СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 9 класс (под ред. А.Г. Кутузова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе – 9 класс. Количество часов в году – 105 ч.    В неделю – 3 ч. Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-11 классов. Автор А. Г.    Кутузов М. – «Дрофа» 2007 год. Учебник «В мире литературы. 9 класс» под ред. А.Г.Кутузова

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 9 класс (под ред. А.Г. Кутузова)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФАТЕЖСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено на заседании МО

Протокол от «___»________2013г.

№___________


Принято на методическом совете школы

Протокол от «___»________2013г.

№___________



«Утверждаю»

Директор школы __________/И.А.Пилюгина/

Протокол от «___»________2013г.

№___________


Рабочая программа

по литературе

для 9 класса


2013-2014 учебный год

Составила: Ефремова Т.М.

учитель русского языка и литературы

Структура рабочей программы



  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

  4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

  5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  6. Календарно-тематическое планирование.

2. Пояснительная записка


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.


Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Рабочая программа по литературе – 9 класс. Количество часов в году – 105 ч. В неделю – 3 ч. Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-11 классов. Автор А. Г. Кутузов М. – «Дрофа» 2007 год. Учебник «В мире литературы. 9 класс» под ред. А.Г.Кутузова


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.


Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Ц е л и.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

– выделение характерных причинно-следственных связей;

– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ;

– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

– составление плана, тезиса, конспекта;

– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.




Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.


Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; ● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.



Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 70 – 89 %;

«3» - 50 – 69 %;

«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия тема;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

разнообразие словарного и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;



- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;



- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;



- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;



- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)


5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный  иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

        Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.


Формы и средства контроля


Система творческих работ на уроках литературы в 9 классе


Предшествующий материал, тема

Творческие практикумы

Отработка ЗУН

1.

Повторение. Семинар «Человек и литература»

Образ человека в новой литературе.

На примере любимого произведения

показать, как происходит обогащение

характера:

1) через внутреннюю речь

2) детализацию портрета

3) характеристику других персонажей

4) пейзаж

5) нравственный выбор

1. Повторение ранее
изученного материала
(образ, герой, характер).

2. Отработка умений
сопоставлять,
анализировать

2.

Повторение. Семинар «Литературные традиции»

Выразите своё мнение по поводу утверждения, что вся мировая литература - «про любовь» и «про войну». Докажите на примере изученных произведений, используя мнение критиков, литературоведов.

Отработка умения выражать своё мнение, доказать.

3.

Повторение. Тема - мотив - жанр. Традиции. Интерпретация. Шекспир «Гамлет»

Интерпретация темы, мотивов в разных произведениях мировой литературы. «Гамлет» Шекспир «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкин

Умение сопоставления. Формирование понятия о литературе как едином целом.

4.

М. Сервантес «Дон Кихот Ламанчский» Дискуссия: «Чудак? Безумец? Герой?»

Используя жанр эссе, составить галерею образов эпохи Возрождения, являющейся основой мировой духовной культуры

Понятие о жанре эссе, формирование умения писать сочинения в этой форме.

5.

Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Мольер Комедии.

Рассмотреть комедию «Тартюф» Мольера с точки зрения соответствия или несоответствия правилам классицизма.

Формирование понятия умения о направлениях и

эпохе.

6.

С. Грибоедов «Горе от ума»

Сочинение на одну из предложенных или самостоятельно выбранных тем


7.

Золотой век русской

литературы.

А.С. Пушкин

«Евгений Онегин»

Сочинение на
одну из предложенных или
самостоятельно выбранных тем по
роману Пушкина А.С.
(конкурс)

Умение отбирать из текста

нужные эпизоды; факты,

доказательства.

Умение писать сочинения

на литературную тему.

8.

М.Ю.Лермонтов Лирика. Роман «Герой нашего времени»

Задание для желающих: Самостоятельный анализ стихотворения Лермонтова М.Ю.

Сочинение на
одну из предложенных или
самостоятельно выбранных тем

Закрепление понятия «эссе», умение самостоятельно подойти к интерпретации произведения.

9.

Н.В.Гоголь

«Ревизор». «Мертвые души»


Сообщение на одну из предложенных тем:

1. Положительное лицо комедии.

2. Что такое «хлестаковщина»?

3. Зачем в драматическом
произведении нужен эпиграф?

Сочинение на
одну из предложенных или
самостоятельно выбранных тем

Умение устного выступления, сообщения.

10.

«Женская поэзия

Как поэты оценивают творчество других поэтов.

«Пушкин ...» - имя фамилия в нем одном (Браун) (Цветаев, Ахматова и другие)

Умение сказать своё об уже давно известном ...

11.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Интерпретация критиками повести «Собачье сердце», высказать своё мнение в эссе «Уроки эксперимента».

Умение чтения критической литературы и отстаивания своей точки зрения.

12.

М. Шолохов «Судьба человека»

Разговор с подготовкой «Жизнь и судьба - это синонимы или самостоятельные понятия?» (использование ранее изученного произведения).

Умение высказать своё мнение.


Контрольные работы

  1. Классное контрольное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:

    • Каким я вижу Александра Андреевича Чацкого?

    • В чем смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

    • Чацкий: победитель или побежденный?

    • Анализ сцены бала в доме Фамусова. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

    • Чем опасны Молчалины? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

    • В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

  1. Классное контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

    • Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом?

    • Мой взгляд на Евгения Онегина.

    • Анализ эпизода «Сон Татьяны». (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

    • «Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в себе». Герцен.

    • Какова роль лирических отступлений в романе? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

  2. Классное контрольное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

    • В чем трагизм судьбы Григория Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

    • Анализ главы «Тамань». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

    • В чем особенности изображения внутреннего мира Григория Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

  3. Классное контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя:

    • Чичиков – это беда или надежда России? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

    • «…Русь, куда же несешься ты?» (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

    • Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

    • Над чем смеется Н.В.Гоголь в своей комедии «Ревизор»?

  4. Классное контрольное сочинение по теме «Поэтическая революция»:

    • Поэт или поэтесса?

    • Мое любимое стихотворение «эпохи войн и революций»: анализ, истолкование, оценка.

  5. Домашнее контрольное сочинение по произведению М.А.Шолохова «Судьба человека»:

    • «Русское достоинство и гордость» в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

    • В чем смысл и правда человеческого существования? (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

    • Рецензия на рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Список произведений для заучивания наизусть

      1. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (отрывок).

      2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок),

      3. А.С.Пушкин «К***», «Я вас любил», «К Чаадаеву»

      4. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Родина», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя я пылко так люблю» ( стихотворения по выбору)

      5. Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (отрывок)

      6. А.А. Блок «Гамаюн», «Рожденные в года глухие…»

      7. В.В.Маяковский «Нате!»

      8. Б.Л.Пастернак «Метель»

      9. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Сероглазый король»

      10. М.И.Цветаева «Идешь на меня похожий…»

5. Учебно - методическое обеспечение.



  1. Литература: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 классы/ Сост. Г.Г. Полубинская. – М.: Дрофа, 2008. – 532с.

  2. В мире литературы. 9 кл. В 2-х ч. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/Авт.-сост. А.Г. кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева, др. – М.: Дрофа, 2010. – 319с.

  3. Витвинова Е. И. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 256с.

6. Тематическое планирование

(105 ч)



Название темы


Количество часов


Введение

4

Средние века. Лирическая поэзия

средних веков

3

Эпоха Возрождения

8

Эпоха Просвещения

7

XIX век. Золотой век русской литературы

42

  • XIX век. Золотой век русской литературы

1

  • Художественный мир А.С. Пушкина

24

  • Художественный мир М.Ю. Лермонтова

13

  • Художественный мир Н.В. Гоголя

11

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века

7

Малый эпический жанр в литературе начала XX века

1

Духовная литература

1

Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX-XX веков

2

«Поэтическая революция»

8

Человек в эпоху войн и революций

5

Проза второй половины XX века

2

Прошлое – настоящее – будущее

3

Резервные часы

5

Итого

105



Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

урока

Тема урока

Тип урока

Примечание


Планируемая

Фактическая




Введение. Повторение (4ч)





1

Художественная литература как искусство слова

Комбин




2

Общее понятие об историко-литературном процессе

Лекция




3

Человек в литературе

Семинар




4

Повторение. Роды и жанры литературы

Комбин.





Средние века. Лирическая поэзия средних веков (3ч)





5

Особенности литературы Средневековья

Лекция




6

Приёмы создания художественного образа

Лекция




7

Средние века: эпоха рыцарей или поэтов? (Анализ стихотворений)

Практикум





Эпоха Возрождения (8ч)





8

Культура и литература эпохи Возрождения

Лекция




9

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Семинар




10

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Практикум




11

Тема – мотив – сюжет – жанр

Семинар




12

М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот» (1 глава)

Семинар




13

Дон Кихот и донкихотство

Практикум




14

«Заступник обиженных и утесняемых власть имущими»

Семинар




15

Чудак? Безумец? Герой? (Образ Дон Кихота)

Семинар





Эпоха Просвещения (7ч)





16

Характерные черты литературы эпохи Просвещения

Семинар




17

Ж.Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» (действие 1 и 2)

Семинар




18

Ж.Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» (действие 3 и 4)

Семинар




19

Ж.Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик». «Есть правда и закон»

Семинар




20

Внеклассное чтение. И.В. Гёте «Фауст»

Семинар




21

Сюжеты и образы русской и зарубежной литературы XVIII века. Творческий практикум

Практикум




22

Сюжеты и образы русской и зарубежной литературы XVIII века. Творческий практикум

Практикум





XIX век. Золотой век русской литературы (42ч)





23

XIX век. Золотой век русской литературы

Лекция





Художественный мир А.С. Пушкина (24ч)





24

А.С. Пушкин – прозаик или поэт? Русский роман

Лекция




25

Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Семинар




26

Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Семинар




27

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К истории создания романа

Комбинир.

Объединить №26 и №27



28

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (главы 1-5)

Семинар




29

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственные испытания героев

Семинар




30

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина как исторический роман

Семинар




31

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Сочинение

Практикум




32

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Сочинение

Практикум




33

Судьба – случайность или предопределённость? А.С. Пушкин «Медный всадник»

Диспут




34

«Петербургская повесть» А.С. Пушкина «Медный всадник»

Семинар




35

«Два бунта». Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник»

Практикум




36

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создание романа

Лекция




37

«Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Комментированное чтение




38

«Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Комментированное чтение




39

«Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Комментированное чтение




40

Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Чтение писем

Семинар




41

«Жизнь без смысла...» (Основные этапы жизни Евгения Онегина

Семинар




42

«Я так люблю Татьяну милую мою...»

Семинар




43

Изображение жизни столичного и поместного дворянства

Семинар




44

Лирические отступления в романе. Изображение русской природы

Семинар




45

Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра

Семинар




46

Критики о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Комбинир.




47

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сочинение

Практикум





Художественный мир М.Ю. Лермонтова (13ч)





48

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова

Лекция

Объединено



49

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова

Семинар



50

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова

Семинар




51

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция.

Комбинир.




52

«Странный человек» Печорин

Семинар




53

«Странный человек» Печорин

Семинар




54

«Моя жизнь... цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»

Семинар




55

«Моя жизнь... цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»

Семинар




56

«Моя жизнь... цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»

Семинар




57

«Моя жизнь... цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»

Семинар




58

«Герой нашего времени». Экранизация





59

«Герой нашего времени». Экранизация

Просмотр фильма




60

«Герой нашего времени». Экранизация

Просмотр фильма





Художественный мир Н.В. Гоголя (11ч)





61

Такой разный Н.В. Гоголь

Лекция




62

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Сюжетно-композиционный анализ комедии

Семинар




63

Образы комедии и новаторство Н.В. Гоголя

Семинар




64

Образы комедии и новаторство Н.В. Гоголя

Семинар




65

Снова о мотивах и преемственности сюжетных линий и образов

Семинар




66

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Обобщение

Семинар




67

История создания романа Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Лекция




68

«Портретные» главы поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Семинар




69

«Портретные» главы поэмы Гоголя «Мёртвые души»

Семинар




70

«В городе NN». (Губернское общество в изображении Н.В. Гоголя)

Семинар




71

Н.В. Гоголь о русском человеке, о настоящем и будущем России

Семинар





Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (7ч)





72

И.С. Тургенев. «Ася»

Семинар




73

И.С. Тургенев. «Ася»

Семинар




74

Художественный мир поэзии Н.А. Некрасова. «Тройка»

Семинар




75

Лирика Н.А. Некрасова

Семинар




76

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

Семинар




77

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

Семинар




78

А.П. Чехов «Студент»

Семинар





Малый эпический жанр в литературе начала XX века (1ч)





79

Внеклассное чтение. О. Уайльд. «Кентервильское приведение»

Семинар





Духовная литература (1ч)





80

Традиции духовной литературы. Современная духовная литература

Семинар





Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX-XX веков (2ч)





81

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»

Семинар




82

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»

Семинар





«Поэтическая революция» (8ч)





83

Литературный процесс на рубеже XIX-XX веков

Лекция




84

Литературный процесс на рубеже XIX-XX веков

Лекция




85

Лирика поэтов Серебряного века

Семинар




86

Лирика поэтов Серебряного века

Семинар




87

Художественно-поэтический семинар

Семинар




88

«Лирика женского сердца». Творчество А.А. Ахматовой

Семинар




89

«Лирика женского сердца». Творчество М.И. Цветаевой

Семинар




90

«Непонятная» поэзия Б.Л. Пастернака и О. Э. Мандельштама

Семинар





Человек в эпоху войн и революций (5ч)





91

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Мироощущение Мастера

Семинар




92

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». «Новый мир» и «новые люди»

Семинар




93

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Человек на войне

Семинар




94

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»

Семинар




95

Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Семинар





Проза второй половины XX века (2ч)





96

Проза второй половины XX века

Семинар




97

Проза второй половины XX века

Семинар





Прошлое – настоящее – будущее (3ч)





98

Прошлое, настоящее и будущее в литературе

Семинар




99

Прошлое, настоящее и будущее в литературе

Семинар




100

Прошлое, настоящее и будущее в литературе

Семинар




101-105

Резервные часы















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!