СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию, 5-9 класс, ФГОС, 2017/18 уч.г. (к учебнику Л.Н. Боголюбова).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию, 5-9 класс, ФГОС, 2017/18 уч.г. (к учебнику Л.Н. Боголюбова, изд. 2015-17 гг.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 5-9 класс, ФГОС, 2017/18 уч.г. (к учебнику Л.Н. Боголюбова).»


1.Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 5-9 классов разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.;

  • Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;

  • Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»

и на основе

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

с учётом

авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., 2011 год

Целью изучения и освоения программы является:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистиче­ским и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреж­дениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информа­цию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения ти­пичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове­даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе,

в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Освоение и понимание учебного предмета «обществознание» направлено на решение следующих задач:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включённой в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомлённости и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнёра, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

2. Общая характеристика предмета «обществознание»


Учебный предмет «обществознание» является обязательным для
изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «общественно-научные предметы» в 6 – 9 классах, в 5 классе «обществознание» является учебным предметом, формируемым участниками образовательных отношений.
Программа определяет базовое содержание учебного предмета «обществознание» в форме и объёме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приёмов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся. Учитывая возрастные особенности школьников, выделяются два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно- концентрическая. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

3. Место предмета «обществознание» в учебном плане школы


Предмет «обществознание» изучается с 5 по 9 класс, объёмом 175 часов, из расчёта 1 час в неделю (для каждой параллели).



Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно­-методических материалов:

Класс

Авторы

Название

Издательство, год

5

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2015

6

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2016

7

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2017

8

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2017

9

Боголюбов Л.Н.

Обществознание

Просвещение, 2017




4. Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.


Личностные результаты:


  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:


  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты:


Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

 осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

 различать отдельные виды социальных норм;

 характеризовать основные нормы морали;

 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

 характеризовать специфику норм права;

 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

 раскрывать сущность процесса социализации личности;

 объяснять причины отклоняющегося поведения;

 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.


Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

 описывать явления духовной культуры;

 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

 оценивать роль образования в современном обществе;

 различать уровни общего образования в России;

 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

 описывать основные социальные роли подростка;

 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

 раскрывать основные роли членов семьи;

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;

 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

 характеризовать систему российского законодательства;

 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

 характеризовать гражданские правоотношения;

 раскрывать смысл права на труд;

 объяснять роль трудового договора;

 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.



5. Содержание предмета «обществознание»

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создаёт возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Человек

Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.

Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства

Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно- территориального устройства. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно - правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребёнка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и её формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, её последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

6. Тематическое планирование



5 класс

№ п/п

Название темы

Срок прохождения программы

Количество

часов

1

Человек


5

2

Семья


7

3

Школа


8

4

Труд


5

5

Родина


9

6

Повторение


1


Итого


35



6 класс

№ п/п

Название темы

Срок прохождения программы

Количество

часов

1

Человек в социальном измерении


14

2

Человек среди людей


10

3

Нравственные основы жизни


10

4

Повторение


1


Итого


35



7 класс

№ п/п

Название темы

Срок прохождения программы

Количество

часов

1

Регулирование поведения людей в обществе


17

2

Человек в экономических отношениях


10

3

Человек и природа


7

4

Итоговое повторение


1


Итого


35





8 класс

№ п/п

Название темы

Срок прохождения программы

Количество

часов

1

Личность и общество


8

2

Сфера духовной культуры


8

3

Социальная сфера


5

4

Экономика


13

5

Итоговое повторение


1


Итого


35



9 класс

№ п/п

Название темы

Срок прохождения программы

Количество

часов

1

Политика


13

2

Право


20

3

Итоговое повторение


2


Итого


35





7. Поурочное планирование

5 класс

№ п/п

Тема урока

Формы и виды контроля

Глава I. Человек (5 часов)


1

Биологическое и социальное в человеке.

Опрос

2

Практикум №1 «Черты сходства и различий человека и животного».

Тест

3

Основные возрастные периоды жизни человека.

Опрос

4

Особенности подросткового возраста. Основные социальные роли в подростковом возрасте.

Тест

5

Итоговое занятие по теме «Человек».

Практикум

Глава II. Семья (7 часов)


6

Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Функции семьи.

Опрос

7

Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.

Тест

8

Семейное хозяйство.

Опрос

9

Практикум №2 «Учимся помогать вести семейное хозяйство».

Тест

10

Досуг семьи. Свободное время. Социальная значимость здорового образа жизни.

Практикум

11

Практикум №3 «Учимся распределять своё время».

Опрос

12

Итоговое занятие по теме «Семья».

Практикум

Глава III. Школа (8 часов)


13

Образова­ние в жизни человека.

Опрос

14

Система образования в Российской Федерации.

Тест

15

Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация..

Опрос

16

Самообразование.

Тест

17

Практикум №4 «Образование в жизни человека».

Практикум

18

Одноклассники, сверстники, друзья.

Опрос

19

Практикум №5 «Учимся дружно жить в классе».

Тест

20

Итоговое занятие по теме «Школа».

Практикум

Глава IV. Труд (5 часов)


21

Труд – основа жизни. Трудовая деятельность человека.

Опрос

22

Практикум №6 «Учимся трудиться и уважать труд» .

Тест

23

Труд и творчество.

Опрос

24

Практикум №7 «Учимся творчеству».

Тест

25

Итоговое занятие по теме «Труд».

Практикум

Глава V. Родина (9 часов)


26

Наше государство – Российская Федерация. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.

Тест

27

Государст­венные символы России.

Опрос

28

Гражданственность и патриотизм.

Тест

29

Гражданство Российской Федерации. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина РФ.

Практикум

30

Практикум №8 «Учимся быть достойными гражданами».

Опрос

31

Россия – многонациональное государство.

Тест

32

Многонациональная культура России.

Опрос

33

Практикум №9 «Учимся уважать людей любой национальности».

Тест

34

Итоговое занятие по теме «Родина».

Практикум

Повторение (1 час)


35

Итоговое занятие за курс 5 класса.

Практикум



6 класс

№ п/п

Тема урока

Формы и виды контроля

Глава I. Человек в социальном измерении (14 часов)


1

Индивид, индивидуальность, личность.

Опрос

2

Сильная личность – какая она?

Тест

3

Практикум №1 «Человек – личность».

Практикум

4

Человек познаёт мир. Самосознание.

Опрос

5

Практикум №2 «Учимся узнавать и оценивать себя».

Тест

6

Понятие деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек и его деятельность.

Практикум

7

Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

Опрос

8

Практикум №3 «Учимся правильно организовывать свою деятельность».

Тест

9

Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Опрос

10

Познание человеком мира и самого себя.

Тест

11

Практикум №4 «Учимся размышлять».

Практикум

12

На пути к жизненному успеху.

Опрос

13

Выбор жизненного пути.

Тест

14

Итоговое занятие по теме «Человек в социаль­ном изме­рении».

Практикум

Глава II. Человек среди людей (10 часов)


15

Межличностные отношения.

Опрос

16

Личные и деловые отношения.

Тест

17

Практикум №5 «Учимся взаимодействовать с окружающими».

Практикум

18

Человек в малой группе. Лидерство.

Опрос

19

Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Тест

20

Практикум №6 «Учимся общаться».

Опрос

21

Конфликты в межличностных отношениях.

Тест

22

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Практикум

23

Практикум №7 «Учимся вести себя в ситуации конфликта».

Опрос

24

Итоговое занятие по теме «Человек среди людей».

Тест

Глава III. Нравственные основы жизни (10 часов)


25

Человек славен добрыми делами. Мораль, её основные принципы.

Практикум

26

Золотое правило нравственности.

Опрос

27

Практикум №8 «Учимся делать добро».

Тест

28

Моральные нормы и нравственный выбор.

Практикум

29

Добро и зло.

Опрос

30

Будь смелым.

Тест

31

Практикум №9 «Учимся побеждать страх».

Практикум

32

Человек и человечность.

Опрос

33

Гуманизм.

Тест

34

Итоговое занятие по теме «Нравственные основы жизни».

Практикум

Повторение (1 час)


35

Итоговое занятие за курс 6 класса.

Практикум



7 класс

№ п/п

Тема урока

Формы и виды контроля

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (17 часов)


1

Что значит жить по правилам. Уважение социального многообразия. Как усваиваются социальные нормы. Право и мораль: общее и различие.

Опрос

2

Правила этикета. Общественные ценности.

Тест

3

Практикум №1 «Учимся общаться в Интернете».

Практикум

4

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Налогообложение граждан.

Опрос

5

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита.

Тест

6

Почему важно соблюдать законы. Основные признаки права. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Источники права

Практикум

7

Практикум №2 «Учимся читать и уважать закон».

Опрос

8

Защита Отечества. Военная служба.

Тест

9

Практикум №3 «Учимся быть мужественными».

Опрос

10

Для чего нужна дисциплина. Виды дисциплины.

Тест

11

Практикум №4 «Учимся быть дисциплинированными».

Практикум

12

Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Опрос

13

Виновен – отвечай. Признаки и виды правонарушений.

Тест

14

Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Практикум

15

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации.

Опрос

16

Практикум №5 «Учимся защищать свои права».

Тест

17

Итоговое занятие по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

Практикум

Глава II. Человек в экономических отношениях (10 часов)


18

Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Производительность труда.

Опрос

19

Мастерство работника. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

Тест

20

Производство. Издержки, выручка, прибыль. Разделение труда и специализация.

Опрос

21

Виды и формы бизнеса. Торговля и её формы.

Тест

22

Практикум №6 «Личный финансовый план».

Практикум

23

Обмен и торговля. Реклама.

Опрос

24

Деньги и их функции.

Тест

25

Экономика семьи. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.

Практикум

26

Практикум №7 «Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи».

Опрос

27

Итоговое занятие по теме «Человек в экономических отношениях».

Тест

Глава III. Человек и природа (7 часов)


28

Воздействие человека на природу.

Практикум

29

Экологический кризис и пути его разрешения. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Опрос

30

Охранять природу – значит охранять жизнь. Экологическая мораль.

Тест

31

Практикум №8 «Закон на страже природы».

Практикум

32

Что может сделать гражданин для защиты природы?

Опрос

33

Практикум №9 «Учимся беречь природу».

Тест

34

Итоговое занятие по теме «Человек и природа».

Практикум

Повторение (1 час)


35

Итоговое занятие за курс 7 класса.

Практикум



8 класс

№ п/п

Тема урока

Формы и виды контроля

Глава I. Личность и общество (8 часов)


1

Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека.

Опрос

2

Взаимосвязь общества и природы.

Тест

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.

Практикум

4

Практикум №1 «Типы обществ».

Опрос

5

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Тест

6

Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности его развития.

Практикум

7

Индивид, индивидуальность, личность. Познание человеком мира и самого себя. Социализация личности. Социальный контроль.

Опрос

8

Практикум №2. Итоговое занятие по теме «Личность и общество».


Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов)

Тест

9

Культура, её многообразие и основные формы.

Опрос

10

Мораль, её основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.

Тест

11

Практикум №3 «Моральная ответственность».

Практикум

12

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.  Самообразование.

Опрос

13

Наука в жизни современного общества. Развитие науки в России.

Тест

14

Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

Практикум

15

Искусство как элемент духовной культуры общества.

Опрос

16

Практикум №4. Итоговое занятие по теме «Сфера духовной культуры»

Практикум

Глава III. Социальная сфера (5 часов)


17

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Тест

18

Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная мобильность.

Практикум

19

Этнос и нация. Отношения между нациями.

Опрос

20

Практикум №5. «Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества».

Тест

21

Практикум №6. Итоговое занятие по теме «Социальная сфера».

Опрос

Глава IV Экономика (13 часов)


22

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Распределение. Обмен.

Тест

23

Типы экономических систем.

Практикум

24

Собственность. Активы и пассивы.

Опрос

25

Рынок и рыночный механизм.

Тест

26

Производство ‑ основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Производительность труда.

Практикум

27

Предпринимательская деятельность.

Опрос

28

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. Налоги: система налоговфункции.

Тест

29

Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

Практикум

30

Инфляция. Инфляция, её последствия. Сбережения.

Опрос

31

Практикум №7 «Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг». 

Тест

32

Практикум №8 «Защита от финансовых махинаций».

Практикум

33

Безработица, её причины и последствия. Рынок труда. Мировое хозяйство и международная торговля.

Опрос

34

Практикум №9 Итоговое занятие по теме «Экономика».

Тест

Повторение (1 час)


35

Итоговое занятие за курс 8 класса.

Практикум



9 класс

№ п/п

Тема урока

Формы и виды контроля

Глава I. Политика (13 часов)


1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

Опрос

2

Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.

Тест

3

Формы правления.

Практикум

4

Формы государственно – территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.

Опрос

5

Гражданство Российской Федерации.

Тест

6

Политический режим.

Практикум

7

Практикум №1 «Демократия, её основные признаки и ценности.».

Опрос

8

Правовое государство. Разделение властей. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.

Тест

9

Гражданское общество. Местное самоуправление.

Опрос

10

Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы.

Тест

11

Практикум №2 «Опасность политического экстремизма».

Практикум

12

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Опрос

13

Практикум №3 Итоговое занятие по теме «Политика».

Тест

Глава II. Право (20 часов)


14

Роль права в жизни человека, общества и государства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.

Практикум

15

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Опрос

16

Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Тест

17

Практикум №4 «Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность».

Практикум

18

Правоохранительные органы.

Опрос

19

Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.

Тест

20

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Опрос

21

Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.

Тест

22

Практикум №5 «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ».

Практикум

23

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.

Опрос

24

Практикум №6 «Способы защиты гражданских прав».

Тест

25

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Практикум

26

Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Опрос

27

Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

Тест

28

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Практикум

29

Социальная политика Российского государства. Пенсионное обеспечение.

Опрос

30

Практикум №7 «Пенсионное обеспечение».

Тест

31

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право.

Практикум

32

Правовое регулирование в сфере образования. Государственная итоговая аттестация.

Опрос

33

Практикум №8. Итоговое занятие по теме «Право».

Тест


Повторение (1 час)


34

Итоговое занятие за курс 8-9 класса.

Опрос

35

Резерв.


8. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание». Интернет-ресурсы.

Учебные пособия:

  1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

  2. Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеоб­разоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.

  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с.

  4. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 111 с.

  5. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2016.

  6. Коваль Т.В. Тесты по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.В. Коваль. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

  7. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 240 с.

  8. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 159 с.

  9. Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.

  10. Коваль Т.В. Тесты по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.В. Коваль. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

  11. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.

  12. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 255 с.

  13. Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.

  14. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

  15. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 304 с.

  16. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 207 с.

  17. Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.

  18. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

  19. Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И., Кинкулькин А.Т. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.


Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/

  2. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» http://www.hro.org

  3. Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.gdezakon.ru/

  4. Правовая база данных «Гарант» http://www.garant.ru

  5. Научно-просветительский журнал «Скепсис» http://scepsis.net

  6. Правовая база данных «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru

  7. Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти www.gov.ru

  8. «Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. http://www.uznay-prezidenta.ru/

  9. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru

  10. Сайт для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России. В разделе «Хочу всё знать» можно найти ответы на вопросы о государственном устройстве, о роли закона, о процессе создания законов и их применения, о способах разрешения возможных споров, а также проверить свое знание основ демократии. http://www.democracy.ru

  11. Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы http://www.civitas-russia.ru/resource/

  12. На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/

  13. Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. http://danur-w.narod.ru/

  14. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения http://www.wciom.ru

  15. Левада – Центр. Крупнейший неправительственный центр изучения общественного мнения http://www.levada.ru


9. Приложение

График практических работ 2017-2018 учебный год

5 класс

6 класс

Практическая

Дата проведения

Практическая

Дата проведения

№1


№1


№2


№2


№3


№3


№4


№4


№5


№5


№6


№6


№7


№7


№8


№8


№9


№9




7 класс

8 класс

Практическая

Дата проведения

Практическая

Дата проведения

№1


№1


№2


№2


№3


№3


№4


№4


№5


№5


№6


№6


№7


№7


№8


№8


№9


№9




9 класс

Практическая

Дата проведения

№1


№2


№3


№4


№5


№6


№7


№8






Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);

  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);

  • график контрольных мероприятий

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

- не увидел проблему, не смог её сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!