СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению , 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению , 2 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1\15) и авторской программы - Л.А. Ефросининой.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.

Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
- постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
- расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Описание места учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане МБОУ «ЛСОШ №2» на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов (34 учебные недели по 4 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения курса литературного чтения

Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты
-
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
-
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2-го класса ученик достигнет следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное ( не менее 55-60 слов в минуту);
- читать молча ( про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению ;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении , героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности. Ученик получит возможность научиться:

-понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного , высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу ( теме) ;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
- читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, выделяя существенный признак;
- различать пословицы и загадки по темам;
-использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик получит возможность научиться :

- осознавать нравственные и эстетические ценности произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картинки» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик получит возможность научиться:
-делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-находить в тексте информацию (конкретные сведения) о героях произведений;
- определять тему и главную мысль текста;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в её аппарате;
- сравнивать произведения по моделям : дополнять, исправлять, уточнять;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте. Особенности содержательных линий

Программа состоит из следующих разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность на основе литературных произведений из круга детского чтения», «Работа с информацией». В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, развитие навыка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи. Кроме того, в программе даны тематические планирования по классам, планируемые результаты на конец каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и варианты комплексных проверочных работ на конец каждого года обучения.

Развитие навыков чтения

Развитие навыков чтения идет от формирования громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, на втором году обучения — увеличение скорости чтения и постепенное введение чтения молча. В 3–4 классах — наращивание темпа чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности).
Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу с детьми, как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребенок-читатель постепенно осознает, развивая свой духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. Формирование полноценного читательского восприятия является одной из важнейших задач данного курса литературного чтения. Эта задача постоянно решается на уроках литературного чтения и слушания с первого по четвертый класс.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети уже владеют навыком чтения, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Во всех классах один раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.

Знакомство с литературоведческими представлениями и понятиями

В 1–2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах произведений разных жанров.
В 3–4 классах на пропедевтическом уровне вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями и представлениями в данном курсе литературного чтения носит практико-ориентированную направленность.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи. Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение (устная речь). Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в текс те, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), которые побуждают ребенка вносить элементы творчества, выражать свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко используются в данном курсе практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые.

Содержание программы учебного курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание) Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умения слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольшими по объёму текстов. Обучение чтению молча небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя ; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану ; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, за-гадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт

Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран : пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги : обложка, переплет, титульный лист , оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях : литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинений небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги ( титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнения читателя). Чтение данных таблиц и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

О нашей Родине (5ч)
Знакомство с произведениями о Родине, родной природе, любви к русской земле, о ее прошлом и настоящем. Работа над рифмой, выделение диалога.

Народная мудрость (6 ч)
Работа над пословицами, загадками. Знакомство с былинами, выделение их особенностей.

О детях и для детей (13 ч)
Работа с произведениями: развитие умения озаглавливать части рассказов, читать по ролям, пересказывать. Знакомство с понятиями: персонаж, герой. Знакомство с баснями, развитие умения определять мораль басни. Выявление особенностей бытовой сказки.

Мир сказок (6ч)
Знакомство со сказками, определение их особенностей. Развитие умения составлять рассказ о герое произведения. Выразительное чтение сказок, пересказ

Уж небо осенью дышало… (6 ч)
Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз. Определение темы произведений. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение.. Выявление главной мысли, авторской позиции.



Снежок порхает, кружится…(18 ч)
Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Развитие умения пересказывать по плану. Знакомство с понятием «авторская сказка» Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз.

Здравствуй, праздник новогодний! (10 ч)
Работа с текстами стихотворений. Выделение сравнений. Определение тона и темпа чтения. Работа над содержанием произведений.

О братьях наших меньших (12 ч)
Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану, по картинному плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Работа с текстами стихотворений: упражнения в выразительном чтении, выделение логических ударений, соблюдение пауз.

Лис Миккель и другие (зарубежные сказки) ( 13 ч)
Работа с текстами сказок: разыгрывание сказок по ролям, развитие умения пересказывать сказки, описывать героев, сравнивать сказки, определять особенности народных и авторских сказок.

Семья и я (15 ч)
В этом разделе происходит знакомство со стихами, рассказами, сказками о семье, былью как жанром устного народного творчества. Работа над произведениями раздела предусматривает: заучивание стихов и песен наизусть, подробный пересказ текстов, выявление главной мысли, авторской и личной позиции.

Весна, весна красная…(24 ч)

Знакомство с песнями – закличками. Работа с текстами рассказов и стихов: развитие умения находить описание, читать выразительно, кратко пересказывать прочитанное, читать по ролям. Выявление главной мысли, авторской и личной позиции.

Там чудеса… (волшебные сказки) (8 ч)

Знакомство с волшебными сказками, определение их особенностей. Развитие умения составлять рассказ о герое произведения. Выразительное чтение сказок, пересказ.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-неправильная постановка ударений (более двух);
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпаи четкости произношения слов при чтении вслух;
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-не более двух неправильных ударений;
-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;-неточности при формулировке основной мысли произведения; -нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль
по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы -небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. 2-й класс.
Оценка "5"ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
-читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
-умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:-понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
-допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
-правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
-осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;-читает отрывисто по слогам, темп чтения -не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
-читает медленно по слогам, темп чтения -не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
-допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
-пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2"ставится ученику в том случае, если он:
-читает по буквам, темп чтения -менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).









Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Дата по плану

Дата по факту

Причины корректировки


О нашей Родине (5ч)




1

Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «Родина»




2

Стихотворения о Родине. И. Никитин «Русь» (отрывок)




3

Рассказы о Родине. С. Романовский «Русь» ( в сокращении)




4

Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский «Слово о Русской земле»




5

Стихи русских поэтов. А Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Россия, Русь- куда я ни взгляну…»





Народная мудрость (6 ч)




6

Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Дополнительное чтение .Народная хороводная песня «Я посею, я посею…»




7

Загадки народные




8

Литературное слушание . Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (в пересказе И. Карнауховой)




9

Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева)




10

Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение. Заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки.




11

Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя»





О детях и для детей (13 ч)




12

Стихотворения о детях. А. Барто «Катя». Дополнительное чтение. Б. Заходер «Перемена»




13

Произведения для детей. С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение. А. Рубинов «Ступенька»




14

Рассказы о детях. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».




15

Произведения о детях. Е Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение (слушание).С. Михалков «Прогулка»




16

Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение. Н. Носов «На горке», П. Воронько «Мальчик Помогай»




17

Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Дополнительное чтение. Нанайская народная сказка «Айога»




18

Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Н. Толстой «Страшный зверь»




19

Литературное слушание. Рассказы о детях. М. Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение .Я. Аким «Жадина»




20

Сказки о детях. В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение. В. Осеева «Волшебная иголочка»




21

Произведения о детях и для детей. А. Митта «Шар в окошке», Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение. В. Берестов «Прощание с другом»




22

Сказки для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение .В. Катаев «Цветик-семицветик»




23

Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В. Беспалов «Совушка»




24

Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик»





Мир сказок ( 6 ч)




25

Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»




26

Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»




27

Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение. Братья Гримм «Три брата»




28

Сказки Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине»




29

Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Дополнительное чтение. Б. Заходер «Серая Звездочка»




30

Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя»





Уж небо осенью дышало…( 6ч)




31

Произведения об осени (о родной природе). А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень» (отрывок). Дополнительное чтение. М. Пришвин «Осеннее утро»




32

Произведения об осени. Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень»




33

Произведения об осени. Н. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение. А. Твардовский «Начало осени»




34

Разножанровые произведения о природе. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»




35

Литературное слушание . Произведения о природе. Э.Шим «Храбрый Опенок». К. Бальмонт «Осень». Дополнительное чтение. А. Майков «Осень»




36

Обобщение по разделу. Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя»




II четверть

Снежок порхает, кружиться…( 18 ч)




1/37

Произведения о зиме. З. Александрова «Снежок». Дополнительное чтение (Слушание). К. Ушинский «Проказы старухи –зимы»




2/38

Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение. С. Есенин «Пороша»




3/39

Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»




4/40

Литературное слушание. Сказки о природе. Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен»




5/41

Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Дед Мороза». Дополнительное чтение. Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица»




6/42

Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин «Деревья в лесу». Дополнительное чтение. Е. Пермяк «Четыре брата»




7/43

Стихотворения о зиме. И. Суриков «Детство» (отрывок)




8-9/44-45

Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка»




10-11/
46-47

Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Дополнительное чтение. Японская народная сказка «Журавлиные перья»




12-13/
48-49

Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). Дополнительное чтение (слушание). В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»




14/50

Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»




15/51

Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь ?»




16/52

Литературное слушание. Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович»




17/53

Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»




18/54

Комплексная контрольная работа





Здравствуй, праздник новогодний!




19/55

Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла елочка»




20/56

Литературное слушание. Х.-К. Андерсен «Ель» (в сокращении). Книги Х.-К. Андерсена




21-22/
57-58

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Елка в тайге» (отрывок)




23/59

Стихотворения о Новом годе. С. Маршак «Декабрь»




24/60

Произведения о Номом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы»




25/61

Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя»




26/62

Стихи о природе. (урок-конкурс). Рубрика «Книжная полка»




27/63

Книги о Новом годе для детей. (библиотечный урок)




28/64

Здравствуй, праздник новогодний. (конкурс чтецов и рассказчиков)




III четверть

О братьях наших меньших (12 ч)




1/65

Произведения о животных. Русская народная сказка «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение. К. Коровин «Баран, заяц и еж»




2/66

Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский «Кот Васька». Считалки, загадки. Е. Благинина «Голоса леса». Дополнительное чтение . М. Прищвин «Как поссорилась кошка с собакой»




3/67

Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин «Старый гриб». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Про зайца»




4/68

Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Олененок». Дополнительное чтение (слушание). Е. Чарушин «Перепелка»




5/69

Произведения о животных. В. Бианки «Еж-спаситель». Скороговорки. Дополнительное чтение. М. Пришвин «Журка»




6/70

Присказки и сказки. М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение. В. Бианки «Хвосты»




7/71

Литературное слушание. Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение. К. Паустовский «Барсучий нос»




8/72

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение. Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену».




9/73

Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л.Н. Толстого). Дополнительное чтение. Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»




10/74

Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок). Дополнительное чтение. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»




11/75

Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки»




12/76

Сказки о животных. Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя».





Лис Миккель и другие (зарубежные сказки ) (13 ч)




13-14/
77-78

Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок». Дополнительное чтение. Французская народная сказка «Волк, улитка и осы».




15-16/
79-80

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»




17-18/

81-82

Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Дополнительное чтение. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»




19-20/
83-84

Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты»




21-22/
85-86

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»




23/87

Зарубежные сказки ( повторение изученных сказок)




24/88

Библиотечный урок. Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка»




25/89

Обобщение по разделу «Лис Миккель и другие». Рубрика «Проверь себя».





Семья и я ( 15 ч)




26/90

Произведения о семье. Л.Н. Толстой «Лучше всех»




27/91

Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная»




28/92

Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»




29/93

Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком». С. Аксаков «Моя сестра»




30/94

Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья». Пословицы




31/95

Авторская колыбельная песня. А. Майков «Колыбельная песня». Пословица




32/96

Литературное слушание. Произведения о семье. Л.Н. Толстой «Отец и сыновья». Дополнительное чтение. И. Панькин «Легенда о матерях».




33/97

Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Старик». Л. Воронкова «Катин подарок»




34/98

Стихотворения о семье. Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери»




35/99

Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры». Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Белая уточка»




36/100

Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков «А что у вас ?»




37/101

Стихотворения о семье. В. Солоухин «Деревья». Дополнительное чтение. Б. Заходер «Сморчки»




38/102

Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей»




39/103

Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин «Салют». Литературное слушание. К. Курашкевич «Бессмертие»




40/104

Обобщение по теме « Семья и я». Рубрика «Проверь себя»




IV четверть

Весна, весна красная… (24 ч)




1/105

Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная !». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»




2-3/
106-107

Произведения о весне. А. Чехов «Весной». А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Г. Скребицкий «Весна-художник»




4/108

Литературное слушание. Произведения о природе. Н. Сладков «Снег и ветер». Дополнительное чтение. Н. Сладков «Проталина»




5/109

Разножанровые произведения о весне. С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна»




6/110

Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...». Дополнительное чтение. В. Маяковский «Тучкины штучки»




7/111

Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Дополнительное чтение . М. Пришвин «Лесная капель»




8/112

Литературное слушание. Произведения о животных. А .Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец».




9/113

Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки». Дополнительное чтение. Н. Сладков «Весенний разговор»




10/114

Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель». Дополнительное чтение. Н. Сладков «Ивовый пир» из цикла «Лесные шорохи»




11/115

Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение. П. Воронько «Журавли»




12/116

Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички=веснянки




13/117

Произведения фольклора. Закличка, загадки




14/118

Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок». Дополнительное чтение. В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок)




15/119

Разножанровые произведения о природе. О. Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг»




16/120

Литературное слушание. Произведения о родной природе. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение. Э. Шим «Муравейник»




17/121

Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей»




18/122

Произведения для детей. М. Пришвин «Ребята и утята»




19/123

Литературное слушание. Сказки о животных. Б. Заходер «Птичья школа». Дополнительное чтение. М. Горький «Воробьишко»




20/124

Произведения о природе. К. Ушинский «Утренние лучи»




21/125

Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице…». Дополнительное чтение. Р. Сеф «Чудо»




22/126

Комплексная контрольная работа




23/127

Библиотечный урок. Книги о родной природе.




24/128

Обобщение по теме «Весна, весна красная…». Рубрика «Проверь себя»





Там чудеса …(волшебные сказки) (8 ч)




25/129

Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»




26/130

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка»




27-28/

131-132

Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнительное чтение. Индийская народная сказка «Золотая рыба»




29-30/

133-134

Литературное слушание. Волшебные сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнительное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»




31/135

Обобщение. Рубрика «Книжная полка» , «Проверь себя»




32/136

Литературное слушание. Мир сказок и чудес. Л. Керрол «Алиса в Стране чудес». Летнее чтение.
































Материально-техническое обеспечение программы :
Литература:

Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015.- 217с.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2015.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л.А.Ефросинина)

Оборудование:

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Интерактивная доска

Дидактические материалы:

предметные картинки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!