Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено на МО учителей математики МКОУ «Богучарская СОШ №1» _____ /В.И. Бойко / ФИО Протокол №___________ от «____»_________2015 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ «Богучарская СОШ №1» _______ /И.А.Середина / ФИО «____»____________2015г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1» ___________/Е.П.Богданова / ФИО Приказ № _______ от «____»___________2015 г. |
Рабочая программа
по наглядной геометрии
на 2015-2016, 2016 - 2017 учебный год
| Класс 5а, 5б Учитель математики первой КК Алабина Галина Юрьевна |
2015-2016 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка 2 стр.
2. Общая характеристика учебного предмета 3 стр.
3. Описание места учебного предмета 4 стр.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета 4 стр.
5. Содержание учебного предмета 5 стр.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся 5 стр.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса 8 стр.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса “Наглядная геометрия” 5-6 класс к учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2015 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
-Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования,
-Основной образовательной программой МКОУ «Богучарская СОШ №1»
- Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2012. Составитель Т. А. Бурмистрова.
-содержанием основной образовательной программы школы.
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий;
примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
учебному плану Школы;
Рабочая программа опирается на УМК:
учебное пособие для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
• создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
• развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
• формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
• развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
• формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
• развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
• подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
• Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
• Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
• На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
• Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
• Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
• Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
2.Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приѐмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребѐнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности. Изучение досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии помогает всестороннему развитию геометрического мышления обучающихся 6-х классов, способствует развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
3. Описание места учебного предмета
Учебный план МКОУ «Богучарская СОШ № 1» отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 5 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю ; в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю ( всего 70 часов)
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Изучение Наглядной геометрии даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логические некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); понимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
предметные:
- представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека;
- умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
- владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными фигурами;
- владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов; применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных результатов оценивается в баллах текущего, тематического и итогового контроля.
5. Содержание учебного предмета
Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.
Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площа-дей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Раздел учебного курса | Кол -во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
5 класс (35 часов) |
Первые шаги в геометрии. | 2 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов.Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через |
Пространство и размерность. | 2 | Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертёжных инструментов. Различать фигуры плоские и объёмные. |
Простейшие геометрические фигуры. | 3 | Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч) |
Конструирование из Т. | 1 | Моделировать геометрические объекты, используя бумагу |
Куб и его свойства | 2 | . Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, рёбра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развёртке. Изготавливать куб из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куба. |
Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Вращать, совмещать, накладывать фигуры. |
Треугольник | 4 | Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и её элементы (вершины, рёбра, грани). Распознавать пирамиду по её развёртке. Изготавливать её из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. |
Правильные многогранники | 2 | Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их развёрток. |
Геометрические головоломки | 2 | Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. |
Измерение длины | 2 | Называть приборы для измерения длины. Измерять длину отрезка линейкой. Выражать одни единицы измерения через другие. Находить точность измерения приборов. |
Измерение площади и объема | 2 | Находить приближённые значения площади, измерять площади фигур с избытком и недостатком; использовать единицы измерения площади и объема. |
Вычисление длины, площади и объёма | 2 | Вычислять площади прямоугольников и квадратов, используя формулы. Вычислять объёмы кубов и прямоугольных параллелепипедов по формулам. Выражать одни единицы площади и объёма через другие. |
Окружность | 2 | Распознавать на чертежи и называть окружность и её элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира. . |
Геометрический тренинг | 1 | Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы |
Топологические опыты | 2 | Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. |
Задачи со спичками. | 1 | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование |
Зашифрованная переписка | 2 | Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в заданном направлении |
Защита проектов | 1 | |
6 класс (35 часов) |
Решение старинных нестандартных задач | 2 | |
Фигуры из кубиков и их частей | 2 | Конструировать тела из кубиков. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путём предметного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость |
Параллельность и перпендикулярность | 3 | Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, параллельных, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Строить параллельные и перпендикулярные прямые помощью циркуля и линейки |
Параллелограмм | 2 | Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование |
Координаты. Исследования на координатной плоскости | 2 | Находить координаты точки и строить точку по её координатам на плоскости |
Оригами | 3 | Конструировать заданные объекты из бумаги |
Замечательные кривые | 2 | Строить замечательные кривые (эллипс, окружность, гиперболу, параболу) с помощью трафаретов. Решать задачи с помощью методов: проб и ошибок, зачёркивания тупиков, правила одной руки |
Кривые Дракона | 1 |
Лабиринты | 2 |
Геометрия клетчатой бумаги | 2 | Применять свойства фигур при решении задач на клетчатой бумаге. Строить фигуры на клетчатой бумаге |
Зеркальное отражение | 1 | Наблюдать за изменением объекта при зеркальном отображении. Строить объекты при зеркальном отображении |
Симметрия относительно точки | 1 | Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Построение центрально симметричных фигур с помощью кальки |
Симметрия относительно прямой | 1 |
Симметрия относительно плоскости | 1 |
Бордюры | 1 | Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов |
Орнаменты | 2 | Конструировать орнаменты, изображая их от руки и с помощью инструментов |
Симметрия помогает решать задачи | 1 | Строить фигуры при осевой симметрии |
Одно важное свойство окружности | 2 | Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников, градусной меры углов, площадей прямоугольника и объёма куба |
Задачи, головоломки, игры | 2 | Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи |
Защита проектов | 2 | |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК учителя
1. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.
2. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.
3. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, 2006.
4. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
УМК учащихся
1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014.
Медиаресурсы:
1. Презентации к урокам геометрии с сайтов Интернета.
2. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
3. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.
Календарно-тематическое планирование по наглядной геометрии в 5 а, 5б классе ( 2015 – 2016 учебный год)
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
план | факт | | предметные | метапредметные | личностные |
| | Введение |
1 | 05.09 | | Введение. Исторические сведения. | Инструменты, применяемые на уроках геометрии | Пробовать различные пути подхода к задачам | Развитие интереса к предмету, желания изучать предмет. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
2 | 12.09 | | Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности. |
3 | 19.09 | | Пространство и размерность. | Одномерное пространство. Двухмерное пространство. Измерения, которые характеризуют пространство, плоскость | Развитие навыков видения пространства |
4 | 26.09 | | Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива. | Изображать куб, параллелепипед, пирамиду. |
| | Простейшие геометрические фигуры. Конструирование. |
5 | 03.10 | | Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. | Знать понятия точка, прямая, отрезок, луч. | Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Нравственное – эстетическое оценивание, самопознание. |
6 | 10.10 | | Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. | Вид углов и их свойства. Построение и измерение углов. Понятие биссектрисы угла. |
7 | 17.10 | | Построение и измерение углов. Биссектриса угла. |
8 | 24.10 | | Конструирование из Т. Практическая работа. | Способы конструирования | По образцу выполнять задания; способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях). |
| | Куб. Задачи на разрезание. |
9 | 31.10 | | Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. | Определение и свойства куба. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Развитие пространственного воображения | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
10 | 14.11 | | Куб и его свойства. Развертка куба. |
11 | 21.11 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. Творческие работы. Практическая работа. | Конструирование. «Изготовление игры «Пентамино» | Выполнять задания по образцу, по описанию; способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты; способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. |
12 | 28.11 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Практическая работа. |
| | Треугольник |
13 | 05.12 | | Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | Способы построения треугольника по трем элементам. Развитие навыков работы с чертежными инструментами. | Анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
14 | 12.12 | | Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. |
15 | 19.12 | | Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. | Прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. | Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
16 | 26.12 | | Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. Практическая работа. |
| | Многогранники |
17 | 16.01 | | Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур. | Названия правильных многогранников | Анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
18 | 23.01 | | Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. Практическая работа. |
| | Геометрические головоломки. |
19 | 30.01 | | Геометрические головоломки. Танграм. | Изготовление головоломок. Решение головоломок. | способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты; способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | Проявление терпения и аккуратности. |
20 | 06.02 | | Геометрические головоломки. Стомахион. |
| | Измерение геометрических величин. |
21 | 13.02 | | Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. | Понятие длины.Способы измерения длины. | Анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. Способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты; способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
22 | 20.02 | | Измерение длины. Единицы длины. Практическая работа. |
23 | 27.02 | | Измерение площади. Единицы площади. | Понятие площади. Способы измерения площади. |
24 | 05.03 | | Измерение объема. Единицы объема. | Понятие объема. Способы измерения объема. |
25 | 12.03 | | Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. Практическая работа. | Зависимость между основными единицами площадей и объемов. Формулы для вычисления S прямоугольника, квадрата; V параллелепипеда, куба |
26 | 19.03 | | Вычисление объема. Практическая работа. |
27 | 02.04 | | Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. | Способы деления окружности на части. Строить правильный треугольник, шестиугольник, квадрат, вписанный в окружность |
28 | 09.04 | | Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. |
29 | 16.04 | | Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. | Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи |
| | Топологические опыты. |
30 | 23.04 | | Топологический опыт | Данные понятия. | Выполнять задания по описанию. Проводить опыты. Делать выводы и обобщения. | Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
31 | 30.04 | | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. Практическая работа. |
| | Занимательная геометрия. |
32 | 07.05 | | Задачи со спичками. | Решать головоломки и составлять свои. | Выполнять задания по описанию. Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных задач | Проявление терпения и аккуратности. |
33 | 14.05 | | Зашифрованная переписка | Принципы шифровки записей. | Разгадывать зашифрованные записи | |
34 | 21.05 | | Зашифрованная переписка | Принципы шифровки записей. | Разгадывать зашифрованные записи | |
|
| 28.05 | Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся |
35 | | | Итоги года: творческий отчёт. | Защита мини-проектов | Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных задач. Способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Календарно-тематическое планирование по наглядной геометрии в 6 а, 6б классе ( 2016 – 2017 учебный год)
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
| план | факт | | предметные | метапредметные | личностные |
| | | Задачи, головоломки, игры. |
1 | | | Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач | Способы решения задач | Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур | Развитие творческих способностей, логического мышления |
2 | | | Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач |
| | | Фигурки из кубиков |
3 | | | Фигурки из кубиков и их частей. | Принципы изображения трех проекций тел | Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий | Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий |
4 | | | Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций |
| | | Параллельность и перпендикулярность. |
5 | | | Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. | Знать определение перпендикулярных и параллельных прямых. Уметь строить перпендикулярные прямые с помощью циркуля и линейки. Уметь строить параллельные прямые с помощью треугольника и линейки. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий |
6 | | | Параллельность и перпендикулярность. Пересекающиеся, скрещивающиеся прямые. | Иметь представление о пересекающихся и скрещивающихся прямых |
7 | | | Параллельность и перпендикулярность. | Свойства и способы построения данных прямых |
8 | | | Параллелограммы. (Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба. | Строить и различать данные прямые на чертеже |
9 | | | Параллелограммы. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение |
| | | Координатная плоскость. |
10 | | | Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Игра «Морской бой» | Научиться способам построения точек в системе координат | Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий | Развитие творческого мышления, воображения, выделение главного, систематизации полученных знаний |
11 | | | Координаты в пространстве. |
| | | Оригами |
12 | | | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами. | Иметь представление об искусстве оригами | Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Развитие глазомера, пространственного мышления, точности при выполнении заданий |
13 | | | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами. | Уметь складывать простые фигуры оригами. |
14 | | | Изготовление оригами. |
| | | Замечательные кривые. |
15 | | | Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола | Иметь представления об эллипсе , гиперболе, параболе, спирали, Архимеда, синусоиде, кардиоиде, циклоиде, гипоциклоиде | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | Развитие творческих способностей, логического мышления. |
16 | | | Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. |
17 | | | Кривые Дракона. | Уметь построить кривую с разным количеством сгибов |
18 | | | Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок. | Иметь представление о лабиринтах, знать правила их прохождения |
19 | | | Лабиринты. Метод зачеркивания тупиков. Правило одной руки. |
| | | Зеркальное отражение. Симметрия. |
20 | | | Геометрия клетчатой бумаги. | Уметь применять свойства фигур на клетчатой бумаге | Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентировка на разнообразие способов решения задач; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществление синтеза как составление целого из частей; сравнение и классификацию по заданным критериям; установление причинно-следственных связей | Развитие творческих способностей, логического мышления. Развитие творческого мышления, воображения, выделение главного, систематизации полученных знаний |
21 | | | Геометрия клетчатой бумаги |
22 | | | Зеркальное отражение. | Иметь представление о зеркальной симметрии уметь строить симметричные фигуры |
23 | | | Симметрия, ее виды.. Центральная симметрия Симметричные фигуры. |
24 | | | Симметрия, ее виды.. Осевая симметрия |
25 | | | Симметрия относительно плоскости |
26 | | | Бордюры. Трафареты | Иметь представление о бордюре и трафарете |
27 | | | Орнаменты. Паркеты. | Иметь представление об орнаменте, паркете |
28 | | | Орнаменты. Паркеты. Творческие работы. | Создать свой орнамент, паркет |
29 | | | Симметрия помогает решать задачи. | Уметь решать задачи используя симметрию |
| | | Важные свойства окружности. |
30 | | | Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр. | Иметь представление о вписанном угле, свойстве диагоналей прямоугольника | Делать выводы и обобщения из опытов и практических занятий | Развитие пространственного мышления, точности при выполнении заданий. |
31 | | | Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр. |
| | | Занимательная геометрия. |
32 | | | Задачи, головоломки, игры. | Уметь решать головоломки | Решать задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур | Развитие творческих способностей, логического мышления |
33 | | | Задачи, головоломки, игры. |
| |
| | | Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся |
34 35 | | | Итоги года: творческий отчёт. | Защита мини-проекта | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы и других источников информации | Развитие творческих способностей |