СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Я – исследователь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного курса является - трансформация процесса развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Я – исследователь»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района




«Утверждаю»


Директор школы



_______________ Л. И. Филимонцева



Приказ № 166 от 01.09.2016 г.



«Согласовано»

«Рассмотрено»

Заместитель директора по ОП

Руководитель методического совета


_______________ Т. В. Люшина


_______________ Л.В.Завьялова


31.08.2015 г.


Протокол № 1 от 31.08.2015 г.


Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности Я – исследователь

направление: интеллектуальное

для 2 б класса

на 2016-2017 учебный год













Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я – исследователь» составлена на основе следующих документов и материалов:

  • основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;

  • авторской программы для 1-4 классов (авторА.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Издательский дом «Федоров» г. Самара 2011г.)

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Целью данного курса является - трансформация процесса развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.

Задачи:

  • сформировать представление об исследовании;

  • развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;

  • развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

  • развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;

  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Актуальность и перспективностькурса заключается в том, что проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Возрастная группаобучающихся, на которых ориентирована программа 1-4 класс.

Место курса по внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Объем часов по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» в 2016-2017 учебном году составляет во 2 класс – 34 часа.



Формы и методы работы: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация ,доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Содержание курса.

Подпрограмма «Тренинг». «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

«Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.

«Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

«Учимся вырабатывать гипотезы» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.

«Знакомство с логикой» Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

«Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.

«Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

«Как делать схемы» Понятия схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

«Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

«Что такое парадоксы» Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

«Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

«Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

«Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

«Экспресс-исследование» «Семинар по итогам экскурсии» «Коллекционирование»

«Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди» «Сообщения о своих коллекциях»

Подпрограмма «Мониторинг»

«Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» «Мини-конференция по итогам собственных исследований» «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

«Научные исследования и наша жизнь». Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

«Методы исследования» Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).

«Наблюдение и наблюдательность». Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

«Эксперимент -познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

«Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.

«Анализ и синтез» Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

«Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

«Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

«Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

«Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

«Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

«Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

«Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

«Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

«Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

«Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

«Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

«Как выбрать тему собственного исследования»

«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

«Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

«Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

«Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании

«Наблюдение и экспериментирование» Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

«Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

«Наблюдение и наблюдательность» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

«Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

«Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

«Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

«Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить

текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

«Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

«Культура мышления» Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

«Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

«Научная теория» Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

«Научное прогнозирование» Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

«Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»

Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

«Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

«Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения

на основе наблюдений.

«Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная

беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

«Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

«Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» «Коллективная игра-исследование» «Семинар» «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Мониторинг исследовательской деятельности «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» «Подготовка собственных работ к защите». «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Тренинг исследовательских способностей

Планируемые результаты.

Личностные:

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные.

  1. Регулятивные:

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

  1. Познавательные:

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

  1. Коммуникативные:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



















Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Я исследователь» 2 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Контроль, инструментарий


план

факт

1

05.09


Научные исследования и наша жизнь

1

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.


2

12.09


Методы исследования

1

  • Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).

Анкетирование

3

19.09


Наблюдение и наблюдательность

1

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Практическая работа

4

26.09


Эксперимент - познание в действии

1

Личностные:положительное отношение и интерес к изучению курса.

Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Проведение эксперимента

5

03.10


Гипотезы и провокационные идеи.

Анализ и синтез.

1

Личностные: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Метапредметные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».


6

10.10


Как давать определения понятиям.

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов



1

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций. Метапредметные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Рисунки

7

17.10


Наблюдение и экспериментирование.

Основные логические операции

1

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций. Метапредметные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.


8

24.10


Гипотезы и способы их конструирования

1

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: предполагать, какая информация нужна.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».


9

31.10


Искусство задавать вопросы. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенно

1

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: предполагать, какая информация нужна.

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Анкетирование

10

14.11


Ассоциации и аналогии

1

Личностные: уважать иное мнение Метапредметные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.


11

21.11


Суждения, умозаключения, выводы

1

Личностные: уважать иное мнение Метапредметные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Индивидуальные задания

12

28.11


Искусство делать сообщения

1

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Выступления учащихся

13

05.12


Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

1

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.


14

12.12


Как выбрать тему собственного исследования

1

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Тестирование

15

16

17

19.12

26.12

16.01


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Индивидуальная работа с учащимися.

Консультации

18

19

23.01

30.01


Коллективная игра-исследование

2

Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.


20

21

22

23

24

25

26

06.02

13.02

20.02

27.02

06.03

13.03

20.03


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

7

Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальное консультирование.

Консультации

28

03.04


Семинар

1

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Защита исследовательских работ

29

30

10.04

17.04


Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

2

Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и творческих проектов, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Защита исследовательских работ и творческих проектов

31

32

24.04

08.05


Подготовка собственных работ к защите.

2

Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Индивидуальные задания

33

34

15.05

22.05


Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

2

Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Защита исследовательских работ и творческих проектов





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!