СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Настоящая рабочая программа по литературе для  9 класса  соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования  РФ от 5 марта 2004 года №1089); основной образовательной программе основного общего образования   (ГОС),  примерной программе по литературе для образовательных учреждений (9 класс) под редакцией В.Я. Коровиной М.: Дрофа, 2010г., федеральному закону  «Об образовании в Российской Федерации (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская школа

Краснинского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08. 2016 года



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Г.Е. Горбатенкова

Приказ №85 от 01.09. 2016 года

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

9 класса

Учитель: Колабская Светлана Александровна

высшая квалификационная категория
























2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по литературе для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089); основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (ГОС), примерной программе по литературе для образовательных учреждений (9 класс) под редакцией В.Я. Коровиной М.: Дрофа, 2010г., федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному плану МБОУ Глубокинской школы; годовому календарному учебному графику на текущий учебный год; методическому письму о преподавании предмета литература; требованиям к оснащению учебного процесса по литературе; федеральному перечню учебников, учебных пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе.

Цели изучения предмета

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Основными целями являются следующие.

  1. Приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры.

  2. Сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

  3. Расширить читательский кругозор учащихся.

  4. Повысить качество чтения.

  5. Способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников.

  6. Активизировать художественно-эстетические потребности детей.

  7. Развить литературный вкус обучающихся.

  8. Подготовить обучающихся к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы.

  9. Стимулировать творческую активность обучающихся.

  10. Формировать навык выразительного чтения.

  11. Воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Курс строится с опорой на историко-литературное изучение художественных произведений, решает задачи:

- формирования читательских умений;

- развития культуры устной речи;

- развитие письменной речи.

Изменений в содержании рабочей программе относительно содержания примерной программы нет.

Учебно-методический комплект


1. Учебник – хрестоматия «Литература» 9 кл. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт. – сост. Коровина В.Я. – М.: «Просвещение», 2010г.

2. Тематическое и поурочное планирование по литературе: 9-й класс: К учебнику В.Я. Коровиной «Литература . 9 класс»: Метод. пособие./ Н.А. Миронова. – М.: «Экзамен», 2015г.


Результаты освоения предмета «Литература»


За курс 9 класса у учащихся должно быть сформированы предметные результаты:

- знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- умение развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

- знания об основных этапах жизни и творчества русских писателей;

- умение давать характеристику герою, событиям и сравнивать их;

- умение работать с основными тропами, давать им характеристику;

- умение выражать свою позицию по прочитанному в форме разнообразных творческих работ: сочинений, лирических миниатюр, писем, сказок и т.д.

Обучающиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: слово, жанр путешествия, ода, трагедия, психологизм, психологический роман, сентиментализм, баллада, повесть, художественная услов­ность, фантастика, сатира, онегинская строфа, классицизм, реализм, романтизм, философско-драматическая поэма.

Обучающиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений;

- выделять общие свойства произведений;

- осмысливать роль художественной детали;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития;

- сравнивать авторские позиции;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

- свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками.


Содержание предмета

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о пи­сателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драма­тургии (развитие понятия) Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла­гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа­теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление по­нятия). Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и то­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита­рой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литератураТеория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских

ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.



Формы организации учебных занятий: индивидуальное обучение, зачёт, практическая работа, контрольная работа, работа по развитию речи, викторина.

Основные виды учебной деятельности:

Основные виды устных и письменных работ:

Устный рассказ: творческий пересказ прочитанного, выразительное чтение, декламация, чтение наизусть, решение проблемных вопросов.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с мак­симальным использованием художественных особен­ностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур­ном герое, характеристика героя или героев (в том чис­ле групповая, сравнительная Отзыв на самостоятельно прочитанное произведе­ние, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подго­товка сообщений, доклада, эссе, интервью на литера­турную тему; диалога литературных героев (воображае­мых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогиче­ской речью (в процессе беседы, интервью, сообщений, до­кладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфо­эпических, литературных, энциклопедических, мифоло­гических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге­роев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (про­стого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, сти­хотворения).

Языковой анализ. Проект.






































Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Введение. – 1 час

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

02.09

Тема 2. Из древнерусской литературы. – 2 часа

2

Литература Древней Руси Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве».

1

07.09

3

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, образов.

1

08.09

Тема 3. Из литературы XVIII века. – 10 часов

4

Классицизм в русском и мировом искус­стве. Общая характеристика русской ли­тературы XVIII века.

1

09.09

5

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северно­го сияния».

1

14.09

6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Вели­чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки.

1

15.09

7

Г.Р. Державин. Слово о поэте-фило­софе. Идеи просвещения и гуманизма.

1

16.09

8

Тема поэта и поэзии в лирике Держави­на. «Памятник», «Вла­стителям и судиям».

1

21.09

9

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» (гла­вы).

1

22.09

10

Особенности повествования в «Путеше­ствии...». Жанр путешествия.

1

23.09

11

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

1

28.09

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской лите­ратуры.

1

29.09

13

Развитие речи. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

1

30.09

Тема 4. Из литературы XIX века. – 56 часов

14

Общая характеристика русской и миро­вой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1

05.10

15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое».

1

06.10

16

Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особен­ности жанра баллады.

1

07.10

17

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

12.10

18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1

13.10

19

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

14.10

20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

19.10

21

Чацкий в системе образов комедии. Об­щечеловеческое звучание образов.

1

20.10

22

Чацкий в системе образов комедии. Об­щечеловеческое звучание образов.

1

21.10

23

Развитие речи. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода.

1

26.10

24

Развитие речи. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

27.10

25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

1

28.10

26

Лирика петербургского периода. «К Чаа­даеву». Проблема свободы, служения Ро­дине.

1

09.11

27

Любовь как гармония душ в интимной ли­рике

А.С. Пушкина. «На холмах Грузии».

1

10.11

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пуш­кина. «Пророк», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...».

1

11.11

29

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1

16.11

30

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров.

1

17.11

31

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Система образов.

1

18.11

32

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

23.11

33

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

24.11

34

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

25.11

35

Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

30.11

36

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

01.12

37

М.Ю. Лермантов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Молитва», «И скучно и грустно».

1

02.12

38

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк».

1

07.12

39

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова и послания к ним.

1

08.12

40

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лер­монтова. «Дума», «Предсказание».

1

09.12

41

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни» — первый психологический роман в русской литературе.

1

14.12

42

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

15.12

43

«Журнал Печорина» как средство самора­скрытия его характера.

1

16.12

44

«Тамань», «Княж­на Мери», «Фаталист».

1

21.12

45

Печорин в системе мужских образов ро­мана.

1

22.12

46

Дружба в жизни Печорина.

1

23.12

47

Печорин в системе женских образов ро­мана. Любовь в жизни Печорина.

1

28.12

48

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

29.12

49

Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

30.12

50

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творче­ства. Первые творческие успехи.

1

12.01

51

«Мир­город» Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.

1

13.01

52

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания. Смысл названия поэмы.

1

18.01

53

Система образов поэмы «Мертвые души».

1

19.01

54

Обучение анализу эпизода.

1

20.01

55

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

25.01

56

Чичиков как новый герой эпохи и как ан­тигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

26.01

57

«Мертвые души» — поэма о величии Рос­сии. Мертвые и живые души.

1

27.01

58

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

1

01.02

59

Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»

1

02.02

60

А. Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюже­та.

1

03.02

61

Любовь в патриархальном мире и ее вли­яние на героев пьесы «Бедность не по­рок».

1

08.02

62

Ф. М.Достоевский. Слово о писате­ле. Тип «петербургского мечтателя» в по­вести «Белые ночи».

1

09.02

63

Черты внутрен­него мира героя повести «Белые ночи».

1

10.02

64

Роль истории Настеньки в повести «Бе­лые ночи».

1

15.02

65

Внеклассное чтение. Л. Толстой, Н. Гоголь.

1

16.02

66

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

1

17.02

67

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленько­го человека».

1

22.02

68

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

24.02

69

Развитие речи. Анализ стихотворений Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

1

01.03

Тема 5. Из литературы XX века. – 25 часов

70

Русская литература XX века: многообра­зие жанров и направлений.

1

02.03

71

И. А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Нико­лая Алексеевича.

1

03.03

72

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

09.03

73

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Со­бачье сердце» как социально-философ­ская сатира на современное общество.

1

10.03

74

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.

1

15.03

75

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1

16.03

76

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

17.03

77

А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

1

22.03

78

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

1

23.03

79

Русская поэзия «Серебряного века».

1

05.04

80

А.А. Блок «Ветер принёс издалека». Образы и ритмы поэта.

1

06.04

81

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Ро­дины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж ве­чер...».

1

07.04

82

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина.

1

12.04

83

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люб­лю» (отрывок).

1

13.04

84

Новаторство поэзии Мая­ковского. Своеобразие стиха, ритма, ин­тонаций.

1

14.04

85

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

19.04

86

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве».

1

20.04

87

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Те­ма гармонии с природой, любви и смер­ти. «Можжевеловый куст».

1

21.04

88

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Траги­ческие интонации в любовной лирике.

1

26.04

89

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

27.04

90

Б. Л. Пастернак. Веч­ность и современность в стихах о приро­де и о любви.

1

28.04

91

А. Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1

03.05

92

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы стихотворений о войне.

1

04.05

93

Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи русских поэ­тов XIX—XX веков.

1

05.05

94

Промежуточная аттестация.

1

10.05

Тема 6. Из зарубежной литературы – 8 часов

95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэ­те. Гораций. Слово о поэте.

1

11.05

96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

1

12.05

97

У. Шекспир. «Гамлет». Гума­низм эпохи Возрождения.

1

17.05

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Фило­софский характер трагедии.

1

18.05

99

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Фило­софский характер трагедии.

1

19.05

100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Об­зор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения.

1

24.05

101

Повторительно-обобщающий урок «Литература 19-20 века».

1

1

25.05

102

Читаем, думаем, размышляем.

1













14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!