1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 5-9 классов разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.;
Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;
Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
и на основе
с учётом
авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., 2011 год
Целью изучения и освоения программы является:
развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе,
в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Освоение и понимание учебного предмета «обществознание» направлено на решение следующих задач:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включённой в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомлённости и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнёра, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
2. Общая характеристика предмета «обществознание»
Учебный предмет «обществознание» является обязательным для
изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «общественно-научные предметы» в 6 – 9 классах, в 5 классе «обществознание» является учебным предметом, формируемым участниками образовательных отношений.
Программа определяет базовое содержание учебного предмета «обществознание» в форме и объёме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приёмов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся. Учитывая возрастные особенности школьников, выделяются два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно- концентрическая. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
3. Место предмета «обществознание» в учебном плане школы
Предмет «обществознание» изучается с 5 по 9 класс, объёмом 175 часов, из расчёта 1 час в неделю (для каждой параллели).
Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно-методических материалов:
Класс | Авторы | Название | Издательство, год |
5 | Боголюбов Л.Н. | Обществознание | Просвещение, 2015 |
6 | Боголюбов Л.Н. | Обществознание | Просвещение, 2016 |
7 | Боголюбов Л.Н. | Обществознание | Просвещение, 2017 |
8 | Боголюбов Л.Н. | Обществознание | Просвещение, 2017 |
9 | Боголюбов Л.Н. | Обществознание | Просвещение, 2017 |
4. Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
5. Содержание предмета «обществознание»
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создаёт возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек
Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства
Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно- территориального устройства. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно - правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребёнка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и её формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, её последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
6. Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название темы | Срок прохождения программы | Количество часов |
1 | Человек | | 5 |
2 | Семья | | 7 |
3 | Школа | | 8 |
4 | Труд | | 5 |
5 | Родина | | 9 |
6 | Повторение | | 1 |
| Итого | | 35 |
6 класс
№ п/п | Название темы | Срок прохождения программы | Количество часов |
1 | Человек в социальном измерении | | 14 |
2 | Человек среди людей | | 10 |
3 | Нравственные основы жизни | | 10 |
4 | Повторение | | 1 |
| Итого | | 35 |
7 класс
№ п/п | Название темы | Срок прохождения программы | Количество часов |
1 | Регулирование поведения людей в обществе | | 17 |
2 | Человек в экономических отношениях | | 10 |
3 | Человек и природа | | 7 |
4 | Итоговое повторение | | 1 |
| Итого | | 35 |
8 класс
№ п/п | Название темы | Срок прохождения программы | Количество часов |
1 | Личность и общество | | 8 |
2 | Сфера духовной культуры | | 8 |
3 | Социальная сфера | | 5 |
4 | Экономика | | 13 |
5 | Итоговое повторение | | 1 |
| Итого | | 35 |
9 класс
№ п/п | Название темы | Срок прохождения программы | Количество часов |
1 | Политика | | 13 |
2 | Право | | 20 |
3 | Итоговое повторение | | 2 |
| Итого | | 35 |
7. Поурочное планирование
5 класс
№ п/п | Тема урока | Формы и виды контроля |
Глава I. Человек (5 часов) | |
1 | Биологическое и социальное в человеке. | Опрос |
2 | Практикум №1 «Черты сходства и различий человека и животного». | Тест |
3 | Основные возрастные периоды жизни человека. | Опрос |
4 | Особенности подросткового возраста. Основные социальные роли в подростковом возрасте. | Тест |
5 | Итоговое занятие по теме «Человек». | Практикум |
Глава II. Семья (7 часов) | |
6 | Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Функции семьи. | Опрос |
7 | Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. | Тест |
8 | Семейное хозяйство. | Опрос |
9 | Практикум №2 «Учимся помогать вести семейное хозяйство». | Тест |
10 | Досуг семьи. Свободное время. Социальная значимость здорового образа жизни. | Практикум |
11 | Практикум №3 «Учимся распределять своё время». | Опрос |
12 | Итоговое занятие по теме «Семья». | Практикум |
Глава III. Школа (8 часов) | |
13 | Образование в жизни человека. | Опрос |
14 | Система образования в Российской Федерации. | Тест |
15 | Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.. | Опрос |
16 | Самообразование. | Тест |
17 | Практикум №4 «Образование в жизни человека». | Практикум |
18 | Одноклассники, сверстники, друзья. | Опрос |
19 | Практикум №5 «Учимся дружно жить в классе». | Тест |
20 | Итоговое занятие по теме «Школа». | Практикум |
Глава IV. Труд (5 часов) | |
21 | Труд – основа жизни. Трудовая деятельность человека. | Опрос |
22 | Практикум №6 «Учимся трудиться и уважать труд» . | Тест |
23 | Труд и творчество. | Опрос |
24 | Практикум №7 «Учимся творчеству». | Тест |
25 | Итоговое занятие по теме «Труд». | Практикум |
Глава V. Родина (9 часов) | |
26 | Наше государство – Российская Федерация. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. | Тест |
27 | Государственные символы России. | Опрос |
28 | Гражданственность и патриотизм. | Тест |
29 | Гражданство Российской Федерации. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина РФ. | Практикум |
30 | Практикум №8 «Учимся быть достойными гражданами». | Опрос |
31 | Россия – многонациональное государство. | Тест |
32 | Многонациональная культура России. | Опрос |
33 | Практикум №9 «Учимся уважать людей любой национальности». | Тест |
34 | Итоговое занятие по теме «Родина». | Практикум |
Повторение (1 час) | |
35 | Итоговое занятие за курс 5 класса. | Практикум |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Формы и виды контроля |
Глава I. Человек в социальном измерении (14 часов) | |
1 | Индивид, индивидуальность, личность. | Опрос |
2 | Сильная личность – какая она? | Тест |
3 | Практикум №1 «Человек – личность». | Практикум |
4 | Человек познаёт мир. Самосознание. | Опрос |
5 | Практикум №2 «Учимся узнавать и оценивать себя». | Тест |
6 | Понятие деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек и его деятельность. | Практикум |
7 | Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. | Опрос |
8 | Практикум №3 «Учимся правильно организовывать свою деятельность». | Тест |
9 | Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. | Опрос |
10 | Познание человеком мира и самого себя. | Тест |
11 | Практикум №4 «Учимся размышлять». | Практикум |
12 | На пути к жизненному успеху. | Опрос |
13 | Выбор жизненного пути. | Тест |
14 | Итоговое занятие по теме «Человек в социальном измерении». | Практикум |
Глава II. Человек среди людей (10 часов) | |
15 | Межличностные отношения. | Опрос |
16 | Личные и деловые отношения. | Тест |
17 | Практикум №5 «Учимся взаимодействовать с окружающими». | Практикум |
18 | Человек в малой группе. Лидерство. | Опрос |
19 | Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Тест |
20 | Практикум №6 «Учимся общаться». | Опрос |
21 | Конфликты в межличностных отношениях. | Тест |
22 | Межличностные конфликты и способы их разрешения. | Практикум |
23 | Практикум №7 «Учимся вести себя в ситуации конфликта». | Опрос |
24 | Итоговое занятие по теме «Человек среди людей». | Тест |
Глава III. Нравственные основы жизни (10 часов) | |
25 | Человек славен добрыми делами. Мораль, её основные принципы. | Практикум |
26 | Золотое правило нравственности. | Опрос |
27 | Практикум №8 «Учимся делать добро». | Тест |
28 | Моральные нормы и нравственный выбор. | Практикум |
29 | Добро и зло. | Опрос |
30 | Будь смелым. | Тест |
31 | Практикум №9 «Учимся побеждать страх». | Практикум |
32 | Человек и человечность. | Опрос |
33 | Гуманизм. | Тест |
34 | Итоговое занятие по теме «Нравственные основы жизни». | Практикум |
Повторение (1 час) | |
35 | Итоговое занятие за курс 6 класса. | Практикум |
7 класс
№ п/п | Тема урока | Формы и виды контроля |
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (17 часов) | |
1 | Что значит жить по правилам. Уважение социального многообразия. Как усваиваются социальные нормы. Право и мораль: общее и различие. | Опрос |
2 | Правила этикета. Общественные ценности. | Тест |
3 | Практикум №1 «Учимся общаться в Интернете». | Практикум |
4 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Налогообложение граждан. | Опрос |
5 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. | Тест |
6 | Почему важно соблюдать законы. Основные признаки права. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Источники права | Практикум |
7 | Практикум №2 «Учимся читать и уважать закон». | Опрос |
8 | Защита Отечества. Военная служба. | Тест |
9 | Практикум №3 «Учимся быть мужественными». | Опрос |
10 | Для чего нужна дисциплина. Виды дисциплины. | Тест |
11 | Практикум №4 «Учимся быть дисциплинированными». | Практикум |
12 | Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. | Опрос |
13 | Виновен – отвечай. Признаки и виды правонарушений. | Тест |
14 | Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | Практикум |
15 | Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации. | Опрос |
16 | Практикум №5 «Учимся защищать свои права». | Тест |
17 | Итоговое занятие по теме «Регулирование поведения людей в обществе». | Практикум |
Глава II. Человек в экономических отношениях (10 часов) | |
18 | Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Производительность труда. | Опрос |
19 | Мастерство работника. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. | Тест |
20 | Производство. Издержки, выручка, прибыль. Разделение труда и специализация. | Опрос |
21 | Виды и формы бизнеса. Торговля и её формы. | Тест |
22 | Практикум №6 «Личный финансовый план». | Практикум |
23 | Обмен и торговля. Реклама. | Опрос |
24 | Деньги и их функции. | Тест |
25 | Экономика семьи. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. | Практикум |
26 | Практикум №7 «Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи». | Опрос |
27 | Итоговое занятие по теме «Человек в экономических отношениях». | Тест |
Глава III. Человек и природа (7 часов) | |
28 | Воздействие человека на природу. | Практикум |
29 | Экологический кризис и пути его разрешения. Загрязнение атмосферы, воды и почвы. | Опрос |
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь. Экологическая мораль. | Тест |
31 | Практикум №8 «Закон на страже природы». | Практикум |
32 | Что может сделать гражданин для защиты природы? | Опрос |
33 | Практикум №9 «Учимся беречь природу». | Тест |
34 | Итоговое занятие по теме «Человек и природа». | Практикум |
Повторение (1 час) | |
35 | Итоговое занятие за курс 7 класса. | Практикум |
8 класс
№ п/п | Тема урока | Формы и виды контроля |
Глава I. Личность и общество (8 часов) | |
1 | Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека. | Опрос |
2 | Взаимосвязь общества и природы. | Тест |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. | Практикум |
4 | Практикум №1 «Типы обществ». | Опрос |
5 | Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. | Тест |
6 | Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности его развития. | Практикум |
7 | Индивид, индивидуальность, личность. Познание человеком мира и самого себя. Социализация личности. Социальный контроль. | Опрос |
8 | Практикум №2. Итоговое занятие по теме «Личность и общество». | |
Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов) | Тест |
9 | Культура, её многообразие и основные формы. | Опрос |
10 | Мораль, её основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. | Тест |
11 | Практикум №3 «Моральная ответственность». | Практикум |
12 | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Самообразование. | Опрос |
13 | Наука в жизни современного общества. Развитие науки в России. | Тест |
14 | Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. | Практикум |
15 | Искусство как элемент духовной культуры общества. | Опрос |
16 | Практикум №4. Итоговое занятие по теме «Сфера духовной культуры» | Практикум |
Глава III. Социальная сфера (5 часов) | |
17 | Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения. | Тест |
18 | Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная мобильность. | Практикум |
19 | Этнос и нация. Отношения между нациями. | Опрос |
20 | Практикум №5. «Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества». | Тест |
21 | Практикум №6. Итоговое занятие по теме «Социальная сфера». | Опрос |
Глава IV Экономика (13 часов) | |
22 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Распределение. Обмен. | Тест |
23 | Типы экономических систем. | Практикум |
24 | Собственность. Активы и пассивы. | Опрос |
25 | Рынок и рыночный механизм. | Тест |
26 | Производство ‑ основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Производительность труда. | Практикум |
27 | Предпринимательская деятельность. | Опрос |
28 | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. Налоги: система налогов, функции. | Тест |
29 | Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. | Практикум |
30 | Инфляция. Инфляция, её последствия. Сбережения. | Опрос |
31 | Практикум №7 «Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг». | Тест |
32 | Практикум №8 «Защита от финансовых махинаций». | Практикум |
33 | Безработица, её причины и последствия. Рынок труда. Мировое хозяйство и международная торговля. | Опрос |
34 | Практикум №9 Итоговое занятие по теме «Экономика». | Тест |
Повторение (1 час) | |
35 | Итоговое занятие за курс 8 класса. | Практикум |
9 класс
№ п/п | Тема урока | Формы и виды контроля |
Глава I. Политика (13 часов) | |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | Опрос |
2 | Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. | Тест |
3 | Формы правления. | Практикум |
4 | Формы государственно – территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | Опрос |
5 | Гражданство Российской Федерации. | Тест |
6 | Политический режим. | Практикум |
7 | Практикум №1 «Демократия, её основные признаки и ценности.». | Опрос |
8 | Правовое государство. Разделение властей. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. | Тест |
9 | Гражданское общество. Местное самоуправление. | Опрос |
10 | Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. | Тест |
11 | Практикум №2 «Опасность политического экстремизма». | Практикум |
12 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | Опрос |
13 | Практикум №3 Итоговое занятие по теме «Политика». | Тест |
Глава II. Право (20 часов) | |
14 | Роль права в жизни человека, общества и государства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. | Практикум |
15 | Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. | Опрос |
16 | Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Тест |
17 | Практикум №4 «Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность». | Практикум |
18 | Правоохранительные органы. | Опрос |
19 | Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. | Тест |
20 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Опрос |
21 | Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. | Тест |
22 | Практикум №5 «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ». | Практикум |
23 | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. | Опрос |
24 | Практикум №6 «Способы защиты гражданских прав». | Тест |
25 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. | Практикум |
26 | Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | Опрос |
27 | Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. | Тест |
28 | Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | Практикум |
29 | Социальная политика Российского государства. Пенсионное обеспечение. | Опрос |
30 | Практикум №7 «Пенсионное обеспечение». | Тест |
31 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право. | Практикум |
32 | Правовое регулирование в сфере образования. Государственная итоговая аттестация. | Опрос |
33 | Практикум №8. Итоговое занятие по теме «Право». | Тест |
| Повторение (1 час) | |
34 | Итоговое занятие за курс 8-9 класса. | Опрос |
35 | Резерв. | |
8. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание». Интернет-ресурсы.
Учебные пособия:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с.
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 111 с.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2016.
Коваль Т.В. Тесты по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.В. Коваль. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 240 с.
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 159 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Коваль Т.В. Тесты по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.В. Коваль. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 255 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 304 с.
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 207 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И., Кинкулькин А.Т. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» http://www.hro.org
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.gdezakon.ru/
Правовая база данных «Гарант» http://www.garant.ru
Научно-просветительский журнал «Скепсис» http://scepsis.net
Правовая база данных «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru
Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти www.gov.ru
«Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. http://www.uznay-prezidenta.ru/
Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
Сайт для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России. В разделе «Хочу всё знать» можно найти ответы на вопросы о государственном устройстве, о роли закона, о процессе создания законов и их применения, о способах разрешения возможных споров, а также проверить свое знание основ демократии. http://www.democracy.ru
Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы http://www.civitas-russia.ru/resource/
На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/
Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. http://danur-w.narod.ru/
Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения http://www.wciom.ru
Левада – Центр. Крупнейший неправительственный центр изучения общественного мнения http://www.levada.ru
9. Приложение
График практических работ 2017-2018 учебный год
5 класс | 6 класс |
Практическая | Дата проведения | Практическая | Дата проведения |
№1 | | №1 | |
№2 | | №2 | |
№3 | | №3 | |
№4 | | №4 | |
№5 | | №5 | |
№6 | | №6 | |
№7 | | №7 | |
№8 | | №8 | |
№9 | | №9 | |
7 класс | 8 класс |
Практическая | Дата проведения | Практическая | Дата проведения |
№1 | | №1 | |
№2 | | №2 | |
№3 | | №3 | |
№4 | | №4 | |
№5 | | №5 | |
№6 | | №6 | |
№7 | | №7 | |
№8 | | №8 | |
№9 | | №9 | |
9 класс |
Практическая | Дата проведения |
№1 | |
№2 | |
№3 | |
№4 | |
№5 | |
№6 | |
№7 | |
№8 | |
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, не смог её сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;