СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа включает следующие разделы:

  1. пояснительная записка
  2. содержание курса
  3. место в учебном плане
  4. тематическое планирование
  5. календарно-тематическое планировавние
  6. результаты и оценка

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области

«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»

«Утверждаю»


Директор __________ С.И. Крютченко

Приказ от 29.08.2017 № 184


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

_________по Литературе_________


основное общее образование 8-А; 8 - Б классы______________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов: 3 часа в неделю, 101 час в год в 8-А и 8-Б классах______________

(в неделю и за год)


Учитель: Масикова Галина Васильевна____________________



Рабочая программа по литературе для 8-А и 8-Б классов разработана с учётом БУП – 2004 года, примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2016 г.






2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в корпусе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение обучающимися этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи кадет, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в кадетском корпусе является составной частью раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 8 классе:

1.Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2.Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3.Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4.Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей кадет.

Главной целью литературного образования в 8 классе является изучение истории в произведениях искусства: исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа – связь жизни с искусством.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

В данном планировании литературный материал, предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, систематизирован с целью отбора произведений, обладающих эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: определению специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики, изучению некоторых сведений из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли воспитанников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Содержание программы в 8 классе определяется миром интересов обучающихся.

Значительно обогащён круг изучаемых произведений: расширен состав фольклорных жанров, включены произведения, прочно вошедшие в круг детского и юношеского чтения, но ранее не изучавшиеся. Включение новых и интересных произведений поможет более эмоционально и в то же время сознательно воспринимать родную русскую литературу в контрасте мировой культуры и литературы.

Указания на возможный характер работы с текстом («Для чтения и изучения» или «Для чтения и обсуждения») помогут творчески подходить к изучению художественных произведений, активно использовать реальную ситуацию подготовленности каждого обучающегося.

Внеклассному чтению помогают списки литературы. Однако обучающиеся. могут читать и другие произведения: списки – рекомендательные, но не обязательные.

Подразделы, посвящённые теории литературы, предлагают понятия, без которых читателю трудно ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении и без которых невозможен разговор о художественном произведении.

Обращение к другим видам искусства зависит от реальных обстоятельств каждого конкретного урока и поможет обогатить представление обучающегося об искусстве.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования. Согласно действующему в корпусе учебному плану на 2017-2018 учебный год рабочая программа по литературе предусматривает в 8-А; 8-Б классах обучение в объёме 3 часов в неделю.

Данная рабочая программа рассчитана для 8-А класса на 101 час, так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 8-А классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают –23.02.2018 (1 урок) и 09.05.2018 (1 урок), поэтому в 8-А классе в 2017-2018 учебном году - 101 урок литературы.

Данная рабочая программа рассчитана для 8-Б класса на 101 час, так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 8-Б классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают –23.02.2018 (1 урок) и 01.05.2018 (1 урок), поэтому в 8-Б классе в 2017-2018 учебном году - 101 урок литературы.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Введение. Литература и время.

Литература и время. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.


Устное народное творчество.

История в произведениях фольклора. Исторические народные песни как один из жанров фольклора. «Правеж» - народная песня. Отношение народа к царю Ивану IV и его приближённым. Народная историческая песня «Петра I узнают в шведском городе». Восприятие личности Петра I народом. Художественные приёмы и средства, используемые в песне.

Народный театр. «Как француз Москву брал». Отражение исторического события в пьесе. Изображение исторических лиц. Наполеон и Потёмкин.


Литература эпохи Возрождения.

Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы). Образ «чудака» в мировой литературе. Пародия на рыцарский роман. Мастерство Сервантеса – романиста.

Древнерусская литература.

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись. «Повесть временных лет» (отрывок). Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (отрывок). Житие. «Сказание о житии Александра Невского». «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент очерка Б.Зайцева). Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – патриот и духовный деятель, способствовавший собиранию русских земель, вдохновитель борьбы русского народа за освобождение от монголо-татарского ига.


Литература эпохи Просвещения.

Жан Батист Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классической драмы.

Литература ХVIII века.

События истории в произведениях ХVIII века. Общая характеристика русской литературы ХVIII века. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.


Русская литература ХIХ века.

Проблема человека и времени в произведениях ХIХ века. Былины и их герои в поэзии ХIХ века. А.К.Толстой «Илья Муромец». Мифы североамериканских индейцев. Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (в переводе И.А.Бунина). В.Скотт «Айвенго». И.Крылов «Волк на псарне».


А.С.Пушкин.

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Полтава», «Борис Годунов». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла ХII). Авторское отношение к героям.

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и к народному восстанию.

М.Ю.Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с устным народным творчеством, оценка героев с позиции народа, образ гусляров. Язык и стих.


Н.В.Гоголь.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за народную землю. Сопоставление Остапа и Андрия, смысл этого сопоставления. Поэтический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.


Мотивы былого в лирике поэтов 19 века:

Поэзия В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, И.И.Козлова, Ф.Н.Глинка, А.Н. Апухтина.

А.К.Толстой. Историческая баллада «Василий Шибанов». Исторический роман «Князь Серебряный».

А.Дюма. «Три мушкетёра».

Л.Н.Толстой.

«После бала». Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как приём, помогающий раскрыть идею произведения. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Автор и рассказчик в произведении.


Литература ХХ века.

Былины и их герои в поэзии ХХ века.

Ю.В. Тынянов «Восковая персона».

М.Алданов «Чёртов мост».

Б.Л.Васильев «Утоли моя печали…»

Великая Отечественная война в лирике поэтов. Мотивы былого в лирике поэтов ХIХ века.





Перечень творческих работ

1.​ Сочинение «Изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава» (урок № 30)

2.​ Изложение с элементами сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (уроки № 41 - 42)

3.​ Сочинение «Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (урок № 62)

4.​ Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (урок № 81)





Тематическое планирование по литературе в 8 классе

Учебник под ред. Т.Ф. Курдюмовой, М. Дрофа, 2016 г.


Тема

Кол-во

уроков

Виды деятельности

1

Литература и время.

1

Осознанное, творческое чтение учебника, ответы на вопросы, составление конспекта, выразительное чтение, участие в беседе, выполнение творческих заданий – творческий пересказ.

2

Фольклор.

2

Выборочное чтение, определение принадлежности фольклорного произведения к жанру былины, исторической песни. Участие в решении проблемных заданий, определение мотивов поступков героев в народной исторической песне «Правеж» и «Петра I узнают в шведском городе». Знакомство с народным театром.

3

Литература эпохи Возрождения

1

Работа с учебником, выборочное чтение отдельных глав романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», участие в решении проблемных заданий, фронтальная беседа, записи в рабочую тетрадь, характеристика героев.

4

Древнерусская литература.

6

Знакомство с летописью «Повесть временных лет», с воинской повестью «Повесть о разорении Рязани Батыем», житийной литературой. Выборочное чтение, ответы на вопросы. Работа с учебником.

5

Литература эпохи Просвещения

1

Знакомство с творчеством Мольера, выборочное чтение комедии «Мещанин во дворянстве», характеристика героев комедии, чтение по ролям, фронтальная беседа, выполнение творческих заданий.

6

Литература 18 века.

5

Знакомство с творчеством Д.И.Фонвизина, выборочное чтение комедии «Недоросль», характеристика героев комедии, чтение по ролям, фронтальная беседа, выполнение творческих заданий, составление и заполнение таблицы.

7 Литература 19 века:

66:

Знакомство с творчеством А.Толстого, выразительное чтение его стихотворных произведений, знакомство с творчеством Г.У.Лонгфелло, комментированное чтение «Песни о Гайавате», знакомство с творчеством В.Скотта, выборочное чтение и пересказ отдельных глав романа «Айвенго», знакомство с творчеством И.Крылова, чтение наизусть басни «Волк а псарне»


А.Толстой, Г.У.Лонгфелло, В.Скотт, И.Крылов

8

Творчество А.С.Пушкина:

19

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворения «Песнь о вещем Олеге», чтение отрывка наизусть, выразительное чтение героической поэмы «Полтава», чтение отрывка наизусть. Знакомство с трагедией «Борис Годунов», выполнение творческих заданий, работа в тетради, комментированное чтение. Знакомство с романом «Капитанская дочка», выборочное чтение, характеристика героев, составление и заполнение таблицы, написание сочинения по роману «Капитанская дочка», написание сочинения.

Творчество М.Ю.Лермонтова:

10

Знакомство с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, выборочное чтение «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», характеристика исторической эпохи и характеристика главных героев, чтение отрывка наизусть.

Творчество Н.В.Гоголя:

11

Знакомство с личностью и творчеством Н.В.Гоголя, выборочное чтение повести «Тарас Бульба», характеристика исторической эпохи и характеристика главных героев, составление и заполнение таблицы, комментированное чтение, чтение отрывка «Речь о товариществе» наизусть, написание сочинения.


Мотивы былого в лирике поэтов 19 века:

18:

Знакомство с творчеством В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, И.И.Козлова, Ф.Н.Глинка, А.Н. Апухтина. Выразительное чтение данных в учебнике стихотворений, анализ отдельных стихотворений, работа с учебником. Чтение наизусть стихотворений «Анчар» А.С.Пушкина и «Москва» Ф.Н.Глинка. Выполнение творческих заданий, фронтальная беседа. Выполнение индивидуальных заданий по жизни и творчеству отдельных поэтов.

В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Д.В.Давыдов, И.И.Козлов, Ф.Н.Глинка, А.Н. Апухтин.

3


Творчество А.К.Толстого:

7

Знакомство с личностью и творчеством А.К.Толстого, выборочное чтение отдельных глав романа «Князь Серебряный», характеристика исторической эпохи и характеристика главных героев, комментированное чтение.

Творчество А.Дюма:

1

Знакомство с творчеством А.Дюма, краткий пересказ отдельных эпизодов и глав из романа «Три мушкетёра», выборочное чтение, ответы на вопросы, выполнение индивидуальных заданий к теме урока.


Творчество Л.Н.Толстого:

7

Знакомство с личностью и творчеством Л.Н.Толстого, выборочное чтение отдельных глав рассказа «После бала», характеристика исторической эпохи и характеристика главных героев, комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение письменного задания, написание сочинения.

9

Литература ХХ века.

20:

Знакомство с творчеством И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, Е.М. Винокурова. Выразительное чтение данных в учебнике стихотворений. Знакомство с творчеством Ю.Н.Тынянова, М. Алдановым, Б.Л.Васильевым. Комментированное и выборочное чтение данных прозаических произведений, их анализ.


Былины и их герои в поэзии ХХ века.

9

Великая Отечественная война в лирике ХХ века.

4

Знакомство с творчеством А.А.Ахматовой, А.А.Прокофьевым, К.М.Симоновым, А.Т.Твардовским, Ю.В. Друниной, М.А.Дудиным, А.А.Сурковым, М.В. Исаковским, Б.Ш.Окуджава, Е.М. Винокуровым, В.С.Высоцким. Выразительное чтение данных в учебнике стихотворений. Знакомство с творчеством Л.М.Леоновым. Чтение пьесы «Золотая карета» по ролям, выполнение творческих заданий.

Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века.

6

Знакомство с творчеством В.Я.Брюсова, З.Н.Гиппиус, Н.С.Гумилёвым, М.И.Цветаевой, Е.А.Евтушенко, В.С.Высоцкого. Выразительное чтение данных в учебнике стихотворений.


Всего:

101










Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Учебник под ред. Т.Ф. Курдюмовой, М. Дрофа, 2016 г.

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Цели и задачи темы

Виды деятельности

Виды

контроля

Тип, форма урока

8-А

8-Б

1 четверть (8 недель 2 дня - 25 часов)

Введение: Литература и время. (1 час)

1

Литература и время.

1

01.09

01.09

Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний по литературе, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 8 классе и чтению; формирование умения составлять монологический рассказ по тезису.

Работа с учебником, составление тезисного плана, составление монологического рассказ по тезису

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

Фольклор. (2 часа)

2

К.к. Народная историческая песня.

1

04.09

04.09

Знакомство с народными историческими песнями; формирование умения выразительно читать и анализировать по вопросам; формирование умения определять и формулировать тезисы статьи.

Формулирование и запись тезисов статьи учебника

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

3

Народный театр.

1

06.09

05.09

Выразительное чтение песен, фронтальная беседа, чтение по ролям, работа со статьёй учебника

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный.

Литература эпохи Возрождения. (1 час)

4

Внеклассное чтение. История на страницах зарубежных произведений. Мигель Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

1

08.09

08.09

Знакомство с понятием «рыцарский роман», с главами романа М. де Сервантеса «Дон Кихот»; развитие умения выборочного чтения; развитие умения характеризовать героя литературного произведения.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение, фронтальная беседа, характеристика главного героя


Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.


Урок внеклассного чтения.

Древнерусская литература. (6 часов)

5

Исторические личности в древнерусской литературе. Летописи.

1

11.09

11.09

Знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностями; знакомство с «Повестью временных лет»; изучение отдельных частей летописи; формирование умения отбирать ключевые слова для монологического рассказа. Контроль умения выразительного чтения и пересказа отрывков произведений древнерусской литературы с соблюдением авторских интонаций и лексики; формирование умения характеризовать героя литературного произведения - историческую личность; изучение отрывка летописи; формирование умения комментировать иллюстрации текстом художественного произведения. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову.

Работа с литературоведческой статьёй, выборочное чтение, ответы на вопросы

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

6

«Повесть временных лет». Смерть Олега от своего коня.

1

13.09

12.09

Выборочное чтение, фронтальная беседа, самостоятельный отбор материалов по заданной теме

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

7

Повесть о разорении Рязани Батыем.

1

15.09

15.09

Выразительное чтение, пересказа произведения, фронтальная беседа.

Беседа, проблемные задания

Изучение нового материала.

8

Сказание о житии Александра Невского.

1

18.09

18.09

Сюжетно-композиционный анализ текста, характеристика героя.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

9

Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский».

1

20.09

19.09

Сюжетно-композиционный анализ текста, характеристика героя.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Комбинированный.

10

Письменная работа «Исторические личности в древнерусской литературе».

1

22.09

22.09

Выполнение письменной работы

Письменная работа

Урок контроля знаний

Литература эпохи Просвещения (1 час)

11

Внеклассное чтение. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

25.09

25.09

Знакомство с комедией Жан Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве»; развитие умения чтения по ролям; развитие умения характеризовать героя литературного произведения.

Чтение по ролям, характеристика главного героя, самостоятельный отбор материалов по заданной теме


Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок внеклассного чтения.

Литература ХVIII века. (5 часов)

12

События истории в произведениях ХVIII века. Д.И.Фонвизин.

1

27.09

26.09

Актуализация знаний о произведениях, героями которых являются реальные исторические личности; формирование умения определять авторскую позицию; развитие умения характеризовать героя литературного произведения – историческую личность; знакомство с историческими художественными произведениями ХVIII века; формирование умения формулировать тезисы сообщения; контроль усвоения теоретического материала, контроль умения монологического повествования по теме; контроль умения составлять план сообщения по заданной теме.

Работа со статьёй учебника, составление плана сообщения по заданной теме.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

13

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

1

29.09

29.09

Выразительное чтение по ролям комедии, сюжетно-композиционный анализ текста.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Комбинированный.

14

Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

1

02.10

02.10

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, характеристика героев, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.


Комбинированный.

15

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

1

04.10

03.10

Составление плана сообщения по заданной теме, выборочный пересказ.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

16

Контрольная работа. Тест на тему: «Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

1

06.10

06.10

Выполнение теста на тему: «Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Тест на тему: «Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Урок контроля знаний

Литература 19 века. (65 часов)


17

Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К.Толстой «Илья Муромец».

1

09.10

09.10

Актуализация знаний о былине как о жанре; знакомство с творчеством А.К.Толстого как создателя былинных произведений; чтение и изучение былины А.К.Толстого «Илья Муромец»; формирование умения комментировать высказывание литературоведа. Изучение биографических данных Г.-У. Лонгфелло; знакомство с произведением «Песнь о Гайавате», формирование умения выразительного чтения; развитие умения характеризовать героя по материалам текста. Изучение биографических данных В.Скотта; знакомство с произведением «Айвенго», формирование умения выразительного чтения; развитие умения характеризовать героя по материалам текста. Знакомство с басней «Волк на псарне» И.А. Крылова; актуализация знаний о творчестве И.А. Крылова; формирование умения характеризовать героя басни - реальную историческую личность.

Работа со статьёй учебника, выразительное чтение былины, ответы на вопросы.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

18

Г.-У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе И.Бунина.

1

11.10

10.10

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

19

Гайавата – герой произведений Г.-У.Лонгфелло.

1

13.10

13.10

Характеристика героя по материалам текста

Систематизация материала

Комбинированный.

20

Внеклассное чтение. В.Скотт «Айвенго».

1

16.10

16.10

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок внеклассного чтения

21

События 1812 года в баснях И.А. Крылова «Волк на псарне».

1

18.10

17.10

Характеристика героя по материалам текста, выразительное чтение басни.

Беседа, проблемные задания

Изучение нового материала.

22

Подготовка к письменной работе по теме: «Былины и их герои в поэзии XIX века».

1

20.10

20.10

Подготовка к письменной работе, систематизация материала по теме.

Систематизация материала

Урок повторения и обобщения знаний

23

Письменная работа: «Былины и их герои в поэзии XIX века».

1

23.10

23.10

Выполнение письменной работы.

Письменная работа

Урок контроля знаний

24

К. к. Казачьи сказки.

1

25.10

24.10

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочный пересказ

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

25

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

1

27.10

27.10

Подбор материала по теме, составление плана-конспекта.

Беседа, проблемные задания

Изучение нового материала.

2 четверть (8 недель - 24 часа)

26

Историческая личность в балладе А.С.Пушкина « Песнь о вещем Олеге».

1

06.11

06.11

Обобщение и расширение знаний биографических данных о жизни и творчестве А.С.Пушкина; формирование умения составлять план-конспект. формирование умения выразительного чтения наизусть; формирование умения характеризовать героя произведения – историческую личность; формирование умения определять художественные особенности произведения. Формирование умения составлять цитатный план. Контроль усвоения изученного; контроль умения составлять цитатный план; формирование умения редактировать; формирование умения характеризовать героя литературного произведения – историческую личность. Знакомство с историей создания повести «Капитанская дочка»; формирование умения работать с архивными материалами; усвоение содержания повести; формирование умения подбирать материал для сообщения по вопросу.

Формирование умения определять границы эпизода; формирование умения выборочного пересказа с элементами анализа. Формирование умения обобщать текстовый материал. Формирование понятия об основной мысли произведения и способах её раскрытия; формирование умения анализировать эпизод. Контроль усвоения содержания повести; развитие умения обобщать текстовый материал; развитие умения письменно излагать текст литературного произведения с сохранением авторских особенностей лексики и стиля. Контроль сформированности понятия об основной мысли произведения и способах её раскрытия; обобщение знаний по истории создания и особенностях повести.

Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выразительное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

27

Личность Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

08.11

07.11

Выразительное чтение, составление цитатного плана

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

28

Изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

10.11

10.11

Выразительное чтение наизусть, характеристика героя произведения

Систематизация материала

Комбинированный

29

Р/р Подготовка к сочинению «Изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

13.11

13.11

Отбор материалов для написания сочинения, составление цитатного плана

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок развития речи

30

Р/р. Сочинение «Изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

15.11

14.11

Написание сочинения.

Сочинение

Урок контроля знаний

31

Исторические личности в драме А.С.Пушкина «Борис Годунов».

1

17.11

17.11

Выразительное чтение, характеристика героя произведения

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

32

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринёва.

1

20.11

20.11

Сюжетно-композиционный анализ текста, выборочное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Комбинированный.

33

Жизнь в Белогорской крепости (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

1

22.11

21.11

Подбор материала для сообщения по вопросу; определение границ эпизода.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

34

Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина.

1

24.11

24.11

Подбор материала для сообщения по вопросу; определение границ эпизода.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.


Комбинированный.

35

Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина.

1

27.11

27.11

Выборочный пересказ с элементами анализа.

Систематизация материала

Комбинированный.

36

Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

29.11

28.11

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, анализ эпизодов

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

37

Судьба Маши Мироновой - капитанской дочки.

1

01.12

01.12

Выборочный пересказ с элементами анализа

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

38

Тема чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

04.12

04.12

Выборочный пересказ с элементами анализа

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

39

Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

06.12

05.12

Выборочный пересказ, отбор материалов по заданной теме.

Систематизация материала

Урок повторения и обобщения

40

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения.

1

08.12

08.12

Подготовка к написанию изложения

Подготовка к написанию изложения

Урок развития речи

41-42

Р/р Изложение с элементами сочинения (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

11.12;

13.12

11.12

12.12

Написание изложения

Изложение

Уроки развития речи

43

Анализ изложения с элементами сочинения.

К.к. А.С. Пушкин на Дону.

1

15.12

15.12

Выборочный пересказ, фронтальная беседа.

Организация

совместной учебной деятельности

Урок повторения и обобщения

44

Лирические произведения М.Ю.Лермонтова о Родине.

1

18.12

18.12

Актуализация знаний о творчестве М.Ю. Лермонтова; развитие понятия мотива творчества; знакомство со стихотворением «Родина»; развитие умения определять основную мысль и художественные особенности лирического произведения. Знакомство с поэмой «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и её героями, усвоение содержания поэмы и понимания основной мысли произведения;

развитие умения характеризовать стилистические особенности произведения и героев поэтического текста. Контроль умения определять жанр литературного произведения; развитие умения выразительно читать поэтический текст.






Работа с учебником, выразительное чтение стихотворения «Родина», фронтальная беседа.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

45

Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

20.12

19.12

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение поэмы, характеристика главных героев поэмы.

Сюжетно-композиционный анализ текста.


Изучение нового материала.

46

Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова « Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

22.12

22.12

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть.

Сюжетно-композиционный анализ текста.


Комбинированный.

47

Трагическое столкновение героев в поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

25.12

25.12

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное выразительное чтение, фронтальная беседа, заполнение таблицы.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

48

Романтическое изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова

1

27.12

26.12

Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова, ответы на вопросы.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

49

Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1

29.12

29.12

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, фронтальная беседа.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

3 четверть (9 недель 5 дней - 29 часов)

50

Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1

15.01

15.01

Развитие умения характеризовать изображения природы в лирических произведениях. Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Выполнение творческой работы. Создание эмоциональной атмосферы для творческой работы. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. Знакомство с личностью и творчеством казачьего поэта Николая Туроверова. Расширять читательский кругозор обучающихся. Воспитывать любовь к художественному слову.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

51

Подготовка к письменной работе по теме: «Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».

1

17.01

16.01

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, фронтальная беседа, составление тезисного плана.

Подготовка к письменной работе

Урок развития речи

52

Контрольная работа № 4 по теме: «Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».

1

19.01

19.01

Выполнение тестовой работы

Тест.

Урок контроля знаний

53

К. к. Н. Туроверов. Лирика.

1

22.01

22.01

Выразительное чтение стихотворений поэта, чтение наизусть.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

54

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» Историческая основа повести.

1

24.01

23.01

Актуализация знаний о творчестве Н.В.Гоголя; развитие понятия мотива творчества; знакомство с повестью «Тарас Бульба», его исторической основой; усвоение понятия исторической основы художественного произведения; знакомство с героями повести, усвоение содержания; развитие умения отбора материала по заданию, для характеристики героя; развитие умения сопоставлять героев; развитие умения комментировать тезис. Развитие умение характеризовать роль и способы изображения природы в художественном произведении; развитие умение высказывать своё отношение к проблеме на основе текста произведения, его понимания. Контроль усвоения содержания повести «Тарас Бульба» и понимания её основной мысли; развитие умения письменного изложения»; развитие умения сопоставлять героев; развитие умения создавать развёрнутый письменный ответ. Выполнение творческой работы. Создание эмоциональной атмосферы для творческой работы. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову.

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

55

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

26.01

26.01

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, характеристика героев, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Изучение нового материала.

56

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

29.01

29.01

Сопоставление героев; составление и заполнение таблицы сравнительной характеристики героев.

Систематизация материала

Комбинированный.

57

Н.В.Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров.

1

31.01

30.01

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Изучение нового материала.

58

Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя.

1

02.02

02.02

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, сопоставление героев.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

59

Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя.

1

05.02

05.02

Характеристика и сопоставление героев; выборочное чтение.

Систематизация материала

Комбинированный.

60

Мастерство Гоголя в изображении природы.

1

07.02

06.02

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, фронтальная беседа.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный.

61

Подготовка к написанию сочинения по произведению «Тарас Бульба».

1

09.02

09.02

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Подготовка к написанию сочинения

Урок развития речи

62

Контрольная работа № 5 Сочинение «Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

12.02

12.02

Написание сочинения

Сочинение

Урок контроля знаний

63

Повторение и обобщение по теме «Мастерство Гоголя в изображении личности». Анализ сочинения.

1

14.02

13.02

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок повторения и обобщения

64

Р. к. Казачьи песни.

1

16.02

16.02

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выразительное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

65

Мотивы былого в лирике поэтов ХIХ века.

1

19.02

19.02

Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с поэзией разных авторов ХIХ века; развитие умения определять тему, основную мысль, мотив лирического произведения, характеризовать их художественные особенности; развитие умения самоконтроля. Воспитывать любовь к художественному слову.

Выразительное чтение лирических произведений, фронтальная беседа.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

66

Тема исторического прошлого в лирике поэтов ХIХ века.

1

21.02

20.02

Выразительное чтение наизусть лирического произведения на выбор, ответы на вопросы

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

67

Мотив воспоминаний в лирике поэтов ХIХ века.

1

26.02

26.02

Выразительное чтение лирических произведений, фронтальная беседа.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный.

68

А.Толстой. Историческая баллада «Василий Шибанов».

1

28.02

28.02

Знакомство с творчеством А.К.Толстого как создателя былинных и исторических произведений; усвоение содержания баллады А.Толстого «Василий Шибанов»; развитие понятия о нравственном идеале автора.

Усвоение содержания романа А.К.Толстого «Князь Серебряный; формирование умения анализировать текст по заданию. Развитие умения пересказывать отрывок из исторического романа; формирование понятия о нравственном идеале автора на примере изображения героев романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»; развитие умения характеризовать литературного героя – реальное историческое лицо. Выполнение творческой работы. Создание эмоциональной атмосферы для творческой работы. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову.

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

69

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.

1

02.03

02.03

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

70

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

1

05.03

05.03

Сюжетно-композиционный анализ текста, выборочное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

71

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого «Князь Серебряный».

1

07.03

06.03

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, характеристика главных героев.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

72

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.

1

09.03

09.03

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

73

Внеклассное чтение. А.Дюма. «Три мушкетёра».

1

12.03

12.03

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок внеклассного чтения

74

Контрольная работа № 6 по теме: «Тема исторического прошлого в творчестве поэтов ХIХ века».

1

14.03

13.03

Выполнение контрольной работы.

Контрольная работа

Урок контроля знаний

75

Анализ письменной работы. Повторение и обобщение.

1

16.03

16.03

Фронтальная беседа, выборочное чтение произведений, работа в тетради.

Организация совместной учебной деятельности

Урок повторения и обобщения

76

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала».

1

19.03

19.03

Актуализация знаний о творчестве Л.Н. Толстого; развитие понятия мотива творчества; знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», с его историей создания; усвоение содержания рассказа; повторение изученного по истории литературы.

Сюжетно-композиционный анализ текста, выразительное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

77

Смысл названия рассказа «После бала».

1

21.03

20.03

Выборочное чтение, фронтальная беседа, заполнение таблицы

Беседа, проблемные задания

Изучение нового материала.

78

Контраст как композиционный приём в рассказе «После бала».

1

23.03

23.03

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, выборочное чтение.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

4 четверть (7 недель 5 дней - 23 часа)

79

Л.Н.Толстой «После бала». Время и пространство в художественном тексте.

1

02.04

02.04

Усвоение содержания рассказа «После бала»; развитие умения объяснять смысл названия рассказа; развитие умения анализировать композицию рассказа; развитие умения сопоставлять состояние героя, описание внешности, цветовую гамму. Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа Л.Н.Толстого «После бала»; контроль умения письменно оформлять свои мысли. Выполнение творческой работы. Создание эмоциональной атмосферы для творческой работы. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову.

Характеристика и сопоставление состояния героя, описание внешности, цветовой гаммы.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

80

Подготовка к сочинению по рассказу Л.Толстого «После бала».

1

04.04

03.04

Составление плана, отбор материалов для сочинения.

Подготовка к сочинению

Урок развития речи

81

Сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

06.04

06.04

Написание сочинения.

Сочинение

Урок развития речи

82

Анализ сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

09.04

09.04

Выборочное чтение, фронтальная беседа, работа с иллюстрациями.

Организация совместной учебной деятельности

Урок повторения и обобщения

Литература 20 века.(20 часов)


83

Былины и их герои в поэзии XX века.

1

11.04

10.04

Знакомство с былинами И.Бунина; контроль умения выразительно читать былины; актуализация знаний о былине как жанре; контроль умения анализировать былину как жанр литературы.

Знакомство с личностью и творчеством казачьего поэта А.В. Туроверова. Расширять читательский кругозор учащихся. Воспитывать любовь к художественному слову.

Знакомство с творчеством Ю.Тынянова; усвоение содержания рассказа «Восковая персона»; развитие умения характеризовать историческую личность и время. Усвоение содержания повести «Восковая персона» и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности.

Усвоение содержания новеллы С.Цвейга «Невозвратимое мгновение» и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности.

Знакомство с писателем Б.Л.Васильевым и его творчеством; контроль умения анализировать эпизод по вопросам; контроль умения определять тему и основную мысль текста.

Создание эмоционального фона для восприятия лирических произведений о Великой Отечественной войне; знакомство с лирическими произведениями разных авторов о Великой Отечественной войне и обмен впечатлениями и них; развитие умения использовать справочный материал для сообщения.

Знакомство с лирическими произведениями поэтов XX века о прошлом и исторических событиях; контроль

умения отбирать биографический материал для рассказа о стихотворении; контроль умения рассказывать о лирическом произведении и его особенностях

Развитие уме6ия отбирать материал по теме; развитие умения создавать аннотацию; формирование понятия о работе редактора. Выполнение творческой работы. Создание эмоциональной атмосферы для творческой работы. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову.

Работа со статьёй учебника, составление конспекта, фронтальная беседа.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

84

Былины и их герои в поэзии И.Бунина.

1

13.04

13.04

Выразительное чтение былин, анализ былины как жанра литературы.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

85

К. к. А.В. Туроверов. Проводы казака на службу.

1

16.04

16.04

Отбор материалов по заданной теме, выразительное чтение стихотворений.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

86

Ю.Н. Тыняков «Восковая персона».

1

18.04

17.04

Сюжетно-композиционный анализ текста, выборочное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

87

Образ Петра I в повести Ю.Н. Тынякова «Восковая персона».

1

20.04

20.04

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме, характеристика героя.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный.

88

Внеклассное чтение. С.Цвейг «Невозвратимое мгновение».

1

23.04

23.04

Отбор материалов для характеристики героя – исторической личности.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок внеклассного чтения

89

М. Алданов «Чёртов мост».

1

25.04

24.04

Сюжетно-композиционный анализ текста, выборочное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Комбинированный.

90

Б.Л.Васильев «Утоли моя печали…»

1

27.04

27.04

Сюжетно-композиционный анализ текста, выборочное чтение.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

91

Изображение ходынской трагедии в романе Б.Л.Васильева «Утоли моя печали…»

1

30.04

30.04

Анализ эпизодов по вопросам, выборочное чтение, фронтальная беседа.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

92

Великая Отечественная война в лирике XX века.

1

02.05

04.05

Выразительное чтение лирических произведений, фронтальная беседа.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

93

Р.к.Великая Отечественная война в лирике XX века.

1

04.05

07.05

Выразительное чтение наизусть лирических произведении по выбору.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный.

94

Л.М.Леонов «Золотая карета».

1

07.05

08.05

Сюжетно-композиционный анализ текста, фронтальная беседа.

Сюжетно-композиционный анализ текста.

Изучение нового материала.

95

Л.М.Леонов «Золотая карета».

1

11.05

11.05

Выборочное чтение, характеристика героев.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный.

96

Мотивы былого в лирике поэтов XX века.

1

14.05

14.05

Работа со статьёй учебника, составление конспекта, выразительное чтение.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

97

Р. к. Мотивы былого в лирике поэтов XX века.

1

16.05

15.05

Выразительное чтение лирического произведения, отрывок наизусть.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный.

98

Подготовка к итоговому сочинению.

1

18.05

18.05

Подготовка к итоговому сочинению.

Подготовка к итоговому сочинению.

Урок развития речи

99

Итоговое сочинение.

1

21.05

21.05

Написание сочинения.

Сочинение.

Урок контроля знаний

100

Подведение итогов и анализ сочинения

1

23.05

22.05

Выборочное чтение художественных произведений.

Систематизация материала

Урок повторения и обобщения

101

Повторение пройденного.

2

25.05

25.05

Выборочное чтение художественных произведений.

Систематизация материала

Уроки повторения и обобщения


Всего за год:

101







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.

2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2015

3.– Электронный Репетитор «Литература» (Система обучающих тестов);

– Репетитор по Литературе (Кирилла и Мефодия);

– Репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– Программа «Домашний репетитор»

  1. Презентации уроков.

Список литературы

Для обучающихся

Учебники

Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2016 г.

Для учителя

Обязательная

  1. Государственный стандарт среднего (полного)образования по литературе;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2015

Дополнительная

  • В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997

  • Литература 8 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. – Волгоград, Учитель – АСТ, 1999

  • Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997

  • Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996

  • По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2015

  • Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

  • Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

  • Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980

  • Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: в 2 ч./авт.-сост. Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2012.

  • Литература. Справочные Материалы: Книга для учащихся.- М.:Просвещение,1989.

  • Литература в таблицах и схемах.-3-Е Изд.-М.:Айрис-Пресс,2004.

  • Методические Советы к учебнику-Практикуму для 8 класса. Литература. Русская классика (Избранные страницы) /Под. Ред. Беленького.- М.:Мнемозина,1998.

  • Методическое пособие для учащихся 8 Класса по обучению сочинениям. - Волгоград: Братья Гринины, 1994.

  • Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 Класс: Методические рекомендации / Т. Ф.Курдюмова. – М. Дрофа, 2009.

  • Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

  • Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов /О. Н. Харитонова. – М.: Феникс, 2010.

Материальная база

  • мультимедиа проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • музыкальный центр.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» и система их оценки

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе

Нормы оценок сочинений:

Оценка «5»

  Содержание и речь:

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  1. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  1. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  2. В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначи­тельные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  6. В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 ор­фографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грам­матические ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструк­ции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 ор­фографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грам­матические ошибки.

 Оценка «2»

Содержание и речь:

  1.  Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсут­ствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными пред­ложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи не­правильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

  6. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 ор­фографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических оши­бок.



Нормы оценок устных ответов:

«5»

  1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме про­граммы.

  2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

  3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

  4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

  5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

  6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«4»

  1. Раскрыто основное содержание материала.

  2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

  3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

  6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«3»

  1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

  2. Не дано определение понятий.

  3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из на­блюдений и опытов.

  1. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

  2. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминоло­гии и определении понятий.

  3. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения. 

«2»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

  2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

  3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» -  86% – 100 %;

«4» - 60% - 85 %;

«3» -  36% - 59 %;

«2» -  0% - 35 %.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!