СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализуется  с использованием УМК Литература: учебник для 9 класса  общеобразовательных организаций: в 2-х частях/автор-составитель Г.С. Меркин. - М.:ООО   «Русское слово - учебник».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»

«Рассмотрено » « Согласовано » « Утверждаю »

Руководитель ШМО Зам. дир. по УР Директор

______ Кузнецова Е.П. МБОУ «Тавельская СОШ» МБОУ «Тавельская СОШ»

Протокол №____ от ____Ханафеева Э.В. ____Муллахметов И.М.

«____»_________2017 г. «____»__________2017 г. Приказ №_____ от

«___»___________2017 г.






Рабочая программа

по литературе

для 9 класса

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Тавельская средняя общеобразовательная школа»

Шамбазовой Розы Тахировны









2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2017-2018 учебный год разработана в соответствии с:

1. Локальным актом «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан» утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» № 123 от 29.08.2016 года .

2. Учебным планом основного общего образования на 2017-2018 учебный год и календарным учебным графиком, утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» на основе требований к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы общего образования МБОУ «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан», утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» № 125 от 25.08. 2017 года, на основе требований к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, утвержденной приказом № 121 от 29.08.2016 года.

3.Рабочая программа реализуется с использованием УМК Литература: учебник для 9 класса

общеобразовательных организаций: в 2-х частях/автор-составитель Г.С. Меркин. - М.:ООО

«Русское слово - учебник», 2013 г. из перечня, утвержденного приказом директора МБОУ

«Тавельская СОШ» № 176 от 06.09.2017 года.


Место учебного предмета в Федеральном базовом учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс.

Учебный план МБОУ «Тавельская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объёме 102 ч (3 часа в неделю).

Цели изучения предмета:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы:

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Основное содержание

Литература как искусство слова (1 ч)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.


Древнерусская литература (6 ч)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Литература XVIII века (5 часов)

Характеристика русской литературы XVIII в.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости. Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Теория литературы. Жанр путешествия.


Литература XIX века (61 ч)

Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы»

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм. Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А.Жуковский

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. Баллада «Людмила».

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Сочинение. Тест.

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Мадонна», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», , «Я помню чудное мгновенье…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень».

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Сочинение по роману «Евгений Онегин». Тест.

«Скупой рыцарь». Основной конфликт и трагическое в драматическом произведении. Особенности жанра. Тема жадности, власти денег, скупости и особенности авторской позиции в произведении. Мастерство Пушкина-драматурга.

Загадка композиции «Повестей Белкина». «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Поэты пушкинского круга.

К.Батюшков «Мой гений», Пробуждение

А.Кольцов Не шуми ты, рожь…», «Разлука»

Е.Баратынский «Мой дар убог и голос мой негромок»

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Сочинение по роману «Герой нашего времени». Тест.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Сочинение. Тест.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

А.Н.Островский.

Слово о драматурге. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Ф.М.Достоевский.

Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести. Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М.Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

В.Гаршин.

Жизнь и судьба писателя. Рассказ «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.

Л.Н.Толстой

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия (обзор). Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения). Гражданская позиция Некрасова.

А.П. Чехов

Жизнь и творчество (обзор). Эволюция образа «маленького человека» в рассказах А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска». Проблематика рассказов «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Памяти Добролюбова»

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной…»

А.А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вечер», Учись у них -у дуба, у березы», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


Русская литература ХХ века (20 часов)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

И.А.Бунин.

Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

М.А.Булгаков.

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

А.И.Солженицын.

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).


Литература народов России.

Г.Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

А.А.Блок.

Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принес издалека...», «Русь», «О весна без конца и без краю», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

С.А.Есенин.

Слово о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Белая берез», «Пороша», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

В.В.Маяковский.

Слово о поэте. Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

М.И.Цветаева.

Слово о поэте. Стихотворения «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Н.А.Заболоцкий.

Слово о поэте. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «Где – то в поле возле Магадана…», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

А.А.Ахматова.

Слово о поэте. Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.

Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

А.Т.Твардовский.

Слово о поэте. Стихотворения «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Авторская песня – новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов.

Б.Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя.

В.Высоцкий. Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике.


Зарубежная литература (7ч)

Античная лирика. Катулл.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга». Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в стихотворениях.

Данте Алигьери.

«Божественная комедия». Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения.

Уильям Шекспир.

Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта.

Теория литературы: трагедия.

Мольер .

Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.

И.В.Гёте.

Трагедия «Фауст». Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Дж.Г.Байрон.

Поэма «Корсар». Своеобразие «байронического» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции.


Повторение и обобщение знаний. (2ч)








Формы контроля

Сочинение

Внеклассное

чтение

Контрольная работа, тест

Классное

Домашнее




5


2


7


8



Программно-методическое обеспечение учебного процесса


Планирование составлено на основе программы

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: «Русское слово», 2008.


Учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. М.: ООО «Русское слово», 2013 г.

Дополнительная литература:

1.Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Авт – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: «Русское слово», 2013г.

2.«Е.Ю.Липина. Литература: 9 класс. ЕГЭ: шаг за шагом. М.: Издательство «Дрофа», 2011.

3. Тесты по литературе: 9 класс. Н.А.Миронова, М.: «Экзамен», 2007.

4. http://www.uchportal.ru.

5. http://1 september.ru.







уро ка

Тема урока

Кол-во ч.

Дата прове

дения

Примечание


План

Факт




1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

1

01.09




Древнерусская литература


2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

05.09



3

Образ рус. земли и нравственно - патриотическая идея «Слова». Жанр и композиция «Слова»

1

06.09



4

Образы князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

1

08.09



5

Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «слова» своеобразие авторского стиля.

1

12.09



6

Значение «Слова» для русской культуры. Проблема автора «Слова». Тест.

1

13.09



7

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве».

1

15.09



Из литературы XVIII века


8

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 в.

1

19.09




9

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова - реформатора русского языка и стихосложения.

1

20.09




10-

11

Идеи просвещения и гуманизма лирики Г.Р.Державина.

2

22.09

26.09




Тема поэта и поэзии в лирике Державина.


12

Изображение российской действительности в творчестве А.Н.Радищева « Путешествие из…».

1

27.09



Из русской литературы XIX века


13

Общая характеристика русской литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

1

29.09




14

Вн.чт. Романтическая лирика 19 в. Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Баллада «Людмила».

1

03.10




15

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

1

04.10




16

А.С.Грибоедов и его комедия «Горе от ума», образы, содержание.

1

06.10




17

Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении.

1

10.10




18

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. 2 действие.

1

11.10




19

«Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в комедии)

1

13.10




20

«Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого.

1

17.10




21

«Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы.

1

18.10




22

Женские образы в комедии. Образ Софьи.

1

20.10




23

«Картина нравов…» (статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»).

1

24.10




24

Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума».

1

25.10




25

Р/Р Написание сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

27.10




26

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Основные мотивы поэзии поэта.

1

07.11




27

Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1

08.11




28

Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. («Мадонна», «К морю», «Анчар», «Деревня»)

1

10.11




29

Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина («Я помню чудное мгновение»)

1

14.11




30

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина. («Пророк», «Памятник», «Бесы»)

1

15.11




31

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.

1

17.11




32

Роман А.С. Пушкина. «Евгений Онегин»- замысел, сюжет.

1

21.11




33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

22.11




34

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

24.11




35

Эволюция взаимоотн-ий Татьяны и Онегина. Анализ 2-х писем.

1

28.11




36

Образ автора. Лирические отступления. Обобщение по роману «Евгений Онегин»

1

29.11




37

Картины жизни русского дворянства в романе «Евгений Онегин». Тест.

1

01.12




38

Пушкинский роман в зеркале критики. (В.Г.Белинский)

1

05.12




39

Р/Р Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

06.12




40

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». Тема жадности, власти денег.

1

08.12




41

Загадка композиции «Повестей Белкина» А.С.Пушкина. «Станционный смотритель».

1

12.12




42

Вн.чт. Поэты пушкинского круга. Анализ стихотворений

К. Батюшкова «Мой гений», «Пробуждение», А Кольцова «Не шуми ты, рожь», «Разлука», Е.Баратынского «Мой дар убог и голос мой негромок».

1

13.12




43

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон», «Молитва», «И скучно, и грустно».

1

15.12




44

Образ поэта- пророка в лирике. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1

19.12




45

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Тест за 1 полугодие.

1

20.12




46

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума».

1

22.12




47

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе

1

09.01




48

Печорин как представитель «портретного поколения».

1

10.01




49

Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера.

1

12.01




50

Главы «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» в раскрытии образа Печорина.

1

16.01




51

Печорин в системе мужских образов романа.

1

17.01




52

Печорин в системе женских образов Любовь в жизни героя.

1

19.01




53

Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

1

23.01




54

Контрольная работа (тест) по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

24.01




55

Р/Р. Подготовка к д/сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

26.01




56

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика первых сборников.

1

30.01




57

Замысел, история создания, смысл названия поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя

1

31.01




58

Система образов поэмы «Мертвые души».

1

02.02




59

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

06.02




60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

07.02




61

«Мертвые души»- поэма о великой России. Мертвые и живые души. Тест.

1

09.02




62

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского.

1

13.02




63

Р/Р Написание сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1

14.02




64

А.Н.Островский и его произведения «Бедность - не порок».

1

16.02




65

Основный конфликт комедии Островского «Бедность не порок»

1

20.02




66

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

1

21.02




67

В. Гаршин «Красный цветок». Понятие об образе-символе.

1

23.02




68

Обзор содержания автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Обзор содержания.

1

27.02




69

Эволюция образа «маленького человека» в рассказах А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска».

1

28.02




70

Вн.чт. Проблематика рассказов А.П.Чехова. «Маленькая трилогия».

1

02.03




71

Р/Р. Сочинение-ответ на проблемный вопрос: «В чем особенность внутреннего мира героя»

1

06.03




72

Беседа о стихах Н.А.Некрасова. «Памяти Добролюбова».

1

07.03




73

Особенности поэтического мира Ф.И.Тютчева, А.АФета.

1

09.03




Литература 20 века


74

Русская литература 20в. Многообразие жанров и направлений

1

13.03




75

И.А.Бунин. История любви Надежды и Николая Алексеевича

1

14.03




76-

77

М.А.Булгаков «Собачье сердце» как соц-но- философская сатира на совр.общество.

2

16.03

20.03




Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».


78-

79

«Судьба человека» М.А. Шолохова. Смысл названия рассказа.

2

21.03

23.03




Особенности авторского повествования в рассказе

«Судьба человека».


80-

81

А.И.Солженицын. Картины послевоенной деревни в рассказе «Матренин двор».

2

04.04

06.04




Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы главной героини.


82

Литература народов России. Лиризм стихотворений Г. Тукая

1

10.04




83

К/ тест по произведениям второй половины 19 и 20 веков

1

11.04




84

«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирической интонации Блока.

1

13.04




85

Тема Родины в лирике Есенина. Размышления о жизни, любви, природе в лирике Есенина. «Белая береза», « Пороша»

1

17.04




86

Слово о В.Маяковском и его поэзии. Маяковский о труде поэта

1

18.04




87

М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Образ Родины

1

20.04




88

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике Заболоцкого.

1

24.04




89

Трагические интонации в лирике Ахматовой. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

1

25.04




90

Вечность и современность в стихах о природе и любви в творчестве Пастернака.

1

27.04




91

А.Твардовский Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

1

01.05




92

Вн.чт. Авторская песня — новое явление в рус. поэзии XX ве­ка. Судьбы российских бардов.

1

02.05




93

Р/Р. Написание сочинения «Герои и проблемы в произведениях 20 в.».

1

04.05




Зарубежная литература


94

Вн.чт.. Античная лирика. Поэтическое творчество Катулла «Нет, ни одна средь женщин…»

1

08.05




95

Данте Алигьери. «Божественная комедия» и ее философский характер.

1

09.05




96

У.Шекспир гуманизм эпохи возрождения. Одиночество Гамлета. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

1

11.05




97

Промежуточная аттестация (тест) по литературе 9 класса

1

15.05




98

Вн.чт. Сюжет, проблематика, герои комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».

1

16.05




99

И.В.Гете. «Фауст» как философская трагедия, противостояние добра и зла.

1

18.05




100

Дж.Г.Байрон. «Поэзия надорванного сердца» по поэме «Корсар»

1

22.05




101

Обобщение знаний по курсу литературы.

1

23.05




102

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

25.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!