СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по наглядной геометрии 5-6 класс (по ФГОС)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая програма соответствует ФГОС ООО. Содержит следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места предмета в учебном плане; личностные, метаредметные, предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета, тематическое планирование учебного материала в 6 классе, календарно-тематическое планирование,  описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по наглядной геометрии 5-6 класс (по ФГОС)»

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 86




УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ лицея № 86 __________О.В. Большакова

Приказ №_____________, от___ .___.20__ г.

СОГЛАСОВАНО


Руководитель кафедры точных наук _____________ Мирошкина О. Н.

Протокол № 1 от ___.___.20__г.






Рабочая программа

по наглядной геометрии

в 5 «Г» классе

Учитель: Кукушкина Анна Владимировна





2013-2014 учебный год









г. Ярославль











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицея № 86 (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. № 03-01/154в);

  3. Учебный план МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161);

  4. Календарный учебный график МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/172).

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по наглядной геометрии 5-6 класс под редакцией И. Ф. Шарыгина входящий в Федеральный перечень УМК.



Состав УМК для 5-6 класса:

Наглядная геометрия. 5-6кл Пособие для общеобразовательных учебных заведений./ Шарыгин И. Ф. Ерганжиева Л. Н..-М.:Дрофа, 2012

Геометрия один из важнейших школьных предметов.

Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе

содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.

Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.








Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению геометрии начиная с 7 класса и имеет следующие

цели и задачи:

Цели курса:

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

  • формирование логического и абстрактного мышления;

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

Задачи курса:

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

  • Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.

  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

  • Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

  • Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.

  • Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.



















































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный

уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.

















ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный предмет «наглядная геометрия» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, относится к предметной области «математика и информатика»


Класс

Предмет математического цикла

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

Наглядная геометрия

1

34

6

Наглядная геометрия

1

34


Общее число часов за 2 года обучения составляет 68 часов.

В учебном плане МОУ лицея на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «наглядная геометрия» отводится в 5 классе 1 час в неделю (34 часа в год).

Данная рабочая программа составлена для изучения предмета «наглядная геометрия» в 5-6 классе в объеме 68 часов.














































ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение наглядной геометрии в 5-6 классе позволяет достичь следующих результатов

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей);

• ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках наглядной геометрии.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению геометрии;

• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.



Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в математической деятельности;

•  анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

• применять приемы самоконтроля при решении геметрических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.


Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить учебные цели;

• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.


Ученик получит возможность научиться:

• брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);

• осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;

• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

• формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов;

• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые геометрические объекты.


Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• самостоятельно давать определение понятиям;

• строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).


Предметные результаты

В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:

- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;

- изображать знакомые фигуры по их описанию;

- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

- пользоваться геометрической символикой;

- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам


Основные умения и навыки:

- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;

- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;

- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);

- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;

- умение анализировать свойства геометрических фигур;

- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;

- конструирование объемных фигур;

- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;

- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;

- использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;

- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;

- умение использовать теоретические знания в практической работе;


Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по пятибалльной системе.





















































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

5-6 класс

п.п

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.

Введение. Поиск геометрических свойств

Форма и фигура. Модели и рисунки геометрических фигур. Пространственные и плоские геометрические фигуры. Геометрические тела – цилиндр, конус, шар, пирамида, призма, куб - и их элементы. Круг и многоугольники. Конструкции из кубиков и шашек, шифры и виды. Графические диктанты и « Танграм». Поверхность геометрических тел. Развертки

Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. Изготавливать из пластилина, разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. Различать (на моделях, по названию, по некоторым признакам) и изображать пространственные и плоские геометрические фигуры. Записывать шифр и составлять по шифру или собственному замыслу конструкции из шашек. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. Составлять по нарисованному контуру фигуру из частей квадрата и перекраивать её в другие фигуры («Танграм»). Изготавливать модели цилиндра, конуса, призмы и пирамиды, используя развертки-выкройки из бумаги. Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление разверток поверхностей геометрических тел

2.

Отрезок и другие геометрические фигуры

Отрезок. Прямая. Луч. Дополнительные лучи. Шкалы и координаты. Пентамино и танграм. Плоскость. Куб и конструкции из кубиков. Сравнение отрезков. Равносторонний и равнобедренный треугольники. Измерение отрезков. Единицы длины. Координатный луч

Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Изображать прямую и луч на чертеже. Исследовать взаимное расположение точек, отрезков, лучей и прямых: а) на плоскости; б) определяемых элементами куба. Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину и строить отрезки заданной длины.

Выражать одни единицы измерения длины через другие. Изображать фигуры по координатам точек относительно двух шкал отсчета на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. На основе мысленного оперирования кубиками определять все возможные конструкции по двум заданным видам. Изображать координатный луч

3

3.

Окружность и её применение

Окружность. Центр, радиус, хорда, диаметр, дуга, полуокружность. Круг. Конструкции из шашек и виды. Вышивки, узоры и математическое вышивание

Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из шашек одного и разных цветов. Конструировать узоры по мотивам различных вышивок. Строить по заданным алгоритмам некоторые кривые методом математического вышивания.


4.

Углы. Многоугольники и развертки

Угол. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Равные углы. Прямой, острый и тупой углы. Измерение углов. Градусная мера угла. Сумма углов треугольника. Виды треугольников. Прямоугольник и прямоугольный параллелепипед. Правильные многоугольники. Развертки.

Распознавать, обозначать и изображать углы, смежные и вертикальные углы. Сравнивать углы, используя модели. Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного угольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов, определять величину углов с помощью основных свойств градусной меры угла. Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов. Изображать (строить) развертки поверхностей прямых призм и правильных пирамид


5.

Площадь и объем

Плоская геометрическая фигура и её величина. Измерение площади. Единицы площади. Основные свойства площади. Площадь прямоугольника. Измерение объема. Единицы объема. Основные свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Модели и размерность геометрических фигур.

Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник. Описывать по рисунку и на моделях: а) процесс измерения площади прямоугольника; б) процесс нахождения объема конструкции из кубиков и объема прямоугольного параллелепипеда. Записывать формулу для вычисления: а) площади прямоугольника и квадрата; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба.

Использовать формулы: а) площади прямоугольника и квадрата при решении задач на вычисление и построение; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций из кубов. Выражать одни единицы измерения площади или объема через другие


6.

Отрезки и ломаные

Геометрия и архитектура. Ломаные. Замкнутые ломаные. Простые ломаные. Многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Пространственная ломаная. Виды ломаной - вид спереди, вид сверху, вид слева. Алгоритмы и узоры. Древние трактаты и узоры

Распознавать и описывать ломаные разного типа на рисунках и чертежах. Различать, изображать и исследовать ломаные и многоугольники заданной конфигурации и длины (периметра). Исследовать различные конфигурации из вершин, ребер и граней куба. Определять по рисунку виды- вид спереди, вид сверху, вид слева - ломаной на поверхности куба. Изображать ломаные на поверхности куба по трем заданным видам. Решать задачи на сочетание видов и некоторых метрических характеристик пространственной ломаной и куба. Анализировать и изображать орнаменты Древнего Востока по рисункам, схемам или подробному описанию. Создавать собственные узоры по мотивам национальных орнаментов. Принять участие в разработке проекта или просто - в диалоге об истории культуры, архитектуры, письменности Древней Руси.


7.

Прямые и плоскости

Основные геометрические фигуры. Точки и прямые на плоскости. Точки и плоскости в пространстве. Пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые. Параллельные плоскости. Пересекающиеся плоскости

Исследовать конфигурации из основных геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Формулировать отдельные аксиомы геометрии. Распознавать на чертежах и изображать пересекающиеся (в т.ч. перпендикулярные) и параллельные прямые. Находить величины углов, образованных двумя или тремя пересекающимися прямыми, использовать параллельные прямые для определения величины некоторых углов. Исследовать и описывать взаимное расположение двух прямых; прямой и плоскости; двух плоскостей в пространстве. Устанавливать и описывать взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в различных пространственных конфигурациях, представленных на рисунке с помощью призм и пирамид.


8.

Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве

Координатные оси. Координаты. Прямоугольная система координат. Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Многогранники. Пирамида. Призма. Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Цилиндр. Конус. Шар.

Определять координаты точки и строить точку по её координатам на координатной плоскости. Выполнять графические диктанты на координатной плоскости (по тексту, по рисунку, по собственному замыслу). Решать задачи на поиск и изображение геометрических фигур, удовлетворяющих некоторым условиям относительно их формы, размеров и расположения на координатной плоскости. Распознавать, описывать, узнавать по некоторым признакам и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решать задачи на построение и вычисление, используя некоторые свойства и признаки определенных четырехугольников. Распознавать, изготавливать модели, описывать, различать по признакам, изображать на рисунке разные многогранники и фигуры вращения. Решать задачи на построение: а) разверток поверхностей призм и пирамид, удовлетворяющих определенным условиям относительно формы и размеров используемых многоугольников; б) сечений


9.

Узоры симметрии

Страницы каменной летописи мира. Симметрия. Осевая симметрия. Поворот. Центральная симметрия. Параллельный перенос. Линейные орнаменты (бордюры). Мотив и элементарная ячейка. Сетчатые (плоские) орнаменты. Паркеты. Правильные и полуправильные паркеты.

Познакомиться с различными проявлениями принципа симметрии в природе и человеческой деятельности. Находить и строить образы точек и некоторых геометрических фигур при заданных осевой симметрии, повороте, параллельном переносе плоскости. Распознавать на иллюстрациях, описывать (указывать мотив и элементарную ячейку) и изображать на листе в клетку линейные орнаменты. Анализировать и изображать сетчатые орнаменты и паркеты. Создавать узоры на паркетах с помощью движения фигур.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п

Тема урока

Виды и формы деятельности

Дата проведения

Примечания

план

факт






I. Введение в геометрию, 4 часа.

1.1

Математические исследования. Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.


фронтальная


02.09-08.09





1.2

Простейшие геометрические фигуры. Практическая работа «Простейшие геометрические фигуры».

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


09.09.-15.09.13





1.3

Угол. Виды углов.

Индивидуальная

16.09-22.09.13





1.4

Углы. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Практическая работа «Измерение и построение углов».

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


23.09.-29.09.13





II. Фигуры на плоскости, 4 часа.

2.5

Конструирование из Т. Конструирование

на плоскости и в пространстве, на клетчатой бумаге

из частей буквы Т.


Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


30.09-06.10.2013





2.6

Треугольник. Виды треугольников.

Работа в парах

07.10.-13.10.13





2.7

Треугольник. Виды треугольников. Практическая работа «Виды треугольников».

Практическое выполнение заданий


14.10.-20.10.13





2.8

Треугольник. Построение треугольников. Практическая работа «Построение треугольников».

Практическое выполнение заданий


21.10.-27.10.13





III. Фигуры в пространстве, 4 часа.

3.9

Пространство и размерность.

Работа с текстом

28.10-03.11.13





3.10

Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагон.

Работа в парах. Практическая работа

11.11.-17.11.13





3.11

Куб и его свойства.

Исследовательская работа в группах

18.11.-24.11.2013





3.12

Куб и его свойства. Развертка куба. Невозможные фигуры.

Практическое выполнение заданий

25.11.-01.12.2013





IV. Занимательная геометрия, 3 часа.

4.13

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино.

Практическое выполнение заданий

02.12.-08.12.13





4.14

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино (конструирование – практическая работа).

Практическое выполнение заданий


09.12.-15.12.13





4.15

Геометрические головоломки. Танграм.

Работа в группах

16.12.-22.12.13





V. Многогранники, 2 часа.

5.16

Правильные многогранники. Теорема Эйлера.

Индивидуальное выполнение работы

23.12.-29.12.2013





5.17

Правильные многогранники.

Работа с текстом. Работа в группах

13.01-19.01





VI. Измерение величин, 7 часов

6.18

Измерение длины, единицы измерения.

Фронтальная. Работа в парах

20.01-26.01





6.19

Старинные меры длины. Составление кроссворда.

Работа с текстом. Индивидуальная

27.01-02.02





6.20

Площадь. Единицы измерения площадей. Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами»

Фронтальная.

Индивидуальная

Практическое выполнение заданий


03.02.-09.02





6.21

Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности.

Работа с текстом

Практическое выполнение заданий

10.02-16.02





6.22

Прямоугольный параллелепипед. Объем. Единицы измерения объема.

Работа с текстом

Практическое выполнение заданий

17.02-17.23





6.23

Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба».

Индивидуальная работа. Работа в парах.

24.02-02.03





6.24

Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом

Фронтальная. Групповая.

03.03-09.03





VII.Окружность, 4 часа

7.25

Кривые линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда

Работа с текстом

Практическое выполнение заданий

10.03-16.03





7.26

Замечательные кривые. Кривые линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда.

Работа с текстом

Практическое выполнение заданий

17.03-21.03





7.27

Окружность. Геометрические узоры.

Индивидуальная

31.03-06.04





7.28

Окружность. Геометрические узоры. Практическая работа «Геометрический орнамент»

Практическое выполнение заданий


07.04-13.04





VIII. Занимательная геометрия, 6 часов

8.29

Топологические опыты.

Практическая работа

14.04-20.04





8.30

Практическая работа «Топологические опыты».

Практическое выполнение заданий


21.04-27.04





8.31

Задачи со спичками.

Работа в парах

28.04-04.05





8.32

Оригами.

Индивидуальная

05.05-11.05





8.33

Практическая работа «Оригами».

Практическое выполнение заданий


12.05-18.05





8.34

Зашифрованная переписка.

Работа в парах

19.05-25.05





































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

п/п

Тема урока

Виды деятельности

Дата проведения

Примечания

план

факт






I. Повторение, 2 часа.

1.1

Повторение теоретического материала 5-го класса (планиметрия).

фронтальная


01.09.-07.09.14





1.2

Повторение теоретического материала 5-го класса (стереометрия).

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


08.09.-14.09.14





II. Занимательная геометрия, 2 часа.

2.3

Задачи, головоломки, игры.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


15.09-21.09.14





2.4

Задачи, головоломки, игры.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


22.09.-28.09.14





III. Параллельность и перпендикулярность, 5 часов.

3.5

Метод трех проекций.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


29.09-05.10.2014





3.6

Использование метода трех проекций к решению задач.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


06.10.-12.10.14





3.7

Использование метода трех проекций к решению задач.

Практическое выполнение заданий


13.10.-19.10.14





3.8

Понятие перпендикулярных и параллельных прямых.

Практическое выполнение заданий


20.10.-26.10.14





3.9

Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой.

Практическое выполнение заданий


27.10-02.11.14





IV. Четырехугольники, 4 часа

4.10

Понятие параллелограмма.

Индивидуальное выполнение работы

10.11.-16.11.14





4.11

Прямоугольник, ромб, квадрат – «родственники» параллелограмма.

Индивидуальное выполнение работы

17.11.-23.11.2014





4.12

Изучение свойств квадрата.

Практическое выполнение заданий


24.11.-30.11.2014





4.13

Золотое сечение.

Индивидуальное выполнение работы

01.12.-07.12.14





V. Координаты, 3 часа

5.14

Параллели и меридианы.

Практическое выполнение заданий


08.12.-14.12.14





5.15

Понятие координатной плоскости.

Индивидуальное выполнение работы

15.12.-21.12.14





5.16

Полярные координаты.

Индивидуальное выполнение работы

22.12.-28.12.2014





VI. Занимательная геометрия, 5 часов

6.17

Оригами.

Индивидуальное выполнение работы

12.01-18.01.2015





6.18

Кривые Дракона.

Практическое выполнение заданий


19.01-25.01





6.19

Лабиринты и методы их решения.

Практическое выполнение заданий


26.01-01.02.





6.20

Геометрия клетчатой бумаги.

Фронтальная.

Индивидуальная

Практическое выполнение заданий


02.02-08.02





6.21

Формула Пика для вычисления площади многоугольника.

Практическое выполнение заданий


09.02-15.23





VII. Симметрия, 9 часов

7.22

Зеркальное отражение.

Индивидуальное выполнение работы

16.02-22.02





7.23

Понятие осевой симметрии.

Индивидуальное выполнение работы

23.02-01.03





7.24

Построение фигур, симметричных относительно прямой.

Индивидуальное выполнение работы

02.03-08.03





7.25

Понятие центральной симметрии.

Индивидуальное выполнение работы

09.03-15.03





7.26

Создание бордюров с помощью параллельного переноса и зеркальной симметрии с вертикальной осью.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


16.03-22.03





7.27

Создание бордюров с помощью зеркальной симметрии с горизонтальной осью и поворотной (центральной) симметрии.

Практическое выполнение заданий


01.04-05.04





7.28

Построение паркетов.

Индивидуальное выполнение работы

06.04-12.04





7.29

Свойства симметрии, помогающие при решении задач.

Практическое выполнение заданий


13.04-19.04





7.30

Решение задач с использованием свойств симметрии.

Индивидуальное выполнение работы

20.04-26.04





VIII. Окружность, 2 часа

8.31

Важное свойство окружности: свойство вписанного угла, опирающегося на диаметр.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий


27.04-03.05





8.32

Важное свойство окружности: свойство вписанного угла.

Практическое выполнение заданий


04.05-10.05





IX. Занимательная геометрия, 2 часа

9.33

Задачи, головоломки, игры.

Индивидуальное выполнение работы

11.05-17.05





9.34

Игра-викторина «Великий геометр».


18.05-24.05























































ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Используемый УМК:


Учебники:

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.

3. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

4. . Белоусова А.Г. Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии. –

5. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155



Библиотечный фонд

Нормативные документы (ФГОС, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, примерная программа по математике 5-9 классы, фундаментальное ядро содержания общего образования, планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике).

Авторские программы по курсам математики.

Учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ.

Учебные пособия по элективным курсам и внеурочной деятельности.

Научная, научно-популярная, историческая литература.

Справочные пособия.

Методические пособия для учителя.

Печатные пособия

Таблицы по математике для 5-6 классов.

Таблицы по алгебре для 7-9 классов.

Таблицы по геометрии для 7-9 классов.

Портреты выдающихся деятелей математики.

Информационные средства

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам математики.

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Инструментальная среда по математике.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по истории математики, математических идей и методов.

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер.

Мультимедиа проектор.

Экран.

Интерактивная доска.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Доска магнитная с координатной сеткой..

Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных).

Комплект планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).

Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!