СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной с учетом учебника  Коровиной  В.Я «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях), 2011 г,  и рассчитана на 102  часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по литературе составлена на основе:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17декабря 2010 г № 1897

3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г № 1897»

4.Программой по литературе 5-11 классы ( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И. Под  редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации .М.: «Просвещение», 2010)

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной с учетом учебника  Коровиной В.Я «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях), 2011 г, и рассчитана на 102 часа.


УМК:

Для учащихся: 1. Коровина В.Я Русская литература: 19 века, 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

Для учителя:

1. Коровина В.Я Русская литература: 19 века,10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугод - М.: Вако, 2003.

4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.


Цель учебного предмета: изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи, актуализация в сознании школьников того пласта русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства.

Задачи учебного предмета:

-  воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-  развитие  культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  •  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.






























2. Общая характеристика предмета:

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений ожизни.

3. МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ)

Обязательное изучение литературы на этапе среднего общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 10 классе — 102 ч., в неделю 3 часа.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса.

Литература как учебный предмет в школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках литературы в 10 классе учащиеся знако­мятся с художественными произведениями, нравственный по­тенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе пол ­ноценного восприятия художественного произведения форми­руется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературы продолжается совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ученик задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

  1. Содержание учебного предмета:

п/п

Название темы

Количество

1

Русская литература 1 половины 19 века. Введение.

3

2

А.С.Пушкин

6

3

М.Ю.Лермонтов

4

4

Н.В.Гоголь

3

5

Русская литература 2 половины 19 века. Введение.

2

6

А.Н.Островский

7

7

И.А.Гончаров

4

8

И.С.Тургенев

8

9

Ф.И.Тютчев

4

10

А.А.Фет

3

11

А.К.Толстой

2

12

А.Н.Некрасов

9

13

Н.С.Лесков

2

14

М.ЕСалтыков - Щедрин

3

15

Ф.М.Достоевский

9

16

Л.Н.Толстой

18

17

А.П.чехов

9

18

Поэты и писатели Голышмановской земли

3

19

Зарубежная литература

3





















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;            

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;                              

4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
























ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, 10 класс


п/п

Тема урока

Количество часов

Универсальные учебные навыки

Домашнее задание

Дата проведения

предметные

общеучебные

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литера­туры XIX века. Классицизм, сентиментализм и романтизм в рус. литературе

1


1



Читательские предпочтения, созвучие литературы и жизни

Читать стр. 8-14


Различие родов и жанров литературы, взаимосвязь отдельных компонентов, работа со справочной литературой, составление конспекта

Стр. 7, 15,35, 41, заполнить таблицу


р.к. Поэтические предшественники А.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюш-ков. Обзор творчества

1

Жанровое, идейно-тематическое своеобразие

Схематизация материала, сопоставительная хар-ка

Инд.задания, устные сообщения стр.61, 80

;

Русская лит-ра 1пол. XIX в. А.С.Пушкин.-6 час. Жизнь и твор­чество. Гуманизм лирики и её нац.-историч. и общеч-ское содержа­ние. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историч. концепция пушкинск. творчества

1

Идейно-тематический анализ текста

Художественное иллюстрирование



1

Конспектирование, выразительное чтение стихотворений



Осн. мотивы, «вечные темы» лирики А.Пушкина. Особ-ти лирич. героя; отражение в стихотв. поэта духовн. мира чел-ка. Романтич. лирика периода южной и Михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление

1

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта, Идейно-тематический анализ текста, исследовательск. работа



1

Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика, логика развития связей человека и природы

Письм. Анализ стих-я «Арион»

Р/р Сочинение» Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина». Эволюция темы свободы и рабства в стихах поэта

1

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа

Сочинение.


1.

2.

4.

5.

6.

8.

9.

Философская лирика: при­рода, любовь, дружба, твор­чество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия

1

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Выявление нравственно-философской проблематики

мини-сочинение


М.Ю.Лермонтов. -4час. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. писателя

1



Составление тезисного плана

Схематизация материала, составление плана-конспекта

Тезисный план


Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества

1

Идейно-тематический анализ , логика истории и развития связей человека и природы; идейно-тематический ан-з стихотв.



Философские мотивы лирики Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений

1

Составление плана-конспекта, схематизация материала, идейно-композиционное своеобраз



Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

1

Анализ стихотворения



Н.В.Гоголь.-3час Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Сатира, драма, эпос, лирические отступления

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

Анализ эпизода.


Р/Р Подготовка к сочинению по повести «Невский проспект». Образ Петербурга. Написание сочинения « Образ Петербурга».

Анализ эпизода, реальность, фантастика, повесть

Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала

Сочинение.


Индивидуальное зад.

Русская лит-ра 2пол. XIX в -2час. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина

Классика, философия, тема, идея, проблематика

Составление плана-конспек-та, схематизация материала, идейно-компо-зиционное сво-еобразие произведения

Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая. работа


Традиции и новаторство. Роль лит. критики в развитии и становлении критич. реализма

Литературные традиции, новаторство, крит. реализм

Эволюция национального театра

Мировое значение русской классич. л-ры

Выборочный опрос, словарно-орф. раб.


А.Н.Островский. -7 час. Страницы жизни и творчества. Традиции русской драматургии в творчестве писателя

Драматургия, драма, трагедия, комедия

Схематизация мат-ла, составл. плана-конспекта

Конспектирование, словесное рисование

Индивидуальный опрос, словарно-орф. работа


«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия

«Домострой»; нарицательн. образы

Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии; работа в группах, анализ эпизода

Составление характеристики героя.


Характеристика персонажа


р.к. Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства»

Патриархальность, ремарка, резонёр, нравственность

Выявление нравственно-философской проблематики, выбор жизненной позиции

Комбинированный опрос, словарно-орфографическая работа


Протест Катерины против «тёмного царства». Внутренний конфликт героини.

Грех, покаяние, возмездие, рок

Тема греха, возмездия и покаяния в литературе

Роль религиозности в духовном мире человека


Р/р сочинение- рассуждение по пьесе «Гроза»

Символика, литературная критика

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

Сочинение.


«Бесприданница». Идейно-тематич. своеобразие пьесы

Драматический конфликт, пьеса

Сопоставит. хар-ка текста с его постановк.; ид.-тем. ан-з текста

Индивидуальный опрос»В чём своебразие пьесы?»


И.А.Гончаров. -4час Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа

Трилогия, композиция, социально-нравственная проблематика; приём антитезы

Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего.

, словарно-орфографическая работа


Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера главн. героя. «Сон Обломова». Хар-ка эпизода

Типичный герой, диалектика; характеристика эпизода

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

Смысл жизни и смерти; постановка и реш. нравств. вопр.

Подбор материала к сочинению» В чём смысл жизни Обломова?»


«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в тексте

Образ Обл. в ряду вечных обр. (Дон Кихот, Гамлет)

Ан-з эпизодов повести, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

Анализ эпизода .


«Что такое обломовщина?» Роман в русской критике

Обломовщина

Аналитический пересказ текста, работа со справ. лит-рой

Индивидуальный опрос


И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в рус. литер-ре.

Жанр записок, стиль писателя,

Аналитический пересказ текста, выборочн. ан-з, выявление частного и общего; конспект

Краткий пересказ текста.


«Отцы и дети». Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе

Жанр романа; западники и славянофилы, разночинцы

Аналитический пересказ текста, выборочн анализ, выявление частного и общего

Выявление нравственно-философской проблематики

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц

Конфликт, идеологический конфликт

Анализ эпизодов повести

Сравнительная характеристика, схематизация материала

Письменный зачёт»В чём конфликт отцов и детей?»


р.к.Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

Духовный конфликт, герой

Психологич. портреты героев, различие жизненных пр-пов

Фронтальный опрос


«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала

«вечные темы», философские вопросы

Выявление частного и общего, идейно-тематический, нравственно-философский анализ

Выборочный опрос, словарно-орф. раб.


« р/р Анализ эпизода.Смерть Базарова».. «Тайный психологизм»: художеств. функция портрета, пейзажа, интерьера

Анализ эпизода, психологизм, пейзаж, портрет, интерьер

Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

Анализ эпизода


Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа

Философская позиция героев романа и автора

Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образ

Подбор материала к сочинению


Образ Одинцовой в романе

Худож. особен-ти

Самостоятельная работа

Составить характеристику Одинцовой.


Тютчев Ф.И. 4час Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике

Философия, функции пейзажа, художественное своеобразие

Выборочный анализ текста

Выразительное чтение текста

Выразительное чтение текста


Идейно-тематический анализ текста, выявл. честного и общ.


Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании

Жанр лирического фрагмента, мировоззрение

Аналитический пересказ текста, выборочный ан-з, выявление частного и общего

Тезисы учебной статьи


Р/р устное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева. Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»

Ритмическое богатство стиха

Художественное своеобразие

Комплексный анализ стихотворения

Сочинение.


А.А.Фет.-3час Страницы жизни и тв-ва. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека

Жизнеутверждающее начало, лирика,

Теория «чистого искусства»

«Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин);

Письменный анализ стихотворения


Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий

Ритм, звучание, мелодия, импрессионизм

Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения

Выразительное чтение наизусть словарно-орф. раб.

а

А.К.Толстой. 2час Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики

Темы, мотивы, образы лирики;

влияние фольклора на лирику XIX века

Составление плана-конспекта, схематизация материала, идейно-композиционное своеобр.

Составление плана конспекта.


Художественное мастерство, идейно-тематическое своеобр.


Н.А.Некрасов. -9час Очерк жизни и творчества. Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа

Поэт «мести и печали»; гражданственность, драматизм, социальная трагедия

Анализ гражданской поэзии и лирики чувств

Анналитическ. пересказ текста, частного и общего; конспект. мат-ла

Конспект плана.


Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца

Разночинство, героизм, жертвенность

Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей человека и природы

слов.-орф. раб.


Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некр.

Народность творчества

Художеств. открытия Н.; простота и доступность стиха, его близость к строю н-дной речи

Сообщение на тему «Художественные открытия Некрасова»


Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация

Психологизм, психологическая характеристика

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов

Анализ стихотворения.


«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

Сюжет, композиция, жанровое своеобразие

Путешествие как приём организации повествования

Индивидуальный опрос, слов.-орф. раб.


Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме

Социальное и духовное рабство; сатирические образы помещиков

Сюжет поэмы и авторские отступления

Мастерство изображения жизни

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа


«Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме . Р/Р Сочинение « Доля русской женщины» по лирике Н.А.Некрасова.

Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества

Идейно-темат. анализ эпизода

Выразительное чтение

, сочинение.


Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего


Р/р Написание сочинения «Доля русской женщины «.

Многообр. народных типов в поэме

Выявление нравственно-философской проблематики

Сочинение.


Н.С.Лесков. 2час Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя

Сказ в творчестве Лескова, словотворчество, призвание «маленького человека»

Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста, аналитический пересказ текста, анализ и подбор соотв. мат-ла

Конспект учебной статьи


Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особен-ти жанра

Поэтика названия повести, фольклорное начало в повествовании

Характери­стика персо­на-жа, героя-прав-до­искателя

Этапы духов­ного пути лич­ност

Сжатый пересказ произведения.


М.Е.Салтыков-Щедрин. 3час Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок

Понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык)

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов; ан-з эпизодов, аналитич. пересказ

Составление психологического портрета.


«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».

Собирательный образ, типичность, гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола, сатира

Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории

словарно-орфографическая. работа


Характеристика персонажа

Тема народа и власти


р.к.Ф.М.Достоевский. 9час Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя

Идейные и эстетические взгляды, эстетика, философ

Аналитич. пересказ текста, выборочн. ан-з, выявлен. частного и общего; конспектирование

Пересказ учебной статьи..


Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Психологизм, роль пейзажа в художеств. тексте

Жанрово-композиционный ан-з текста, художественное мастерство в создании пейзажа

таблица»Петербург Достоевского и Пушкина»


Детект. сюжет и глубина постановки нравствен. проблем. «Маленькие люди» в романе. социал Проблема. несправедливости и гуманизм писателя

Детективный сюжет, система образов; «маленький человек»; социальная характ-ка

Идейно-тематический анализ, жанрово-стилисти-ческие особ-ти

Выявление нравственно-философской проблематики

Подбор материала к теме»Маленькие люди»



Раскольников. Духовные искания героя и его теория Р/Р Подготовка к сочинению»Почему рушится теория Р.Раскольникова ?».

Духовные искания, диалектика

Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой

Актуальность классики, новизна прочтен., идейно-темат. своеобразие

сочинение


Теория; бунт


Р/Р Написание сочинения — рассуждения.

Двойник

Сопоставительная характеристика персонажей

Сочинение.


Образы «униженных и оскорбленных». С.Мармеладова и пробл. нравств. идеала авт. Тема гордости и смирения

Полифонизм романов Достоевского; гордость, смирение

Библейские мотивы в романе, выборочный ан-з,

Аналитический пересказ, выявлен. частного и общего

словарно-орф. работа


Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века

Эпилог, культура, актуальность

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.

Устный ответ на вопрос»Какова роль эпилога в романе?»


Л.Н.Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравств. чистота писат. взгляда на мир и человека

Духовные искания, нравственность, гуманизм

Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образов

Конспект лекции


Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»

Героизм, патриотизм; автобиографическая трилогия (повторение)

Историко-культурн. контекст в произведении, идейно-тематич. анализ, логика истории и развития вз/отн. человека и власти

Краткий пересказ 1 повести,


«Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие. Образ автора в романе

Роман-эпопея; критерии оценки личности

Система образов в романе и нравственная концепция автора

таблица»Образы героев романа».


Художеств. особенности произведения: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни

Композиция, «диалектика души»; психологизм

Система образов и нравств. концепция Толстого, его критерии оценки личности

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов

словарно-орфографическая. работа


Война 1805-1807 гг. – эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.

Отечественная, гражданская война

Проблема истинного и ложного героизма и величия

Выборочное чтение и пересказ.


Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравств. ответственности человека Р/Р Сочинение — рассуждение « Как князь Андрей вернулся к жизни ?»

Приёмы и способы психологич. изображения

Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Сочинение.



1.

2.

4.

5.

6.

8.

9.

Этапы духовных исканий Пьера Безухова.

Психологическая характеристика

Внутренний монолог как приём психологич. характер-ки героя

Составление характеристики, подбор материала из худ. Текста.



Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Т.

Жизнь сердца, «ди-алектика души»

Психол. портреты персонажей, различие жизненных принципов

мини-сочинение»В ЧЁМ РАЗЛИЧИЕ Наташи и Элен?»


Семья Ростовых и семья Болконских

Мысль народная и мысль семейная

Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов

таблица»Семья Ростовых и Болконсих?»


Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон

Антитеза, личность, противопоставление

Сопоставительная характеристика. Антитеза как центральный композиционный приём

Анализ эпизодов


Тема народа, «роевой» жизни в романе. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев

«роевая» жизнь, народность

Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста

Выборочный опрос, словарно-орф. работа


«дубина народной войны»

Сравнительная характеристика, составление таблицы

Составить сравнительную характеристику


Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа

Патриотизм, истинный, ложный

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов

Анализ Бородинского сражения и поступков героев.


Композиция, тема, идея

Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов


Л.Толстой – классик и самобытный философ. Портрет, пейзаж, диалоги и внутр. монологи. Психологизм прозы

Классический, философский, психологизм прозы

Интерес к писателю в современном мире; Л.Толстой в контексте русской и зарубежной критики

Конспект учебной статьи.


Р/Р Анализ эпизода из романа «Война и мир»

Эпизод, идейный центр произвед.

Создание творч. работы; идейно-тематический анализ

Сочинение.


А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. Своеобразие их тематики и стиля. «Человек в футляре»

Способы создания комического эффекта

Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу

Устный ответ»Тема маленького человека у Чехова»


«Мелочи жизни» на страницах рассказов 90-х годов. Проблематика и поэтика, «биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов Чехова

Поэтика, проблематика, тема, идея импрессионизм

Утверждение творч. труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: детализация, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста

Краткий пересказ 2 повестей о любви


Своеобразие стиля А.П.Чехова, детализация



Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Деградация, импрессионизм

Проблема ответственности человека за свою судьбу

Подбор материала для сочинения из текста


Р/Р Устное сочинение «Тема гибели души в рассказе» Ионыч».

Поэтика, драма, лирическ. комедия

Особенности сюжета и конфликта пьес

сочинение


«Вишневый сад». Особ-ти сюжета и конфликта пьесы. Сист. образов, особ-ти жанра. Разрушение двор. гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебн. быта

Конфликт пьесы, жанровое своеобразие

Сюжет и подтекст пьесы

Символический смысл пьесы

Краткий пересказ, таблица»Образы уходящей и новой жизни»


Разлад между желаниями и реальностью их осуществления


Усадебный быт; драматургия

Комплексный анализ эпизода, сравнительная характеристика

Анализ эпизодов.


Новат-тво Чехова-драматурга. Знач. творч. наследия Чехова для мировой лит-ры и театра

Авторский стиль, замысел, тема, идея

Монологическая речь, элементы ан-за стиля автора текста, проблемное изложение материала

, словарный диктант, конспект учебной статьи.


р.к Писатели — земляки. А.Кузнецова и её творчество» Боль за судьбу русской деревни в рассказах писательницы. Разгадка тайн русской души.

Драма, притча, Идейно-тематич. своеобразие, жанр

Традиционализм и новаторство в выражении идейно-тематического своеобразия

Конспект лекции, краткий пересказ 2 рассказов.



Р/Р Отзыв на рассказ А.Кузнецовой.

Своеобразие

Самостоятельная работа

Сочинение-отзыв.

Зарубежная лит-ра XIX века. 3час Осн. тенденц. в развитии зарубежн. лит-ры XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм

Вечные вопросы в зарубежной литературе; романтизм, реализм и символизм

Сопоставление тенденций в развитии рус. лит-ры с зарубежн.

Особенности раскрытия «вечных тем» в зарубежной литературе

слов.-орф. Работа, конспект учебной статьи.


Выборочное чтение и анализ эпизодов.


Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедл. мира. Мечты героев и их неосуществимость.

Социально-психологическая драма, психологизм

Тонкость психологич. анализа

Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей

Краткий пересказ произведения



График контрольных работ



п/п

Четверть

Тема и форма

проведения

Количество

часов

Дата

1


Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина»

1


2


Подготовка и написание сочинения по творчеству Н.В.Гоголя «Образ Петербурга»

2


3


Анализ эпизода по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Смерть Базарова»

1


4


Устное сообщение «Любовная лирика Ф.И.Тютчева»

1


5


Сочинение по лирике А.Н.Некрасова «Доля русской женщины»

2


6


Сочинение — рассуждение по роману «Преступление и наказание» Ф.М Достоевского «Почему рушится теория Раскольникова?»

2


7


Сочинение — рассуждение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

«Как князь Андрей вернулся к жизни?»

1


8


Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

1


9


Устное сочинение по повести А.П.Чехова «Тема гибели душив рассказе « Ионыч «

1


10


Отзыв на рассказ А.Кузнецовой.

1






8. Материально — техническое обеспечение

1. Коровина В.Я Русская литература: 19 века,10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугод - М.: Вако, 2003.

4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

5. DVD видео, аудиозаписи.

6. Интернет ресурсы http://www.school2100.ru, http://www.proshkolu.ru/.


















В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!