Муниципальное образовательное учреждение
лицей № 86
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея № 86 __________О.В. Большакова
Приказ №_____________, от___ .___.20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель кафедры точных наук _____________ Мирошкина О. Н.
Протокол № 1 от ___.___.20__г.
Рабочая программа
по наглядной геометрии
в 5 «Г» классе
Учитель: Кукушкина Анна Владимировна
2013-2014 учебный год
г. Ярославль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицея № 86 (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. № 03-01/154в);
Учебный план МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161);
Календарный учебный график МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/172).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по наглядной геометрии 5-6 класс под редакцией И. Ф. Шарыгина входящий в Федеральный перечень УМК.
Состав УМК для 5-6 класса:
Наглядная геометрия. 5-6кл Пособие для общеобразовательных учебных заведений./ Шарыгин И. Ф. Ерганжиева Л. Н..-М.:Дрофа, 2012
Геометрия один из важнейших школьных предметов.
Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе
содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.
Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению геометрии начиная с 7 класса и имеет следующие
цели и задачи:
Цели курса:
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления;
развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса:
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный
уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «наглядная геометрия» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, относится к предметной области «математика и информатика»
Класс | Предмет математического цикла | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 | Наглядная геометрия | 1 | 34 |
6 | Наглядная геометрия | 1 | 34 |
Общее число часов за 2 года обучения составляет 68 часов.
В учебном плане МОУ лицея на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «наглядная геометрия» отводится в 5 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета «наглядная геометрия» в 5-6 классе в объеме 68 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение наглядной геометрии в 5-6 классе позволяет достичь следующих результатов
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей);
• ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках наглядной геометрии.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению геометрии;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в математической деятельности;
• анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении геметрических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить учебные цели;
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);
• осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые геометрические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• самостоятельно давать определение понятиям;
• строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Предметные результаты
В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:
- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Основные умения и навыки:
- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;
- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;
- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);
- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;
- умение анализировать свойства геометрических фигур;
- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;
- конструирование объемных фигур;
- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;
- использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;
- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;
- умение использовать теоретические знания в практической работе;
Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по пятибалльной системе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
5-6 класс
№ п.п | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. | Введение. Поиск геометрических свойств Форма и фигура. Модели и рисунки геометрических фигур. Пространственные и плоские геометрические фигуры. Геометрические тела – цилиндр, конус, шар, пирамида, призма, куб - и их элементы. Круг и многоугольники. Конструкции из кубиков и шашек, шифры и виды. Графические диктанты и « Танграм». Поверхность геометрических тел. Развертки | Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. Изготавливать из пластилина, разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. Различать (на моделях, по названию, по некоторым признакам) и изображать пространственные и плоские геометрические фигуры. Записывать шифр и составлять по шифру или собственному замыслу конструкции из шашек. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. Составлять по нарисованному контуру фигуру из частей квадрата и перекраивать её в другие фигуры («Танграм»). Изготавливать модели цилиндра, конуса, призмы и пирамиды, используя развертки-выкройки из бумаги. Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление разверток поверхностей геометрических тел |
2. | Отрезок и другие геометрические фигуры Отрезок. Прямая. Луч. Дополнительные лучи. Шкалы и координаты. Пентамино и танграм. Плоскость. Куб и конструкции из кубиков. Сравнение отрезков. Равносторонний и равнобедренный треугольники. Измерение отрезков. Единицы длины. Координатный луч | Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Изображать прямую и луч на чертеже. Исследовать взаимное расположение точек, отрезков, лучей и прямых: а) на плоскости; б) определяемых элементами куба. Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину и строить отрезки заданной длины. Выражать одни единицы измерения длины через другие. Изображать фигуры по координатам точек относительно двух шкал отсчета на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. На основе мысленного оперирования кубиками определять все возможные конструкции по двум заданным видам. Изображать координатный луч |
3 3. | Окружность и её применение Окружность. Центр, радиус, хорда, диаметр, дуга, полуокружность. Круг. Конструкции из шашек и виды. Вышивки, узоры и математическое вышивание | Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из шашек одного и разных цветов. Конструировать узоры по мотивам различных вышивок. Строить по заданным алгоритмам некоторые кривые методом математического вышивания. |
4. | Углы. Многоугольники и развертки Угол. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Равные углы. Прямой, острый и тупой углы. Измерение углов. Градусная мера угла. Сумма углов треугольника. Виды треугольников. Прямоугольник и прямоугольный параллелепипед. Правильные многоугольники. Развертки. | Распознавать, обозначать и изображать углы, смежные и вертикальные углы. Сравнивать углы, используя модели. Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного угольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов, определять величину углов с помощью основных свойств градусной меры угла. Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов. Изображать (строить) развертки поверхностей прямых призм и правильных пирамид |
5. | Площадь и объем Плоская геометрическая фигура и её величина. Измерение площади. Единицы площади. Основные свойства площади. Площадь прямоугольника. Измерение объема. Единицы объема. Основные свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Модели и размерность геометрических фигур. | Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник. Описывать по рисунку и на моделях: а) процесс измерения площади прямоугольника; б) процесс нахождения объема конструкции из кубиков и объема прямоугольного параллелепипеда. Записывать формулу для вычисления: а) площади прямоугольника и квадрата; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба. Использовать формулы: а) площади прямоугольника и квадрата при решении задач на вычисление и построение; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций из кубов. Выражать одни единицы измерения площади или объема через другие |
6. | Отрезки и ломаные Геометрия и архитектура. Ломаные. Замкнутые ломаные. Простые ломаные. Многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Пространственная ломаная. Виды ломаной - вид спереди, вид сверху, вид слева. Алгоритмы и узоры. Древние трактаты и узоры | Распознавать и описывать ломаные разного типа на рисунках и чертежах. Различать, изображать и исследовать ломаные и многоугольники заданной конфигурации и длины (периметра). Исследовать различные конфигурации из вершин, ребер и граней куба. Определять по рисунку виды- вид спереди, вид сверху, вид слева - ломаной на поверхности куба. Изображать ломаные на поверхности куба по трем заданным видам. Решать задачи на сочетание видов и некоторых метрических характеристик пространственной ломаной и куба. Анализировать и изображать орнаменты Древнего Востока по рисункам, схемам или подробному описанию. Создавать собственные узоры по мотивам национальных орнаментов. Принять участие в разработке проекта или просто - в диалоге об истории культуры, архитектуры, письменности Древней Руси. |
7. | Прямые и плоскости Основные геометрические фигуры. Точки и прямые на плоскости. Точки и плоскости в пространстве. Пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые. Параллельные плоскости. Пересекающиеся плоскости | Исследовать конфигурации из основных геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Формулировать отдельные аксиомы геометрии. Распознавать на чертежах и изображать пересекающиеся (в т.ч. перпендикулярные) и параллельные прямые. Находить величины углов, образованных двумя или тремя пересекающимися прямыми, использовать параллельные прямые для определения величины некоторых углов. Исследовать и описывать взаимное расположение двух прямых; прямой и плоскости; двух плоскостей в пространстве. Устанавливать и описывать взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в различных пространственных конфигурациях, представленных на рисунке с помощью призм и пирамид. |
8. | Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве Координатные оси. Координаты. Прямоугольная система координат. Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Многогранники. Пирамида. Призма. Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Цилиндр. Конус. Шар. | Определять координаты точки и строить точку по её координатам на координатной плоскости. Выполнять графические диктанты на координатной плоскости (по тексту, по рисунку, по собственному замыслу). Решать задачи на поиск и изображение геометрических фигур, удовлетворяющих некоторым условиям относительно их формы, размеров и расположения на координатной плоскости. Распознавать, описывать, узнавать по некоторым признакам и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решать задачи на построение и вычисление, используя некоторые свойства и признаки определенных четырехугольников. Распознавать, изготавливать модели, описывать, различать по признакам, изображать на рисунке разные многогранники и фигуры вращения. Решать задачи на построение: а) разверток поверхностей призм и пирамид, удовлетворяющих определенным условиям относительно формы и размеров используемых многоугольников; б) сечений |
9. | Узоры симметрии Страницы каменной летописи мира. Симметрия. Осевая симметрия. Поворот. Центральная симметрия. Параллельный перенос. Линейные орнаменты (бордюры). Мотив и элементарная ячейка. Сетчатые (плоские) орнаменты. Паркеты. Правильные и полуправильные паркеты. | Познакомиться с различными проявлениями принципа симметрии в природе и человеческой деятельности. Находить и строить образы точек и некоторых геометрических фигур при заданных осевой симметрии, повороте, параллельном переносе плоскости. Распознавать на иллюстрациях, описывать (указывать мотив и элементарную ячейку) и изображать на листе в клетку линейные орнаменты. Анализировать и изображать сетчатые орнаменты и паркеты. Создавать узоры на паркетах с помощью движения фигур. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Виды и формы деятельности | Дата проведения | Примечания |
план | факт |
| | | | |
I. Введение в геометрию, 4 часа. |
1.1 | Математические исследования. Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов. | фронтальная | 02.09-08.09 | | | | |
1.2 | Простейшие геометрические фигуры. Практическая работа «Простейшие геометрические фигуры». | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 09.09.-15.09.13 | | | | |
1.3 | Угол. Виды углов. | Индивидуальная | 16.09-22.09.13 | | | | |
1.4 | Углы. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Практическая работа «Измерение и построение углов». | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 23.09.-29.09.13 | | | | |
II. Фигуры на плоскости, 4 часа. |
2.5 | Конструирование из Т. Конструирование на плоскости и в пространстве, на клетчатой бумаге из частей буквы Т. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 30.09-06.10.2013 | | | | |
2.6 | Треугольник. Виды треугольников. | Работа в парах | 07.10.-13.10.13 | | | | |
2.7 | Треугольник. Виды треугольников. Практическая работа «Виды треугольников». | Практическое выполнение заданий | 14.10.-20.10.13 | | | | |
2.8 | Треугольник. Построение треугольников. Практическая работа «Построение треугольников». | Практическое выполнение заданий | 21.10.-27.10.13 | | | | |
III. Фигуры в пространстве, 4 часа. |
3.9 | Пространство и размерность. | Работа с текстом | 28.10-03.11.13 | | | | |
3.10 | Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагон. | Работа в парах. Практическая работа | 11.11.-17.11.13 | | | | |
3.11 | Куб и его свойства. | Исследовательская работа в группах | 18.11.-24.11.2013 | | | | |
3.12 | Куб и его свойства. Развертка куба. Невозможные фигуры. | Практическое выполнение заданий | 25.11.-01.12.2013 | | | | |
IV. Занимательная геометрия, 3 часа. |
4.13 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. | Практическое выполнение заданий | 02.12.-08.12.13 | | | | |
4.14 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино (конструирование – практическая работа). | Практическое выполнение заданий | 09.12.-15.12.13 | | | | |
4.15 | Геометрические головоломки. Танграм. | Работа в группах | 16.12.-22.12.13 | | | | |
V. Многогранники, 2 часа. |
5.16 | Правильные многогранники. Теорема Эйлера. | Индивидуальное выполнение работы | 23.12.-29.12.2013 | | | | |
5.17 | Правильные многогранники. | Работа с текстом. Работа в группах | 13.01-19.01 | | | | |
VI. Измерение величин, 7 часов |
6.18 | Измерение длины, единицы измерения. | Фронтальная. Работа в парах | 20.01-26.01 | | | | |
6.19 | Старинные меры длины. Составление кроссворда. | Работа с текстом. Индивидуальная | 27.01-02.02 | | | | |
6.20 | Площадь. Единицы измерения площадей. Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами» | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | 03.02.-09.02 | | | | |
6.21 | Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности. | Работа с текстом Практическое выполнение заданий | 10.02-16.02 | | | | |
6.22 | Прямоугольный параллелепипед. Объем. Единицы измерения объема. | Работа с текстом Практическое выполнение заданий | 17.02-17.23 | | | | |
6.23 | Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба». | Индивидуальная работа. Работа в парах. | 24.02-02.03 | | | | |
6.24 | Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом | Фронтальная. Групповая. | 03.03-09.03 | | | | |
VII.Окружность, 4 часа |
7.25 | Кривые линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда | Работа с текстом Практическое выполнение заданий | 10.03-16.03 | | | | |
7.26 | Замечательные кривые. Кривые линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда. | Работа с текстом Практическое выполнение заданий | 17.03-21.03 | | | | |
7.27 | Окружность. Геометрические узоры. | Индивидуальная | 31.03-06.04 | | | | |
7.28 | Окружность. Геометрические узоры. Практическая работа «Геометрический орнамент» | Практическое выполнение заданий | 07.04-13.04 | | | | |
VIII. Занимательная геометрия, 6 часов |
8.29 | Топологические опыты. | Практическая работа | 14.04-20.04 | | | | |
8.30 | Практическая работа «Топологические опыты». | Практическое выполнение заданий | 21.04-27.04 | | | | |
8.31 | Задачи со спичками. | Работа в парах | 28.04-04.05 | | | | |
8.32 | Оригами. | Индивидуальная | 05.05-11.05 | | | | |
8.33 | Практическая работа «Оригами». | Практическое выполнение заданий | 12.05-18.05 | | | | |
8.34 | Зашифрованная переписка. | Работа в парах | 19.05-25.05 | | | | |
| | | | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Дата проведения | Примечания |
план | факт |
| | | | |
I. Повторение, 2 часа. |
1.1 | Повторение теоретического материала 5-го класса (планиметрия). | фронтальная | 01.09.-07.09.14 | | | | |
1.2 | Повторение теоретического материала 5-го класса (стереометрия). | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 08.09.-14.09.14 | | | | |
II. Занимательная геометрия, 2 часа. |
2.3 | Задачи, головоломки, игры. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 15.09-21.09.14 | | | | |
2.4 | Задачи, головоломки, игры. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 22.09.-28.09.14 | | | | |
III. Параллельность и перпендикулярность, 5 часов. |
3.5 | Метод трех проекций. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 29.09-05.10.2014 | | | | |
3.6 | Использование метода трех проекций к решению задач. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 06.10.-12.10.14 | | | | |
3.7 | Использование метода трех проекций к решению задач. | Практическое выполнение заданий | 13.10.-19.10.14 | | | | |
3.8 | Понятие перпендикулярных и параллельных прямых. | Практическое выполнение заданий | 20.10.-26.10.14 | | | | |
3.9 | Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. | Практическое выполнение заданий | 27.10-02.11.14 | | | | |
IV. Четырехугольники, 4 часа |
4.10 | Понятие параллелограмма. | Индивидуальное выполнение работы | 10.11.-16.11.14 | | | | |
4.11 | Прямоугольник, ромб, квадрат – «родственники» параллелограмма. | Индивидуальное выполнение работы | 17.11.-23.11.2014 | | | | |
4.12 | Изучение свойств квадрата. | Практическое выполнение заданий | 24.11.-30.11.2014 | | | | |
4.13 | Золотое сечение. | Индивидуальное выполнение работы | 01.12.-07.12.14 | | | | |
V. Координаты, 3 часа |
5.14 | Параллели и меридианы. | Практическое выполнение заданий | 08.12.-14.12.14 | | | | |
5.15 | Понятие координатной плоскости. | Индивидуальное выполнение работы | 15.12.-21.12.14 | | | | |
5.16 | Полярные координаты. | Индивидуальное выполнение работы | 22.12.-28.12.2014 | | | | |
VI. Занимательная геометрия, 5 часов |
6.17 | Оригами. | Индивидуальное выполнение работы | 12.01-18.01.2015 | | | | |
6.18 | Кривые Дракона. | Практическое выполнение заданий | 19.01-25.01 | | | | |
6.19 | Лабиринты и методы их решения. | Практическое выполнение заданий | 26.01-01.02. | | | | |
6.20 | Геометрия клетчатой бумаги. | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | 02.02-08.02 | | | | |
6.21 | Формула Пика для вычисления площади многоугольника. | Практическое выполнение заданий | 09.02-15.23 | | | | |
VII. Симметрия, 9 часов |
7.22 | Зеркальное отражение. | Индивидуальное выполнение работы | 16.02-22.02 | | | | |
7.23 | Понятие осевой симметрии. | Индивидуальное выполнение работы | 23.02-01.03 | | | | |
7.24 | Построение фигур, симметричных относительно прямой. | Индивидуальное выполнение работы | 02.03-08.03 | | | | |
7.25 | Понятие центральной симметрии. | Индивидуальное выполнение работы | 09.03-15.03 | | | | |
7.26 | Создание бордюров с помощью параллельного переноса и зеркальной симметрии с вертикальной осью. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 16.03-22.03 | | | | |
7.27 | Создание бордюров с помощью зеркальной симметрии с горизонтальной осью и поворотной (центральной) симметрии. | Практическое выполнение заданий | 01.04-05.04 | | | | |
7.28 | Построение паркетов. | Индивидуальное выполнение работы | 06.04-12.04 | | | | |
7.29 | Свойства симметрии, помогающие при решении задач. | Практическое выполнение заданий | 13.04-19.04 | | | | |
7.30 | Решение задач с использованием свойств симметрии. | Индивидуальное выполнение работы | 20.04-26.04 | | | | |
VIII. Окружность, 2 часа |
8.31 | Важное свойство окружности: свойство вписанного угла, опирающегося на диаметр. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | 27.04-03.05 | | | | |
8.32 | Важное свойство окружности: свойство вписанного угла. | Практическое выполнение заданий | 04.05-10.05 | | | | |
IX. Занимательная геометрия, 2 часа |
9.33 | Задачи, головоломки, игры. | Индивидуальное выполнение работы | 11.05-17.05 | | | | |
9.34 | Игра-викторина «Великий геометр». | | 18.05-24.05 | | | | |
| | | | | | | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Используемый УМК:
Учебники:
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
3. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
4. . Белоусова А.Г. Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии. –
5. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155
Библиотечный фонд
Нормативные документы (ФГОС, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, примерная программа по математике 5-9 классы, фундаментальное ядро содержания общего образования, планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике).
Авторские программы по курсам математики.
Учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ.
Учебные пособия по элективным курсам и внеурочной деятельности.
Научная, научно-популярная, историческая литература.
Справочные пособия.
Методические пособия для учителя.
Печатные пособия
Таблицы по математике для 5-6 классов.
Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
Таблицы по геометрии для 7-9 классов.
Портреты выдающихся деятелей математики.
Информационные средства
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам математики.
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Инструментальная среда по математике.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по истории математики, математических идей и методов.
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер.
Мультимедиа проектор.
Экран.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная с координатной сеткой..
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных).
Комплект планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)