ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей ______________________ МКОУ «Илирская СОШ №2» Протокол № от « » августа 2016 г. Руководитель МО Ф.И.О.________________ | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Илирская СОШ №2» Протокол № от « » августа 2016 г. Зам. директора по УВР _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от « » сентября 2016г. Директор МКОУ «Илирская СОШ №2» МО « » ___________ |
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
для учащихся 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Образовательная область: «Математика»
Разработала Малкова Т. В.
учитель математики,
II квалификационной категории.
Контрольные работы – 14 р.
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.
2. Т. А. Бурмистрова. Авторская программа по сборникам рабочих программ 5 – 6 классы; пособие для учителей общеобразоват. организаций/ М. : Просвещение, 2014. – 80 с.
3. Жохов В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала. / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011.
4. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2008.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, общий объем 170 часов
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
• уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• уметь распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта;
• представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы ее развития и ее значимость для развития цивилизации;
• вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
• уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• выработать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
• иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
• уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
• уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
• овладение базовыми понятиями по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
• развитие представлений о числе, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• умение выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями;
• умение переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять проценты -в виде дроби и дробь - в виде процентов;
• умение выполнять арифметические действия с рациональными числами;
• умение решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
• распознавать и изображать перпендикулярные прямые с помощью линейки и треугольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам.
Содержание учебного предмета
Глава I. Натуральные числа
Раздел I. Повторение курса 4 класса (4 часа)
Действия с натуральными числами. Решение уравнений. Решение текстовых задач. Обобщающий урок по теме "Решение текстовых задач".
Раздел II. Натуральные числа и шкалы (15 часов)
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. Контрольная работа №1 по теме "Обозначение натуральных чисел".
Раздел III. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часа)
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Контрольная работа №2 по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел". Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения. Уравнение".
Раздел IV. Умножение и деление натуральных чисел (26 часов)
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа. Контрольная работа №4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел". Контрольная работа №5 по теме "Упрощение выражений. Порядок выполнения действий".
Раздел V. Площади и объемы (12 часов)
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа №6 по теме "Площади и объемы".
Глава II. Дробные числа
Раздел VI. Обыкновенные дроби (23 часа)
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа №7 по теме "Обыкновенные дроби". Контрольная работа №8 по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Раздел VII. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов)
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел. Контрольная работа №9 по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Раздел VIII. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов)
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Контрольная работа №10 по теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа". Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление десятичных дробей".
Раздел IX. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов)
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы. Контрольная работа №13 по теме "Инструменты для вычислений и измерений".
Раздел X. Повторение (17 часов)
Итоговая контрольная работа.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, обобщающий урок, урок комплексного применения знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый (эвристический) метод, рассказ, беседа, работа с книгой, обобщающая беседа по изученному материалу, решение задач, индивидуальный и фронтальные опросы, самостоятельная и контрольная работа, тест, зачет.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы текущего контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование, контрольная работа, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты.
Компьютерное обеспечение уроков: демонстрационный материал, интерактивные наглядные пособия.
Обучение проводится с использованием порталов информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) и «Единая коллекция цифровых www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | № урока | Темы |
Раздел I. Повторение курса 4 класса (4 часа) |
| 1 | Действия с натуральными числами. |
| 2 | Решение уравнений. |
| 3 | Решение текстовых задач. |
| 4 | Обобщающий урок по теме "Решение текстовых задач". |
Раздел II. Натуральные числа и шкалы (15 часов) |
| 5 | Обозначение натуральных чисел. |
| 6 | Классы и разряды чисел. |
| 7 | Обобщающий урок по теме "Обозначение натуральных чисел". |
| 8 | Отрезок. Длина отрезка. |
| 9 | Треугольник. |
| 10 | Решение упражнений по теме "Отрезок. Треугольник". |
| 11 | Плоскость. Прямая. |
| 12 | Луч. Дополнительные лучи. |
| 13 | Шкалы. |
| 14 | Координатный луч. Координаты. |
| 15 | Построение точек на координатном луче. |
| 16 | Меньше или больше. |
| 17 | Сравнение натуральных чисел. |
| 18 | Решение упражнений по теме "Меньше или больше". |
| 19 | Контрольная работа №1 по теме "Обозначение натуральных чисел". |
Раздел III. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часа) |
| 20 | Сложение натуральных чисел. |
| 21 | Свойства сложения. |
| 22 | Решение упражнений по теме "Сложение натуральных чисел". |
| 23 | Периметр многоугольника. |
| 24 | Обобщающий урок по теме "Сложение натуральных чисел". |
| 25 | Вычитание. |
| 26 | Решение упражнений по теме "Вычитание". |
| 27 | Свойства вычитания. |
| 28 | Применение свойств вычитания. |
| 29 | Контрольная работа №2 по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел". |
| 30 | Числовые выражения. |
| 31 | Буквенные выражения. |
| 32 | Нахождение значений выражений. |
| 33 | Буквенная запись свойств сложения. |
| 34 | Буквенная запись свойств вычитания. |
| 35 | Упрощение выражений. |
| 36 | Уравнение. |
| 37 | Решение уравнений. |
| 38 | Решение уравнений с применением свойств сложения и вычитания. |
| 39 | Решение задач с помощью уравнений. |
| 40 | Обобщающий урок по теме "Уравнение". |
| 41 | Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения. Уравнение". |
Раздел IV. Умножение и деление натуральных чисел (26 часов) |
| 42 | Умножение натуральных чисел. |
| 43 | Свойства умножения. |
| 44 | Применение свойств умножения. |
| 45 | Обобщающий урок по теме "Умножение натуральных чисел". |
| 46 | Деление. |
| 47 | Свойства деления. |
| 48 | Деление на однозначное число. |
| 49 | Деление на число, оканчивающееся нулями. |
| 50 | Деление на многозначное число. |
| 51 | Решение уравнений. |
| 52 | Обобщающий урок по теме "Деление". |
| 53 | Деление с остатком. |
| 54 | Решение упражнений по теме "Деление с остатком". |
| 55 | Обобщающий урок по теме "Деление с остатком". |
| 56 | Контрольная работа №4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел". |
| 57 | Распределительное свойство умножения. |
| 58 | Сочетательное свойство умножения. |
| 59 | Упрощение выражений. |
| 60 | Решение уравнений. |
| 61 | Обобщающий урок по теме "Упрощение выражений". |
| 62 | Порядок выполнения действий. |
| 63 | Решение примеров на порядок действий. |
| 64 | Обобщающий урок по теме "Порядок выполнения действий". |
| 65 | Степень числа. |
| 66 | Квадрат и куб числа. |
| 67 | Контрольная работа №5 по теме "Упрощение выражений. Порядок выполнения действий". |
Раздел V. Площади и объемы (12 часов) |
| 68 | Формулы. |
| 69 | Решение задач с применением формул. |
| 70 | Площадь. Формула площади прямоугольника. |
| 71 | Решение задач по теме "Площадь прямоугольника". |
| 72 | Единицы измерения площадей. |
| 73 | Решение задач по теме "Единицы измерения площадей". |
| 74 | Обобщающий урок по теме "Единицы измерения площадей". |
| 75 | Прямоугольный параллелепипед. |
| 76 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
| 77 | Объем куба. Единицы объема. |
| 78 | Решение задач по теме "Объем. Единицы объема". |
| 79 | Контрольная работа №6 по теме "Площади и объемы". |
Раздел VI. Обыкновенные дроби (23 часа) |
| 80 | Окружность. |
| 81 | Круг. |
| 82 | Доли. |
| 83 | Обыкновенные дроби. |
| 84 | Решение задач по теме "Доли. Обыкновенные дроби". |
| 85 | Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби". |
| 86 | Сравнение дробей. |
| 87 | Построение точек на координатном луче. |
| 88 | Решение задач на части. |
| 89 | Правильные дроби и неправильные дроби. |
| 90 | Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби". |
| 91 | Контрольная работа №7 по теме "Обыкновенные дроби". |
| 92 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. |
| 93 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
| 94 | Решение упражнений по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". |
| 95 | Деление и дроби. |
| 96 | Свойство деления суммы на число. |
| 97 | Смешанные числа. |
| 98 | Решение упражнений по теме "Смешанные числа". |
| 99 | Сложение смешанных чисел. |
| 100 | Вычитание смешанных чисел. |
| 101 | Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел". |
| 102 | Контрольная работа №8 по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". |
Раздел VII. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов) |
| 103 | Десятичная запись дробных чисел. |
| 104 | Чтение и запись десятичных дробей. |
| 105 | Сравнение десятичных дробей. |
| 106 | Изображение десятичной дроби на координатном луче. |
| 107 | Обобщающий урок по теме "Сравнение десятичных дробей". |
| 108 | Сложение десятичных дробей. |
| 109 | Вычитание десятичных дробей. |
| 110 | Разложение числа по разрядам. |
| 111 | Сложение и вычитание десятичных дробей. |
| 112 | Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". |
| 113 | Приближенные значения чисел. |
| 114 | Округление чисел. |
| 115 | Контрольная работа №9 по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". |
Раздел VIII. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов) |
| 116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
| 117 | Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000… |
| 118 | Обобщающий урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". |
| 119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
| 120 | Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000… |
| 121 | Решение упражнений по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа". |
| 122 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную. |
| 123 | Обобщающий урок по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа.". |
| 124 | Контрольная работа №10 по теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа". |
| 125 | Умножение десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001… |
| 126 | Умножение десятичных дробей. |
| 127 | Решение упражнений на умножение десятичных дробей. |
| 128 | Решение задач на умножение десятичных дробей. |
| 129 | Обобщающий урок по теме "Умножение десятичных дробей". |
| 130 | Деление на десятичную дробь. |
| 131 | Деление десятичных дробей. |
| 132 | Решение задач на деление десятичных дробей. |
| 133 | Деление десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001… |
| 134 | Решение упражнений по теме "Деление десятичных дробей". |
| 135 | Решение уравнений. |
| 136 | Обобщающий урок по теме "Деление на десятичную дробь". |
| 137 | Среднее арифметическое. |
| 138 | Решение задач на нахождение среднего арифметического. |
| 139 | Решение задач на нахождение средней скорости движения. |
| 140 | Обобщающий урок по теме "Умножение и деление десятичных дробей". |
| 141 | Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление десятичных дробей". |
Раздел IX. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов) |
| 142 | Микрокалькулятор. |
| 143 | Вычисления на микрокалькуляторе. |
| 144 | Понятие процента. |
| 145 | Перевод десятичной дроби в проценты. |
| 146 | Перевод процентов в десятичную дробь. |
| 147 | Решение задач по теме "Проценты". |
| 148 | Обобщающий урок по теме "Проценты". |
| 149 | Контрольная работа №12 по теме "Проценты". |
| 150 | Понятие угла. |
| 151 | Прямой и развернутый угол. |
| 152 | Чертежный треугольник. |
| 153 | Измерение углов. Транспортир. |
| 154 | Виды углов. Построение углов. |
| 155 | Решение задач по теме "Измерение углов". |
| 156 | Круговые диаграммы. |
| 157 | Решение задач по теме "Круговые диаграммы". |
| 158 | Контрольная работа №13 по теме "Инструменты для вычислений и измерений". |
Раздел X. Повторение (12 часов) |
| 159 | Арифметические действия с натуральными числами. |
| 160 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. |
| 161 | Сложение и вычитание десятичных дробей. |
| 162 | Умножение и деление десятичных дробей. |
| 163 | Упрощение выражений. |
| 164 | Решение задач на применение формул. |
| 165 | Решение уравнений. |
| 166 | Решение задач с помощью уравнений. |
| 167 | Решение задач на проценты. |
| 168 | Углы. Построение и измерение углов. |
| 169 | Итоговая контрольная работа. |
| 170 | Обобщающий урок за курс математики 5 класса. |