СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебный план МКОУ Лебедевской ООШ учебный план на 2015 —2016 учебный год.

4. Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебный план МКОУ Лебедевской ООШ учебный план на 2015 —2016 учебный год.

4. Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю)


1.2 Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами

художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


1.3 Цели обучения

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


1.4 Задачи курса

На передний план выдвигаются задачи:

- развитие способностей формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,

- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе - 70 часов (из расчета - 2 часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В этом направлении приоритетными методами обучения являются:

• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

• Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

• Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, интеллект-карты, тестирование и др.);

• Исследовательский






Учебно-тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1




Устное народное творчество

4



1

Из древнерусской литературы

3


1


Из русской литературы 18 века

2




Из русской литературы 19 века

23

2

2


Из русской литературы 20 века

28

1

1

5

Из литературы народов России

1




Из зарубежной литературы

6


1

1

Резервные

2














ИТОГО

70

3

5

7


















Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса


В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

Уметь:

• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

• Выражать свое отношение к прочитанному;

• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема и основное содержание



Кол-во

часов

Тип урока



Дата проведения


Примечание (форма контроля)

план

факт

Введение (1ч.)

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Беседа, тестирование



Тезисный план вступительной статьи учебника

Устное народное творчество (4 часов)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Рассказ учителя, беседа




3

Понятие о былине. Собирание былин.Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

1

Рассказ учителя, беседа




4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос

1

ВЧ



Литературная викторина по прочитанным былинам

5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословицС.К. Власова «Тютьнярская старина»

Отражение народных традиций

1

Рассказ учителя, беседа НРК



Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Древнерусская литература (3 часа)

6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отноения к книге

1

Рассказ учителя, беседа



Составить план «Поучения»

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Беседа, обучение устному рассказу



Составить план пересказа повести

8

Подготовка к письменной работе на тему»Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»


РР




Из русской литературы 18 века (2 часа)

п/п

Наименование разделов и тем



Кол-во

часов

Тип урока



Дата проведения


Примечание (форма контроля)

план

факт

9

М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды

1

Обучение выразительному чтению и устному рассказу



Практикум: определить стиль написанных Ломоносовым произведений

10

Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

1

Рассказ учителя, беседа



Выразительное чтение стихотворений

Из русской литературы 19 века (22 часов)

11

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России.»Полтава»(отрывок).Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отвагиЗащита человеческого достоинства нравственных идеалов А.Горская «Зажжем свечу и сядем кругом» Пушкиниана Аси Горской

русских солдат.Петр 1 и Карл 12

1

Беседа, обучение выразительному чтению НРК


12

А.С.Пушкин «Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.

1

Рассказ учителя, аналитическая беседа



13

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции

1

Беседа, практикум



Сочинение: О чем заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина?

14

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»


1

РР



Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина»Изображение»Маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

1

Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу



О чем заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина?

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению



характеристика героев



п/п

Наименование разделов и тем



Кол-во

часов

Тип урока



Дата проведения


Примечание (форма контроля)

план

факт


17

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу



18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.


1

Беседа. Практикум



19

М.Ю.Лермонтов.»Когда волнуется желтеющая нива…»Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.»Молитва», «Ангел».Мастерство поэта в создании художественных образов

1

Беседа, обучение выразительному чтению



Обучение анализу одного стихотворения

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Беседа, комментированное чтение



Контрольные вопросы, тестирование

21

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

1

Рассказ учителя, Беседа



Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести

1

Обучение устному рассказу



23

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»Г.Л.Занадворнов «Была весна».

Народное представление о героическом.

1

РР НРК



Написание сочинения

24

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

Беседа , рассказ учителя




25

С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».»Русский язык»,»Близнецы», «Два богача».Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра

1

РР



Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе


п/п

Наименование разделов и тем



Кол-во

часов

Тип урока



Дата проведения


Примечание (форма контроля)

план

факт

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте .Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины Л.К.Татьяничева «Как много песен у любви».

Палитра чувств стихотворения

1

Беседа, рассказ учителя.

Практикум НРК




27

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины


обучение выразительному чтению



Составить киносценарий: Парадный подъезд и его посетители

28

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

1

Беседа, обучение выразительному чтению



Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах.

29

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

Беседа, рассказ учителя



Составить цитатный план сказки

30

М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

1

РР



Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»


31

Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина»

1

Урок контроля


Развернутый ответ на вопрос, тест



п/п

Наименование разделов и тем



Кол-во

часов

Тип урока



Дата проведения


Примечание (форма контроля)

план

факт

32

Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей

1

Рассказ учителя, беседа



Выборочный пересказ, комментирование

33

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир

1

Беседа, обучение устному рассказу



Ответить: Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева

Из русской литературы 20 века (26 часов)

34

И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Рассказ учителя, беседа




35

И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

1

РР



Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа

1

Рассказ учителя, беседа



Характеристика одного из героев А.П.Чехова

37

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Развитие понятий о юморе и сатире

1

Практикум




38

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник

1

Беседа





39

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова»Тоска» ,»Размазня»

1

ВЧ




40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»

1

Практикум

Обучение анализу лирического текста



Выразительное чтение стихотворений

41

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести, »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

1

РР

Рассказ учителя, беседа



С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни»




п/п

Наименование разделов и тем



Кол-во

часов

Тип урока



Дата проведения


Примечание (форма контроля)

план

факт

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

1

Беседа, обучение пересказу эпизода



Ответить: В чем вы видите источник веры писателя «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

43

Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики

1

РР

Практикум



Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

44

М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легендыА.Г.Туркин «Челябинская жизнь»

Способы проявления авторского начала.

1

НРК



УСР: Памятник горьковскому герою

45

В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения


1

Беседа, обучение выразительному чтению



Тест по тексту стихотворения

46


В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

1




Мини-сочинение по начальной фразе «Мне нравятся, не нравятся стихи Маяковского, потому что…»

47

Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения

1

Рассказ учителя, беседа



Составление цитатного плана произведения

48

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку

1

Рассказ учителя, беседа



Тест по рассказу А.Платонова «Юшка»

49

А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности

1




Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

50

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

РР Подготовка к сочинению



Написать сочинение

51

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

Рассказ учителя, практикум




52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Урок контроля










53

Час мужества (интервью с поэтом –участником Великой Отечественной войны)

1

ВЧ



Конкурс стихов о войне

54

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1

Рассказ учителя, беседа



Составить план рассказа

55

Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)

1

Рассказ учителя, беседа



Ответить: В чем основная идея рассказа Е.Носова «Кукла»

56

Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1




Тест по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

57

Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природыВ.А. Куницын «Васильки»

Взаимодействие человека и природы»

1

НРК



Выразительное чтение стихотворений наизусть

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские

проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое

1

Рассказ учителя, беседа



Написать небольшой

рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения «Снега темнеют синие…»

59

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы

1

РР



Ответить письменно: «Искусство моего родного края»

60

Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах

1

Рассказ учителя, беседа



Отзыв на рассказ

61

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

1

ВЧ




Из литературы народов России (1час)

62

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1

Рассказ учителя, беседа



Выразительное чтение стихотворений Р.Гамзатова






план

факт


Из зарубежной литературы(6 часов)

63

Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

Рассказ учителя, беседа



Найти художественно-выразительные средства( метафоры, антитезу), отражающие идейный смысл стихотворения

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

1

РР

Рассказ учителя, практикум



Ответить: Что обрекает героя на бессмертие?

65

Японские хокку (хайку) Особенности жанра

1

Практикум




66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Семинар



Составление синквейна о любви

67

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра


1

ВЧ



Ответить: О чем писатель предупреждает человечество в своем рассказе «Каникулы»?

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето

1

Беседа, комментированное чтение




69-70

В.А. Куницын «Васильки»

Взаимодействие человека и природы» час Час мужества

2

НРК Резервный урок






График проведения контрольных и письменных работ


Содержание

Кол-во часов

Форма

Дата проведения







план

по факту

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Контрольная работа



Литературный ринг по произведениям Н.Гоголя, И.Тургенева, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина

1

Литературный ринг



Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Контрольная работа



Итого:

3





Формы и средства контроля

Формы обучения :

• Коллективные,

• Групповые,

• Дифференцированно-групповые,

• Индивидуальные;

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью

соответствует стандарту.

Средства контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы.

- итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания)

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981

4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

5.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.

6.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8. Мультимедиа-энциклопедия.

9. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.


3. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

4. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

6. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 1998.




Контрольно-измерительные материалы



1.. С.М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс- ВАКО, 2002

2.Н.М.Скоркина . Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, 7 класс. Учитель-АСТ, 2002г




Критерии оценки

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.



В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».





7 класс (НРК)

1

5

Народная мудрость пословиц и поговорок

С.К. Власова «Тютьнярская старина»

Отражение народных традиций

Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5-9 классы (Составители: Н.А.Капитонова, Т.Н.Крохалева, Т.В.Соловьева). Челябинск: Взгляд, 2002.

2

11

А.С. Пушкин. Повести Белкина.

А.Горская «Зажжем свечу и сядем кругом» Пушкиниана Аси Горской

3

23

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей.


Г.Л.Занадворнов «Была весна».

Народное представление о героическом.

4

26

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов о родной природе.

Л.К.Татьяничева «Как много песен у любви».

Палитра чувств стихотворения

5

44

Максим Горький «Старуха Изергиль»

«Легенда о Данко»


А.Г.Туркин «Челябинская жизнь»

Способы проявления авторского начала.

6

57

«Тихая моя Родина»

Н.Рубцов, Н. Заболоцкий.


В.А. Куницын «Васильки»

Взаимодействие человека и природы»

7

69

Час мужества

М.С.Гроссман «Мальчик на дороге»

Человек на войне

Итого: в 7 классе 7 часов НРК.



































Лист внесения изменений и дополнений


Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание














































23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!