СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 11 класса с национально-региональным компонентом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 11 класса с национально-региональным компонентом

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 11 класса с национально-региональным компонентом»

Пояснительная записка.

Тип – программам общеобразовательных учреждений;

Вид – гимназия, МАОУ БГ №29

Класс 11

Концепция (основная идея) программы: Программа ориентирована на учащихся общеобразовательной школы по учебнику «Обществознание» под редакцией Г.А. Бордовского, А.В. Воронцова, Г.Э Королева, C.А. Наумова,-М., Вентана-Граф, 2014

Современное обществознание как школьный предмет характеризуется интегрированным характером, опорой на педагогически отобранный материал целого ряда общественных наук. В школьный курс обществознания включены содержательные линии: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера. Обществознание как школьный предмет отличают:

-направленность на теоретическое обобщение учебного материала;

-особая, в сравнении со многими школьными дисциплинами, нацеленность на межпредметные связи;

-практико-ориентированный характер.

Современный подход к преподаванию обществознания базируется на следующих положениях:

- выдвижение в качестве центральной задачи обучения в школе осуществления гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся, формирование у школьников ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта современной жизни России, мира;

- направленность на социализацию школьников, формирование у них основы для реализации социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций. В связи с этим реализуется нацеленность на овладения учащимися: знаниями, которые интегрируются из целого комплекса социально-гуманитарных наук; умениями (способами умственной и практической деятельности); ценностно-эмоциональным опытом (социальными ценностями, нормами и правилами, служащими ценностно-нормативными ориентирами деятельности личности); опытом творческой деятельности (в том числе в ходе исполнения социальных ролей в типичных жизненных ситуациях);

- нацеленность на создание условий для представления школьника о всей системе общественных отношений, самореализации личности учащегося;

- ориентированность содержания курса на возможности различных методологических подходов, существующих в современной науке, направленность предмета на раскрытие многомерной картины жизни общества;

- представление в курсе наряду с научными знаниями социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей.

- реализацией воспитательных и обучающих возможностей изучения регионального компонента курса обществознания, системное обращение к теме малой Родины.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость):

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждены приказом Минобрнауки от 5.03.2004 №1089,изменения 23.06.2015); Примерной программы среднего общего образования по Обществознанию; Программы «Обществознание» 6-11 классы, М.: Вентана – Граф, 2012г., которая входит в учебно – методический комплект по обществознанию под общей редакцией Г.А.Бордовского.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт вариативное распределение учебных часов по разделам с учётом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ:

1.Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент)

2.Закон РФ «Об образовании»

3.Типовые положения об образовательных учреждениях

4.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе

6.Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Соболева О.Б., Барабанов В.В. Кошкина С.Г. Малявин С.Н., Обществознание: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под общей редакцией акад. РАО Г.А.Бордовского. – М.: «Вентана – Граф», 2013 г.

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

8.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПин.

9.Учебный план МАОУ «Бурятская гимназия № 29» г. Улан-Удэ.



Актуальность: Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Новизна: Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Значимость: Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Образовательная область – Обществознание.

Цели обучения:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели курса признаны реализовать три уровня социального заказа:


- на уровне личности – заказ на личную, социальную и профессиональную успешность обучающегося;


- на уровне общества – заказ на сохранение физического и морального здоровья нации, на цивилизованное отношение к проблемам свободы и ответственности, на поддержание социальной справедливости и достойного уровня благосостояния народа;


- на уровне государства – на сохранение единства и безопасности страны, на развитие человеческого капитала и конкурентноспособности в современном мире.


Задачи курса:


- научить школьников ориентироваться в актуальных проблемах личности (прежде всего юношеского возраста) и современного общества в вопросах мирового общественного развития;


- искать и находить обоснованные оптимальные варианты их решения;


- способствовать формированию собственного целостного мировоззрения, принципов поведения в обществе.


Для решения этих задач старшеклассники должны уметь находить, оценивать и оптимально использовать нужную им социальную информацию.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья школьников, повышению удовлетворённости образовательным процессом, положительной мотивации к учёбе.

Цель использования ЗОТ: сохранение и укрепления здоровья обучающихся.

Задачи:

- Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- Сохранение работоспособности на занятиях;

- Просвещение в области здоровьесбережения.

- Привитие навыков личной гигиены и знаний о правильном питании.

- Снижение уровня заболеваемости учащихся.


Для выполнения поставленных задач на уроках истории вводить следующие здоровьесберегающие общеобразовательные технологии (ЗОТ):

Занятия осуществляются в условиях комфортности:

Санитарно-гигиенических: Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Рабочее место у учащихся на занятии – письменный стол. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время занятия. Комфортный для человека уровень шума- 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» -это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 люкс (20 вт/кв.м). Светильники в помещении надежно подвешены к потолку и закрыты крышками, корпуса и крышки выключателей и розеток не имеют трещин и сколов, а также оголенных контактов.

Температура воздуха в кабинете в пределах 18-22 градусов.

Учащихся с пониженной остротой зрения следует отводить места ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалением верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Стекла окон, светильники необходимо очищать от пыли и грязи 2 раза в год.

В кабинете находится аптечка с набором необходимых лекарственных средств и перевязочных материалов.

Продолжительность занятия - 45 мин, продолжительность перемены - 15 мин.

Психологических: Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей коллектива. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.


Срок реализации – 1 год.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей обществоведческого образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся. Для данной ступени обучения применяется «объективный подход» группировки соответствующих знаний вокруг изучаемых социальных объектов. При составлении программы отбирался наиболее значимый материал, увеличилось количество часов на темы, вызывающие наибольшее затруднение учащихся, а также на повторительно-обобщающие уроки. При изучении отдельных тем курса добавлен национально-региональный компонент.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана

На каждом из этапов изучения обществознания реализуются межпредметные связи с курсом истории, экономики, право, экологии и другими учебными дисциплинами.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.


Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов, олимпиад и др.

Национально — региональный компонент реализуется через изучение основных обществоведческих понятий в переводе с русского на бурятский язык, а также некоторые проблемные вопросы отечественной истории рассматриваются в сравнении с историей Бурятии, выявляя общее и особенное.


Предполагаемые результаты обучения:

Результатом обучения является достижение обучающимися определенного уровня образованности путем овладения различными умениями в ходе изучения обществознания на разных ступенях средней школы.

Система формируемых умений в процессе изучения обществознания

п/п

Показатель образованности

Ступень образования

Средняя общая школа (базовый уровень)

1

Личностный.

Самоопределение личности

Личностное самоопределение и самореализация

2

Информационный.

Восприятие социальной информации

Ориентация в потоке социальной информации

3

Общекультурный.

Развитие познавательного интереса

Формирование устойчивого познавательного интереса к социально-гуманитарному знанию

4

Социальный.

Отношение к явлениям и событиям социальной действительности

Анализ явлений социальной действительности с опорой на полученные знания

5

Личностно-социальный.

Отношение к собственным социальным действиям и действиям других людей

Соотнесение различных оценок собственного и иного поведения, самостоятельное формулирование правил общественного поведения, применение знаний для определения экономически-рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения в конкретной ситуации

6

Интеллектуальный. Решение проблемно-познавательных задач

Решение познавательных практических задач, отражающих типичные социальные ситуации

7

Коммуникативный. Развитие коммуникативных умений

Аргументация собственной позиции, оппонирование через дискуссии и диспуты

8

Креативный. Реализация творческой деятельности

Написание творческих работ






Система оценки достижений учащихся:

Наряду с устным, письменным опросом и тестированием, могут быть использованы методы взаимопроверки, самопроверки, письменных заданий с открытым текстом.



Критерии и нормы оценочной деятельности.

Оценка «5» выставляется, если ученик

  • безошибочно излагает материал устно или письменно;

  • обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

  • сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

  • точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

  • свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если ученик

  • обнаружил знание программного материала;

  • осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

  • обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

  • в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если ученик

  • обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;

  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

  • испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

  • в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если ученик

  • имеет отдельные представления о материале;

  • в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.



Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:

Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов

Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов.



При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

  • При реализации, данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • социально-психологические тренинги;

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам истории.

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ и проектов.

Количество часов. Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

68 часов – обществознание.



Содержание программы

Экономика (22часа)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Политика как общественное явление (22 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.



Правовое регулирование общественных отношений (20 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Повторение. Повторение планируется учителем по результатам мониторинга за качеством усвоения основных тем.





















Учебно-тематический план



Наименование раздела,




Кол-во часов

Из них (в зависимости от образовательной области)

примерно




Теория

Лаборат.практичэкскурсии и т.д.

р/р, семинары и др.

Контр. занятие

1

Введение.

Экономика

22

21



1

2

Политическая жизнь общества

22

21



1

3

Правовое регулирование

общественной жизни

20

19



1

4

Повторительно- обобщающий урок

2




2

5

Резерв

2






Итого:

68ч



























Календарно-тематический план

№ урока

(год)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт.


Тема1. Введение. Экономика

22ч



1

Введение

1



2

Что изучает экономика?

1



3

Экономическая система

1



4

Спрос, предложение, рыночное равновесие

1



5

Действие рыночного механизма (Урок-семинар)

1



6

Конкуренция и её виды

1



7-8

Бизнес и предпринимательство.

Экономика фирмы.

НРК: Предпринимательство в Бурятии

2



9

Источники финансирования фирмы.

Виды ценных бумаг.

1



10

Создаём фирму. Урок-практикум.

1



11

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

НРК: Безработица в Бурятии

1



12

Уровень безработицы. Урок-практикум

1



13

Семейный бюджет

1



14-15

Валовой внутренний продукт.

Экономический цикл.

Государственный бюджет

НРК: Бюджет Бурятии

2



16

Налоги

1



17

Экономическая роль государства в современном мире. Урок-семинар.

1



18

Денежное обращение.

1



19

.Виды, причины и последствия инфляции.

1



20

Банковская система. Финансовые институты.

1



21

Международная торговля.

1



22

Повторительно- обобщающий урок по

теме «Экономическая сфера общественной жизни»

1




Тема 2 . Политическая жизнь общества

22ч



23

Политика как общественное явление

1



24

Политическая власть: сущность, способы

существования.

1



25

Политическая власть. Урок-семинар.

1



26

Политическая система.

1



27

Государство как политический институт

1



28-29

Социальное государство: теория и практика реализации. Урок-семинар

2



30

Политический режим

1



31

Демократия: вчера, сегодня, завтра. Урок-

практикум

1



32

Гражданское общество: теория и практика

1



33

Средства массовой информации в политической жизни общества.

НРК: СМИ в Бурятии

1



34

.Политические партии и партийные системы

1



35-36

Политические элиты и политическое

лидерство. Урок семинар.

НРК: Политические лидеры Бурятии

2



37-38

Процесс выборов в органы власти современного государства.

2



39

Кто и как принимает решения в политике?

1



40

Политическая культура

1



41

Международная политика современного

государства

1



42-43

Политика глобальной безопасности: цели и

приоритеты. Урок- семинар.

2



44

Повторительно- обобщающий урок по теме «Политическая жизнь общества.

1




Тема 3. Правовое регулирование общественной жизни.

20ч



45

Право в системе социальных норм

1



46

Правовая норма. Источники и система права

1



47

Правоотношения

1



48

Правонарушения и юридическая ответственность

1



49

Правосознание и правовая культура

1



50

Особенности Конституции Российской Федерации

НРК: Конституция Республики Бурятия

1



51

Государственное устройство Российской Федерации

1



52

Права и свободы человека и гражданина.

Конституционные обязанности.

1



53

Право граждан Российской Федерации

на образование. Урок- практикум

1



54

Семейное право и основные вопросы брака.

НРК: Семья в Бурятии

1



55

Трудовое право и его значение в регулировании трудовой деятельности человека

1



56

.Коллективный трудовой договор

1



57

.Гражданское право: имущественные

отношения.

1



58

Гражданское право: неимущественные отношения.

1



59

Административное право.

1



60

Уголовное право.

1



61

Судебная защита прав граждан. Урок-семинар.

НРК: Судебная система в РБ

1



62

Международное право.

1



63

Охрана окружающей среды и экологические

правоотношения. Урок- практикум.

НРК: РБ и экологические проблемы региона

1



64

Право как социальный институт.

Урок-практикум.

1



65-66

Повторительно- обобщающий урок

2



67-68

Резерв

2




Итого:

68ч





Требования к уровню подготовки обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего

(полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по

указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение

отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:

характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебной деятельности и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Контрольно-измерительные материалы:

Тесты, включенные в пособия, составлены с учетом действующей программы и ЕГЭ. Они отражают наиболее важные проблемы политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества. Это позволяет использовать их для тематического и итогового контроля. Кроме того, они необходимы для подготовки к ЕГЭ.

1.Лабезникова А.Ю. ЕГЭ – 2015. Обществознание: 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / под ред. Е.Л. Рутковской. – М.: Издательство «Экзамен» 2015 – 383 с.

2.ЕГЭ – 2014. Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. О.А. Котова, т. е. Лискова. - Москва: АСТ: Астрель, 2014. - 285с. (Федеральный институт педагогических измерений).

3.Кишенкова, О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник / О.В. Кишенкова, Н.Н. Семке. – М.: Эксмо, 2010. – 496с.

4.Обществознание. Старшая школа. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» / под ред. С.А. Лосева. – Москва: Интеллект-Центр, 2013. -224 с.

5.Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 93 с.

6.Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. задания повышенной сложности / авт.-сост. С.А. Фомина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 207 с.

Литература:

1. Учебник: Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А Романов К.С., Обществознание 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией Г.А.Бордовского.- М.: Вентана-Граф, 2014г.

2. Программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Соболева О.Б., Баранова В.В., Кошкина С.Г., Малявина С.Н.


Электронно-образовательные ресурсы:

1. Электронные тесты по философии http://filosof.historic.ru

2. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru

3. Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org

4. Учительский портал http://www.uchportal.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!