г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
Руководитель ШМО «_____»____________20____ г.
_________________________ от «____»________20____ г.
от «_____»__________20___ г.
Программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучения на уровне основного общего образования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., № 19644), с изменениями в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, с изменениями в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку
3. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей № 8»
Раздел программы 2 | Содержание Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная. | Планируемые результаты освоения предмета | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Предметные | Метапредметные |
- умеет читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами -пользуется библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.); умеет характеризовать художественные и научно-популярные тексты; - умеет давать характеристики героям (в 5-6 классах) и умеет пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров; - определяет родовые и жанровые особенности различных видов текстов; - использует литературоведческие понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений. | Коммуникативные: Организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Работает индивидуально и в группе. Использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Владеет устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Регулятивные: Самостоятельно определяет цели своего обучения и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Адекватно оценивает правильность выполнения учебной задачи. Адекватно оценивает свои возможности при выполнении учебной задачи. Познавательные: Осознанно читает различные тексты Составляет планы, тезисы, конспекты. Переводит информацию из одной знаковой системы в другую. Умение давать определения понятиям. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение устанавливать родовидовые отношения. Умение обобщать понятия. Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение видеть проблему, аргументировать её актуальность. Умение выдвигать гипотезы. Умение проводить исследование с поэтапным контролем и коррекцией результатов (поиск решения проблемы). Умение представлять (излагать) результаты исследования.
| Работа в группе. Самостоятельная работа с учебником. | Ставят учебную задачу, планируют свою деятельность под руководством учителя. Работают со статьей учебника, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы; ведут диалог, приходят к общему решению |
4 | Из мифологии. Основные категории мифов. «Рождение Зевса», «Олимп». Гомер «Одиссея» ,«Одиссей на острове циклопов. Полифем». | Фронтальная работа. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. | Ставят учебную задачу планируют свою деятельность под руководством учителя. Умеют вести диалог, вырабатывать общее решение , применяют различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий), подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст, мифологического героя. Подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст, создают словесные иллюстрации к тексту, читают выразительно, осознанно, пересказывают текст разных стилей речи Создают словесные иллюстрации к тексту, подбирают материал для книжной выставки и создавать экспозицию; Участвуют в коллективных формах исследовательской деятельности |
7 | Устное народное творчество. Загадки. Пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». | | Фронтальная работа. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. | Ставят учебную задачу; применяют различные виды пересказа, выбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют образы; создают словесные иллюстрации к тексту. |
3 | Древнерусская литература. Особенности жанра. Отрывки «Повести временных лет». | Фронтальная работа. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. | Ставят учебную задачу; применяют различные виды пересказа, выбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют образы; создают словесные иллюстрации к тексту. |
3 | Басни народов мира. Эзоп. Басня «Ворон и Лисица», «Лисица и Виноград». Жан де Лафонтен. Басня «Лисица и виноград».. | Работа в группе. Беседа. | Ставят учебную задачу; применяют различные виды пересказа. Работают в группах. |
7 | Русские басни. М.В.Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…». И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». С.В.Михалков Басни «Грибы», «Зеркало». | Работа в группе. Беседа. | Ставят учебную задачу; применяют различные виды пересказа. Работают в группах. |
8 | Из литературы ХIХ А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). | Самостоятельная работа с текстом. Беседа. | Ставят учебную задачу; применяют различные виды пересказа. Работают в группах. |
3 | Поэзия XIX века о родной природе. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». .И.Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной». А.А.Фета «Чудная картина». | | Урок выразительного чтения | Ставят учебную задачу; применяют различные виды пересказа. Работают в группах. |
5 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». | Беседа. Самостоятельная работа с текстом. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
4 . | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Беседа. Самостоятельная работа с текстом. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
5 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». «Русский язык». | Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группе. | Участвуют в дискуссии; готовят различные виды пересказа, в том числе художественный. |
2 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». «Тройка». | | Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группе. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
5 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». | Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группе. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
3 | А.П.Чехов. Рассказ «Пересолил». «Злоумышленник». | Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группе. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
25 | Из литературы XX века. И.А.Бунин.Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги». Рассказ «В деревне». «Подснежник». | Фронтальная работа. Работа в паре. Самостоятельная работа с текстом. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
| Л.Н.Андреев. Рассказ «Петька на даче». | Урок выразительного чтения | Находят (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; готовят различные виды пересказа, в том числе художественный; участвуют в КТД. |
| А.И.Куприн. Рассказ «Золотой петух». «Чудесный доктор». | Фронтальная работа. Работа в паре. Самостоятельная работа с текстом. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
| А.А.Блок . Стихотворение «Летний вечер». | Урок выразительного чтения. Беседа. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
| С.А.Есенин. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде». Поет зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы». | Урок выразительного чтения. Беседа. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
| А.П.Платонов. Рассказ «Никита». | Самостоятельная работа с текстом. Работа в группе. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
| П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок». | Самостоятельная работа с текстом. Работа в группе. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
| Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». | | Беседа. Работа в паре. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
| В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Беседа. Работа в паре. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
| Е.И.Носов Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». «Трудный хлеб». | Беседа. Работа в паре. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; готовят сообщение; сопоставляют героев одного или нескольких произведений; составляют заочную экскурсию; участвуют в дискуссии. |
3 | Родная природа в произведениях писателей XX века. В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу». Р.Г.Гамзатов «Песня Соловья», В.И.Белов «Весенняя ночь», В.Г.Распутин «Век живи – век люби» (отрывок). | Урок выразительного чтения. | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
12 | Из зарубежной литературы. | | |
| Д.Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» | Фронтальная работа. Работа в паре. Самостоятельная работа с текстом. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; находят (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; готовят сообщение; презентуют работу |
| Х.К.Андерсен. Сказка «Соловей». | Урок - инсценирование | Анализируют информацию, создают словесные иллюстрации к тексту; подбирают ключевые слова и с их помощью характеризуют текст; работают в группах и парах. |
| М.Твен. Роман «Приключения Тома Сойера». | Урок - инсценирование | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; находят (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; готовят сообщение; презентуют работу |
| Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь» | Урок - инсценирование | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; находят (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; готовят сообщение; презентуют работу |
| Дж.Лондон. «Сказание о Кише». | Фронтальная работа. Работа в паре. Самостоятельная работа с текстом. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; находят (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; готовят сообщение; презентуют работу |
| А.Линдгрен . Роман «Приключение Эмиля из Лённеберги» | | Фронтальная работа. Работа в паре. Самостоятельная работа с текстом. | Составляют план; дают письменный ответ на вопрос; находят (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; готовят сообщение; презентуют работу |
Раздел (количество часов) | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов по теме | Форма организации занятия |
| 1 | | Введение. Знакомство с учебным предметом «Литература». | 1 | Урок-беседа |
| 2 | | Дискуссия «Если б не было книг» | 1 | Урок - дискуссия |
Мифология 4ч |
| 3 | | Что такое миф. Основные категории мифов. Мифологические герои и персонажи. | 1 | Урок-беседа |
| 4 | | Происхождение мира: мифы «Рождение Зевса», «Олимп». Образы главных героев. | 1 | Работа в группе. |
| 5 | | Гомер. Сюжет мифа «Одиссея». Образ Одиссея. | 1 | Самостоятельный анализ текста. Беседа. |
| 6 | | Сюжет мифа «Одиссей на острове циклопов». Анализ образов Одиссея и Полифема. | 1 | Урок выразительного чтения |
| 7 | | Обучение характеристики литературного героя. | 1 | Самостоятельный анализ текста. Беседа. |
Устное народное творчество 7ч. |
| 8 | | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Особенности жанра. Виды загадок. | 1 | Урок-беседа |
| 9 | | Пословицы, поговорки. Особенности жанра. Употребление пословиц и поговорок в речи. | 1 | Работа в группе |
| 10 | | Сказки. Сказочные образы. Своеобразие лексики в сказках.. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Сюжет в волшебной сказке. | 1 | Самостоятельный анализ текста. Беседа. |
| 11 | | Сказки. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | 1 | Урок выразительного чтения |
| 12 | | Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». | 1 | Беседа. Работа в паре. |
| 13 | | Сказка и миф: сходства и различия. | 1 | Беседа. Работа в паре. |
| 14 | | Сказки красноярского края | 1 | Беседа. Работа в паре. |
Древнерусская литература 3ч. |
| 15 | | Особенности древнерусской литературы. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Беседа. |
| 16 | | Отражение исторических событий, фактов жизни государства и отдельных князей в древнерусской литературе. «Повести временных лет». Чтение и анализ. | 1 | Урок выразительного чтения |
| 17 | | Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Беседа. |
Басни народов мира 3 ч. |
| 18 | | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица», «Лисица и Виноград». | 1 | Работа в группе |
| 19 | | Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».. | 1 | Работа в группе |
| 20 | | В исследовательской лаборатории. Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях. | 1 | Урок-исследование |
Русские басни 7ч. | |
| 21 | | Русские баснописцы XVIII-ХIХ веков. М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…». Основные темы басен. | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 22 | | Русская басня в XX веке. И.А.Крылов Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лисица». «Демьянова уха». | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Беседа. |
| 23 | | Тематика и образный мир басен И.А.Крылова. Чтение и анализ басен «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Беседа. |
| 24 | | С.В.Михалков Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика произведений. | 1 | Работа в группе |
| 25 | | Сатирическое и нравоучительное в баснях. Образный мир басен | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Беседа. |
| 26 | | Выразительное чтение басен наизусть. Урок-концерт. | 1 | Урок выразительного чтения наизусть |
| 27 | | Р.р. Написание басни 21 века | 1 | Урок развития речи |
Из литературы ХIХ А. С. Пушкин 8ч. |
| 28 | | Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Чтение и анализ стихотворения «Няне». | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 29 | | Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». | 1 | Урок-беседа. |
| 30 | | Выразительное чтение стихотворений. Урок-концерт. | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 31 | | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение и анализ произведения. | 1 | Урок-дискуссия. |
| 32 | | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в «Сказке…». | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 33 | | Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств в произведении. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 34 | | Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 35 | | Литературная сказка и ее отличия от фольклорной. В исследовательской лаборатории | 1 | Урок-исследование |
| 36 | | Поэзия XIX века о родной природе 3 часа | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 37 | | Чтение и анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» и Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 38 | | Чтение и анализ стихотворений Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной» и А.А.Фета «Чудная картина». | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 39 | | Стихи назаровских поэтов о природе города Назарово. В литературном объединении «Эхо Арги». | 1 | Работа в группе |
М.Ю.Лермонтов 5ч. |
| 40 | | Краткие сведения о детских годах М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 41 | | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 42 | | История и литература. Любовь к родине, верность долгу. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 43 | | Р.р. Сочинение по произведению М.Ю.Лермонтова «Путешествие на поле славы». | 1 | Урок развития речи. |
| 44 | | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | Урок развития речи. |
Н. В. Гоголь – 4 ч. |
| 45 | | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В.Гоголя. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 46 | | Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий. | 1 | Самостоятельная работа с учебником. Работа в группе. |
| 47 | | Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий. | 1 | Урок-беседа |
| 48 | | Образы и события повести «Ночь перед Рождеством». Добро и зло в повести. | 1 | Урок-беседа. Исценирование |
И.С.Тургенев – 6ч |
| 49 | | Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское–Лутовиново в творческой биографии писателя. | 1 | Урок-путешествие. |
| 50 | | Рассказ «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима. | 1 | Урок-беседа |
| 51 | | Рассказ «Муму». Современники о рассказе «Муму». | 1 | Самостоятельная работа с текстом художественной литературы. |
| 52 | | Тематика и социально-нравственная проблематика стихотворений в прозе «Два богача», «Воробей». | 1 | Работа в группе |
| 53 | | Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык». | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 54 | | Урок выразительного чтения наизусть И.С. Тургенев «Русский язык». | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 55 | | Р.р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» «Характеристика Герасима». | 1 | Урок развития речи. |
Н.А.Некрасов. 2 часа. | | |
| 56 | | Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. | 1 | Урок- беседа |
| 57 | | Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины. | 1 | Урок-беседа. |
Л.Н.Толстой – 5часов |
| 58 | | Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Творческая история рассказа «Кавказский пленник». | 1 | Урок-путешествие. |
| 59 | | Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы рассказа. Смысл жизни, справедливость, свобода, неволя в рассказе. | 1 | Урок-беседа |
| 60 | | Рассказ «Кавказский пленник». Смысл жизни, справедливость, свобода, неволя в рассказе. | 1 | Самостоятельная работа с текстом художественной литературы. |
| 61 | | Рассказ «Кавказский пленник». Две жизненные позиции. Жилин и Костылин. | 1 | Урок-дискуссия. |
| 62 | | Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляд на жизнь и судьбу. | 1 | Работа в паре. |
| 63 | | Сочинение по рассказу «Кавказский пленник» «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого». | 1 | Урок развития речи. |
А.П.Чехов. 3 ч. |
| 64 | | Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова. | 1 | Урок-путешествие |
| 65 | | Рассказ «Пересолил». Тема, приемы создания характеров и ситуаций. | 1 | Самостоятельная работа с учебником |
| 66 | | Рассказ «Злоумышленник». Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | 1 | Урок-беседа. |
| | | Из литературы XX века.25 часов. | | |
И.А.Бунин – 4 ч. |
| 67 | | Детские годы И.А.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. | 1 | Урок-экскурсия |
| 68 | | Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги». Тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. | 1 | Урок выразительного чтения |
| 69 | | Рассказ «В деревне». Слияние с природой; нравственно – эмоциональное состояние персонажа. | 1 | Урок-беседа. |
| 70 | | Рассказ «Подснежник». Образы главных героев. Выразительные средства создания образов. | 1 | Урок-беседа. |
Л.Н.Андреев – 2 ч. |
| 71 | | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | Работа в группе |
| 72 | | Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. | 1 | Самостоятельная работа с текстом художественной литературы. |
А.И.Куприн. 3 часа |
| 73 | | Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». | 1 | Урок-путешествие |
| 74 | | К.К. А.Куприн «Чудесный доктор». Тема, основная проблема рассказа. | 1 | Урок-беседа. |
| 75 | | Диспут: «Над чем меня заставил задуматься рассказ. А. Куприна «Чудесный доктор». | 1 | Урок-диспут |
А.А.Блок .2 часа. |
| 76 | | Детские впечатления поэта. Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 77 | | Образная система, художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом». | 1 | Урок-беседа |
С.А.Есенин. 2 часа. |
| 78 | | Детские годы С.А.Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде». | 1 | Урок-экскурсия |
| 79 | | Поет зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы». Единство человека и природы. Малая и большая родина в стихотворениях Есенина. | 1 | Урок выразительного чтения |
А.П.Платонов – 2 ч. |
| 80 | | Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Образ Никиты. | 1 | Работа в группе |
| 81 | | Рассказ «Цветок на земле». Мир глазами ребенка, своеобразие языка писателя. | 1 | Самостоятельная работа с текстом художественной литературы. |
П.П.Бажов. 2 часа. |
| 82 | | Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова | 1 | Самостоятельная работа с текстом художественной литературы. |
| 83 | | Приемы создания художественного образа. | 1 | Урок-беседа. |
Н.Н.Носов. 2 часа. |
| 84 | | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». | 1 | Урок-беседа. |
| 85 | | Тема, система образов в рассказе «Три охотника». | 1 | Урок-беседа. |
| 86 | | Литературная гостиная «Н.Н.Носов. Полюбившиеся рассказы». | 1 | Литературная гостиная |
В.П.Астафьев. 2 часа. |
| 87 | | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Тема и идея рассказа. | 1 | Работа в паре |
| | | Цельность произведения «Васюткино озеро»; взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа. | | |
| 88 | | «В гостях у земляка». Виртуальная экскурсия. | 1 | Виртуальная экскурсия |
Е.И.Носов – 2 часа |
| 89 | | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 | Самостоятельная работа с текстом художественной литературы. |
| 90 | | Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Е.Носов «Трудный хлеб». | 1 | Урок беседа. |
Родная природа в произведениях писателей XX века. 3часа |
| 91 | | Родная природа в произведениях В.Ф.Бокова «Поклон», Н.М.Рубцова «В осеннем лесу». Красота земли в произведениях Р.Г.Гамзатова «Песня Соловья», В.И.Белова «Весенняя ночь», В.Г.Распутина «Век живи – век люби» (отрывок). | 1 | Урок выразительного чтения. |
| 92 | | Поэты-назаровцы о малой родине | 1 | Работа в группе |
| 93 | | Поэты-назаровцы о малой родине. Урок-путешествие по назаровской земле. | 1 | Работа в группе |
Из зарубежной литературы.12 часов. |
Д.Дефо. 2 часа. |
| 94 | | Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» | 1 | Урок-исценирования |
| 95 | | Находчивость, смекалка, особенности характера Робинзона Крузо. | 1 | Урок-беседа |
Х.К.Андерсен. 2 часа. |
| 96 | | Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей». | 1 | Урок-беседа. |
| 97 | | Внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность в сказке «Соловей». | 1 | Урок-исценирования |
М.Твен.2 часа. |
| 98 | | Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» | 1 | Урок-экскурсия |
| 99 | | Р.р.Мир детства и мир взрослых. Сочинение по роману М.Твена «Приключения Тома Сойера». | 1 | Просмотр фильма |
Ж.Рони-Старший. |
| 100 | | Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). | 1 | Урок-беседа |
Дж.Лондон. |
| 101 | | Краткие сведения о писателе. Период раннего взросления. благородство, уважение взрослых в произведении «Сказание о Кише». | 1 | Просмотр фильма |
А.Линдгрен . |
| 102 | | Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключение Эмиля из Лённеберги» (отрывок). | 1 | Урок-беседа. |