СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по литературному чтению(планирование)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева – М., Баласс, 2011 (изменена) и соответствует ФГОС начального общего образования второго поколения.

Учебно-методический комплект представлен:

  1. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Программа «Литературное чтение»//Образовательная система «Школа 2100». Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

  2. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.,. Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 4-е изд., перераб. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2011.

  3. Пронина О.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» («Моя любимая Азбука») и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / О.В.Пронина, И.И.Кремлева; под науч. ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 4-е, перераб. – М. : Баласс, 2013.

  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 1 класс. («Капельки солнца»). – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, Школьный дом, 2011.

  5. Бунеев Р.Н.. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» (первые уроки). М.: Баласс, 2011.

  6. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.

На изучение предмета отводится 132 часа в год (4 часа в неделю). Из них – на обучение чтению («Букварь») – 92 ч., на литературное чтение («Капельки солнца») – 40 ч. В том числе проверочные работы – 4 (по 15 минут на уроках обобщения по каждому разделу), внеклассное чтение – 4ч.

В связи со сложностью изучаемого материала и согласно базисному плану в программу внесены следующие изменения:

  1. На 2 часа сокращен добуквенный период.

  2. На 2 часа увеличен букварный период.

  3. На 5 часов сокращена работа по учебнику «Капельки солнца»:

Раздел «Попрыгать, поиграть» - на 2 ч.

Раздел «Ребятам о зверятах» - на 1 ч.

Раздел «Маленькие открытия» - на 2 ч.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цели:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- формировать осмысленный читательский навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;

- работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

- понимать художественное произведение как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;

- осваивать основные нравственно - этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) владение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоциональнооценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по 4 часа в неделю (132 часа в год, 4 часа в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения). Обучение чтению – 92 часа, добуквенный период – 18 часов, букварный – 74 часа, литературное чтение – 40 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.




Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих умений:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих умений.



Содержание учебного предмета

1.Тематическое чтение

«Попрыгать, поиграть...» (10ч) Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом (8ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах (11ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.

Маленькие открытия (11ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2.Техника чтения

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

3.Формирование приёмов понимания прочитанного

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

4.Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного

Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.

6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных понятий). Развитие устной и письменной речи.

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.


ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ


к умениям учащихся по литературному чтению


(программный минимум)


1 класс

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;


– овладение техникой чтения, приемами понимания и


анализа текста;


– овладение умениями и навыками различных видов


устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе


как к искусству слова;


– приобретение и первичная систематизация знаний


о литературе, книгах, писателях



1 класс

осмысленное, правильное


чтение целыми словами;

ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробный пересказ текста;

составление устного рассказа по картинке;

заучивание наизусть небольших стихотворений

высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений

соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений;

умение различать рассказы и стихотворения




























Тематическое планирование

уроков литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Букварь» (92 ч.)


п/п

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

1

Вводный урок. Календарь и календарные праздники.

Познакомиться с новым учебником «Букварь». Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.

Ориентироваться на развороте «Букваря». Осознавать цель и ситуацию устного общения.

Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказыва­нии. Различать времена года по призна­кам, объяснять и рассказывать.

Различать, перечислять календарные праздники.

Классифицировать животных и расте­ния. Сопоставлять признаки предме­тов, с помощью которых они узнают­ся.

Обозначать слово схемой.

Сопоставлять схемы и слова, сравни­вать и различать.

Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца пред­ложения. Определять признаки текста, смысло­вое единство предложений в тексте.

Выбирать заглавие текста.

Устанавливать последовательность предложений в тексте, последователь­ность частей текста.

Читать схему текста.

Составлять схему текста.

Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки. Характеризовать гласные звуки рус­ского языка (ударные, безударные).

Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.

Классифицировать предложения по цели высказывания. (П) Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Перечислять названия известных ска­зок, сказочных героев, сказочных предметов.

Объяснять правила поведения в театре.

Называть театральные профессии.

Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти.

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит обще­ние.

Учиться диалогической форме речи.

Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение.

Использовать связные высказывания на определённую тему.

Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.

Определять количество слогов в слове.

Определять, на какой слог падает уда­рение, обозначать ударный слог в схеме слова.

Различать ударные и без­ударные слоги. Наблюдать за многозначными слова­ми. Определять направление движения при письме различных письменных элементов.

Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических тре­бований к этому виду учебной работы. Различать и использовать разные виды штриховки.

Выделять звук (звуки) в слове.

Находить слова с заданным звуком.

Различать звуки и буквы: буква как знак звука.

Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, соглас­ные твёрдые и мягкие, звонкие и глу­хие, парные и непарные; буквы глас­ных как показатель твёрдости - мягко­сти согласных звуков.

Обозначать букву соответствующей схемой.

Определять парные и непарные по звон­кости - глухости согласные звуки.

Делить слова на слоги.

Соотносить слова со слогоударными схемами.

Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чте­ние).

Соотносить прочитанные слова и кар­тинки.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.

Воспринимать слово как объект изу­чения, материал для анализа.

Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения.

Понимать прослушанный и прочитан­ный текст.

Составлять рассказы по серии сюжет­ных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.

Сокращать, изменять текст повество­вательного характера из прописи или «Букваря». (П)

Определять и объяснять значение слова в тексте.

Различать однозначные и многознач­ные слова. (П) Различать прямое и переносное значение слов. (П)

Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)

Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой? какая?

какое? что делать?)

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П) Изменять слова по числам (один - много).

Отличать слова-местоимения от дру­гих слов. (П)

Распознавать предлоги.

Запомнить наиболее употребительные предлоги.

Отличать предлоги от приставок. (П)

Различать предложения, словосочета­ния, слова (понимать их сходства и различия).

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).

Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев).

Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев).

Отвечать на вопросы автора текста.

Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.

Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита.

2

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.

3

Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.

4

Летом в деревне (на даче). Составление предложений.

5

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

6

Звуки речевые и неречевые. Составление текста с опорой на рисунки.

7

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста

8

На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам

9

Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст.

10

Театр. Повторение основных понятий. Составление текста по сюжетным картинкам

11

Гласные звуки.

12

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков

13

На уроке труда. Ударение

14

Деление слова на слоги. Ударный и безударный слоги. Наблюдение над значением слова.

15

Деление на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова

16

Деление на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. Закрепление

17

Повторение основных понятий о делении слов на слоги

18

Повторение основных понятий о делении слов на слоги и постановке ударения

19

Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук-буква»

20

Звуки, обозначаемые буквами и, г,п,т,р. Знакомство с согласными

звуками. Разграничение понятий «звук-буква»

21

Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р

22

Гласный звук [о]

23

Чтение слогов и слов с изученными буквами

24

Заглавная буква О в именах людей. Упражнение в чтении слогов и

слов с изученными буквами

25

Гласный звук [а], буква а

26

Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе

27

Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Заглавная буква в географических названиях

28

Заглавная буква И. Упражнение в чтении слогов и слов

29

Согласные звуки [н],[н],буква н

30

Согласные звуки [к], [к], буква к.

31

Чтение слов с изученными буквами. Знакомство местоимениями он, она, оно, они

32

Чтение слов с изученными буквами. Местоимения он, она, оно, они

33

Гласный звук [у], буквы У, у

34

Работа над интонацией. Знаки препинания в конце предложения

35

Согласные звуки [с], [с]. Буква с.

36

Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами.

37

Чтение слов, предложений, текст с изученными буквами. Закрепление

38

Чтение текста с изученными буквами. Знакомство с предлогами

39

Чтение текста с изученными буквами. Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос как?

40

Согласные звуки [л], [л], [м], [м]. Буквы л, м.

41

Чтение текста с изученными буквами

42

Заглавные буквы К ,Н. Употребление заглавной буквы в словах-географических названиях

43

Заглавные буквы К,Н. Употребление заглавной буквы в словах-географических названиях, именах

44

Чтение текста с изученными буквами. Заглавная и строчная буквы С с. Наблюдение над однокоренными словами.

45

Чтение текста с изученными буквами

46

Чтение текста с изученными буквами. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием

47

Заглавная буква М. Повторение гласных звуков Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

48

Урок развития речи. Упражнение в чтении и анализе текста, в списывании текста.

49

Согласный звук [ш]. Строчная буква ш.

50

Согласный звук [ш]. Строчная буква ш. Закрепление

51

Заглавная буква Ш. Чтение слов с буквами Ш, ш

52

Чтение текста с изученными буквами

53

Чтение текста с изученными буквами. Закрепление.

54

Согласные звуки [с], [ш]. Их различие

55

Заглавная буква А. Чтение слов с буквой А

56

Проверка техники чтения. Чтение текста с изученными буквами.

57

Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами.

58

Звуки [д] ,[д]. Строчная буква д.

59

Чтение слов и предложений с буквой д

60

Звуки[ в],[в].Строчная буква в. Закрепление понятия «корень слова»

61

Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами

62

Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова, слова с безударной гласной в корне

63

Строчная буква е. Упражнение в чтении слов с буквой е

64

Чтение слов с изученными буквами

65

Строчная буква ё

66

Заглавные буквы Е,Ё. Упражнение в чтении слов с буквами Е,Ё

67

Чтение текстов с изученными буквами. Знакомство с приставкой

68

Внеклассное чтение. Г. Цыферов «Про чудака-лягушонка».

69

Согласные звуки [б],[б]. Строчная буква б

70

Чтение слов и предложений с буквой б

71

Чтение текстов с изученными буквами. Работа с текстом

72

Заглавная буква Б. Чтение текста с буквой Б

73

Согласные звуки [з],[з]. Строчная буква з

74

Заглавная буква 3. Повторение парных звонких и глухих согласных

75

Буква Я и её звуки

76

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я.

77

Согласные звуки [х],[х]. Строчная буква х. Слова-междометия

78

Согласный звук [ж]. Строчная буква ж

79

Заглавные буквы Х,Ж

80

Развитие речи. Работа с текстом

81

Строчная и заглавная буквы й,Й. Слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?

82

Согласный звук [ч]. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча,чу

83

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

84

Звуки [ц,][щ.]. Строчные буквы ц,щ. Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

85

Заглавные буквы Ц,Щ. Правописание буквосочетаний ща,щу

86

Заглавные буквы Ц,Щ. Правописание буквосочетаний ща,щу. Закрепление.

87

Согласные звуки [ф],[ф]. Строчная буква ф

88

Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях


89

Гласный звук [э]. Строчная и заглавная буквы Э,э

90

Строчная буква ю. Заглавная буква Ю

91

Буквы ь,ъ . Разделительный мягкий и твёрдый знак

92

Алфавит. Внеклассное чтение.

Н. Сладков «Лесные сказки»






Тематическое планирование

уроков литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца»

(40 часов)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. «Попрыгать - поиграть…»

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух сти­хотворения и рассказы в исполнении учителя, уча­щихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оце­нивать свои эмоциональные реакции.

Чтение

Читать вслух слова, пред­ложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интона­ционным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворе­ние.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Предполагать содержание текста до чтения по его загла­вию, иллю­страции, ключевым словам.

Участвовать в ведении учи­телем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст худо­жественного произведения (подробно).


Культура речевого общения

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседни­ка и отвечать на них в соот­ветствии с правилами речево­го общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.


Творческая деятельность

Читать по ролям текст, используя нужную интона­цию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитан­ное произведение или план.

93

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.

А.Барто «Я выросла».

94

Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»

95-96

В.Драгунский «Друг детства».

А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку». С. Маршак «Цирк шапито».

97

Г. Остер «Вредные советы»,

А. Барто «Малыши среди двора»,

И. Демьянов «Скакалочка»

98

Второй урок вежливости

«Как надо дарить подарки».

И.Демьянов «Скакалочка».

99

Г. Остер «Вредные советы»,

Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...»,

А. Барто «Игра в слова»,

И. Токмакова «Плим», «Динь-дон...»

Третий урок вежливости

«Как нужно играть».

100

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

101

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

102

Обобщение по разделу «Попрыгать - поиграть…»

103

Устные рассказы детей о своих игрушках.

Внеклассное чтение по теме раздела.


Раздел 2. «Наш дом»

104

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

105

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»

106

А. Барто «Две сестры…».

Я. Аким «Мой брат Миша»

107

Четвертый урок вежливости

«Правила гигиены».

И. Демьянов «Руки-то у Вани…»

108

Конкурс на лучшее чтение наизусть стихотворений.

М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок)

109

М.Коршунов «Дом в Черёмушках»

110

Обобщение по разделу «Наш дом».

Б. Заходер «Два и три».

М.Зощенко «Глупая история».

Раздел 3. «Ребятам о зверятах»

111

Б. Заходер «Мохнатая азбука

112

Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши».

Саша Черный «Слоник, слоник...»


113

Пятый урок вежливости

«Как вести себя в гостях у природы»

114

Е. Чарушин «Томкины сны»

115

С. Михалков «Щенок»

116

Ю. Коваль «Дик и черника»

117

А.Шибаев «Без ужина»

118

М. Коршунов «Рисунок с натуры»

119

Д. Хармс «Удивительная кошка»,

И. Токмакова «Котята»

120

Ю. Мориц «Ворона».

Шестой урок вежливости

«Как содержать домашних животных»

121

Обобщение по разделу

«Ребятам о зверятах».

В.Вересаев «Братишка».

Раздел 4. «Маленькие открытия»

122

В. Бирюков «Сентябрь»

123

В. Песков «Листья падают с кленов»

124

Н.Сладков «Почему ноябрь пегий?»

125

Т.Золотухина «Метель»,

И.Токмакова «Медведь»

126

Н.Сладков «Песенки подо льдом»

127

Внеклассное чтение.

Н.Сладков «Шапки долой!»

128

К.Паустовский «Приточная трава»

129

Г.Скребицкий «Лесной голосок»


130

Ю.Мориц «Что над чем»

131

С.Козлов, Г.Цыферов из книги

«Где живет солнце»

132

Обобщающий урок по разделу «Маленькие открытия»
















Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения

в 1 классе


п/п

Тема раздела

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Вид контроля


Обучение чтению – 92 часа




1

Вводный урок. Календарь

и календарные праздники



Беседа по вопросам

2

Животные и растения вокруг нас. Слова – названия




3

Природа вокруг нас. Знакомство

с предложением




4

Летом в деревне (на даче). Составление предложений




5

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом




6

Звуки речевые и неречевые. Составление текста с опорой на рисунки



Составление предложений

по схемам

7

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста




8

На рыбалке. Составление рассказа

по сюжетным картинкам




9

Сказочные герои и предметы. Предложения. Текст




10

Театр. Повторение основных понятий. Составление текста по сюжетным картинкам



Составление по картинкам

11

Гласные звуки




12

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков




13

На уроке труда. Ударение




14

Деление слова на слоги. Ударный

и безударный слоги. Наблюдение

над значением слова



Составление предложений по схемам

15

Деление на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова




16

Деление на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. Закрепление




17

Повторение основных понятий

о делении слов на слоги




18

Повторение основных понятий

о делении слов на слоги и постановке ударения



Запись схем

к словам

19

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук - буква»




20

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук - буква»




21

Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р




22

Гласный звук [о]




23

Чтение слогов и слов с изученными буквами




24

Заглавная буква О в именах людей. Упражнение в чтении слогов и слов

с изученными буквами




25

Гласный звук [а], буква а




26

Гласный звук [ы], буква ы.

Понятие о словах в единственном

и множественном числе




27

Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях




28

Заглавная буква И. Упражнение в чтении слогов и слов




29

Согласные звуки [н], [н′], буква н




30

Согласные звуки [к], [к′], буква к




31

Чтение слов с изученными буквами. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они



Чтение слов с изученными буквами

32

Чтение слов с изученными буквами. Местоимения он, она, оно, они




33

Гласный звук [у], буквы У, у




34

Работа над интонацией. Знаки препинания в конце предложения




35

Согласные звуки [с], [с′], буква с




36

Чтение слов, предложений, текста

с изученными буквами




37

Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Закрепление




38

Чтение текста с изученными буквами. Знакомство с предлогами




39

Чтение текста с изученными буквами. Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос как?



Чтение слов с изученными буквами

40

Согласные звуки [л], [л′], [м], [м′]. Буквы л, м




41

Чтение текста с изученными буквами




42

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях




43

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях, именах




44

Чтение текста с изученными буквами. Заглавная и строчная буквы С, с. Наблюдение над однокоренными словами



Беседа по вопросам

45

Чтение текста с изученными буквами.




46

Чтение текста с изученными буквами. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием




47

Заглавная буква М. Повторение гласных звуков. Упражнение в чтении слов с изученными буквами




48

Урок развития речи. Упражнение в чтении и анализе текста, в списывании текста.




49

Согласный звук [ш]. Строчная буква ш.




50

Согласный звук [ш]. Строчная буква ш. Закрепление




51

Заглавная буква Ш. Чтение слов с буквами Ш, ш




52

Чтение текста с изученными буквами




53

Чтение текста с изученными буквами. Закрепление




54

Согласные звуки [с], [ш]. Их различие




55

Заглавная буква А. Чтение слов с буквой А




56

Проверка техники чтения. Чтение текста с изученными буквами



Проверка техники чтения

57

Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами




58

Звуки [д], [д′]. Строчная буква д




59

Чтение слов и предложений с буквой д




60

Звуки [в], [в′]. Строчная буква в. Закрепление понятия «корень слова»




61

Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами




62

Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова, слова с безударной гласной в корне




63

Строчная буква е. Упражнение в чтении слов с буквой е




64

Чтение слов с изученными буквами.




65

Строчная буква ё




66

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнение в чтении слов с буквами Е, Ё




67

Чтение текстов с изученными буквами. Знакомство с приставкой




68

Внеклассное чтение.

Г. Цыферов «Про чудака - лягушонка»



Пересказ

69

Согласные звуки [б], [б′]. Строчная буква б




70

Чтение слов и предложений с буквой б.




71

Чтение текстов с изученными буквами. Работа с текстом




72

Заглавная буква Б. Чтение текста

с буквой Б




73

Согласные звуки [з], [з′]. Строчная буква з




74

Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных




75

Буква я и ее звуки




76

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я




77

Согласные звуки [х], [х′]. Строчная буква х. Слова - междометия




78

Согласный звук [ж]. Строчная буква ж




79

Заглавные буквы Х, Ж.




80

Развитие речи. Работа с текстом



Выборочный пересказ

81

Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?




82

Согласный звук [ч]. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу




83

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопрос кто? что?




84

Звуки [ц], [щ]. Строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопрос кто? что?




85

Заглавные буквы Ц, Щ. Правописание буквосочетаний ща, щу




86

Заглавные буквы Ц, Щ. Правописание буквосочетаний ща, щу. Закрепление



Рассказ по ключевым словам

87

Согласные звуки [ф], [ф′]. Строчная буква ф




88

Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях




89

Гласный звук [э]. Строчная и заглавная буквы э, Э




90

Строчная буква ю. Заглавная буква Ю




91

Буквы ь, ъ. Разделительный мягкий и твердый знак.




92

Алфавит. Внеклассное чтение.

Н. Сладков «Лесные сказки»



Проверка навыка чтения


Литературное чтение – 40 часов

Раздел 1 «Попрыгать, поиграть…» - 10 часов




93

Знакомство с книгой для чтения.

Первый урок вежливости.

А. Барто «Я выросла»




94

Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»




95

В Драгунский «Друг детства»




96

А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла».

С. Маршак «Цирк Шапито»




97

Второй урок вежливости

«Как надо дарить подарки».

И. Демьянов «Скакалочка»




98

Третий урок вежливости

«Как надо играть».

Ю. Мориц «Попрыгать – поиграть.

А. Барто «Игра в слова»



Выразительное чтение

99

Э. Успенский «Удивительное дело»




100

Н. Носов

«Приключения Незнайки и его друзей »




101

Э. Успенский

«Крокодил Гена и его друзья»




102

Обобщение по разделу

«Попрыгать – поиграть …».

Внеклассное чтение





Раздел 2 «Наш дом» - 8 часов




103

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»




104

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»



Рассказ от лица героя

105

А. Барто «Две сестры…».

Я. Аким «Мой брат Миша»




106

Четвертый урок вежливости

«Правила гигиены».

И. Демьянов «Руки – то у Вани…»




107

Внеклассное чтение. Конкурс на лучшее чтение стихотворений наизусть



Конкурс чтецов

108

М. Коршунов «Дом в Черемушках»




109

Б. Заходер «Два и три».

М. Зощенко «Глупая история»




110

Внеклассное чтение.

Обобщение по разделу «Наш дом»



Проверочная работа


Раздел 3 «Ребятам о зверятах» - 11ч.




111

Б. Заходер «Мохнатая азбука»




112

М. Пришвин «Медведь».

С. Черный «Слоник - слоник».




113

Пятый урок вежливости. «Как вести себя в гостях у природы»




114

Е. Чарушин «Томкины сны»



Составление плана к тексту

115

С. Михалков «Щенок»




116

Ю. Коваль «Дик и черника»




117

А. Шибаев «Без ужина»




118

М. Коршунов «Рисунок с натуры»




119

Д. Хармс «Удивительная кошка»




120

Шестой урок вежливости

«Как содержать домашних животных».

Ю. Мориц «Ворона»




121

Обобщение по разделу

«Ребятам о зверятах».

В. Вересаев «Братишка»



Проверочная работа


Раздел 4 «Маленькие открытия» - 11 часов




122

Г. Граубин «Шишкопад».

В. Бирюков «Сентябрь»




123

В. Песков «Листья падают с кленов




124

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»




125

Т. Золотухина «Метель».

И. Токмакова «Медведь»




126

Н. Сладков «Песенки подо льдом»




127

Внеклассное чтение.

Н. Сладков «Шапки долой», «Бегство цветов»



Пересказ

128

К. Паустовский «Приточная трава»




129

Г. Скребицкий «Лесной голосок»




130

Ю. Мориц «Что над чем»




131

С. Козлов, Г. Цыферов из книги

«Где живет солнце».

Заключительный урок




132

Обобщающий урок по разделу

«Маленькие открытия»



Проверочная работа


Итого: 132 часа












Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Программа «Литературное чтение»//Образовательная система «Школа 2100». Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

  2. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.,. Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 4-е изд., перераб. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2011.

  3. Пронина О.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» («Моя любимая Азбука») и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / О.В.Пронина, И.И.Кремлева; под науч. ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 4-е, перераб. – М. : Баласс, 2013.

  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 1 класс. («Капельки солнца»). – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, Школьный дом, 2011.

  5. Бунеев Р.Н.. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» (первые уроки). М.: Баласс, 2011.

  6. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.

Наглядные пособия:

  1. Портреты поэтов и писателей

  2. Иллюстративный материал

  3. Дидактический материал к урокам

  4. Методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков

  5. Электронные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относятся:

- компьютеры, интерактивная доска.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!