Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
ШМО «___» _________ 2017г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ «ТООШ»
Протокол № _____________ Глухова В.П._________ Кузнецова В.В.__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса литературного чтения – 3 класс
на 2017 – 2018 учебный год
136 часов (4 часа в неделю)
Учитель: Ежова С.Б.
Стаж: 28 лет Категория: I
п. Торбеево
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы по литературному чтению для 1-4 класса авт. Л. Ф. Климанова, М.Ф. Бойкина /Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение», 2011г., ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты 3 класс
Личностные
Учащиеся научатся:
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
С гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
Самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.
Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»).
Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре.
Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
Находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
Самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
Понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина,
Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
Создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
Сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
Соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
Понимать цель своего высказывания;
Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
Участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
Создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
Проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
Объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
Определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
Определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
Готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4ч.) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Коллективный проект «О чём может рассказать школьная библиотека».
Устное народное творчество (14ч.) Устное народное творчество. Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», « Иван – царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (10 ч.) Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (23 ч.) А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч.) Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были-небылицы (10 ч.) М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1. (2часть учебника) (6 ч.) С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16ч.) М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2. (2часть учебника) (7ч.) С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч.) Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (7 ч.) Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (9 ч.) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Резерв (4 ч)
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов |
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете. | 4 |
3 | Устное народное творчество. | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 10 |
5 | Великие русские писатели. | 23 |
6 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
7 | Литературные сказки | 8 |
8 | Были – небылицы | 9 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10 | Люби живое | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 7 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
13 | По страницам детских журналов | 7 |
14 | Зарубежная литература | 9 |
15-18 | Резерв | 4 |
| Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | | |
1.1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1 | | | |
2 | Самое великое чудо на свете (4 часа) | | |
2.1 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | | | |
2.2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | | | |
2.3 | О первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 | | | |
2.4 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1. | 1 | | | |
3 | Устное народное творчество (14 часов) | | |
3.1 | Русские народные песни. | 1 | | | |
3.2 | Шуточные народные песни. | 1 | | | |
3.3 | Докучные сказки. | 1 | | | |
3.4 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | | | |
3.5 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | | | |
3.6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | | | |
3.7 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | 1 | | | |
3.8 – 3.9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 2 | | | |
3.10 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | | | |
3.11 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | | | |
3.12 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | 1 | | | |
3.13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | | | |
3.14 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Тест №2. | 1 | | | |
4 | Поэтическая тетрадь 1 (10 часов) | | | | |
4.1 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | | | |
4.2 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | | | |
4.3 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | | | |
4.4 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1 | | | |
4.5 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 | | | |
4.6 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | 1 | | | |
4.7 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | | | |
4.8 | И.З. Суриков «Детство». | 1 | | | |
4.9 | И.З. Суриков «Зима». | 1 | | | |
4.10 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест №3. | 1 | | | |
5 | Великие русские писатели (23 часа) | | | | |
5.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
5.2 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | 1 | | | |
5.3 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». | 1 | | | |
5.4 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | 1 | | | |
5.5 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | 1 | | | |
5.6 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | | | |
5.7 – 5.10 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 4 | | | |
5.11 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | 1 | | | |
5.12 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1 | | | |
5.13 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | | | |
5.14 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | | | |
5.15 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | | | |
5.16 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | | | |
5.17 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | 1 | | | |
5.18 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 | | | |
5.19 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | | | |
5.20 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | | | |
5.21 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | | | |
5.22 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | | | |
5.23 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Тест №4. | 1 | | | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) | | | | |
6.1 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | | | |
6.2 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | | | |
6.3 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | | | |
6.4 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | | | |
6.5 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 | | | |
6.6 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест №5. | 1 | | | |
7 | Литературные сказки (8 часов) | | | | |
7.1 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | 1 | | | |
7.2 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | 1 | | | |
7.3 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | | | |
7.4 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | | | |
7.5 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | | | |
7.6 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | | | |
7.7 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | | | |
7.8 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Тест №6. | 1 | | | |
8 | Были-небылицы (9 часов) | | |
8.1 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | | | |
8.2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | | | |
8.3 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | | | |
8.4 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | | | |
8.5 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | | | |
8.6 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | | | |
8.7 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | | | |
8.8 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | | | |
8.9 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Тест №7. | 1 | | | |
9 | Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) | | |
9.1 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | | | |
9.2 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 | | | |
9.3 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1 | | | |
9.4 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 | | | |
9.5 | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1 | | | |
9.6 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».Тест №8. | 1 | | | |
10 | Люби живое (16 часов) | | |
10.1 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 1 | | | |
10.2 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | | | |
10.3 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | | | |
10.4 | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1 | | | |
10.5 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | 1 | | | |
10.6 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | | | |
10.7 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | | | |
10.8 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | | | |
10.9 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | | | |
10.10 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | | | |
10.11 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | | | |
10.12 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | 1 | | | |
10.13 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | | | |
10.14 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | | | |
10.15 | Урок-конференция «Земля - наш дом родной» | 1 | | | |
10.16 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Тест №9. | 1 | | | |
11 | Поэтическая тетрадь 2 (7 часов) | | |
11.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
11.2 | С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | 1 | | | |
11.3 | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | | | |
11.4 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | | | |
11.5 | С.В. Михалков «Если». | 1 | | | |
11.6 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | | | |
11.7 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 10. | 1 | | | |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) | | |
12.1 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | | | |
12.2 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | | | |
12.3 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | | | |
12.4 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | | | |
12.5 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | | | |
12.6 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | | | |
12.7 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | | | |
12.8 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | | | |
12.9 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | | | |
12.10 | Н.Н. Носов «Телефон». | 1 | | | |
12.11 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 1 | | | |
12.12 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11. | 1 | | | |
13 | По страницам детских журналов (7 часов) | | |
13.1 | Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | | | |
13.2 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1 | | | |
13.3 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | | | |
13.4 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1 | | | |
13.5 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1 | | | |
13.6 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | | | |
13.7 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Тест №12. | 1 | | | |
14 | Зарубежная литература (9 часов) | | |
14.1 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1 | | | |
14.2 - 14.3 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 2 | | | |
14.4 -14.6 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 3 | | | |
14.7 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | | | |
14.8 | Проверка техники чтения. | 1 | | | |
14.9 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Брейн-ринг | 1 | | | |
14.10 – 14.13 | Резерв | 4 | | | |
| Итого | 136 | | | |