СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года),  примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература, 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной 16-е издание.- М.: «Просвещение»,2009.

Просмотр содержимого документа
«Литература 9»

ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература, 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной 16-е издание.- М.: «Просвещение»,2009.

Учебник: Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение 2009

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения.

В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. ( использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера.

Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.

Программный материал включает элементы следующих технологий:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.



Содержание тем учебного курса.



Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эм



Информационно-методическое обеспечение

  1. Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

  2. Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

  3. Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

  4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Уроки

Внеклассное чтение

Уроки развития речи

Контрольные работы



РК

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

1

-

-

 -


2

Из древнерусской литературы.

 3

 3

-

 -

 -


3

Из литературы XVIII века.

 11

 9

1

 1

3

 4

Из литературы XIX века.

 52

 41

3

 5

 3

1

5

Из литературы XX века.

28

22

4

-

2

6

6

Из зарубежной литературы.

4

6

-

1



ИТОГО

99

82

8

6

6

10



Количество часов:

Всего – 99, в неделю -3 часа.

Плановых контрольных уроков - 6;

Уроков развития речи – 6;

Уроков внеклассного чтения – 8;

РК - 10





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;



уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.









Календарно – тематическое планирование учебного материала

Наименование раздела программы

Тема урока

Все

го час

ов

Из них на выполнение практической части программы

Элементы

содержания

Характеристика деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата





Р/Р

К/Р




План

Факт

1

Введение в курс литературы 9 класса

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1



Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Знакомство с учебником,

запись основных положений

лекции учителя

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.



2

Литература Древней Руси

Литература о Древней Руси (с повторением ранее изученного).Самобытный

характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1



Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.


Конспектирование; сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение; (Фрагменты);


Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.




3

Литература Древней Руси

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1



Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.


Работа над текстом.

Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.




4

Литература Древней Руси

Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»


1



Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

Выразительное чтение. Анализ.

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.



5

Русская литература ХVIII века

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1



Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.


Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя. Ответ на вопрос 8, стр41

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции



6

Русская литература ХVIII века. РК

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом.




М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?


Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..



7

Русская литература ХVIII века. РК

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)».

1



Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.


Беседа

Подбор цитат; работа в парах; работа с текстом учебника


Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.



8

Русская литература ХVIII века

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе.

1



Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?


Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.



9

Русская литература ХVIII века

Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

1



«Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.



10

Русская литература ХVIII века

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1



Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение

русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.



11

Русская литература ХVIII века

Особенности повествования в «Путешествии…»

1



Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

Работа в парах; работа с текстом учебника

Знать и уметь производить сравнительный анализ; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.



12

Русская литература ХVIII века

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме

1



Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм Анализируют стихотворение «Осень».

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем



13

Русская литература ХVIII века

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

1



«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?


Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.



14

Русская литература ХVIII века

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Урок развития речи



Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения





15

РК. Внеклассное чтение

Е.С. Коковин. Очерк о Гайдаре.

1



Знакомство учащихся с творчеством А.Гайдара. Знакомство учащихся с Е.С. Коковиным

Чтение статьи. Анализ ее.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с критическим материалом.



16

Из русской литературы I половины ХIХ века

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский

1



. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.



17

Из русской литературы I половины ХIХ века

В.А.Жуковский. «Светлана».

1



Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение



18

Из русской литературы I половины ХIХ века

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1



Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».


Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.



19

Из русской литературы I половины ХIХ века

А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

1



Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).



Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.




20

Из русской литературы I половины ХIХ века

«Век нынешний и век минувший». Анализ 1-2 действия комедии «Горе от ума».


1



Анализ 2 действия комедии. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия».

Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.



21

Из русской литературы I половины ХIХ века

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия комедии «Горе от ума».


1



Анализ 3 действия комедии. Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному?

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.



22- 23

Из русской литературы I половины ХIХ века

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия комедии «Горе от ума».


2



Анализ 4 действия комедии. Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Повторение определений: «развязка действия», «открытый финал».


Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты



24

Из русской литературы I половины ХIХ века

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

Урок развития речи


Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХI века?»


Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии


Знать: черты классицизма и реализма в комедии



25

Из русской литературы I половины ХIХ века

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Урок развития речи


Работа с критической литературой подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.


Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)


Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.



26 - 27

Из русской литературы I половины ХIХ века

А.С. Пушкин: жизнь и творчество

2



А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта



28

Из русской литературы I половины ХIХ века

Лирика петербургского периода

1



«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?


Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.



29

Из русской литературы I половины ХIХ века

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина.

1



« На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»


Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.



30

Из русской литературы I половины ХIХ века

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

1



«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.




31

Из русской литературы I половины ХIХ века

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века

1


Урок контроля

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос



32


Из русской литературы I половины ХIХ века

А.С.Пушкин «Цыганы»

1



«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Характеристика героев, комментарий текста.

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.



33

Из русской литературы I половины ХIХ века

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1



История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

Ответы на вопросы

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста



34

Из русской литературы I половины ХIХ века

Образы Онегина и Ленского.

1



Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Ответы на проблемные вопросы

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.



35

Из русской литературы I половины ХIХ века

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1



Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения



36

Из русской литературы I половины ХIХ века

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1



Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Ответы на вопросы.

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения



37

Из русской литературы I половины ХIХ века

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя



38

Из русской литературы I половины ХIХ века

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1



Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов


Знать: реализм романа; художественные особенности романа



39

Из русской литературы I половины ХIХ века

Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок развития речи


Подготовка к сочинению по роману. Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы

«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»


Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..



40

Из русской литературы I половины ХIХ века Внеклассное чтение

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».

1



Проблема «гения и злодейства».

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.



41

Из русской литературы I половины ХIХ века

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

1



М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте



42

Из русской литературы I половины ХIХ века

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

1



Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам



43

Из русской литературы I половины ХIХ века

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

1



Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне



44

Из русской литературы I половины ХIХ века

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

1



«Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста



45

Из русской литературы I половины ХIХ века

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

1



«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции




46

Из русской литературы I половины ХIХ века

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

1



Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей



47- 48

Из русской литературы I половины ХIХ века

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

2



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.



49

Из русской литературы I половины ХIХ века

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1



Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

Практикум. Анализ эпизодов

Составление плана


Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике



50

Из русской литературы I половины ХIХ века

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1



Проанализиро-

вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Знать: композиционная функция женских образов



51

Из русской литературы I половины ХIХ века

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени

1



Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению


Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.



52

Из русской литературы I половины ХIХ века

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1


Урок контроля

тестовые задания: уровни А, В, С

Самостоятельная работа


контрольная работа



53

Из русской литературы I половины ХIХ века

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества.

1



Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.



54 - 55

Из русской литературы I половины ХIХ века

Поэма «Мёртвые души».

1



Система образов поэмы «Мертвые души». анализ эпизода.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие.

Уметь восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпох.




56

Из русской литературы I половины ХIХ века

Образ города в поэме «Мертвые души»

1



Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов.


Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме»

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций



57

Из русской литературы I половины ХIХ века

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

Характеристика города и героев литературного произведения.

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.



58-59

Из русской литературы I половины ХIХ века

«Мертвые души» - поэма о величии России.

2

Урок развития речи


Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов



60- 61

Из русской литературы I половины ХIХ века

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок».

1



Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.



62

Из русской литературы I половины ХIХ века Внеклассное чтение

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества.

1



«Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно-

лога в раскрытии души героя

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.



63

Из русской литературы I половины ХIХ века

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества.

1



«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

Анализ рассказов: монологические ответы.

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..



64

РК. Внеклассное чтение

Ф.А. Абрамов «Жила – была семужка

1



Продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.Абрамова, почувствовать биение авторской мысли,совершенствовать навыки анализа текста и навыки устной речи,воспитывать чувство любви к «малой» родине 

История создания произведения; определение жанра произведения.

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения, индивидуальную особенность повести.




65

Из русской литературы I половины ХIХ века

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества.

1



Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.



66

Из русской литературы I половины ХIХ века

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1



Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести Чем интересна повесть современному читателю?

Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

Сообщения учеников. Составление

плана.


Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.



67

Из русской литературы I половины ХIХ века

Контрольная работа на тему «Особенность русской литературы второй половины ХIХ века?»

1


Урок контроля

тестовые задания: уровни А, В, С

Контрольная работа

Самостоятельная работа



68

Из русской литературы I половины ХIХ века

Поэзия второй половины ХIХ века

1



Эмоциональное богатство русской поэзии ХIХв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения



69

Русская литература ХХ века. Проза

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1



Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..


Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.



70 - 71

Русская литература ХХ века. Проза

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества.

2



«Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Анализ рассказа: монологические ответы..

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение




72- 73

Русская литература ХХ века. Проза

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества.

2



«Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести



74-75

Русская литература ХХ века. Проза

М.А. Шолохов: страницы жизни.

2



М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рас-

сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Анализ рассказа: монологические ответы.

Знать особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека».

Уметь характери­зовать образ глав­ного героя




76

Русская литература ХХ века. Проза

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

1



Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Знать автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за



77

Русская литература ХХ века. Проза

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

1



Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения?

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.



78

Русская литература ХХ века. Проза

Контрольная работа

по произведениям второй половины XIX и ХХ века

1


Урок контроля

Ответы на вопросы

Контрольная работа

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения



79

Русская литература ХХ века. Поэзия

Русская поэзия «серебряного века».

1



Серебряный век русской поэзии: введение в тему, общие замечания

Составление тезисов лекции

Знать содержание теоретико-литера­турных терминов.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспекти­ровать лекцию



80

Русская литература ХХ века. Поэзия

А.А. Блок. Страницы жизни

1



«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока



81

Русская литература ХХ века. Поэзия

С.А. Есенин: страницы жизни.

1



Тема Родины в лирике, размышления о жизни, природе, человеке. С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» Народно-песенная основа лирики поэта.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы



82

РК. Внеклассное чтение

В.А. Смирнов. «В становище поморском…»

1



Тема Родины в лирике, размышления о жизни, природе, человеке.


Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы



83

Русская литература ХХ века. Поэзия

В.В. Маяковский: страницы жизни.

1



«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.


Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.



84

РК. Внеклассное чтение.

Ольга Фокина «Звездочка моя ясная»

1



Сборник стихов «Маятник». Своеобразие стиха. Душа русского Севера в стихах поэтессы.

Знакомство с биографией поэтессы, выразительное чтение стихотворений




85 - 86

Русская литература ХХ века. Поэзия

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества.

2



Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».



Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.



87

Русская литература ХХ века. Поэзия

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте.

1



Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения



88- 89

Русская литература ХХ века. Поэзия

А.А.Ахматова. Слово о поэте.

2



Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.



90

Русская литература ХХ века. Поэзия

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте

1



Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.




91- 92

РК. Русская литература ХХ века. Поэзия

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Детство на Севере. Стихотворение «На севере, тайгою запертом…»

2



Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».

Проблемы интонации стихов о войне

Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.




93 – 94


Русская литература ХХ века. Поэзия Внеклассное чтение. РК

Песни и романсы на стихи русских поэ­тов XIX—XX веков. Поэты Севера. Владимир Герун «Поезд на Воркуту», «Мы шли по жизни рядом, вместе»

2








95

Русская литература ХХ века. Поэзия

Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины.

1


Урок контроля

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

Контрольная работа

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.



96

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Катулл. Слово о поэ­те.

1



.«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.

Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается

Знать: тематика и особенности произведений;




Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе



97

Из зарубежной литературы.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

1



«Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Ответы на вопросы

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.



98

Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1


Урок контроля

Рекомендации для летнего чтения, Ответы на вопросы (по уровням)





99

Резервный урок












43



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!