Рабочая программа по курсу «Органическая химия» 10 класс, базовый уровень, (2 часа в неделю, всего 70 часов)
УМК О.С. Габриеляна
Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).
.2. На изучение курса отведено70часов (2 часа в неделю). , за год контрольных работ 3, практических работ
3. Учебно-методический комплект
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс»О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011,2008, (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2005-2007 г.г. издания).В авторскую программу внесены следующие изменения:Уменьшено число часов на изучение тем:
- № 1 «Теория строения органических соединений» до 5 вместо 6 часов. Высвободившийся час перенесен во Введение и используется для актуализации знаний по органической химии, полученных в 9 классе основной школы.
- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 5 часов вместо 8, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 7часов до 6 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». Высвободившиеся часы по темам № 5 и № 6 отводятся на подготовку к контрольным работам и обобщению и систематизации знаний по курсу органической химии. Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».
УМК
для учащихся
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - 7-изд. стереотип. - М.: Дрофа. 2011. - 191, [1] c. :
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна. – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.
для учителя
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - 7-изд. стереотип. - М.: Дрофа. 2011. - 191, [1] c. :
Габриелян О.С., Сладков С.А. Химия. 10 класс. Методическое пособие. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 400 с.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012. – 160 с.
Габриелян О.С., Березкин П.Н. и др. Контрольные и проверочные работы. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.
Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с.
Дидактическое обеспечение
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)
инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);
варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Предлагаемые материалы могут быть использованы учителем для составления рабочих программ не только к УМК О.С. Габриеляна, но также и к УМК других авторов.
Критерии оценок по химии
1. Оценка устного ответа
Отметка «5»: · дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, · материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, · ответ самостоятельный.
Отметка «4»: · дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, · материал изложен в определенной последовательности, · допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный
и нечеткий ответ.
Отметка «3»: · дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»: · ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла · допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя. · отсутствие ответа.
2. Оценка умений решать задачи
Отметка «5»: · в логическом рассуждении и решении нет ошибок · задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: · в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом, · допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: · в логическом рассуждении нет существенных ошибок, · допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: · имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. · отсутствие ответа на задание.
3. Оценка экспериментальных умений
Отметка «5»: · работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, · эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами, · проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»: · работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»: · ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»: · допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить. · работа не выполнена, · полное отсутствие экспериментальных умений.
4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»: · план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»: · план решения составлен правильно, · осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. · допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»: · план решения составлен правильно, · осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. · допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»: · допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах). · задача не решена.
5. Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»: · дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: · допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: · работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка «2»: · работа выполнена меньше чем наполовину, · имеется несколько существенных ошибок. · работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования
единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при
выставлении отметки за четверть, полугодие, г
Тематическое планирование по химии, 10 класс,
базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68ч, из них 2 ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них |
контр. работы | | практ. работы | |
1 | Введение | 2 | - | | - | |
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 5 | - | | - | |
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 16 | К.р.№1 | | - | |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 19 | К.р.№2 | | Пр.р.№1 | |
5 | Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 9 | - | | - | |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения | 5 | - | | - | |
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 6 | - | | Пр.р.№2 | |
8 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | 4 | К.р.№3 | | - | |
| Итого | 66 | | 3 | | 2 |
Тип урока (в рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов:
- Урок ознакомления с новым материалом
- Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
- Комбинированный урок)
Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень (2 ч в неделю, всего 70 ч. из них 4ч – резервное время),
УМК О.С. Габриеляна
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛ- ВО ЧАСОВ | ТИП УРОКА | ВИД КОНТРОЛЯ | ДАТА |
по плану | фактич |
| Введение (2часа) | | | | | |
1 | Предмет органической химии | 1 | ВУ УИНМ | устные ответы | | |
2 | Классификация органических веществ | 1 | КУ УИНМ | фронтальный опрос тест | | |
| Тема 1. Строение органических соединений (5 часов) | | | | | |
3,4 | Теория строения органических соединений | 2 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
5,6 | Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | 2 | УИ и ППЗ | фронтальный опрос | | |
7 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 1 | 1 | УПиКЗУН | Тест | | |
| Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов) | | | | | |
8 | Природный газ | 1 | КУ | устные ответы | | |
9,10 | Алканы | 2 | УИ и ППЗ | Самостоятельная работа | | |
11,12 | Алкены | 2 | УИ и ППЗ | Поисковая беседа | | |
13 | Полиэтилен | 1 | УК О и КЗ | устные ответы | | |
14 | Алкадиены. Каучуки | 1 | УИНМ | фронтальный опрос | | |
15,16 | Алкины. Ацетилен | 2 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
17 | Нефть | 1 | УИНМ | устные ответы | | |
18,19 | Арены. Бензол | 2 | УПиКЗУН | Решение задач , составление схем | | |
20 | Решение задач | 1 | УПиКЗУН | Решение задач , составление схем | | |
21 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 2. | 1 | УИ и ППЗ | Поисковая беседа | | |
22 | Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники» | 1 | УИ и ППЗ | Контрольная работа | | |
23 | Анализ контрольной работы | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
| Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19часов) | | | |
24 | Углеводы | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
25 | Глюкоза | 1 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
26 | Спирты | 1 | КУ | Самостоятельная работа | | |
27 | Химические свойства спиртов | 1 | УИНМ | Решение зада | | |
28 | Многоатомные спирты | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
29,30 | Каменный уголь. Фенол | 2 | УИНМ | Самостоятельная работа | | |
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛ- ВО ЧАСОВ | ТИП УРОКА | ВИД КОНТРОЛЯ | ДАТА |
| | | | | По плану | фактич |
31,32 | Альдегиды | 2 | УИНМ | фронтальный опрос | | |
33,34 | Карбоновые кислоты | 2 | УИ и ППЗ | Самостоятельная работа | | |
35 | Сложные эфиры | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
36,37 | Жиры | 2 | КУ | устные ответы | | |
38 | Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | 1 | УПиКЗУН | Решение задач , составление схем | | |
39 | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | УИНМ | Практическая работа | | |
40 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 3. | 1 | УК О и КЗ | Поисковая беседа | | |
41 | Контрольная работа № 2 №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | 1 | УК О и КЗ | Контрольная работа | | |
42 | Анализ контрольной работ | 1 | КУ | тест | | |
| Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов) | | |
43 | Амины | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
44 | Анилин | 1 | УИНМ | устные ответы | | |
45,46 | Аминокислоты | 2 | УИНМ | Тест | | |
47,48 | Белки | 2 | УИНМ | Самостоятельная работа | | |
49 | Нуклеиновые кислоты | 1 | КУ | устные ответы | | |
50 | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений | 1 | УПиКЗУН | Решение задач , составление схем | | |
| Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов) | | |
51 | Ферменты | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
52 | Витамины | 1 | УИ и ППЗ | устные ответы | | |
53 | Гормоны | 1 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения | | |
54 | Лекарства | 1 | УПиКЗУН | Поисковая беседа | | |
55 | Практическая работа № 2 Обнаружение витаминов | 1 | УИНМ | Практическая работа | | |
| Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6часов) | | |
56,57 | Искусственные полимеры | 2 | КУ | устные ответы | | |
58 | Синтетические полимеры | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
59 | Синтетические пластмассы | 1 | КУ | Поисковая беседа | | |
60 | Синтетические волокна | 1 | КУ | Тест | | |
61 | Синтетические каучуки | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
62,63 | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | 2 | УПиКЗУН | Решение задач , составление схем | | |
64 | Контрольная работа № 3 по курсу органической химии | 1 | УК О и КЗ | Контрольная работа | | |
65 | Анализ контрольной работы | 1 | КУ | фронтальный опрос | | |
| 4 часа – резервное время | 1 | | | | |
7