Планируемые результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного курса
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику "Литература. 6 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"- РС",2013 г.
Соловьева Ф.Е Рабочая программа к учебнику "Литература. 6 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2012 г.
Учебник п/р Г.С. Меркина «Литература» 6 класс в 2-х частях, М. Русское слово – 2013 г. + рабочая тетрадь к учебнику
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часов за учебный год.
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка омолодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Из литературы XX века
И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Равитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Для заучивания наизусть
Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубежной литературы
Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Повторение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения программы | Фактические сроки (коррекция) |
Введение (1 час) |
1. | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | | |
Из греческой мифологии – 3 часа |
2. | Миф «Пять веков» | | |
3 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту | | |
4. | Миф «Яблоки Гесперид». Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла. | | |
Из устного народного творчества – 3 часа |
5. | Легенда «Солдат и смерть» | | |
6. | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | | |
7. | Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности | | |
Из древнерусской литературы – 3 часа |
8. | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | | |
9. | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | | |
10. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | | |
Из литературы XVIII века – 2 часа |
11. | М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Р.Р. Составление устного портрета Ломоносова. | | |
12. | Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание. | | |
Из русской литературы XIX века (50 часов; 31+19РР) |
13. | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. | | |
14. | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. | | |
15. | Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы. | | |
16. | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Р.Р. Инсценирование эпизода «Экзамен». | | |
17. | Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Деревня». Антитеза как основной художественный приём стихотворения. | | |
18. | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Р.Р. Самостоятельный анализ стихотворения по плану. | | |
19. | Р.Р. Конкурс выразительного чтения | | |
20. | Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха. Стихотворный ритм. | | |
21. | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. | | |
22. | Образы Дубровского и Троекурова. Р.Р. Составление сравнительной характеристики Дубровского и Троекурова | | |
23. | Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын | | |
24. | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | | |
25. | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Р.Р. Составление сравнительной характеристики князя Верейского и Владимира Дубровского | | |
26. | Нравственная проблематика произведения. Р.Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | | |
27. | Р.Р. Сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | | |
28. | Р.Р. Анализ письменных работ учащихся | | |
29. | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ) | | |
30. | Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова «Тучи». Риторические вопросы в стихотворении | | |
31. | Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова «Парус». Антитезы и инверсии в стихотворении. Р.Р. Исследовательская работа с текстом | | |
32. | М.Ю. Лермонтов «Листок». Многозначность художественного образа. Р.Р. Составление сравнительной характеристики листка и чинары | | |
33. | Р.Р. Конкурс творческих работ. Создание миниатюры (по выбору): «Диалог туч, мчащихся “с милого севера в сторону южную”», «Монолог Паруса, скользящего «в луче золотом», «Рассказ Листка о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой». Подобрать или создать к ним иллюстративный ряд | | |
34. | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Р.Р. Творческий проект «Гоголь и Пушкин» | | |
35. | Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. | | |
36. | Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Р.Р. Остап и Андрий (сравнительная характеристика) | | |
37. | Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. | | |
38. | Смысл финала повести | | |
39. | Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника | | |
40. | Р.Р. Сочинение № 2 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | | |
41. | И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Р.Р. Художественный пересказ рассказов с цитированием по предварительно составленному плану | | |
42. | Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта | | |
43. | Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. | | |
44. | Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания | | |
45. | Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...» | | |
46. | Трёхсложные размеры стиха | | |
47. | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» | | |
48. | Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство» | | |
49. | Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого («Что за человек был мой отец?», «Папа») | | |
50. | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство» | | |
51. | Р.Р. Анализ письменных работ учащихся | | |
52. | Внеклассное чтение. Автобиографическая повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» | | |
53. | Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | | |
54. | Дружба Васи, Валека и Маруси. Р.Р. Художественный пересказ главы VII | | |
55. | Р.Р. Диспут «Как я поступил бы на месте героя…» | | |
56. | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | | |
57. | Р.Р. Сочинение-рассказ (о встрече повзрослевших Валека и Васи либо продолжение рассказа Короленко) № 4 | | |
58. | А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали | | |
59. | Р.Р. Сопоставление изображения степи у А.П. Чехова в повести «Степь» и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | | |
60. | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка». Особая роль события рассказывания | | |
61. | А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Р.Р. Инсценирование рассказа. | | |
62. | Внеклассное чтение. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Р.Р. Составление диафильма | | |
Из русской литературы XX века (27 часов; 23+4РР) |
63. | Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина | | |
64. | И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | | |
65. | Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...» | | |
66. | Детские годы А.И. Куприна | | |
67. | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». | | |
68. | «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна | | |
69. | Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». | | |
70. | Р.Р. Письменный отзыв об эпизоде | | |
71. | Краткие сведения о С.А. Есенине. | | |
72. | Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...». | | |
73. | Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Стихотворение «Песнь о собаке» | | |
74. | Внеклассное чтение. Образы животных в произведениях художественной литературы. (Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка»). Нравственные проблемы в произведениях о животных. | | |
75. | Краткие сведения о М.М. Пришвине | | |
76. | «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | | |
77. | Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша | | |
78. | Смысл названия сказки-были | | |
79. | Р.Р. Сочинение-отзыв о произведении Пришвина «Кладовая солнца» (№ 5) | | |
80. | А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Основные темы и образы поэзии. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» | | |
81. | Тема Родины в стихотворении Ахматовой «Родная земля». Роль художественной детали, её многозначность в стихотворении «Мужество» | | |
82. | Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» | | |
83. | Р.Р. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной» (М.В. Исаковский «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов «Журавли» и др.) | | |
84. | Внеклассное чтение. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка» | | |
85. | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон» | | |
86. | Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | | |
87. | Р.Р. Словесные портреты Саньки, Вити, бабушки | | |
88. | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Картины природы в стихотворении «Звезда полей» | | |
89. | Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой и его мировосприятие. | | |
Из зарубежной литературы (11 часов; 9+2РР) |
90. | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика | | |
91. | Внеклассное чтение. Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. | | |
92. | Внеклассное чтение. «Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. | | |
93. | Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка» | | |
94. | Р.Р. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | | |
95. | Краткие сведения об О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. | | |
96. | О. Генри. Новелла «Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. | | |
97. | Внеклассное чтение. История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем». | | |
98. | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | | |
99. | Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге. | | |
100. | Р.Р. Творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона» | | |
Итоги (2 часа) |
101. | Литературная викторина | | |
102 | Рекомендации книг для летнего чтения | | |
Рассмотрено на заседании Согласовано
МО гуманитарного цикла Зам. директор по УВР
Протокол №1 от «____» _____.2016 г.
От 2016 г. ______________
Руководитель МО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №22"
Г
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №22
_____________ И.Н. Порохова
Пр. от «__» ____ 2016 г. №___
. Сергиев Посад
Рабочая программа по литературе
Класс 6 «А»
Составитель: Копорева А.А. ,
учитель русского языка и литературы
2016 г.