Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района |
| «Утверждаю» |
| Директор школы |
| _______________ Л. И. Филимонцева |
| Приказ № 166 от 01.09.2016 г. |
«Согласовано» | «Рассмотрено» |
Заместитель директора по ОП | Руководитель методического совета |
_______________ Т. В. Люшина | _______________ Л.В.Завьялова |
31.08.2015 г. | Протокол № 1 от 31.08.2015 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности Я – исследователь
направление: интеллектуальное
для 2 б класса
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я – исследователь» составлена на основе следующих документов и материалов:
основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;
авторской программы для 1-4 классов (авторА.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Издательский дом «Федоров» г. Самара 2011г.)
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Целью данного курса является - трансформация процесса развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
Задачи:
сформировать представление об исследовании;
развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;
вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Актуальность и перспективностькурса заключается в том, что проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Возрастная группаобучающихся, на которых ориентирована программа 1-4 класс.
Место курса по внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Объем часов по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» в 2016-2017 учебном году составляет во 2 класс – 34 часа.
Формы и методы работы: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация ,доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Содержание курса.
Подпрограмма «Тренинг». «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
«Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.
«Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
«Учимся вырабатывать гипотезы» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.
«Знакомство с логикой» Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
«Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.
«Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
«Как делать схемы» Понятия схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
«Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
«Что такое парадоксы» Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
«Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
«Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
«Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
«Экспресс-исследование» «Семинар по итогам экскурсии» «Коллекционирование»
«Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди» «Сообщения о своих коллекциях»
Подпрограмма «Мониторинг»
«Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» «Мини-конференция по итогам собственных исследований» «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
«Научные исследования и наша жизнь». Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
«Методы исследования» Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
«Наблюдение и наблюдательность». Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
«Эксперимент -познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
«Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.
«Анализ и синтез» Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
«Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
«Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
«Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
«Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
«Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
«Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
«Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
«Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
«Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
«Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
«Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
«Как выбрать тему собственного исследования»
«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
«Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
«Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
«Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании
«Наблюдение и экспериментирование» Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
«Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
«Наблюдение и наблюдательность» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
«Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
«Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
«Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
«Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить
текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос
и отвечать на него.
«Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
«Культура мышления» Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
«Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
«Научная теория» Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
«Научное прогнозирование» Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
«Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.
«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
«Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
«Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения
на основе наблюдений.
«Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная
беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
«Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
«Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» «Коллективная игра-исследование» «Семинар» «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Мониторинг исследовательской деятельности «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» «Подготовка собственных работ к защите». «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Тренинг исследовательских способностей
Планируемые результаты.
Личностные:
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные.
Регулятивные:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Я исследователь» 2 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Контроль, инструментарий |
план | факт |
1 | 05.09 | | Научные исследования и наша жизнь | 1 | Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. | Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. | |
2 | 12.09 | | Методы исследования | 1 | Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. | Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). | Анкетирование |
3 | 19.09 | | Наблюдение и наблюдательность | 1 | Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. | Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности. | Практическая работа |
4 | 26.09 | | Эксперимент - познание в действии | 1 | Личностные:положительное отношение и интерес к изучению курса. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. | Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). | Проведение эксперимента |
5 | 03.10 | | Гипотезы и провокационные идеи. Анализ и синтез. | 1 | Личностные: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Метапредметные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». | |
6 | 10.10 | | Как давать определения понятиям. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций. Метапредметные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». | Рисунки |
7 | 17.10 | | Наблюдение и экспериментирование. Основные логические операции | 1 | Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций. Метапредметные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. | |
8 | 24.10 | | Гипотезы и способы их конструирования | 1 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: предполагать, какая информация нужна. | Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». | |
9 | 31.10 | | Искусство задавать вопросы. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенно | 1 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: предполагать, какая информация нужна. | Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». | Анкетирование |
10 | 14.11 | | Ассоциации и аналогии | 1 | Личностные: уважать иное мнение Метапредметные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи | Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. | |
11 | 21.11 | | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | Личностные: уважать иное мнение Метапредметные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи | Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. | Индивидуальные задания |
12 | 28.11 | | Искусство делать сообщения | 1 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. | Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. | Выступления учащихся |
13 | 05.12 | | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» | 1 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. | |
14 | 12.12 | | Как выбрать тему собственного исследования | 1 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. | Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. | Тестирование |
15 16 17 | 19.12 26.12 16.01 | | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 | Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) | Индивидуальная работа с учащимися. | Консультации |
18 19 | 23.01 30.01 | | Коллективная игра-исследование | 2 | Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. | Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. | |
20 21 22 23 24 25 26 | 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 | | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 7 | Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. | Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальное консультирование. | Консультации |
28 | 03.04 | | Семинар | 1 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. | Защита исследовательских работ |
29 30 | 10.04 17.04 | | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 2 | Личностные: вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и творческих проектов, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | Защита исследовательских работ и творческих проектов |
31 32 | 24.04 08.05 | | Подготовка собственных работ к защите. | 2 | Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. | Индивидуальные задания |
33 34 | 15.05 22.05 | | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 2 | Личностные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Метапредметные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | Защита исследовательских работ и творческих проектов |