи; СБО – изучение жизни и быта людей и.т.д.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении обществознания является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание Изученный материал закрепляется на викторинах, играх, конкурсах, где используются не только фронтальные методы, но индивидуальные и групповые.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание рабочей программы включает последовательность изучения тем в 8 классе и распределение учебных часов по разделам курса.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся – это планируемые результаты, перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу учебного года.
Требования к планируемым результатам изучения программы, к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: 1-ый уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 2-ой уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением ПМПк, педагогическим советом школы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти
2-й уровень предполагает аналогичные требования с учётом индивидуальных учебных возможностей учащихся, использование учителем системы помощи для более качественной реализации знаний.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В курс обществознания 8класса входят следующие темы:
Раздел№1 «Право и закон»(22ч)
Тема: «Роль правил в нашей жизни»(2ч)
Тема: «Основные социальные нормы»(4ч)
Тема: «Нормы права. Роль права в жизни общества»(4ч)
Нормы права( работа с Конституцией РФ) Сходства и различия норм права и норм морали
Норма права, как элемент права(работа с Конституцией РФ) Структура правовых норм
Виды правовых норм. Роль и значение права в жизни общества(работа с Конституцией РФ)
Тема: «Государство и право»(4ч)
Взаимосвязь гос-ва и права
Право и закон
Законы древних гос-в. Страница истории. Работа с извлечениями из док-ов «Законы Хаммурапи»
Законы древних гос-в. Страница истории. Работа с извлечениями из док-ов «Русская Правда»
Тема: «Российское законодательство» (2ч)
Тема: «Система Российского права» (2ч)
Тема: «Российское законодательство и международное право»(4ч)
Связь Российского законодательства с нормами международного права
Исторические условия принятия Всеобщей Декларации прав человека
Содержание Всеобщей Декларации прав человека
Основные социально-экономические и культурные права
Раздел №2 «Государство- Россия (12ч)
Тема: «Россия- родная страна» (4ч)
Тема: «Основные черты государства Россия» (4ч)
Тема: «Обеспечение соблюдения законов в РФ» (4ч)
Уровневая дифференциация учащихся
| | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Борисова Наталья | | | |
2 | Гетманенко Ольга | | | |
3 | Жеребцов Вадим | | | |
4 | Жильцов Виктор | | | |
5 | Колчин Алексей | | | |
6 | Кочетков Григорий | | | |
8 | Райков Дмитрий | | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела (общей темы) | Кол-во часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
-
| Роль правил в нашей жизни | 2 | 2 | | | |
-
| Основные социальные нормы | 4 | 4 | | | |
-
| Нормы права. Роль права в жизни общества | 4 | 3 | 1 | | |
-
| Государство и право | 4 | | 4 | | |
-
| Российское законодательство | 2 | | 2 | | |
-
| Система Российского права | 2 | | | 2 | |
-
| Российское законодательство и международное право | 4 | | | 4 | |
-
| Россия- родная страна | 4 | | | 4 | |
-
| Основные черты государства Россия | 4 | | | | 4 |
-
| Обеспечение соблюдения законов в РФ | 5 | | | | 5 |
| Итого: | 35 | 9 | 7 | 10 | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I полугодие
Раздел: Право и закон(22ч)
Тема: Роль правил в нашей жизни(2ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
1 | 1 | Почему общество нуждается в специальных правилах? | 02.09 | |
2 | 2 | Какова роль правил в жизни общества Ролевая игра «Любопытный мячик» | 09.09 | |
Тема: Основные социальные нормы(4ч) |
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
3 | 1 | Из истории социальных норм. Ролевая игра. | 16.09 | |
4 | 2 | Мораль, нравственность Игра Добрые слова. | 23.09 | |
5 | 3 | Моральные требования и поведение людей Обсуждение ситуации на тему морали. | 30.09 | |
6 | 4 | Правила вежливости. П/р ситуационный практикум (применение правил вежливости) | 07.10 | |
Тема: Нормы права. Роль права в жизни общества(4ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
7 | 1 | Нормы права(работа с Конституцией РФ) Сходства и различия норм права и норм морали. Тренинг: «Шкала мнений» | 14.10 | |
8 | 2 | Норма права, как элемент права(работа с Конституцией РФ) Структура правовых норм. Игра «Ожившая страница» | 21.10 | |
9 | 3 | Виды правовых норм. Роль и значение права в жизни общества(работа с Конституцией РФ) | 28.10 | |
10 | 4 | Итоговый урок. Ролевые игра «Правила для нас» | 11.11 | |
Тема: Государство и право(4ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
11 | 1 | Взаимосвязь гос-ва и права | 18.11 | |
12 | 2 | Право и закон Игра « Говорящая палочка». | 25.11 | |
13 | 3 | Законы древних гос-в. Страница истории. Работа с извлечениями из док-ов «Законы Хаммурапи» | 02.12 | |
14 | 4 | Законы древних гос-в. Страница истории. Работа с извлечениями из док-ов «Русская Правда» | 09.12 | |
Тема: Российское законодательство (2ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
15 | 1 | Источники Российского права | 16.12 | |
16 | 2 | Как принимаются законы в Российской федерации | 23.12 | |
II полугодие
Раздел: Право и закон (16ч-Iполугодия+6ч IIполугодие)
Тема: Система Российского права(2ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
17 | 1 | Правоотношения (ситуационный практикум) | 13.01 | |
18 | 2 | Отрасли права. Системы права. Игра «На необитаемом острове) | 20.01 | |
Тема: Российское законодательство и международное право(4)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
19 | 1 | Связь Российского законодательства с нормами международного права. Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека | 27,01 | |
20 | 2 | Содержание Всеобщей декларации прав человека (принципы, основные права человека, гражданские права, ) Обсуждение отрывка из книги «Приключения маленького человечка» | 03.02 | |
21 | 3 | Содержание Всеобщей декларации прав человека(полит. права) П/р создаем букет «Гражданские и политические права» | 10.02 | |
22 | 4 | Содержание Всеобщей декларации прав человека (социально-эконом. и культурные права) | 17.02 | |
Раздел: Государство-Россия(12ч)
Тема: Россия - родная страна(4ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
23 | 1 | Наша Родина-Россия. Страницы истории | 24.02 | |
24 | 2 | Государственные символы. (история Российского флага и герба) | 03.03 | |
25 | 3 | Государственные символы. (история Российского гимна) | 10.03 | |
26 | 4 | Государственные символы современной России. | 17.03 | |
Тема: Основные черты государства Россия(4ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
27 | 1 | Конституция Российской Федерации- основной закон России | 24.03 | |
28 | 2 | Определение Конституцией РФ формы Российского государств(форма правления) | 07.04 | |
29 | 3 | Определение Конституцией РФ формы Российского государств(государственное устройство) | 14.04 | |
30 | 4 | Определение Конституцией РФ формы Российского государств(политический режим) | 21.04 | |
Тема: Обеспечение соблюдения законов в РФ(5ч)
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
31 | 1 | Почему надо соблюдать законы(работа с конституцией ст15) П/р ролевая игра «Ток шоу» | 28.04 | |
32 | 2 | Что такое правопорядок | 05.05 | |
33 | 3 | Правонарушение П/р написание объяснительной | 12.05 | |
34 | 4 | Юридическая ответственность | 19.05 | |
35 | 5 | Повторение курса обществознания, Ким | 26.05 | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Государственные программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора В.М. Мозгового под редакцией профессора В.В. Воронковой.-Владос, 2010.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1131/Itemid,118/limit,20/limitstart,20/
Основы правовых знаний. 7 класс (О. А. Василенкова, С.И. Володина и др.; Российский фонд правовых реформ.)- М.: Вита- Пресс,2005.
Обществознание 5класс, учебник ( А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.- М.: Дрофа,2014)
Обществознание 6 класс, учебник ( А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.- М.: Дрофа,2014)
Обществознание 7 класс, учебник ( А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.- М.: Дрофа,2014)
Основы правовых знаний. 8-9класс ( С.И. Володина , А. М. Полиектова, Е.М. Ашмарина и др.; Российский фонд правовых реформ.)- М.: Вита- Пресс,2006. учебное пособие в двух частях
Программы специальных ( коррекционных) учреждений 8 вида:5-9 кл. Под редакцией ВВ Воронковой.-Владос, 2010.
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция о правах человека
Гражданский кодекс РФ
СОГЛАСОВАНО.
Руководитель меж предметного МО
учителей обще учебных дисциплин
________________________
С.А. Лисейцева
Протокол №1 от 26.08.2014г.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УР
________________________
Л.В. Резкина 27.08.2014г.
СОГЛАСОВАНО.
Директор МОУ ДПО
«Методический центр»
________________________
Н.В. Солдатова 28.08.2014г.
11